Рококо. Изысканность и утонченность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рококо. Изысканность и утонченность



 

В 1715 году умер французский король Людовик XIV. Пышно и весело жил при «короле-солнце» парижский двор, и сам монарх и его вельможи не жалели денег на строительство великолепных дворцов в стиле барокко, на шикарную мебель, драгоценные безделушки. Но когда погребли славного правителя, оказалось, что государственная казна пуста. Однако двор нового молодого короля Людовика XV также хотел жить пышно и красиво. Что делать? Ведь на такую грандиозно-монументальную обстановку, какая создавалась во времена барокко Людовика ХIV, у знати денег уже не было. И тут на помощь придворным «любителям красоты» пришли художники декоративно-прикладного искусства. Они создали новый архитектурно-художественный стиль — не такой помпезный и дорогой как барокко, но также очень декоративный и изысканный. Этот стиль получил название «рококо» (от франц. «рокайль» — завиток в виде раковины).

Декор стиля рококо, которым украшались интерьеры и мебель, наполнявшая эти интерьеры, полностью был построен на замысловато изогнутых линиях. Конструктивные элементы мебели плавно перетекали друг в друга. В композициях предметов господствовала асимметрия.

Во времена рококо светская жизнь из больших залов перемещается в будуары — небольшие, хорошо обставленные дамские гостинные. Вообще тогда похожая на бесконечный карнавал светская жизнь сосредоточивается вокруг женщин. Блистательные фаворитки короля становятся законодательницами вкусов тогдашнего общества. Появляется и мебель, предназначенная специально для удовлетворения потребностей представительниц прекрасного пола. Например, распространяются секретеры с множеством потайных отделений, в которых дамы могли хранить любовные послания своих поклонников. Появляются специальные женские письменные столики — легкие и изящные. Делаются туалеты с откидным зеркалом. В расчете на дамские будуары создаются особые небольшие шкафчики для бумаг, называвшиеся картоньерками, угловые этажерки, различные миниатюрные тумбочки, небольшие столики для рукоделия.

Другой особенностью времени было увлечение «китайщиной». В оформлении интерьеров в моду входит подражание китайским образцам. Почти в каждом дворце или богатом особняке тогда был свой «китайский зал» с мебелью в китайском стиле, с деревянными панно лаковой работы и китайским фарфором. Заимствована из Китая была и еще одна новинка времени — бумажные обои, которыми стали обклеивать стены комнат.

Во времена рококо создаются также новые виды мебели для сидения. Появляются, например, канапе — диван в форме соединенных между собой двух—трех кресел, шезлонг — удобное раскладное кресло, глубокое, мягкое кресло «бержер».

Таким образом, время рококо принесло вместе с изяществом и изысканностью оформления интерьеров удобство и комфорт обстановки жилища, которое в это время отличается уютом, окрашенным тонами сибаритства.

 

 

Классицизм. Симметрия и строгость

 

В середине XVIII столетия свои тайны европейским археологам открыли античные города Помпеи и Геркуланум, погребенные под лавой и пеплом грозного вулкана Везувий в I в. н. э. К раскопкам было приковано внимание широкой общественности того времени. Вскоре же новое событие, наделавшее шуму, — публикация трудов известного немецкого эстетика Винкельмана с тонким и точным анализом произведений античных художников. Книги ученого для многих были открытием неизвестного до того мира античности. Все это стало толчком к тому, что античностью вновь, как некогда во времена Возрождения, заинтересовались, она начала входить в моду. Вообще увлечение античностью не миновало и искусство формирования предметного мира. Рождается новый архитектурно-художественный стиль, получивший название классицизма (античность еще называли «классикой»). Этот стиль совсем не похож был на предшествовавший ему стиль рококо. Если рококо отличалось господством асимметрии и изогнутых линий, то для классицизма характерны были большая строгость форм, преобладание прямых линий, ясность пропорций и симметричный строй композиции.

Во Франции в формообразовании предметного мира черты классицизма стали проявляться еще во времена правления короля Людовика XV. Его блистательная фаворитка небезызвестная мадам Помпадур была активной пропагандисткой нового стиля. Некоторые виды мебели тогда даже получили название «а ля Помпадур». Однако, хотя классицизм и нашел признание в аристократических салонах, в действительности он был порождением нового молодого класса буржуазии с ее рационализмом и точным расчетом. Это все очень хорошо проявилось в интерьерах домов того времени, оформленных классицистическим декором с четко выверенными формами и пропорциями и наполненных мебелью строгих геометрических форм, в которых очень хорошо подчеркивалась ее конструктивная основа.

Немаловажно отметить и то, что в это время начинает распространяться тиражное промышленное производство, это сказалось и на формах объектов предметного мира, которые все больше приобретают черты массовости. Теперь ведущую роль в создании вещной среды завоевывает наиболее передовая в промышленном отношении страна Англия, получившая наименование страны разумного комфорта. Законодателями мод в мебельном искусстве становятся английские мастера-мебельщики, издаваемые ими альбомы с образцами новой мебели используют для работы мебельщики во всей Европе. Большую популярность в Европе получила и керамическая посуда производства мануфактур англичанина Джозайи Веджвуда. Изящные веджвудовские сервизы, имевшие матовую поверхность желтоватого, голубоватого или оливкового цвета с налепным белым тонким декором, также выпускались массовым тиражом.

Вообще XVIII столетие было временем начала промышленной революции. Веление времени — особый интерес у людей к технике. Не избежала моды на технически сложные конструкции и область создания предметного мира жилища. Иногда это выливалось просто, так сказать, в «технику ради техники». Например, светские дамы тогда соперничали друг с другом в том, у кого сложнее по технической конструкции туалетные столики. И мебельщики, действительно, изощрялись, создавая конструкции с замысловатой трансформирующейся системой зеркал, массой выдвижных ящичков и столешниц, которые поворачивались, раскладывались и складывались. И все это лишь для того, чтобы модница могла причесаться, попудриться и наложить макияж. Понятно, что для этого не требовались столь сложные конструктивные сооружения, это было лишь веяние моды.

Таким образом, вторая половина XVIII века в создании форм предметного мира знаменовала интерес к классике, к античности и в то же время переход от подчеркнутой декоративности к более конструктивным, технически сложным решениям, созвучным времени начала промышленной революции.

 

 

Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв.

Встреча Востока и Запада

 

В XV—ХVI вв. в Беларуси, которая тогда входила в состав Великого княжества Литовского, наблюдаются экономические, социально-политические и идеологические предпосылки, которые позволяют говорить о распространении культуры Возрождения. В это время на Белорусских землях происходит рост городов, развитие ремесленного производства, усиление политической централизации в обществе, формирование белорусской народности и национального самосознания. Все это отразилось на специфике развития всех областей искусства, в том числе искусства формообразования предметного мира.

В XV веке в Беларуси появляются первые цехи-объединения ремесленников, которые имели свои уставы и привилегии. Цехи заботились о качестве продукции и подготовке квалифицированных мастеров. Одной из наиболее развитых ремесленных профессий в то время была обработка металла, включавшая более двух десятков специализаций. Мастера-ювелиры изготавливали изящные золотые и серебряные подвески, перстни, браслеты, серьги, которые обрабатывались чеканкой, гравированием, чернением и др. Мастера-литейщики отливали мощные бронзовые пушки для замков феодалов, колокола с громкими мелодичными голосами. Кузнецы и слесари изготавливали замысловатый декор для металлических оград, фурнитуру для дверей и ворот и т. д.

Активно развивалось на территории Беларуси в этот период и создание керамических изделий, в первую очередь изразцов, которыми украшались стенки печей и каминов. В начале XVI в. декоративная керамика Беларуси испытывает явное влияние итальянского Возрождения, что проявляется в простоте композиций, ясности членений, продуманности пропорций, в использовании сложной геометрической и растительной орнаментики.

Производство стеклянных изделий на Белорусских землях в XV в. развивается в тех же самых центрах, что и в предыдущие столетия — это Полоцк, Новогрудок, Гродно, Туров и др. В XVI веке стеклянное производство в Беларуси значительно расширяется, в это время стеклянная посуда здесь изготавливается не менее чем в тридцати местах. В формах изделий все сильнее чувствуется влияние Ренессанса: мелкорельефное оформление поверхности предмета, широкое использование техники росписи и формования.

В XVII веке на территории Беларуси активно начинает развиваться резьба по дереву, в декоре которой уже ясно проявляются барочные черты. Особое искусство белорусские мастера резьбы по дереву демонстрируют при украшении иконостасов православных храмов. Здесь используется рельефная, а затем ажурная резьба с ее большой декоративностью и живописностью.

Появляются в XVII в. барочные формы и в изготовлении изразцов, хотя ренессансные мотивы тут в это время еще были очень сильны. Декоративные изображения на белорусских изразцах аналогичны тем, которые в это время использовались в западноевропейском и центральноевропейском искусстве. Это геральдические мотивы с фигурами львов, грифонов, коней, орлов, морских коньков, которые размещались симметрично по сторонам гербового щита, солярного знака или символического “древа жизни”.

Продолжается в это время на Белорусских землях изготовление глиняной посуды. Орнаментация, которой украшается посуда, довольно скромная и однообразная. Чаще всего здесь можно встретить одно-, двух- и трехрядные волны, точки, насечки, которые делались в процессе изготовления вещи гребнем или ножом, а также защипы или налепленный винтообразный валик. Нередко столовая глиняная посуда расписывалась растительным или геометрическим орнаментом.

XVII век стал временем расцвета в Беларуси кузнечного ремесла. Если раньше белорусские кузнецы в основном занимались изготовлением простых утилитарных вещей, то теперь на первый план все больше выходит художественная сторона изделий. Мастера делают куфры, обитые просечным железным декором, ворота с ажурными решетками, водосточные трубы в виде голов драконов и т. д.

В первой половине XVII в. активно развивались и другие ремесла, связанные с обработкой металла: литейное, ювелирное дело, мастерство чеканки, изготовление оружия и проч. Однако во второй половине столетия количество ремесленников, занимавшихся обработкой металла, резко сокращается, что было связано с определенным спадом в это время экономического и культурного развития Беларуси, обусловленного многочисленными войнами, которые велись тогда на территории белорусских земель. Многие мастера в этот период покинули насиженные места и перебрались на Украину, в Запорожскую сечь и в Россию. Однако ремесленники, которые остались в Беларуси, продолжали упорно трудиться и развивать свое профессиональное мастерство. Особых успехов в это время достигает ювелирное дело, которое берет на вооружение новые технологические приемы. Так, например, в XVII в. в Беларуси широко распространяется техника басмы — ручное тиснение отпечатков и узоров на тонких листах золота или серебра.

Вообще предметный мир Беларуси второй половины XVII — начала XVIII в. отличается большой пышностью и богатством декора, которым снабжались изделия, теперь часто декоративная сторона преобладает над утилитарной. Влияние стиля барокко на формы объектов вещной среды в это время усиливается, что было связано с развитием связей Беларуси с западноевропейскими государствами.

В названный период на белорусских землях достигает расцвета резьба по дереву. Как и ранее, ее в основном можно встретить в оформлении интерьеров православных храмов. Здесь продолжает использоваться растительный декор, однако он все больше стилизуется и только общим характером напоминает растительные формы. Декор становится все более замысловатым, сложным, обильная позолоченная резьба придает интерьерам особую пышность.

В создании декоративных глиняных изразцов в XVII в. продолжает наблюдаться соединение ренессансных и барочных мотивов. Изразцы характеризуются сложной конфигурацией, резко подчеркнутыми профилированными уступами, разнообразными узорами и разноцветной глазурью.

Из глины в это время изготавливается также всевозможная посуда, а также такие утилитарные вещи, как подсвечники, чернильницы, курительные трубки и т. д. Гончарную посуду в XVII в. в Беларуси использовали как феодалы, так и представители простых сословий, только изделия для богачей были более обильно и разнообразно декорированы. Здесь использовались роспись в виде геометрических и стилизованных растительных мотивов, выполненная разноцветными красками.

Активно в XVII в. на территории Беларуси развивалось и изготовление изделий из стекла. Характерным для этого времени было то, то обработкой стекла занимались еще и ювелиры, которые украшали стекло чеканным, гравированым и литым металлом, в результате чего получалась красивая и изящная бижутерия.

После некоторого экономического спада второй половины XVII века, который, как мы говорили, был вызван войнами, в XVIII в. на территории Беларуси вновь возобновляется активная ремесленная деятельность. Продолжили свою работу и мануфактуры по изготовлению стеклянных изделий. Выпускавшийся ассортимент был достаточно широкий: подсвечники, бокалы, кубки, бутылки, графины, стаканы и проч. Эти изделия имели красивую форму, поверхность обрабатывалась шлифованием и гравировкой.

В середине ХVIII в. в формообразовании белорусских стеклянных изделий проявляются черты стиля рококо. Декор на таких вещах строится на основе причудливо изогнутых завитков, орнаментация приобретает некоторую манерность, напряженную динамичность. В это время в оформлении изделий из стекла появляются жанровые композиции — тоже влияние рококо. Значительно возрастает роль растительных мотивов.

Во второй половине XVIII в. формообразованием белорусских стеклянных изделий завладевает классицизм. Бокалы, кубки, графины приобретают античные формы. Проявления классицизма можно обнаружить и в тематике гравировок на изделиях, и в характере шлифованного декора. Во многих вещах чувствуется влияние английского стекла.

Активно действовали в XVIII веке и белорусские мастера по обработке металла. Значительно развилось в это время чугунолитейное искусство. Из этого металла отливались надмогильные памятники, ограды, решетки, кресты, предметы домашнего обихода. В садах и парках появляются литые чугунные скамьи и кресла, украшенные разнообразным декором.

Продолжает развиваться в Беларуси XVIII столетия и производство изразцов для печей. И тут надо сказать, что, если первоначально изразцы украшали только печи в домах богачей — князей и феодалов, то теперь изразцовая печь становится явлением вполне распространенным, ее можно встретить в жилищах простых горожан.

Во второй половине XVIII в. в Беларуси впервые начинают изготавливать фаянсовые изделия. Одна из первых фаянсовых мануфактур появилась в Минской области, в местечке Свержань, владельцами которого были Радзивиллы. Изготавливались здесь сервизы, вазы, миски, салатницы, аптечная посуда, мелкая пластика и т. д. Фаянсовая посуда украшалась лепным декором в стиле позднего барокко и рококо.

С середины XVIII в. влияние рококо проявляется и в белорусской резьбе по дереву. Это хорошо видно по оформлению церковных царских ворот, которые в Беларуси традиционно изготавливались из резного дерева. В их композиции появляется характерная для рококо асимметрия, овальные медальоны с изображениями святых заменяются яблоковидными вставками, украшенными причудливо изогнутыми завитками.

Таким образом, мы видим, что формообразование предметного мира в Беларуси XV—XVIII вв. развивалось во многом под влиянием европейских художественных стилей: Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Однако тут надо отметить, что смена этих стилей мало отразилась на формообразовании белорусского народного предметного мира. Наоборот, народное мастерство предметного формообразования активно влияло на профессиональное декоративно-прикладное искусство, привнося в него черты белорусской традиционной материально-художественной культуры с ее сдержанностью в декорировке изделий, склонностью к уравновешенным, спокойным композициям, четкому метро-ритмическому строю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.015 с.)