Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перед началом Первой мировой войны Анри ван де Вельде, основатель и руководитель художественно-промышленной школы в Веймаре, бельгиец по происхождению, вследствие нападок со стороны шовенистически настроенных элементов вынужден был покинуть свой пост. Как одну из основных кандидатур своего преемника он назвал имя молодого немецкого архитектора Вальтера Гропиуса (1883—1969). Несмотря на свою молодость Гропиус, ученик П. Беренса, к этому времени уже был знаменитым архитектором и дизайнером. Всемирную известность он получил уже после первой самостоятельной постройки — здания заводского комплекса «Фагусверк» (1910—1911) в г. Альфельде-на-Лайне. Для того времени это было очень новаторское архитектурное произведение. Тут зодчий активно использовал как материалы сталь и стекло, продемонстрировав их отличные эстетические возможности. Весь несущий каркас здания был выполнен из стали и заполнен обширным застеклением, причем отсутствие опор по углам строения придавало ему особую визуальную легкость. Произведение Гропиуса стало символом возможности эстетической интерпретации технической конструктивной формы. Работал Гропиус в довоенное время и как дизайнер. Так, он участвовал в проектировании железнодорожных вагонов, в создании легкового автомобиля для немецкой фирмы «Адлер». Когда в 1914 г. правительство Великого герцогства Саксония-Веймар обратилось к Гропиусу с предложением занять место директора художественно-промышленной школы, уже начались военные действия, и Гропиус отправился на фронт. Однако архитектор с интересом отнесся к сделанному ему предложению и даже составил учебную программу, предложив объединить школу с Веймарской академией изобразительных искусств. В составленной им программе Гропиус изложил свою точку зрения на роль художника в промышленности. В частности, в программе говорилось: «Очевидно, возвеличивания одного только материального качества изделий для достижения успеха в международном соревновании недостаточно. Совершенная, как правило, в техническом отношении вещь должна быть насыщена духовной идеей, одета в соответствующую форму, чтобы ей дали предпочтение среди массы таких же изделий… Художник владеет способностью вдохнуть живую душу в мертвый машинный продукт; его творческая сила продолжает свою жизнь в этом продукте в качестве органического фермента». Однако, как отмечал Гропиус, для того, чтобы художник смог достичь желаемого эффекта, он должен пройти специальное обучение, постичь науку, которую Гропиус называл «учением об органическом формообразовании». Начавшаяся война помешала Гропиусу тогда, уже в 1914 г., приступить к осуществлению своей программы. Пройдя фронт, получив все возможные военные награды, после окончания войны Гропиус возвращается в Берлин. Надо сказать, что война сыграла большую роль в формировании мировоззрения Гропиуса и как архитектора, и как дизайнера. Позже он признавался, что «после дикого извержения войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в смене своей интеллектуальной позиции». Гропиус писал: «Каждый в своей собственной сфере горел желанием перекинуть мост через пропасть между идеализмом и практикой. Именно тогда я осознал высшее призвание архитектора моего поколения». Теперь, после кровопролитной войны, после поражения, которое испытала его страна, художник, как и многие передовые представители немецкой интеллигенции того времени, желал построить на развалинах старой жизни нечто новое, значительное. Его уже не удовлетворяла деятельность архитектора или дизайнера в традиционном понимании этих профессий, когда целью является просто создание удобных и красивых домов или вещей, он хотел видеть в архитектуре и дизайне нечто большее — деятельность, способную повлиять на социальную жизнь человека. В голове Гропиуса начинают зреть идеи, в которых архитектура, предметная среда рассматривались как мощное средство «жизнестроения», способное воздействовать на формирование совершенного человеческого общества. Свою теоретическую концепцию Гропиус впоследствии назвал теорией «тотальной архитектуры». Важным фактором, повлиявшим на формирование гропиусовской теории были также Октябрьская революция 1917 года в России и революция 1918 года в Германии. В это время Гропиус становится членом организованного в Берлине Трудового союза во имя искусства, во главе которого стоял известный архитектор Б. Таут, придерживавшийся социалистических воззрений. «Искусство и народ должны образовывать единое целое! — провозглашал Б. Таут. — Искусство должно быть отныне не гениальностью немногих, а счастьем и жизнью массы». В это время Гропиус, безусловно, испытывает симпатию к социалистическим идеям, о чем свидетельствует факт подписания им среди других архитекторов и художников в 1918 году манифеста немецкого художественного объединения “Группа Ноября”. В манифесте говорилось: «Художники, архитекторы, скульпторы, вы, кому буржуазия платит большие деньги, сбросьте снобизм, тщеславие и развращенность – Слушайте! К этим деньгам причастны пот, кровь и нервы тысяч голодных людей — Слушайте!.. Мы должны быть истинными социалистами, мы должны зажечь истинную доблесть социализма — братство всех людей». Неудивительно поэтому, что и сама гропиусовская теория «тотальной архитектуры» во многом связана с социалистической идеей как извечной мечтой людей об идеальном обществе. Создание идеального общества, по Гропиусу, как мы помним, было достижимо за счет формирования целостной гармоничной предметной среды. А формирование целостной вещной среды возможно было только в централизованно организованном обществе, каким представлялось тогда будущее общество социализма. Все эти свои новые идеи Гропиус увидел возможным осуществить в процессе учебной подготовки художников для промышленности, когда правительство Саксонии-Веймар возобновило переговоры с ним о работе в веймарской Школе декоративно-прикладного искусства. По инициативе Гропиуса школа была объединена с местной Академией искусств, в результате этого слияния было создано новое учебное заведение, названное Государственный Баухауз (в буквальном переводе с немецкого «Строительный дом»), директором которого был назначен Гропиус. Этому учебному заведению, открытому в апреле 1919 г., было суждено стать первой дизайнерской школой нового типа. В педагогической системе школы Баухауз Гропиус начинает реализовывать свои теоретические идеи. «Цель Баухауза, — как пояснял ее основатель, — заключалась не в распространении какого бы то ни было “стиля”, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования». По утверждению Гропиуса, Баухауз избрал «началом своего обучения не “специальность”, а “человека” в его естественной готовности воспринять жизнь как целое», а потому способного формировать единую гармоничную предметную среду. Воспитанникам Баухауза прививалось убеждение, что технически совершенная вещь должна быть проникнута духовной идеей, что должно произойти слияние искусства, техники и ремесла в единую деятельность, и лишь на этой основе может произойти построение здания будущего общества с помощью преобразования предметной среды. Была составлена новая развернутая программа школы, основная задача обучения в которой формулировалась следующим образом: собрать вместе все виды художественного творчества, объединить в новом строительном искусстве в качестве неотъемлемых ее частей архитектуру, живопись и пластику, ремесло и художественные промыслы. Конечную цель Гропиус видел во встраивании творчества художника в процесс массового серийного производства. В качестве же исходного пункта предлагалось доскональное изучение учащимися школы основных ремесел, на основе чего можно было осуществлять дальнейшее сближение художника с промышленностью. Кончалась программа Гропиуса такими словами: «Создаем новый цех ремесленников, отвергнув классовую фанаберистость, которая стремится построить стену между ремесленниками и художниками! Найдем в себе волю, мышление и творческую силу для совместного создания нового Дома Будущего, который вберет в свой целостный образ все: архитектуру, скульптуру и живопись; который благодаря миллионам рук ремесленников поднимется в небесную высоту хрустальным символом новой, будущей веры». Для того чтобы приблизить учащихся к производству, в школе был создан целый ряд мастерских, в которых велось ремесленное обучение под руководством мастеров. В мастерских студенты выполняли собственные договорные заказы, а также участвовали в выполнении работ, осуществляемых мастерами. После прохождения курса обучения в мастерских учащиеся сдавали экзамены на звание подмастерья или, если студент проявлял особые способности, на звание мастера. Кроме приобретения навыков в ремесле, большое внимание в школе уделялось художественной подготовке. Преподавателями Баухауза являлись такие известные художники того времени, как Иоганнес Иттен, Лионель Файтингер, Герхард Маркс, Адольф Майер, Георг Мухе, Пауль Клее, Оскар Шлемер, Василий Кандинский, Ласло Маголи-Надь и др. Неслучайно то, что в школе в основном преподавали мастера авангарда, художники-абстракционисты. Дело в том, что необходимо было перестроить эстетические представления учащихся на новый лад. В области предметного формообразования это переход от популярного еще в то время украшательства предметной формы изобразительным декором к осознанию возможности красоты абстрактной функциональной формы, лишенной каких-либо внешних украшений. Такую перестройку художественного сознания студентов легче было осуществить, начиная с постижения ценности живописной абстрактной формы, а потом уже переносить найденные новые эстетические представления на предметное формообразование. Обучение в Баухаузе начиналось с полугодового «вводного курса» (курса пропедевтики), который вел Иоганнес Иттен. Этот курс должен был решить три основные задачи: - изучение учащимися основных принципов формообразования; - высвобождение творческих сил учащихся и раскрытие их художественных способностей; - создание предпосылок для выбора учащимися профессии. Вслед за вводным пропедевтическим курсом шел трехлетний основной курс, в процессе происхождения которого студент работал в одной из мастерских: металлообрабатывающей, столярной, гончарной, стеклодельной, камнетесной (скульптурной), ткацкой, монументальной живописи. Кроме этого учащиеся проходили серьезную теоретическую подготовку. Они изучали такие дисциплины, как теория пространства, теория цвета, теория композиции, теория перспективы, теория конструирования, рисунок природных форм, техническое черчение, макетирование и моделирование, естественные дисциплины (математика, физика, механика), материаловедение и технология. По окончании основного курса наиболее способные студенты, проявившие выдающиеся успехи в самостоятельной работе, имели возможность учиться на дополнительном отделении, нечто типа аспирантуры. Здесь они занимались как практической работой, так и теоретическими исследованиями в области предметного формообразования. Характерной особенностью Баухауза, что отличало его от других учебных заведений близкого профиля, было то, что студенты здесь работали не над единичными изделиями, а над эталонами для промышленного производства. Важным в методике обучения, которая практиковалась в Баухаузе, было также то, что учащимся прививали стремление в процессе формообразования выявить конструктивность вещи, правдивость используемого материала. Ну и конечно, форма вещи должна была строго следовать ее функции. Функционализм был основным кредо Баухауза. Идею воздействия предметной среды на формирование совершенного общества дизайнеры Баухауза пытались осуществить на практике путем создания стандартных образцов повседневного пользования и типовых проектов организации предметной среды жилища. В этом плане программным объектом Баухауза стал так называемый дом «Ам хорн» («на поле»), построенный на краю веймарского парка, недалеко от домика Гете. Баухаузовский дом был сконструирован таким образом, что было возможно массовое, промышленное его создание путем изготовления и монтировки всех комплектующих деталей. Полностью меблированный и оснащенный всеми необходимыми приспособлениями для жилья, включая посуду, он демонстрировал идеи комплексного проектирования жилой среды. Именно так, считали деятели Баухауза, будет формироваться предметная среда будущего. Однако, надо сказать, что стремление Баухауза приблизиться к потребностям промышленного производства в малоиндустриальном Веймаре осуществить было довольно трудно. Поэтому Гропиус принимает решение перевести школу в город Дессау, где промышленность была развита намного сильнее чем в Веймаре. В 1926 году происходит переезд Баухауза на новое место. Здесь он размещается в прекрасном здании, построенном по проекту самого Гропиуса. Учебный процесс набирает новые силы, завязываются связи с промышленными предприятиями Дессау. Но к этому времени у Гропиуса все больше растет неудовлетворенность результатами своей деятельности. Первоначально он, как мы помним, питал романтические надежды на возможность с помощью создания гармоничной предметной среды влиять на гармонию развития человеческого общества. К концу 1920-х годов Гропиус убедился, что такой прямой связи между предметным формообразованием и социальным развитием быть не может, что возможности дизайнера в обществе все же ограничены. В результате в 1928 г. он отходит от руководства школы. Директором Баухауза становится архитектор, коммунист по убеждениям Ганнес Майер. В это время в школе усиливается внимание к теоретической подготовке студентов, к связи дизайнерского творчества с социальными проблемами, упор в обучении делается на изучении социологии и экономики. Однако в 1930 г. Майер уезжает работать в Советский Союз, а директором Баухауза становится выдающийся архитектор Людвиг Мис ван дер Рое (1886—1969). С приходом нового директора обучение в школе приобретает несколько иной характер, ориентируясь теперь больше на эстетические проблемы, связанные с промышленной функциональной формой. Однако дни Баухауза были сочтены. В 1933 году, после прихода к власти в Германии фашистов Баухауз был закрыт. Новые хозяева страны посчитали, что школа сеет в искусстве зерна коммунизма. Деятельность Баухауза имела огромное значение для развития дизайна ХХ века. Это было не просто дизайнерское учебное заведение нового типа, но и мировой центр развития теории дизайна. После закрытия школы многие ее преподаватели, эмигрировав из Германии, переехали в другие страны, разнося по миру новаторские идеи Баухауза. До сих пор обучение во многих дизайнерских учебных заведениях разных стран строится на основе баухаузовской методики, были эти идеи использованы и в построении отечественной системы подготовки художников-конструкторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.009 с.) |