Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры



 

В XVII веке в развитых странах Европы начинается переход от феодализма к капитализму. В 1640 году в Англии происходит буржуазная революция, после чего эта страна выходит вперед в области экономики и материального производства. С началом перехода к капитализму все более интенсивным становится развитие техники. На грани XVII и XVIII вв. происходит такое важное для мира техники событие, как создание изобретателями Севери и Ньюкоменом первых паровых машин. В XVIII столетии технический прогресс еще более ускоряется. В это время происходят значительные усовершенствования в текстильной промышленности, в результате чего в Англии с середины XVIII до конца XIX века производство в текстильной промышленности возросло в несколько раз. Однако для интенсивного развития индустрии нужны были более совершенные движущие силы. С этой целью английский инженер Джеймс Уатт занялся переработкой парового двигателя Ньюкомена. В 1765 г. он построил модель нового, более мощного двигателя, получившего название паровой машины Уатта. Через четыре года конструктор получил патент на свое изобретение, и его двигатель стал широко входить в промышленное производство.

В конце XVIII в. происходят революционные изменения в водном транспорте. В 1788 г. англичане Миллер и Саймингтон построили первый колесный пароход. Вслед за ними американец Роберт Фултон создал свой пароход, который получил имя «Клермонт». Это паровое судно по тем временам было самое совершенное в техническом отношении. США, таким образом, выходят вперед в мире в области пароходостроения, которое здесь начинает быстро развиваться. Англия в это время в данном виде транспорта немного отстала от Америки. Однако когда англичане поставили паровые машины на океанские суда, Великобритания снова в этой области вышла вперед.

Конец XVIII века является также временем рождения воздухоплавания. 19 октября 1783 г. во Франции был осуществлен первый полет воздушного шара с нагретым воздухом, созданного братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье. В том же году Жак Шарль и братья Роберы сконструировали аэростат — воздушный шар, который наполнялся водородом.

В XVIII столетии происходят и значительные усовершенствования в техническом оснащении сельского хозяйства, что значительно повысило урожайность сельскохозяйственных культур.

С начала XIX в. промышленная революция вступает в стадию зрелости. Происходит индустриализация в странах Старого и Нового Света. Этому содействует настоящий бум в области технических изобретений. В 1802 г. Ричард Тревитик создает первый паровоз. В 1814 г. Джордж Стефенсон сконструировал первый локомотив для угольных шахт, ему же принадлежит заслуга в создании системы железнодорожных связей современного вида. В 1834 г. был построен первый российский паровоз отцом и сыном Черепановыми. Несколько раньше в Англии, в 1830 г., несмотря на сопротивление землевладельцев, стала действовать железная дорога между Манчестером и Ливерпулем.

В 1800 г. был открыт гальванический элемент (вольтов столб), который дал постоянный ток. В 1837 г. американец Самюэль Морзе и англичане Кук и Уитсон независимо друг от друга создали телеграф. В 1876 г. Александр Белл, переселенец из Шотландии в США, изобрел телефон. В 1895 г. русский ученый А. С. Попов создал первый беспроводной передатчик. В 1897 г. аналогичный передатчик сконструировал Маркони.

В конце XIX в. распространяется электрическое освещение. В 1873 г. русский изобретатель А. Н. Лодыгин создал лампочку накаливания. В 1876 г. его соотечественник П. Н. Яблочков сконструировал дуговую лампу, которая на некоторое время становится основным источником света во многих странах мира. Однако впоследствии, когда Эдисон усовершенствовал лампу накаливания, этот более эффективный источник света вытеснил дуговые лампы и занял на многие десятилетия лидирующее положение в области электрического освещения.

В 1883 г. была создана электрическая железная дорога. В 1890 г. в Лондоне открылась электрическая линия метрополитена. Первый трамвай прошел в 1884 г. в английском Глазго и немецком Франкфурте-на-Майне. В 1888 г. трамвай появился в США, в городе Ричмонд (штат Верджиния).

Надо сказать, что еще начиная с 90-х годов XVIII в. делались попытки создать двигатель внутреннего сгорания. Сначала появились газовые двигатели, которые использовались на мелких предприятиях. Начиная же с 1873 г. создаются двигатели на топливе в виде различных продуктов перегонки нефти.

В конце XIX в. появляется новое средство транспорта — автомобиль, предшественником которого был велосипед, на который изобретатель Даймлер в 1886 г. поставил легкий двигатель собственной конструкции. В этом же году он снабдил аналогичным двигателем четырехколесную коляску, а в 1889 г. появился первый автомобиль Даймлера.

В XIX столетии продолжаются изыскания в области воздухоплавания, начатые в XVIII веке. В 1852 г. был осуществлен первый полет дирижабля, представлявшего собой управляемый аэростат. Практическое же использование дирижаблей началось с середины 1880-х годов. В 1890 г. был проведен запуск дирижабля с твердой оболочкой конструкции графа Цепеллина. В 1891 г. в Германии Отто Лилиенталем был создан первый управляемый человеком планер. В 1903 г. первыми в мире совершили полет на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания американские авиаконструкторы и летчики Уилбер и Орвилл Райты. Широкое же распространение аэропланы получили с началом Первой мировой войны.

Таким образом, начиная с XVIII века и на протяжении следующего столетия в передовых странах мира происходит промышленная революция, сопровождавшаяся стремительным развитием техники и индустриального машинного производства. Машины и станки, которыми теперь оснащаются фабрики и заводы, намного более совершенны, чем технологическое оборудование, которым некогда пользовались мастера-ремесленники. Новое промышленное оборудование позволяет перейти к массовому серийному производству. С интенсивным развитием техники стала развиваться и наука о машинах. Однако машину изучали только как техническую конструкцию, о том, что она может восприниматься с эстетической точки зрения, не думали, вопрос о возможности красоты технической конструкции не ставился. Иногда только архитектурно-художественная форма накладывалась на техническую основу, но органичности внешнего образа объекта и его конструкции в этом случае не получалось.

Названные тенденции хорошо отразила Первая всемирная промышленная выставка, которая состоялась в Лондоне в 1851 году и по замыслу ее устроителей должна была продемонстрировать все достижения техники и промышленного производства, которых добились к тому времени в развитых странах мира. Лондонская выставка была событием, которого с нетерпением ждала вся культурная общественность планеты. Размах, с которым было обставлено это мероприятие, производил впечатление. Специально для выставки в английской столице менее чем за четыре месяца был возведен колоссальных размеров Хрустальный дворец по проекту Джозефа Пекстона. Площадь здания составляла почти 72 тысячи квадратных метров — сооружение в 12 раз превосходило размеры знаменитого собора св. Петра в Риме. Каркас здания, составленный из чугунных стандартных секций и деревянных арок, был почти весь покрыт стеклом. Под сводом Хрустального дворца размещались театр, концертный зал и выставки. Сам автор этого сооружения не был профессиональным архитектором — его специальность была садоводство, но его проект одержал верх над 233 проектами архитекторов из разных стран, представленными на специально организованный конкурс. Садовод Пекстон утверждал, что природа являлась его главным учителем при работе над проектом, что созданная им конструкция была подражанием переплетению ветвей растений. Однако на деле оказалось, что Хрустальный дворец стал гимном индустрии, одой победе промышленной революции. Реализация замысла Пекстона имела большое значение для дальнейшего прогресса архитектуры. Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших масштабах сборной конструкции. Последняя совершенно не была замаскирована, а служила так же, как и огромная поверхность стекла, основным средством эстетического воздействия.

Хрустальный дворец был великолепен и действительно, как по конструкции, так и по внешнему виду, обращен в будущее. Однако то, что демонстрировалось на выставках под его сводами, повергло прогрессивно мыслящих культурных людей того времени в глубокое уныние. Безвкусица и пошлость царили почти что на всех стендах. Новые материалы, новые индустриальные технологии имитировали старые ремесленные формы, нещадно искажая и уродуя их.

Здравомыслящие люди были в замешательстве. Однако, как оказалось в этом-то и заключалась, как это не было парадоксально, та большая роль, которую суждено было сыграть Первой всемирной лондонской выставке в процессе развития мировой культуры. «Такое кажущееся замешательство, — писал в то время в статье “Наука, промышленность и искусство”, посвященной непосредственно результатам лондонской выставки, известный архитектор и теоретик материально-художественной культуры Готфрид Земпер, — являлось ясным проявлением определенных аномалий в существующих общественных отношениях, которые до этого не могли быть выявлены столь четко и определенно со всеми вызвавшими их причинами и возможными последствиями». Действительно, Первая всемирная промышленная выставка, соединив воедино все безобразие, которое было создано к этому времени в области материально-художественной культуры эпохи эклектики, обратила внимание художественной общественности на ненормальное положение в данной отрасли. Первым выявить причины этого ненормального положения в то время попытался уже упомянутый нами Г. Земпер, который в цитированной выше статье «Наука, промышленность и искусство» писал, что истоки наблюдавшегося тогда упадка в формообразовании предметного мира коренятся, во-первых, в механическом отделении системы орнаментации (как придания художественного качества вещам) от ее конструктивной основы, во-вторых, в разъединении между художниками и техниками, в-третьих, в общем падении вкусов в связи появлением изделий-суррогатов, имитирующих ручную работу и, наконец, в-четвертых: в полном разрыве между высокими и практическими видами искусства.

Все отмеченные Г. Земпером факторы привели к падению эстетического уровня форм предметного мира того времени, к тому, что чрезвычайно яркая по своим социальным и культурным проявлениям эпоха не дала своего оригинального стиля в вещном выражении, а довольствовалась эклектическим повторением черт архитектурно-художественных стилей прошлого. Действительно, искусство тогда рассматривалось оторванно от процессов производства, оно, как мы уже говорили, просто прикладывалось к промышленным изделиям. И это не удивительно. Художники промышленности в то время оказались в затруднительном положении. Новый, промышленный способ производства принес обилие средств — материалов, технологий, с которыми художники в силу своей неопытности не могли совладать, эти новые средства просто задавили их. Скачок, который сделало производство от ручного труда к массовому машинному способу производства был слишком быстрым. Опыта работы с новыми материалами не было, новые технологии были мало освоены. Машинная промышленность не могла так быстро обрести свои специфические, присущие только ей формы изделий, способные нести эстетическую нагрузку. Поэтому в поисках красоты продуктов промышленности их создатели обратились к формам старых изделий, к художественным стилям прошлого. Кроме того, здесь сыграла роль и обстановка культурной жизни того времени, тот интерес к цивилизациям прошлого, который обострился в XIX столетии. Углубленное изучение искусства Древней Греции и Рима началось еще в XVIII веке. Впоследствии завоевательные и колониальные войны, которые вели страны Европы, обусловили интерес к древним культурам завоеванных государств. Археологические открытия и научные исследования пролили свет на искусство восточных цивилизаций. С усилением романтических тенденций в западном искусстве первой половины XIX века, идеализировавшем средневековье, появляется интерес к архитектуре готики. Это разнообразие увлечений цивилизациями прошлого не могло не отразиться на всей материальной культуре, в частности на промышленном формообразовании, которое за неимением своих форм стало эклектически заимствовать формы у старых художественных стилей. Все это и привело к тому положению в области предметного формообразования, которое сложилось к середине ХIX века.

ВЕРНУТЬ ВЕЩИ ЕЕ КРАСОТУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.006 с.)