Ключевые современные проблемы дизайна. Их характеристики, взаимосвязи, иерархия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые современные проблемы дизайна. Их характеристики, взаимосвязи, иерархия.



Природа дизайна. Развитие представлений о дизайне с конца XIX века до начала XXI. Эволюция и актуальное состояние проектной культуры

К середине XIX века началось становление массового промышленного производства, рынок относительно быстро насыщался товарами, что усиливало внимание к их потребительским свойствам и эстетическим достоинствам и привело к коренному пересмотру традиционных принципов формообразования. Возникла новая область проектной деятельности — дизайн, активно включившаяся в контекст прогрессивных движений XX века.

Бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее — таков парадокс первой половины XIX века. Неумение разобраться в причинах социальных бед привело многие прогрессивные умы к отрицанию техники. Первый голос протеста против фальшивой буржуазной культуры раздался в Англии в виде теоретических исследований английского философа Джона Рескина (1819—1900), придававшего огромное значение искусству как моральному фактору. Рескин отвергал новую машинную технику. Будучи современником небывалого развития техники, он сделал вывод, что победное шествие машин и растущая власть капитала превращает людей в рабов и уродует целые страны, что с исчезновением ручного труда человек теряет возможность проявлять свойственные ему способности, изобретательность, эмоциональность, становится просто придатком машин. Духота, смрад и дым огромных фабричных цехов делают ужасной среду обитания людей; лишают их всех начал добра и красоты, уничтожают тягу к прекрасному, к искусству. С машинами он связывал гибель искусства, а с гибелью искусства — неизбежный крах добра и красоты в человеке. Однако, восставая против власти машин и господства машинной продукции, Рескин не отрицал органической связи красоты и пользы, эта прогрессивная концепция отличала его от других. И хотя всем своим существом Рескин протестовал против машины и машинной продукции во имя сохранения рукотворной красоты человеческих творений, именно его эстетика была первым шагом к созданию эстетики машинной продукции, а с ней и машинной формы. Одна из современных концепций — индивидуализация, проектирование под конкретного человека.

Ульям Моррис Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Для Рескина понятие красоты и неотделимо от понятий справедливости, добродетели, верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать. Моррис был основателем "Движения искусств и ремесел", которое оформилось как художественный стиль во 2-ой половине 19 века. Всех участников движения объединяло убеждение, что эстетически продуманная среда обитания человека - радующие глаз здания, искусно сработанная мебель, гобелены, керамика - должна способствовать совершенствованию общества в интересах и производителей и потребителей. В конце XIX в. проектирование осознается как особый вид деятельности.

Дизайн как творческий процесс можно разделить на:

· художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);

· техническую эстетику — науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).

Движение «Искусств и ремесел» 1850-1914 Великобритания

Осн. черты: внешняя простота; лаконичные формы; 1-я стадия – растительные и анималистические мотивы; 2-я стадия – более абстрактные мотивы с использованием персонажей мифологии.

Осн. сведения:

- вера в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства, массовое производство приводит к деградации как создателя, так и потребителя товаров.

- сторонники движения образовывали гильдии и общества, каждое с собственным стилем, специализацией, лидерами, в которых обсуждали свои идеи, делились опытом.

- вера в то, что искусство и дизайн могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей (предпосылки модерна)

Уильям Моррис организовал в 1861 фирму «Моррис Ко», выпускавшую тканные изделия, мебель и витражи. Моррис и его коллеги считали, что в большинстве проблем английского общества виноваты индустриализация и механизация. Страстные социалисты, они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения. Иронией выглядит тот факт, что большая часть продукции ручного изготовления «Моррис и Ко» была так дорога, что покупать ее могли лишь богатые промышленники.

Модерн 1880-1940

Основные черты: простые строгие формы; гладкие покрытия; минимальное моделирование поверхностей.

Осн. сведения:

- на развитие модерна фундаментальное влияние оказала идея о том, что дизайн может служить инструментом для изменения общественного уклада.

- излишняя декоративность считалась признаком упадка, упор делался на простой, строгий дизайн

- стремление к использованию новоизобретенных материалов и технологий привело к тому, что модерн стали рассматривать как стиль, наиболее подходящий для технологической эры.

Уильям Моррис, леКорбюзье, Питер Беренс, Вальтер Гропиус, Мисс Ван дер Роэ, Баухауз, под предводительством Вальтера Гропиуса, был основам для воплощения идеалов модерна, оказал огромное влияние на развитие модерна. леКорбюзье – минимализм и индустриальный стиль, с характерными проявлениями механистической эстетики.

В 1930 под влиянием интернационального стиля в искусстве широко распространилась абстрактность, а промышленные материалы и строгие формы стали использоваться исключительно в стилистических целях. В результате модерн вскоре утратил свое идейное содержание, которое, однако, подхватили скандинавские дизайнеры, в частности Алвар Аалто, предложивший более человечный органический дизайн, - за ним последовало целое новое поколение дизайнеров – модернистов.

Разновидности модерна: Веркбунд (германия) немецкий производственный союз. Питер Беренс. Герман Мутезиус (стандартизация). Хенри Ван де Вельде (индивидуализм).. Вальтер Адольф Гропиус. Гладкие поверхности без украшений, функциональный дизайн. Убежденность в том, что дизайн имеет важное моральное и эстетическое значение; раскол движения произошел из-за противостояния между стандартизацией и индивидуализмом.

Ар Деко (Франция США) яркие цвета, дорогостоящие материалы: эмаль, слоновая кость, бронза, полированный камень; материалы для массового производства: хром, цветное стекло, бакелит. Влияние театральных костюмов и высокой моды. Стиль воспевал путешестваия, скорость, роскошь с помощью изделий ярких цветов и простых многоугольных форм. Геометрические мотивы: влияние древнеегипетского и ацтекского искусства. Интерьеры 2 направления: стиль будуара – роскошные материалы, восточный стиль; и умеренный модернистский стиль леКорбюзье.

Конструктивизм 1921-1932

Представители: Малевич, Родченко, Татлин, Эль Лисицкий

Осн. черты: плоские линейные формы; динамичная композиция; подвижные элементы; минимизация пространства; использование современных материалов: стекла, стали, пластика.

Осн. сведения:

- вера в то, что искусство и дизайн должны подчиняться производственному процессу

- использование геометрических, точных, почти математических методов работы;

- художник считался рабочим, отвечающим за создание новых, функциональных предметов

- убежденность в том, что искусство играет важную роль в жизни общества и является необходимым средством отражения человеческого опыта.

Возник в России после революции 1917г

Экзаменационный билет № 5

Ключевые современные проблемы дизайна. Их характеристики, взаимосвязи, иерархия.

Диза́йн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн – это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций, на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью признания результатов проектирования, эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Дизайну присущи социальные последствия, проявляющиеся в личности потребителя. Дизайн – это объект – результат проектной деятельности.

Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интег­рирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

 

Сегодня все больше внимания обращается на два основных фактора современного мирового процесса, способных повлиять на развитие культуры. С одной стороны, это бурное развитие научно-технического прогресса, с другой - вызванные им социальные и экологические проблемы. Технический мир становится более автономным, новые средства производства и проектирования, появившиеся в век компьютерных технологий, а также новые материалы создают условия для самоорганизующегося технического мира. «Вторая природа» грозит оказаться единственной, о чем реально свидетельствует нарастающий процесс физического вытеснения естественной природы. Экспансия новых технологий в самых разных областях культуры и быта, новые тенденции в сфере потребления и образа жизни создают предпосылки для коренных социально-культурных изменений.

 

Дизайн связан, с одной стороны, с утилитарной, материально-практической, т.е. экономической и технологической стороной культуры, с другой - с ее духовной, символической стороной, с гуманитарными проблемами. Изменяя окружающую среду, формируя предметный мир, человек, в конечном счете, формирует и самого себя. Генеральная функция, конечная цель дизайнерской деятельности - гармонизация отношений человека с миром и самоутверждение человека в мире. Дизайн - это не только умение сделать что-то конкретное, а умение видеть многообразные связи человека с окружающим миром. Это - широкий спектр гуманитарных проблем. Одна из них - проблема ответственности дизайнера (влияние на формирование вкусов миллионов), акцент не только на материальных, но на духовных ценностях.

Экономические проблемы - в основе: дизайн возникает в индустриальном обществе, с машинным производством и массовым потребителем. Формообразование связано с изменением спроса на товар, с бизнесом. Американский дизайнер, пионер коммерческого дизайна Раймонд Лоуи говорил: "Дизайн - это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу". Коммерческий дизайн - создание потребительской ценности товара. Дизайнер должен изучать рынок. Маркетинг. Кризис перепроизводства товаров - стайлинг.

Технологические проблемы связаны с научно-тех.революцией, с техническим прогрессом, с появлением комп. технологий, новых материалов. Распространение и гонка новых технологий.

Экологические проблемы.Возникший в 1970-х гг. экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Задача: охрана и восстановление окружающей среды». Основные принципы:• максимальная экономия природных ресурсов• максимальная экономия материалов• использование восполняемых энергетических ресурсов• достижение долговечности изделия

Техномир все более агрессивно воздействует на окружающую среду. Предметы, которые мы используем каждый день, являются самыми злостными загрязнителями биосферы. Трата природных ресурсов на изготовление вещи, загрязнение окружающей среды в процессе производства, появление многокилометровых свалок неразлагающегося вещества после эксплуатации предмета – сценарий абсолютно анти-экологичный, но, тем не менее, характерный для большей части выпускаемой в настоящий момент продукции. В.Папанек, рассуждая о «загрязнении через продукцию», заметил, что цикл загрязнения более сложен, чем принято считать, и включает он, как минимум, семь частей: это уничтожение природных ресурсов, зачастую невосполнимых; сам процесс открытой добычи полезных ископаемых и карьерных разработок создает фазу загрязнения; процесс производства; упаковка; использование продукции; и наконец превращение продукции в отходы.По подсчетам специалистов, в России в среднем на душу населения ежегодно приходится более 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), причем 50% из них состоят из использованной упаковки.

Проектировщик несет ответственность за продукцию, которую он создает. Он должен анализировать прошлое, а также просчитывать будущие последствия своих действий, вместо того, чтоб добавлять все больше и больше деталей и дополнительных технических новинок, необходимо пересмотреть отношение к проблемам и выработать принципиально новые решения. Дизайнер не просто проектирует вещи, дизайнер формирует образ жизни людей. Дизайнер опосредованно, через предмет, может воздействовать на людей – на их отношение к природе и между собой. Дизайн – совершенное орудие, которое на сегодняшний день есть у человека для придания формы его продукции, окружающей его среде и в более широком смысле – ему самому. «Интегрированный, всеобъемлющий, прогностичный дизайн – это процесс планирования и формирования, который непре­рывно идет на стыке между различными дисциплинами». Один из инструментов, доступных проектировщику – эстетика – способен очень на многое. С ее помощью становится возможным создать из форм и красок реально существующие объекты, которые воздействуют на нас, нравятся нам, кажутся прекрасными, волнующими, привлекательными, значительными.

Иерархия: В 20 вв. в методологии дизайн-проектирования дизайн принято оценивать с точки зрения массового производства. В этой иерархии проблемы выстроены в порядке, опирающемся на теорию полезности: экономические-технологические-экологические-гуманитарные. По сути гуманитарные пробл. пронизывают всю систему дизайна

Видно, что все проблемы взаимосвязаны. В большинстве проблем присутствуют все компоненты одновременно.

Вывод: вопрос о построении четкой иерархии некорректен. У системы дизайна нет реального центра. Мы живем в постиндустриальном обществе. Экономический фактор уже не стоит на вершине иерархии. Сейчас нужно говорить скорее об системе, образованной пересекающимися и одновременно существующими структурами управления.

 

Однако не следует идеализировать реальную практику дизайна и взгляды, идеи, убеждения многих представителей этой профессии, служащих бизнесу. Коммерчески ориентированный дизайн нацелен на увеличение сбыта привлекательных, модных вещей-товаров, на формирование ради этого посредством рекламы потребительской психологии широких масс населения путем фетишизации мира вещей, придания им значений престижной ценности – символа социально-статусных отношений в стратифицированном обществе массового потребления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.02 с.)