Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советский дизайн 1960-х годов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внедрение дизайна «сверху»
Как уже говорилось выше, с середины 1950-х годов в СССР происходят преобразования в области архитектуры. Здесь начинается борьба с «украшательством», побеждают принципы функциональности и конструктивности. Переворот в архитектуре повлек за собой и переворот в оборудовании интерьера. Вещи приобретают более простую, конструктивную форму. Распространяется легкая мебель геометрических простых форм, столы, стулья на тонких стройных ножках. Светильники, используемые в квартирах, лишаются былых подчеркнуто декоративных, помпезных форм, популярными становятся торшеры на длинных тонких стойках. В моду входят вазы упрощенных очертаний, лишенные каких-либо декоративных украшений. Распространяется пластмассовая посуда функциональных, типизированных форм. Однако несмотря на определенные позитивные сдвиги в предметном формообразовании, которые наметились в СССР в это время, эстетические качества большинства советских промышленных изделий оставались все же на довольно низком уровне. И тогда, в начале 1960-х годов, на гребне начавшейся в то время в СССР т. н. «косыгинской» экономической реформы советское правительство решило, так сказать, «сверху» внедрить дизайн в отечественное производство. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна — теперь дизайн официально включался в существующую систему проектно-конструкторских работ. Советское руководство возлагало тогда на дизайн большие надежды. Дело в том, что в это время в нашу страну уже стали поступать товары из-за границы, и их сравнение в плане качества и внешнего вида с товарами отечественного производства говорило не в пользу последних. Впервые тогда пришлось признать, что советское далеко не всегда лучшее, как убеждали наш народ до этого времени. Что-то нужно было делать, чтобы как-то подтверждать выдвинутый лозунг: «Все для человека, все на благо человека». Ставка была сделана на дизайн. Наши руководители тогда уже поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деятельности, которая время от времени, как говорили, творит чудеса. Например, специалисты этого вида искусства с таким непривычным для уха советского человека названием (наверное, поэтому официально у нас было принято называть его не дизайном, а художественным конструированием) некогда в начале 1930-х годов помогли капиталистической экономике выйти из глубинного кризиса, создав промышленные изделия, которые привлекли внимание покупателей, в отличие от старых товаров, которые до того не пользовались спросом из-за своего плохого внешнего вида. И после этого люди, которые владели профессией дизайнера, не раз помогали западным фирмам повысить качество товаров, а значит содействовать эффективности производства. Советские руководители посчитали, что нужно попробовать и у нас внедрить эту деятельность, чтобы она посодействовала развитию отечественной промышленности, повышению качества выпускаемых ею товаров. Таким образом, в дизайне увидели некую возможную панацею от тех бед, которые тогда существовали у нас в производстве товаров народного потребления. В дизайнеров поверили, им дали «карт бланш». Это и в самих дизайнеров вселило веру в огромные возможности своей профессии, «профессии будущего», как ее иногда называли тогда в советской прессе. Наши дизайнеры с жаром взялись за дело. В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ) в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси. ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю. Б. Соловьев, возглавил все службы дизайна в СССР. На институт технической эстетики возлагались следующие функции: разработка и внедрение методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы три группы подразделений: первая — по художественному конструированию промышленных изделий, где занимались непосредственным дизайнерским проектированием разных объектов (от машин до посуды и рекламной упаковки) по заказам конкретных промышленных предприятий; вторая — научно-исследовательская, работники которой вели работу по изучению истории дизайна, разработке теории и методики художественного конструирования, проводили исследования в области эргономики; третья — конструкторские службы и опытное производство, где разрабатывалась конструкторская документация на изделия, спроектированные дизайнерами института, и изготавливались макеты и опытные образцы этих изделий. Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались новаторскими и интересными. Одним из наиболее удачных проектов института того времени был городской автомобиль-такси, созданный в 1964 г. дизайнерами Ю. А. Долматовским, А. С. Ольшанецким и А. П. Черняевым. Машина являлась реализацией давней идеи Ю. Долматовского о вагонной компоновке автомобильного кузова, о которой говорилось выше. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Автомобиль был вместителен, в нем не только свободно себя чувствовали пассажиры, но и было достаточно места для багажа. Удобным был вход в салон — войти в машину можно было, почти не сгибая головы. Широкое остекление кабины обусловливало хороший обзор дороги водителем. Внешний вид автомобиля отличался простотой и лаконичностью формы, органично сочетая пластичность и строгую геометричность форм. Кроме проектной работы, ВНИИТЭ активно занимался пропагандой дизайна, проводил многочисленные конференции, семинары. Институт выпускал и собственные периодические издания: бюллетень «Техническая эстетика» и альманах «Труды ВНИИТЭ». В 1965 г. институтом технической эстетики была организована Первая всесоюзная конференция по художественному конструированию, которая подвела первые итоги организованного развития дизайна в СССР. Конференция сопровождалась выставкой работ советских дизайнеров. Многие работы, которые демонстрировались в экспозиции, получили тогда награды ВДНХ СССР. В 1966 г. делается новый шаг в организационном развитии советского дизайна: создается единая государственная система художественно-конструкторских организаций, в которую вошли ВНИИТЭ как головной центр этой системы, созданные в союзных республиках филиалы ВНИИТЭ, отраслевые СХКБ и другие головные художественно-конструкторские организации, дизайнерские группы, бюро и отделы предприятий, НИИ, СКБ и др. организации. В 1966 г. был открыт Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, который стал ударной силой дизайна в республике. Хотя поначалу дипломированных специалистов-дизайнеров было не так много, работники филиала смело брались за самые разнообразные проекты. Помогал энтузиазм и молодой задор. (Средний возраст сотрудников института не превышал тридцать лет.) Чтобы лучше показать весь охват работ, которые вошли в компетенцию молодой дизайнерской организации, приведем несколько сухих канцелярских строк из положения об организации БФ ВНИИТЭ, где говорилось, что эта организация «является комплексным научно-исследовательским учреждением с подразделениями для выполнения теоретических и экспериментальных работ, разработки методов художественного конструирования, координации работ в области технической эстетики, разработки рекомендаций по обеспечению промышленных изделий качествами, создающими удобство их эксплуатации, и приданию им более красивой и технологичной формы, выполнение работ по оказанию методической помощи в области художественного конструирования предприятиям и организациям, а также для выполнения работ по обобщению отечественного и зарубежного опыта дизайна». Появились первые выполненные филиалом дизайнерские разработки. Первоначально это не были грандиозные проекты, которые поразили мир или хотя бы республику и даже город Минск. Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных промышленных предприятий: создание проекта металлической посуды новой формы, графически оформленной упаковки для кондитерских изделий, разработка оптимальной окраски станков на предприятии и т. д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. В арсенале разработок филиала появились проекты тракторов, крупных сельскохозяйственных машин, комплексные решения по организации производственной среды промышленных предприятий. Вскоре назрел вопрос о выборе какого-то определенного направления, определенной специализации в работе. И это направление было найдено: очень трудоемкая и сложная, однако чрезвычайно важная отрасль тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также станкостроение. Данная специализация в 1968 г. была официально закреплена постановлением Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в соответствии с которым БФ ВНИИТЭ утверждался в качестве ведущей организации по проблемам технической эстетики в названной отрасли. Заказчики были со всех концов нашей необъятной в ту пору страны: Волгоградский тракторный завод, Днепропетровский комбайновый завод, Рязанский ГСКБ по машинам по возделыванию картофеля и др. Но, безусловно, наибольшее внимание уделялось продукции Минского тракторного завода. Для этого предприятия была разработана целая гамма тракторов. В этой работе белорусские дизайнеры как основную художественную проблему рассматривали связь в единой композиции самого трактора и системы навесного оборудования. Проектанты не пошли по традиционному для того времени пути создания форм-оболочек, а создали объекты, смелые по лепке силуэта, в которых было уделено внимание каждому из функциональных элементов, составлявших механизм, все они были точно размещены в зависимости от композиционной активности. При этом структура формы трактора была открыта для ее дальнейшей модернизации, дополнения новыми функциональными элементами. Но в БФ ВНИИТЭ занимались не только проектной работой. Он стал известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна всех отраслей белорусской промышленности. Работники многих предприятий Минска и других городов республики предпочитали скучным занятием в народных университетах экономических и политических знаний интересные лекции по технической эстетике, которые читались в институте. Тематические же семинары и конференции, которые тут регулярно устраивались, ждали с нетерпением все заинтересованные в своей профессии белорусские дизайнеры. В 1967 г. произошло еще одно важное для развития отечественного дизайна событие — в Минске, в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств) была образована кафедра промышленного искусства (ныне кафедра дизайна). Первым ее заведующим стал Игорь Яковлевич Герасименко (род. в 1939 г.). Он заложил основы методики преподавания дизайна, которую потом развивали его преемники. В основу этой методики было положено взаимодействие принципов научного, художественного и технического творчества. В отличие, например, от московской школы дизайна, которая была представлена МВХПУ (б. Строгановское) и имела целью создание конкретных промышленных образцов, школа дизайна БГТХИ предусматривала более универсальный, концептуально-обобщенный подход к художественному конструированию, когда студентов учат мыслить творчески, оригинально. Однако это не значило, что белорусская методика была оторвана от реальной промышленности. Студенты кафедры основательно изучали технологии материалов, дисциплины, связанные с техническим конструированием промышленных изделий. Таким образом, в 1960-е годы в СССР, в том числе в Беларуси, на дизайн обратили внимание, придали ему большое значение, что дало сильный импульс развитию этой профессии в нашей стране. Характерной же особенностью советского дизайна являлось то, что он имел явную социальную направленность. Наши дизайнеры ставили вопрос о разработке единой предметной среды, обеспечивающей оптимальное существование в ней человека как члена социума, о формировании целых комплексов изделий, которые бы направляли и организовывали существование людей в обществе. В результате такого понимания предназначения дизайнерской деятельности существовало убеждение в преимуществах социалистического дизайна перед дизайном капиталистических стран. Это убеждение, безусловно, носило романтический, утопический характер, так как при всех своих профессиональных достоинствах советские дизайнеры имели дело с отсталым производством нашей страны, которое не давало подняться качеству промышленных изделий на должный уровень. И все же советские дизайнеры тогда искренне верили не только в возможность с помощью методов дизайна превратить отечественную промышленность в передовую, но и улучшить само общество, повлиять на совершенствование его организации. ДИЗАЙН 1970-Х ГОДОВ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.012 с.) |