Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский дизайн 1960-х годов.

Поиск

Внедрение дизайна «сверху»

 

Как уже говорилось выше, с середины 1950-х годов в СССР происходят преобразования в области архитектуры. Здесь начинается борьба с «украшательством», побеждают принципы функциональности и конструктивности. Переворот в архитектуре повлек за собой и переворот в оборудовании интерьера. Вещи приобретают более простую, конструктивную форму. Распространяется легкая мебель геометрических простых форм, столы, стулья на тонких стройных ножках. Светильники, используемые в квартирах, лишаются былых подчеркнуто декоративных, помпезных форм, популярными становятся торшеры на длинных тонких стойках. В моду входят вазы упрощенных очертаний, лишенные каких-либо декоративных украшений. Распространяется пластмассовая посуда функциональных, типизированных форм.

Однако несмотря на определенные позитивные сдвиги в предметном формообразовании, которые наметились в СССР в это время, эстетические качества большинства советских промышленных изделий оставались все же на довольно низком уровне. И тогда, в начале 1960-х годов, на гребне начавшейся в то время в СССР т. н. «косыгинской» экономической реформы советское правительство решило, так сказать, «сверху» внедрить дизайн в отечественное производство. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна — теперь дизайн официально включался в существующую систему проектно-конструкторских работ.

Советское руководство возлагало тогда на дизайн большие надежды. Дело в том, что в это время в нашу страну уже стали поступать товары из-за границы, и их сравнение в плане качества и внешнего вида с товарами отечественного производства говорило не в пользу последних. Впервые тогда пришлось признать, что советское далеко не всегда лучшее, как убеждали наш народ до этого времени. Что-то нужно было делать, чтобы как-то подтверждать выдвинутый лозунг: «Все для человека, все на благо человека». Ставка была сделана на дизайн. Наши руководители тогда уже поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деятельности, которая время от времени, как говорили, творит чудеса. Например, специалисты этого вида искусства с таким непривычным для уха советского человека названием (наверное, поэтому официально у нас было принято называть его не дизайном, а художественным конструированием) некогда в начале 1930-х годов помогли капиталистической экономике выйти из глубинного кризиса, создав промышленные изделия, которые привлекли внимание покупателей, в отличие от старых товаров, которые до того не пользовались спросом из-за своего плохого внешнего вида. И после этого люди, которые владели профессией дизайнера, не раз помогали западным фирмам повысить качество товаров, а значит содействовать эффективности производства. Советские руководители посчитали, что нужно попробовать и у нас внедрить эту деятельность, чтобы она посодействовала развитию отечественной промышленности, повышению качества выпускаемых ею товаров.

Таким образом, в дизайне увидели некую возможную панацею от тех бед, которые тогда существовали у нас в производстве товаров народного потребления. В дизайнеров поверили, им дали «карт бланш». Это и в самих дизайнеров вселило веру в огромные возможности своей профессии, «профессии будущего», как ее иногда называли тогда в советской прессе. Наши дизайнеры с жаром взялись за дело. В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ) в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси. ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю. Б. Соловьев, возглавил все службы дизайна в СССР. На институт технической эстетики возлагались следующие функции: разработка и внедрение методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы три группы подразделений: первая — по художественному конструированию промышленных изделий, где занимались непосредственным дизайнерским проектированием разных объектов (от машин до посуды и рекламной упаковки) по заказам конкретных промышленных предприятий; вторая — научно-исследовательская, работники которой вели работу по изучению истории дизайна, разработке теории и методики художественного конструирования, проводили исследования в области эргономики; третья — конструкторские службы и опытное производство, где разрабатывалась конструкторская документация на изделия, спроектированные дизайнерами института, и изготавливались макеты и опытные образцы этих изделий.

Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались новаторскими и интересными. Одним из наиболее удачных проектов института того времени был городской автомобиль-такси, созданный в 1964 г. дизайнерами Ю. А. Долматовским, А. С. Ольшанецким и А. П. Черняевым. Машина являлась реализацией давней идеи Ю. Долматовского о вагонной компоновке автомобильного кузова, о которой говорилось выше. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Автомобиль был вместителен, в нем не только свободно себя чувствовали пассажиры, но и было достаточно места для багажа. Удобным был вход в салон — войти в машину можно было, почти не сгибая головы. Широкое остекление кабины обусловливало хороший обзор дороги водителем. Внешний вид автомобиля отличался простотой и лаконичностью формы, органично сочетая пластичность и строгую геометричность форм.

Кроме проектной работы, ВНИИТЭ активно занимался пропагандой дизайна, проводил многочисленные конференции, семинары. Институт выпускал и собственные периодические издания: бюллетень «Техническая эстетика» и альманах «Труды ВНИИТЭ». В 1965 г. институтом технической эстетики была организована Первая всесоюзная конференция по художественному конструированию, которая подвела первые итоги организованного развития дизайна в СССР. Конференция сопровождалась выставкой работ советских дизайнеров. Многие работы, которые демонстрировались в экспозиции, получили тогда награды ВДНХ СССР.

В 1966 г. делается новый шаг в организационном развитии советского дизайна: создается единая государственная система художественно-конструкторских организаций, в которую вошли ВНИИТЭ как головной центр этой системы, созданные в союзных республиках филиалы ВНИИТЭ, отраслевые СХКБ и другие головные художественно-конструкторские организации, дизайнерские группы, бюро и отделы предприятий, НИИ, СКБ и др. организации.

В 1966 г. был открыт Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, который стал ударной силой дизайна в республике. Хотя поначалу дипломированных специалистов-дизайнеров было не так много, работники филиала смело брались за самые разнообразные проекты. Помогал энтузиазм и молодой задор. (Средний возраст сотрудников института не превышал тридцать лет.)

Чтобы лучше показать весь охват работ, которые вошли в компетенцию молодой дизайнерской организации, приведем несколько сухих канцелярских строк из положения об организации БФ ВНИИТЭ, где говорилось, что эта организация «является комплексным научно-исследовательским учреждением с подразделениями для выполнения теоретических и экспериментальных работ, разработки методов художественного конструирования, координации работ в области технической эстетики, разработки рекомендаций по обеспечению промышленных изделий качествами, создающими удобство их эксплуатации, и приданию им более красивой и технологичной формы, выполнение работ по оказанию методической помощи в области художественного конструирования предприятиям и организациям, а также для выполнения работ по обобщению отечественного и зарубежного опыта дизайна».

Появились первые выполненные филиалом дизайнерские разработки. Первоначально это не были грандиозные проекты, которые поразили мир или хотя бы республику и даже город Минск. Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных промышленных предприятий: создание проекта металлической посуды новой формы, графически оформленной упаковки для кондитерских изделий, разработка оптимальной окраски станков на предприятии и т. д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. В арсенале разработок филиала появились проекты тракторов, крупных сельскохозяйственных машин, комплексные решения по организации производственной среды промышленных предприятий. Вскоре назрел вопрос о выборе какого-то определенного направления, определенной специализации в работе. И это направление было найдено: очень трудоемкая и сложная, однако чрезвычайно важная отрасль тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также станкостроение. Данная специализация в 1968 г. была официально закреплена постановлением Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в соответствии с которым БФ ВНИИТЭ утверждался в качестве ведущей организации по проблемам технической эстетики в названной отрасли. Заказчики были со всех концов нашей необъятной в ту пору страны: Волгоградский тракторный завод, Днепропетровский комбайновый завод, Рязанский ГСКБ по машинам по возделыванию картофеля и др. Но, безусловно, наибольшее внимание уделялось продукции Минского тракторного завода. Для этого предприятия была разработана целая гамма тракторов. В этой работе белорусские дизайнеры как основную художественную проблему рассматривали связь в единой композиции самого трактора и системы навесного оборудования. Проектанты не пошли по традиционному для того времени пути создания форм-оболочек, а создали объекты, смелые по лепке силуэта, в которых было уделено внимание каждому из функциональных элементов, составлявших механизм, все они были точно размещены в зависимости от композиционной активности. При этом структура формы трактора была открыта для ее дальнейшей модернизации, дополнения новыми функциональными элементами.

Но в БФ ВНИИТЭ занимались не только проектной работой. Он стал известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна всех отраслей белорусской промышленности. Работники многих предприятий Минска и других городов республики предпочитали скучным занятием в народных университетах экономических и политических знаний интересные лекции по технической эстетике, которые читались в институте. Тематические же семинары и конференции, которые тут регулярно устраивались, ждали с нетерпением все заинтересованные в своей профессии белорусские дизайнеры.

В 1967 г. произошло еще одно важное для развития отечественного дизайна событие — в Минске, в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств) была образована кафедра промышленного искусства (ныне кафедра дизайна). Первым ее заведующим стал Игорь Яковлевич Герасименко (род. в 1939 г.). Он заложил основы методики преподавания дизайна, которую потом развивали его преемники. В основу этой методики было положено взаимодействие принципов научного, художественного и технического творчества. В отличие, например, от московской школы дизайна, которая была представлена МВХПУ (б. Строгановское) и имела целью создание конкретных промышленных образцов, школа дизайна БГТХИ предусматривала более универсальный, концептуально-обобщенный подход к художественному конструированию, когда студентов учат мыслить творчески, оригинально. Однако это не значило, что белорусская методика была оторвана от реальной промышленности. Студенты кафедры основательно изучали технологии материалов, дисциплины, связанные с техническим конструированием промышленных изделий.

Таким образом, в 1960-е годы в СССР, в том числе в Беларуси, на дизайн обратили внимание, придали ему большое значение, что дало сильный импульс развитию этой профессии в нашей стране. Характерной же особенностью советского дизайна являлось то, что он имел явную социальную направленность. Наши дизайнеры ставили вопрос о разработке единой предметной среды, обеспечивающей оптимальное существование в ней человека как члена социума, о формировании целых комплексов изделий, которые бы направляли и организовывали существование людей в обществе. В результате такого понимания предназначения дизайнерской деятельности существовало убеждение в преимуществах социалистического дизайна перед дизайном капиталистических стран. Это убеждение, безусловно, носило романтический, утопический характер, так как при всех своих профессиональных достоинствах советские дизайнеры имели дело с отсталым производством нашей страны, которое не давало подняться качеству промышленных изделий на должный уровень. И все же советские дизайнеры тогда искренне верили не только в возможность с помощью методов дизайна превратить отечественную промышленность в передовую, но и улучшить само общество, повлиять на совершенствование его организации.

ДИЗАЙН 1970-Х ГОДОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.012 с.)