Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельности человека по созданию предметных формСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источники происхождения, механизм зарождения предметных форм уже давно интересуют людей. Безусловно, этот вопрос необходимо рассматривать в связи с определением источников человеческой практической деятельности вообще. Изучение данной проблемы началось еще во времена античности, и поиски ученых тотчас привели в богатейший и сложный мир природы. Именно тогда родилась так называемая теория подражания (мимесиса), утверждавшая, что в своей созидательной деятельности человек с самого начала учился у природы. Например, Демокрит так определял источники ремесел и искусств: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: а именно, мы ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточек в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедей и соловья в пении». О подражании человеком природе говорит также Цицерон: «Сам же человек родился для того, чтобы созерцать мир и подражать ему». Идея подражания человеком в своем творчестве природе впоследствии не раз возрождалась мировой философской и искусствоведческой мыслью: например, в эпоху Ренессанса у таких крупнейших мыслителей и художников, как Л.-Б. Альберти, Дюрер, Леонардо да Винчи, далее, в эстетике классицизма (Пуссен и др.). Связь человеческого творчества и «творчества» природы была правильно замечена сторонниками теории подражания. Человек не может творить из ничего, в своей деятельности он отталкивается от объектов природного мира. Следовательно, надо думать, что и в создании форм творимых им предметов человек опирается на уже существующие формы природы. Вернее, он создает объекты, которых нет в природе, но формы, которые он им придает, являются результатом наблюдения человеком природных форм. В предметном формообразовании человек с самого начала учился у природы. Первые каменные орудия, созданные рукой человека, свиду мало чем отличаются от камней, обработанных под действием природных сил: ветра, воды, вулканических извержений и т. д. Среди данных природных объектов мы можем встретить предметы довольно правильной формы с заостренным концом, как будто специально приспособленные для каких-то работ. Отличить эти камни от искусственно созданных орудий теперь может лишь глаз специалиста. Видимо, такими природными объектами пользовался человек в своих целях первоначально. Впоследствии же он сам научился придавать камню форму, сходную с формой природных объектов, удобных для производства определенных работ. Так появились примитивные искусственные орудия труда древнего человека, как две капли воды похожие на камни, обработанные силами природы. Природа была учителем человека в обработке камня. Идея сосуда, из которого можно пить или в котором можно хранить воду, также появилась у древнего человека под действием природных объектов. Об этом, например, свидетельствуют находки из пещеры Пекарна в окрестностях города Брно (Чехия). Здесь найдены «кубки», которыми служили обломки оленьих черепов. Древний человек мог видеть, что в лежащем под открытым небом черепе животного после дождя скапливается влага. Это человек стал использовать в своих целях. Впоследствии же он и сам стал пытаться изготавливать сосуды из кости или камня. Можно привести еще ряд примеров, демонстрирующих происхождение искусственно созданных предметов от природных объектов. Таким образом, создатели теории подражания были на правильном пути, ища источники человеческой практической деятельности в мире природы. Однако теория подражания обладала серьезным недостатком. Человек, в соответствии с убеждением ее приверженцев, выступает пассивным созерцателем, механически переносящим формы природы в объекты своего творчества. Пассивной созерцательности традиционной теории подражания современная наука противопоставляет познание как активную силу. Уже при восприятии объекта органами чувств у человека происходит активный отбор и анализ полученной информации. Человек вычленяет важное, необходимое в полученном знании об объекте, предполагает, как это знание можно употребить на практике. То есть, воспринимая определенную ситуацию, человек мыслит о том, как эту ситуацию можно трансформировать в своих целях. И далее в своей деятельности человек не пассивно подражает природе, а активно отражает воспринятое из окружающей действительности. Такое понимание человеческой деятельности дает нам ключ к правильному пониманию связи предметного творчества человека с формами природного мира. Только для этого необходимо понять, что предметное формообразование, творимое человеком, можно и нужно рассматривать как момент отражения человеком реальной действительности. Создание человеком предметного мира с его многообразными формами происходит в процессе практически-преобразовательной деятельности людей. Практика — конечный этап, результат познания мира, его отражения в сознании человека. Следовательно, создание человеком предметного мира, его форм как момент практической деятельности человека является способом отражения реального мира, этапом его познания. Таким образом, нужно признать, что связь предметного формообразования человека с формообразованием природы не может быть представлена лишь как пассивное использование человеком форм природы, перенесение их в объекты человеческой предметной деятельности. Человек во время своего предметного творчества активно трансформирует в своем сознании отраженные им формы природного мира. Конечно, человеческое сознание не сразу стало способным к активному отражению, не сразу человек стал способен к сознательному формообразованию. Процесс активного отражения действительности возможен лишь при наличии более или менее развитого сознания, чего на ранних этапах развития человека (ранний палеолит), естественно, быть не могло. Первоначально человек не выделяет себя из реального мира как субъекта, поэтому, естественно, отсутствует субъект в познании человеком действительности. Для этого периода развития человека характерно отсутствие преобразовательной трудовой деятельности. Деятельность человека в это время носит в основном приспособительный характер. На этом этапе развития сознание человека еще не обладает активностью отражения. В это время не могло быть речи о сознательном осуществлении человеком предметного формообразования. Человек воспринимает природные объекты с их формами, но еще не может трансформировать эти формы в своих целях и потому использует природные объекты в готовом виде. Иногда человек определенным образом грубо дорабатывает природные объекты, но эта доработка обусловлена сугубо приспособительной деятельностью. Человек не воссоздает в уме будущую форму предмета, он вообще не думает о форме. Однако к времени позднего палеолита деятельность человека претерпевает значительные изменения. В этот период возникает сформировавшееся человеческое общество. Это был чрезвычайно важный этап в развитии человечества. С появлением человеческого общества чувства человека становятся истинно человеческими. У человека появляется способность к эстетическому переживанию. Деятельность человека в этот период перестает быть лишь приспособительной и становится продуктивной, преобразовательной. В это время человек начинает осознавать себя как субъект, в связи с этим отражение действительности человеком включает теперь познаваемый объект и познающий субъект и приобретает, таким образом, активный характер. Человек уже не пассивно воспринимает действительность, субъект познания начинает воздействовать на объект. Следовательно, человек приобретает способность трансформировать в сознании отраженные формы природного мира, а следовательно, становится способным к сознательному предметному формообразованию. Первые проявления черт сознательного формообразования можно наблюдать уже в каменных орудиях ашельской культуры (ранний палеолит). Мы имеем в виду признаки симметрии этих орудий. Впоследствии, в период позднего палеолита симметрия все больше начинает определять форму предметов, создаваемых древним человеком. Несомненно, что признаки симметрии человеком были почерпнуты из мира природы. На это указывал еще Г. В. Плеханов. Одну из важнейших причин той значительной роли, которую начинает играть симметрия в производительной деятельности человека уже на ранних этапах его развития, он видит в том, что законы симметрии заложены самой природой и проявляются как в строении тела животных, которые были объектом постоянного наблюдения древних охотников, так и самого человека. Однако, хоть симметрия была заимствована человеком в природе, это заимствование никак нельзя представить как пассивный процесс. В своих орудиях человек не повторял форму каких-то определенных симметричных природных объектов. Симметрия была вычленена человеком из природного мира как общий закон, присущий ряду разных объектов. Это было большое достижение человеческого сознания, одно из первых проявлений его активности. Другим свидетельством зарождения сознательного формообразования у древнего человека можно считать дисковидные каменные орудия техники «леваллуа». Эти искусственные предметы имеют довольно правильную круговую или овальную форму. Изготовление их было не просто пассивным шлифованием объекта с уже готовой, заданной природной конфигурацией, а активным преобразованием формы каменного отщепа. Происхождение формы данных дисковидных предметов, конечно, также коренится в формах природных — хотя бы луны и солнца — (так как мы знаем, что человеческая созидательная деятельность всегда определяется действительностью), но отражение природных форм здесь явно протекало как активный процесс. Круговая форма была абстрагирована человеческим сознанием от природных объектов и приложена к объекту, на который было направлено действие. Способность человека к активному формообразованию, к активному отражению реального мира начала складываться в процессе труда, создания примитивных орудий. И это не случайно. С началом трудовой деятельности у человека все больше развивается рука, совершенствуются двигательные процессы. А вместе с этим происходит совершенствование психических процессов восприятия действительности. Психологией доказано, что при онтогенезе (индивидуальном развитии человека) именно в результате практической деятельности у человека формируется способность к восприятию действительности. Аналогичный процесс, видимо, имел место и при филогенезе (историческом развитии человека). В процессе изготовления орудий труда у человека появляется активный двигательный контакт с формой изготавливаемого предмета. Двигательный контакт человеческой руки с формами материальных объектов предметной среды начался еще раньше, когда древний человек взял в руки палку или камень. Но теперь, когда человек начал сам воздействовать на форму объектов, изменять ее, простой контакт превратился в практическую деятельность, и поэтому восприятие рукой формы обрабатываемых объектов становится намного более активным. Итак, человеческая рука теперь активно познает форму предметов. И надо полагать, что именно активность руки помогла в восприятии формы человеческому глазу. Это обусловливается той связью, которая существует у человека между рукой и глазом. Доказано, что при онтогенезе осязание с самого начала предметно и затем в ходе развития передает это свойство зрительному восприятию. Многие исследователи считали, что рука вообще в процессе восприятия является учителем глаза. Среди них можно назвать таких видных ученых, как Кондильяк, И. М. Сеченов, В. Вундт и др. Современной наукой именно руке, осязанию отводится значительная роль в процессе формирования восприятия человеческим глазом формы объектов. Поэтому ясно, что активность руки в практической деятельности человека не могла не повлиять на активность глаза в восприятии предметных форм. В связи с этим понятно, почему с началом изготовления человеком орудий труда у него начинает развиваться представление о форме. Именно труд пробудил в человеке способность к сознательному формообразованию. Конечно, это было только начало, формообразование времени палеолита характеризуется еще значительной примитивностью. Процессы отражения у человека пока были развиты недостаточно и сохраняли элементы пассивности. Это демонстрирует, например, и характер палеолитического изобразительного искусства. Наскальным рисункам этого времени свойственен примитивный реализм, или, по выражению некоторых исследователей, натурализм. Наблюдаемая природная форма переводится в изобразительную, почти не трансформируясь в воображении человека. Это свидетельствует о том, что сознание палеолитического человека еще не развилось до того сложного уровня отражения, который присущ людям более позднего времени. Однако это не значит, что в процессе создания древних произведений искусства сознание художника было совершенно пассивно. Уже сам акт перевода воспринятых образов действительности в художественную изобразительную форму свидетельствовал об активности сознания. Когда в отражении человеком реального мира отсутствовали какие-либо признаки активности, искусство вообще не существовало и не могло существовать. Таким образом, несовершенство сознания древнего человека никак не дает нам права утверждать, что оно было вовсе пассивно. Человек каменного века в меру развития его способности к отражению, в меру активности этого отражения преобразовывал в своем уме формы природы, творя свою вторую природу с присущими ей формами. Со временем у человека совершенствовались процессы отражения. Искусство мезолита и неолита уже значительно отличается от искусства древнего каменного века. Хотя оно теряет свой реалистический характер, что часто вызывает впечатление упадка, механизмы отражения реальной жизни в нем сложнее. Искусство становится более абстрактным, более символичным. Художник уже не переводит в изображение формы действительности просто так, как он их видит, а активно трансформирует их в своем сознании. Усложняются процессы отражения и при предметном формообразовании. Изделия человеческих рук становятся все более совершенными, развивается их форма. Человек уже в состоянии не только реализовать в своем предметном творчестве отдельные характеристики формы природного мира, такие как, например, симметрия, округлость формы и т. д., но и трансформировать в своем сознании какую-то сложную природную форму, создав на ее основе новую, искусственную. Примером может служить изготовление в неолите первых глиняных сосудов, прототипом которых, как признано, являлись такие плоды, как тыква, служившие древнему человеку вместилищем для жидких и сыпучих продуктов. То же самое можно сказать об античных ритонах. Здесь также прослеживаются корни, уходящие в мир природы. В форме ряда ритонов читается явная связь с формой бычьего рога, которая, видимо, и явилась источником происхождения этих сосудов. Однако многие ритоны далеко ушли от формы своего прототипа, приобретая то форму правильного конуса, то каплевидную форму, то снабжаясь горлышком, как у вазы. Приведенные примеры демонстрируют, что со временем активность, творческая основа отражения человеком природных форм при формообразовании усложняются и к эпохе античности достигают уже высокого уровня. Немаловажно, что отражение природных форм проявляется не только при формообразовании предметов быта, орудий труда и т. п., но также в архитектуре и строительстве. Например, форма колонн в древнеегипетской архитектуре, как известно, происходит от формы цветка лотоса. Система пропорций в греческой античной архитектуре была основана на соразмерности частей человеческого тела. В строительстве ряда типов мостов, как предполагают, также были использованы природные прототипы. Например, образцом для первобытных каменных мостов типа дольменов из гранитных глыб, несомненно, могли послужить природные балочные мосты, порой встречаемые в горах. Такую же роль сыграли и арочные мосты, также создаваемые природой. Важно отметить, что со временем активность отражения человеческим сознанием реальной действительности при формообразовании не только возрастает количественно, но и приобретает новую качественную форму. Первоначально формообразование выступало только как отражение форм природных объектов, которые для древнего человека в основном и являлись той реальностью, которую отражало его сознание. Человек жил среди природы, постоянно наблюдал ее, пользовался ее дарами. Однако впоследствии человек постепенно все дальше уходит от естественной природы, реальностью, с которой он повседневно осуществляет контакт, становится вторая природа, созданная им самим, искусственный мир вещей. Увеличивается количество предметов, окружающих человека, увеличивается количество предметных форм. И теперь при формообразовании человек начинает опираться не только на природные, но и на предметные формы, созданные ранее им самим. Например, в форме дощатых египетских саркофагов явно читаются очертания дома с двускатной крышей. Впоследствии эта же форма переходит и к деревянным сундукам, применявшимся в древнем Египте. Другой пример — распространенные во времена античности светильники с несколькими лампадами-чашами. Здесь можно проследить связь с формой чашечных весов. Таким образом, как видим, зарождение и развитие процесса создания человеком предметных форм было тесно связано с его способностью активно отражать формы природы, а впоследствии и формы уже созданных человеком предметных объектов. Последний аспект наблюдался уже во времена Древнего Египта и античности. Ну и раз мы подошли к названному историческому периоду, рассмотрим предметное формообразование этого времени более подробно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.014 с.) |