Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность У. Морриса и других представителей движения за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века привела наконец, после долгих десятилетий эклектического подражания старым архитектурно-художественным стилям, к появлению в формообразовании предметного мира нового, совершенно оригинального стиля. Этот стиль в разных странах получил разные названия. В Бельгии и Франции он назывался «Ар Нуво» по названию магазина-салона в Париже, открывшегося в 1895 г. В Англии этот стиль обычно называли «Новый стиль» («Modern Style»). В Германии утвердился термин «Югендстиль» по имени журнала «Югенд» («Юность»), который начал выходить в 1896 г. В Австрии использовали наименование «стиль сецессион» — так здесь назывался вид объединения художников. Таким же название стиля было в Чехии и Польше. В России же этот стиль стали называть «стиль модерн» или просто «модерн». Стиль модерн явился тем мостиком, который связал искусство XIX века с новой эстетикой вещи ХХ столетия. На ранней стадии зарождения стиля ведущую роль играла родина У. Морриса Англия. В 1882 г. здесь была создана т. н. «Гильдия века», объединение художников, которое начало издавать журнал «Конек», ставший предшественником многих европейских журналов стиля модерн. Используя художественные традиции Морриса, члены гильдии, в которую входили такие художники, как Макмордо, Имейдж, Хорн, Шайльдс, Хитон, создавали интерьеры, керамические изделия, изделия из стекла и металла и др., стремясь в своих произведениях к красоте и простоте художественных форм. Значительную роль в формировании стиля модерн сыграла и Франция. Основная заслуга в этом здесь принадлежит представителям т. н. «технической архитектуры» 1880-х годов. Большое значение, в частности, имели архитектурные сооружения, созданные к парижской Всемирной выставке 1889 года. В первую очередь это Галерея машин Ш. Дютера и знаменитая Башня Г. Эйфеля. Эти архитектурные произведения заставили публику по-новому взглянуть на эстетику форм окружающего предметного мира и этим готовили появление нового стиля. 1890-е — начало 1900-х гг. — время зрелости стиля модерн. В это время формируется теория стиля, начинает издаваться множество художественных журналов, пропагандирующих принципы модерна. В архитектуре же считается начало настоящего модерна с построенного в бельгийской столице Брюсселе в 1892—1893 гг. архитектором Виктором Орта (1862—1947) особняка Тасселя. В своем произведении Орта одним из первых отказался от ордерного решения архитектурного произведения. В оформлении фасада здания металл органично соединялся со стеклом. В стилистике доминировали текучие линии — впоследствии один из основных признаков модерна. Особенно необычно было внутреннее решение особняка. Композиционным центром, главным художественным элементом здесь являлась лестница со скульптурными, мягко пластически проработанными перилами и колоннами, капители которых гнулись и закручивались, напоминая расходящиеся стебли растений. Вклад Бельгии в формирование стиля модерн не ограничился творчеством Орта. Другим выдающимся деятелем модерна бельгийского происхождения был знаменитый художник и дизайнер Анри ван де Вельде (1863—1957). Начинал он как живописец и график, с молоду увлекался идеями Морриса, но, в отличие от него, никогда не выступал против машинной техники. В 1890-е годы ван де Вельде начинает заниматься прикладным искусством и архитектурой, переезжает в Париж, где активно участвует в открытии здесь в 1895 г. художественного магазина-салона «Ар Нуво», по имени которого, как мы помним, во Франции получил название весь стиль. Однако наибольшее признание деятельность ван де Вельде получила в Германии, куда он перебрался в 1898 г. и где даже было создано специальное общество, которое стало заниматься приобретением и реализацией его проектов. В конце концов ван де Вельде становится лидером немецкого движения «югендстиль». Первоначально он жил в Берлине, а потом в 1902 г. по приглашению Великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского переехал в Веймар, где занял пост художественного советника по делам промышленности и прикладного искусства. В этом же году он организовал в Веймаре семинар по прикладному искусству для работавших здесь ремесленников-кустарей. В 1908 г. семинар был реорганизован в Школу художественных ремесел, финансируемую герцогом Веймарским, в 1912 г. школа стала государственной. С началом Первой мировой войны школа прекратила свое функционирование. Школа ван де Вельде во многом отличалась от других художественных учебных заведений того времени, где учеников учили в основном подражать художественным стилям прошлого. В школе же ван де Вельде основой эстетического воспитания являлась разработанная им теория «рациональной эстетики», согласно которой форма должна быть адекватной функции изделия, а орнамент органично вписываться в нее, при этом учащиеся должны были изучить общие эстетические принципы организации предметной среды. Основной задачей школы было добиться сотрудничества художников с промышленниками на основе понимания нужд производства и художественного ремесла. Ученикам давались хорошие навыки в различных ремеслах. С этой целью в школе были организованы учебные мастерские по производству керамических изделий, обивочных материалов, декоративных тканей, оформлению книг, художественной обработке металлов. Ученики работали в мастерских, выполняя изделия по своим собственным проектам под руководством соответствующих мастеров-специалистов. «Я хотел, — писал ван де Вельде, — построить обучение в Веймарской школе, как обучение подмастерья у мастера, как это было в эпоху ремесленничества». Школа ван де Вельде со своей оригинальной для своего времени методикой преподавания была первой попыткой поиска новой системы дизайнерского обучения. Кроме деятельности ван де Вельде в Германии рубежа столетий важную роль в развитии материально-художественной культуры сыграла Дармштатская колония художников, организованная в 1900 г. В нее входили крупные немецкие художники, архитекторы, прикладники, такие например, как П. Беренс, Й. Ольбрих и др. Деятельность Колонии началась с выставки, на которой были представлены работы ее членов, и публикации издания «Документ немецкого искусства. Выставка Дармштатской колонии художников», в котором было изложено кредо Колонии. Оно заключалось в том, чтобы найти общие конечные замыслы всех видов искусств и объединить их в некой единой цели. Эта идея синтеза искусств была более глубоко развита в работе одного из ведущих членов Колонии П. Беренса «Торжество жизни и искусства» (1900), в которой автор представил искусство как фактор единого преображения мира. Теперь, если перейти от Германии к Франции, то можно отметить, что подлинный стиль Ар Нуво здесь в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве начинается с творчества Гектора Гимара (1867—1942). Наиболее известная его работа — проект декоративных решеток при входе на станции парижского метро. Кроме того, архитектор построил немало домов во французской столице, отличающихся его особым почерком, в результате чего родился даже термин «стиль Гимар». Главными художественными принципами мастера были: гармония, строгость, совершенство. Гимар утверждал, что в архитектурном произведении все должно согласовываться между собой, по одним и тем же законам должны строиться и экстерьер и интерьер здания. Эти свои принципы он впервые в полной мере воплотил в одном из своих наиболее известных архитектурных проектов, в здании «Кастель Беранже» (1897). Для этого здания, как и для других произведений Гимара, характерна еще одна черта его творчества — декоративные элементы конструкции, которые выглядят совершенно уникальными, Гимар стремился подчинить промышленному тиражированию. Несколько позже, уже в 1920 г., он даже подал заявку на патент на систему, с помощью которой возможно было производить монтаж всех элементов стандартизированного дома. В то время как к 1900 годам модерн в Германии и Франции достиг зрелости, Англия в основном питалась достижениями прошлого, и развитие декоративно-прикладного искусства здесь несколько затормозилось. Из наиболее примечательных явлений художественной жизни Великобритании рубежа XIX и ХХ веков можно назвать школу Глазго. Возглавлял ее выдающийся английский художник декоративно-прикладного искусства Чарльз Рени Макинтош (1868—1928). Особенно известны его кресла, созданные в конце 1890-х — начале 1900-х годов. Снабженные вытянутыми вверх спинками и короткими ножками, они представляли как бы несколько иронический намек на стилистику средневековья. Кроме мебели, Макинтош успешно занимался оформлением интерьеров кафе, чайных комнат, в которых отчетливо проявлялись признаки стиля модерн. Однако модерн Макинтоша характеризуется своими, особыми чертами — это соединение орнамента и конструктивной основы объекта. Конструктивность орнамента — вот к чему стремился художник в своих лучших произведениях. В 90-е годы XIX века стиль модерн завоевывает и все славянские страны. Наибольших успехов здесь достигли Россия, Польша и Чехия. В России ведущая роль в развитии стиля модерн принадлежит замечательному архитектору Федору Шехтелю (1859—1926). Испытав на ранних стадиях своего творчества влияние «русского» стиля и готики, зодчий к началу 1900-х годов приходит к ярко выраженному национально-романтическому направлению в проектировании архитектурных сооружений. К таким его постройкам относится, например, здание Ярославского вокзала в Москве (1900) с живописным силуэтом, напоминающим древнерусские терема и в то же время демонстрирующим новаторские поиски архитектора, наделившего свое творение могучей скульптурной пластикой. Еще дальше в новаторских поисках идет Шехтель в своем знаменитом проекте особняка Рябушинского (1900). Здесь мы видим прекрасный пример соединения в архитектурном решении здания и его интерьеров полезного и прекрасного. Конструктивные принципы «машинного века» в этом проекте Шехтеля очень органически сочетаются с подчеркнуто декоративной пластикой проработки форм. Особенно это хорошо прослеживается в оформлении интерьеров, где открытые геометрические элементы конструкции потолка и дверей прекрасно дополняются изогнутыми льющимися линиями перил лестниц и капителей колонн. Особым же событием в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве начала ХХ века стали интерьеры Московского художественного театра, созданные Шехтелем в 1902 году. Это произведение архитектуры знаменует вступление русского модерна в свою «функциональную» фазу. Действительно, в решении интерьеров театра, созданных Шехтелем, все рационально и целесообразно. Декор сведен до минимума и характеризуется лаконизмом и четкостью. Это уже можно считать преддверием развившегося в 1920-е годы русского конструктивизма. Вообще в период позднего модерна архитектура и прикладное искусство во всем мире идет к рациональным принципам, подготавливая конструктивизм и функционализм ХХ столетия. Это можно видеть не только в России. Те же принципы, например, развивала и Чикагская школа в США, что особенно ярко проявилось в творчестве ее главного представителя Луиса Генри Салливена (1856—1924). В таких его произведениях, как небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало (1894—1895), универмаг в Чикаго (1899—1900) отчетливо видны черты конструктивного подхода к архитектурному проектированию. Кстати, Салливена считают одним из основоположников функционализма, приписывая именно ему фразу, ставшую основным кредо этого направления, что «форма должна следовать за функцией». Итак, эстетику предметного мира конца XIX — начала ХХ в. в разных странах Старого и Нового света, несмотря на достаточную разницу используемых в этих странах внешних стилистических признаков формообразования, несмотря на существование различных художественных школ, можно все же определить в рамках одного стиля, именуемого стилем модерн, стиля, характеризующегося едиными принципами формообразования. К этим принципам можно отнести следующие. В первую очередь, это ориентация на органические формы. И это не только в орнаментации, но и в самом построении формы предметов. Часто произведение или его часть уподобляется какой-то природной форме или природному объекту. Очень распространены были изделия, имитирующие цветы и листья. Например, бокалы в виде тюльпанов, чашки, напоминающие раскрывающиеся бутоны, и проч. Далее, характерной чертой модерна было как бы саморазвитие формы. Формы тут, как части живого организма, кажется, растут сами по себе, спонтанно, стихийно, самопроизвольно, избегая прямых линий и прямых углов. Важным принципом модерна является также динамическое равновесие, заменяющее принцип зеркальной симметрии, что также связано с ориентацией модерна на природные формы. Характерен для модерна и особый взгляд на взаимоотношения между формой и средой, между массой и пространством. Форма рассматривается не сама по себе, а в определенном окружении. Особенно это хорошо проявилось в организации интерьеров, где предметы органично вписывались в пространство комнат, само же пространство плавно перетекало из одного помещения в другое. То же самое наблюдается и в орнаменте модерна, где активную роль приобретает фон. В формообразовании модерна чрезвычайно активной становится линия, форма и конструкция изделий часто имеют линеарную структуру. Еще одним характерным принципом модерна является широкое использование стилизации, причем не такой стилизации, как в эпоху эклектики, когда в форме предмета механически соединялись черты разных стилей, а стилизации творческой, когда стилизуемые формы активно трансформируются в соответствии с эстетическими представлениями автора. И последнее, что можно выделить как важный принцип формообразования модерна — это эстетическое, декоративное осмысление конструкции изделия. Конструкция часто сама трансформируется в некий орнаментальный мотив, а орнамент рассматривается как конструкция. Например, ван де Вельде писал следующее: «Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер; я стремлюсь уподобить орнаментику технике. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика. Известная рассудочность и разработка подробностей, характерная для новой архитектуры, должны быть присущи и новой орнаментике». Таким образом, попытавшись декоративно осмыслить конструкцию изделия, модерн сделал большой шаг к новой эстетике вещи ХХ века, когда была поднята на щит красота конструктивной, функциональной формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.009 с.) |