Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дизайн социалистических стран.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трудный путь формирования
В 1960-е годы заметной становится дизайн-деятельность в образовавшихся после Второй мировой войны социалистических государствах Европы. В некоторых из этих стран, таких как ГДР, Чехословакия, уже имелись традиции в области дизайна, в других же все приходилось начинать почти что с нуля. К таким странам, где дизайн начал развиваться только после войны, относилась, например, Польская Народная Республика. Здесь первоначально стал развиваться дизайн товаров народного потребления, в машиностроении дизайн развивался слабо. Исключением было судостроение, в котором Польша имела значительный опыт. При Центральном проектном бюро корабельных конструкций № 1 в г. Гданьске действовал отдел архитектуры судов, игравший роль отраслевого художественно-конструкторского центра, в нем работало 40 специалистов. В 1950 г. в Польше был создан Институт технической эстетики, а в конце 1950-х гг. — Совет по технической эстетике при Председателе Совета Министров ПНР. В 1960-е годы в стране начинает развиваться художественное конструирование промышленного оборудования. В 1966 г. в Польше создается Центральное управление по качеству и мерам (ЦУКМ) — государственный орган, который стал осуществлять межотраслевую координацию в области обеспечения качества промышленных изделий. В 1968 г. в систему ЦУКМ был переведен Институт технической эстетики, который в 1960-е годы значительно увеличил объем научных исследований по сравнению с проектными работами, что было связано с усилением дизайнерских подразделений в промышленности, которые взяли на себя значительную часть проектных работ. Исследовательской работой в области дизайна занимались и художественно-исследовательские лаборатории Варшавской и Краковской академий художеств, а также лаборатория отдела эргономики Польской академии наук, организованная в г. Вроцлаве. В 1961 г. создается Польское общество художников-конструкторов, которое к концу десятилетия насчитывало около 50 членов. Его председатель А. Павловский в течение двух лет являлся вице-президентом ИКСИД. В 1968 г. при Варшавском отделении Союза польских художников открывается секция художественного конструирования, членами которой стали 130 дизайнеров. С 1965 г. в Польше раз в два года стала присуждаться премия за особые достижения в области технической эстетики и художественного конструирования. Кроме того, ежегодно на ярмарке в г. Познани проводился конкурс «Красивые, высококачественные и пользующиеся спросом изделия». Свой конкурс под названием «Золотой каштан» проводили также Совет по вопросам упаковки и Главный центр упаковки. С 1967 г. в Варшаве стала действовать постоянная выставка промышленных изделий культурно-бытового назначения. В 1959 г. в ПНР была введена система аттестации изделий на Знак качества. Значительное внимание в Польше стало уделяться и художественно-конструкторскому образованию. К концу 1960-х годов можно было получить квалификацию дизайнера в шестнадцати вузах страны. Социалистическая Федеративная Республика Югославия, как и Польша, не имела серьезных традиций в области дизайна. Здесь внимание государственных и хозяйственных органов техническая эстетика привлекла лишь в начале 1960-х годов. В результате за короткий срок (1963—1964) в стране возникла широкая сеть организаций, деятельность которых была связана с дизайном. Именно в это время создаются Совет по технической эстетике в Белграде, Центр художественного конструирования в Загребе, Институт исследования рынка в югославской столице, инициируются исследования в области эргономики в Институте медицины труда. С 1964 г. раз в два года в Любляне начинает проводиться международная выставка «Биеннале». В 1963 г. создается первое в СФРЮ среднее специальное дизайнерское учебное заведение — Белградское училище технической эстетики. Позже открывается отделение дизайна в Загребском институте прикладного искусства. В 1960-е годы в Югославии начинает развиваться и проектная дизайнерская деятельность. Югославские дизайнеры активно работают по созданию средств транспорта: грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, локомотивов, железнодорожных вагонов. Наибольших же успехов югославский дизайн добивается в проектировании мебели и интерьеров общественных зданий. В Народной Республике Болгария проблемам технической эстетики также начинают уделять внимание только в 1960-е годы. В это время в стране создается система дизайнерских организаций. Руководящим органом в этой системе становится Совет по промышленной эстетике при Государственном комитете по науке и техническому прогрессу. В стране создается также государственная инспекция по качеству. Дважды в год начинают проводиться смотры образцов товаров широкого потребления. Головной организацией в стране в области дизайна становится Центр промышленной эстетики, художественного проектирования и конструирования, который занимался разработкой методики художественного конструирования, а также координацией и контролем в области дизайн-деятельности. Центр активно сотрудничал с крупнейшими болгарскими промышленными предприятиями, например, с заводом «Элпром» — единственным в НРБ предприятием, выпускавшим электроприборы, Государственным объединением «Балканкар», для которого специалисты центра разработали двухколесное автотранспортное средство. В 1967 г. в Болгарии в Центре новых товаров и моды создается отделение «Эстетика изделий». Значительных успехов болгарские дизайнеры добиваются в проектировании мебели. Стулья и кресла, выпускавшиеся промкомбинатом им. Здравко Чампоева, сборно-разборная мебель фабрики «Москва» тогда пользовались большим спросом не только внутри страны, но и в других государствах социализма. В 1964 г. в НРБ учреждается премия «Золотые руки», вручаемая за выдающиеся достижения в области дизайна. В этом же году в Высшем художественном училище им. Николая Павловича в Софии открывается кафедра художественного конструирования. В 1960-е годы определенные успехи в области дизайна делаются и в Венгерской Народной Республике. Здесь еще с 1954 г. функционировал Совет промышленного искусства, при котором с 1955 г. стала работать секция «Промышленная форма». В 1958 г. было образовано художественно-конструкторское бюро «Промышленная форма». В 1950 г. был открыт художественно-конструкторский факультет в Институте прикладного искусства в Будапеште. Функционировала и секция художников-конструкторов в Союзе художников ВНР, которая являлась членом ИКСИД. В конце 1960-х годов в Венгрии начинается народнохозяйственная реформа, которая благотворно сказалась на венгерском дизайне. В 1967 г. в стране учреждается два дизайнерских конкурса: «Форум отличных товаров» и конкурс упаковки «Хунгаропак». Начинают выходить специализированные журналы «Эргономия» и «Надьито» (Лупа). В 1968 г. прошла первая выставка венгерского дизайна «Дизайн-68». Продукция ряда венгерских предприятий в это время характеризовалась достаточно добротным дизайном. Среди них можно назвать комбинат «Медикор», выпускавший медицинское оборудование, Венгерский оптический комбинат «МОМ», Комбинат лабораторного оборудования «ЛМИМ» и, конечно, знаменитый автобусный завод «Икарус». Одна из моделей венгерского автобуса «Икарус-250» (дизайнер Л. Финта) в Ницце получила серебряный кубок. В отличие от выше рассмотренных социалистических стран, Германская Демократическая Республика имела хорошие традиции в области дизайна. Это довоенный опыт Баухауза, деятельность Высшего училища художественного конструирования в Галле и факультета художественного конструирования Высшего училища изобразительного и прикладного искусства в Берлине. В ГДР возобновилась дизайнерская деятельность вскоре после окончания Второй мировой войны. Особенно же интенсивно здесь дизайн начинает развиваться в 1960-е годы. В 1961 г. при Союзе художественных организаций создается секция художественного конструирования. В 1962 г. при Председателе Совета Министров ГДР начинает функционировать Совет по технической эстетике. В 1963 г. на базе института прикладного искусства в Берлине создается Центральный институт технической эстетики. В это время в ГДР активно развивается и практика художественного конструирования, которая базируется на хорошей научной основе. Создается, например, удачное дизайнерское решение легкового автомобиля «Вартбург-353» и его вариант «Турист». Центральный институт технической эстетики разрабатывает целую серию строительных и подъемных машин — экскаваторов, автомобильных и портальных кранов. Сильные дизайнерские разработки появляются в области конторского оборудования и вычислительной техники. Дизайнеры объединения «Интекта» создают красивое и удобное оборудование жилой среды. Большой популярностью на международном социалистическом товарном рынке в это время, например, пользуется мебельный комплект «Росток». С помощью учащихся училища в Галле создается оригинальная мебель из унифицированных элементов. Высоким качеством отличаются германские радиоприборы и электроарматура. Определенными традициями в области дизайна обладала и Чехословацкая Социалистическая Республика. До войны здесь, например, работал дизайнер с мировым именем Карел Гонзик. В послевоенные 1960-е годы дизайн в Чехословакии приобретает организованный характер. В это время в стране создается Совет по технической эстетике, который начинает заниматься координацией деятельности в области технической эстетики и пропагандой ее достижений, разработкой критериев оценки качества продукции. Ежегодно Совет проводил конкурс на лучшее изделие года. До конкурса изделия проходили испытания и проверку качества в государственных испытательных центрах. В 1968 г. при Совете по технической эстетике был создан научно-методический и исследовательский орган — Ученый Совет. Позже, уже в 1972 г., Совет по технической эстетике ЧССР был преобразован в Институт промышленного дизайна. Этот институт, помимо функций, которые выполнял Совет, стал вести изучение актуальных проблем теории и практики дизайна. Совет по технической эстетике выпускал два специализированных издания по художественному конструированию: «Czechoslovak Indastrial Design» («Чехословацкий промышленный дизайн») и бюллетень «Design v teоrii a praxi» («Теория и практика дизайна»). Таким образом, как видим, в 1960-е годы дизайн развивался довольно активно и в европейских социалистических странах, что давало определенный пример и Советскому Союзу, где до этого времени дизайну уделялось все же недостаточное внимание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.009 с.) |