Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Философия дизайна на рубеже тысячелетий. Дизайн В контексте современной проектной культуре

Поиск

Превращение дизайна в глобальное явление постиндустриального общества. Дизайн – важнейший фактор конкурентноспособности в экономической борьбе. Значимость дизайна как стратегического инструмента.

Миниатюризация и бестелесность. Новые факторы формообразования. Новые задачи дизайна. Дизайн внешний оболочки. Дизайн и новая форма неосязаемых процессов информации. Развитие микроэлектроники и феномен исчезновения предметов и функции в традиционном понимании. Важный фактор незримого формообразования.

Дизайн, менеджмент и маркетинг. Дизайн в современной предпринимательской политике. Менеджмент и маркетинг дизайна.

Дизайн как объект интеллектуальной собственности. Смежные виды правовой охраны, понятия авторского права на произведение искусства, промышленной собственности, промышленного образца.

Дизайн и экология. Экологический аспект как неотъемлемая часть дизайн-проектирования. Современные приемы и методы.

Основные направления развития науки и техники на современном этапе. Дизайн - технологии будущего – нанотехнологии. Прогнозы на будущее. Теоретическая физика-гипотеза о множественности миров, теневом мире, всеобщей симметрии. Развитие микроэлектроники. Проблема искусственного интеллекта. Появление новых материалов и соответствующих технологий изготовления – открытие широких возможностей для новых дизайнерских решений. Взаимосвязь внедрения новых технологий и появление новых форм. Энерго- и ресурсосбережение, экологическая чистота – новые потребительские качества изделия. Расширение и усложнение современной художественно-проектной деятельности. Выявление формообразующими средствами преимуществ изделия. Биотехнологии и практическое решение проблем продовольствия на Земле и в космосе. Использование результатов НТР в современном дизайне. Дизайн как объект интеллектуальной собственности. Компьютеризация процесса дизайнерского проектирования. Преимущества новых технологий (многократное сокращение времени, получение точной проектно-технической документации, большая гибкость проектного процесса).


Примерные вопросы к государственному междисциплинарному экзамену

 

1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человеком в первобытном обществе и Древнем мире.

2. Научные знания и техника рабовладельческого способа производства. Особенности и специфика развития науки и техники феодального периода и периода эпохи Возрождения

3. Предпосылки создания машинной техники в XYII в.

4. Наука и техника в период утверждения капитализма кон. XVIII в. (70-е г.г). – нач. XX в. (1917 г). Техника как искусство

5. Практика раннего дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании кон. XIX в. Первые всемирные промышленные выставки

6. Первые теоретические концепции дизайна (2-я пол. XIX – XX вв.).

7. Становление и развитие инженерного и художественного проектирования в России кон. XVIII - нач. XX века.

8. Первые практические шаги промышленного дизайна кон. XIX - нач. XX века (на примерах Чикагской архитектурной школы, германского Веркбунда, творчества Петера Беренса и компании АЭГ).

9. Художественный авангард в Европе и производственное искусство Советской России - предшественники современного дизайна.

10. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Баухауз как основоположник современного формообразования в дизайне. Основные принципы и направления деятельности.

11. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Становление и развитие советской дизайнерской школы (ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930)).

12. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в странах Европы (Арт-деко, функционализм).

13. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в СССР и нацисткой Германии.

14. Основные концепции американского дизайна.

15. Государственная поддержка дизайна в европейских странах после второй мировой войны.

16. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Страны Скандинавии.

17. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Италия.

18. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Япония.

19. Дизайн в послевоенной Германии. Высшая школа формообразования в Ульме как продолжатель идей и практики Баухауза.

20. Явление поп-арта как отражение философии промышленного производства в дизайне. Эксперименты и дизайн-утопии 60-70-х годов.

21. Дизайн в СССР (1960-х –1980-х г.г.). Концептуальные поиски советских инженеров-проектировщиков. Постсоветский дизайн.

22. Дизайн периода постмодерна. Эстетические идеалы 70-х – 80-х г.г. (новый дизайн в Германии, Англии, Испании, Франции, Японии и др.).

23. Философия дизайна на рубеже тысячелетий. Дизайн в контексте современной проектной культуре.

 


Критерии оценивания ответа на экзамене

Оценка «ОТЛИЧНО»ставится, если студент показывает глубокое знание учебного материала изученного курса; дает развернутый и аргументированный ответ; правильно понимает причинно-следственные связи между событиями и процессами, может представить культурные явления в развитии и взаимосвязях; свободно оперирует понятийным аппаратом; дает развернутый анализ художественного произведения; проявил хорошие знания и систематическую подготовку по предмету в течение всего времени его изучения и не имеет задолженностей по предусмотренным в рамках курса формам отчетности.

Оценка «ХОРОШО » ставится, если студент имеет пробелы в знании учебного материала, допускает отдельные ошибки в логике его изложения; не дает достаточно полных и аргументированных ответов на основные и дополнительные вопросы по изученному материалу; допускает ошибки при использовании понятийного аппарата; дает правильный, но краткий анализ художественного произведения; имеет отдельные задолженности по предусмотренным в рамках курса формам отчетности.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если студент допускает серьезные ошибки в знании учебного материала, излагает его с нарушением логики и отдельными тезисами; дает неполные или ошибочные ответы на основные и дополнительные вопросы по изученному материалу; допускает ошибки при использовании понятийного аппарата; имеет значительные задолженности в рамках предусмотренных форм отчетности.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», ставится, если студент допускает грубые ошибки в знании учебного материала, не может связно и логично выстроить ответ; не дает ответов на основные и дополнительные вопросы по изученному материалу; не владеет понятийным аппаратом; не может проанализировать художественное произведение; имеет систематические задолженности в рамках предусмотренных форм отчетности.

 


Список литературы

Основная литература:

1. Афонов, В. Конгрессы ИКСИД. // Техническая эстетика, 1976, №1.

2. Вигринский, В.С., Хотеенков, В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века. Книга для учителя. / В.С. Вигринский, В.Ф. Хотеенков. – М., 1993.

3. Вигринский, В.С., Хотеенков, В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. / В.С. Вигринский, В.Ф. Хотеенков. – М., 1984.

4. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна в 2 т. / Н.В. Воронов - М.: «Союз дизайнеров России», 2001. – Т. 1-2.

5. Гропиус, В. Границы архитектуры. / В. Гропиус - М.: Искусство, 1971.

6. Дорфман, Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца 18 в. / Я.Г. Дорфман. – М., 1974.

7. Земпер, Г. Практическая эстетика. / Г. Земпер - М.: Искусство, 1970.

8. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

9. Кантор, К. Правда о дизайне. / К. Кантор - М.: АНИР, 1996.

10. Кирилин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кирилин. – М: Наука, 1986.

11. Михайлов, С., Кулиева, Л. Основы дизайна. / С. Михайлов, Л. Кулиева - Казань: Новое знание, 1999.

12. Михайлов, С.М. История дизайна: учебник для вузов в 2 т.: / С.М. Михайлов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – Т. 1-2.

13. Моррис, У. Искусство и жизнь. / У. Моррис – М.: Искусство, 1970.

14. Назаров, Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). / Ю. Назаров - М.: СД России, 2002.

15. Основные термины дизайна: Краткий словарь-справочник. — М.: ВНИИТЭ, 1989

16. Проблемы дизайна / сб. статей под ред. В.Л. Глазычева. — М.: СД России, 2003.

17. Розенталь, Р., Ратука, X. История прикладного искусства нового времени. / Р.Розенталь, X. Ратука - М.: Искусство, 1971.

18. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие в 2 т. Т.1 / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура – С, 2006.

19. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие в 2 т. Т.2 / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура – С, 2007.

20. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. — М.: МЗ-Пресс, 2003.

21. Самин, Д.К. Сто великих научных открытий / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2002.

22. Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

23. Теоретические концепции зарубежного дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1992.

24. Шухардин, С.В. История науки и техники. С древнейших времен до конца 18 в.: учебное пособие / С.В. Шухардин. – М., 1974.

25. Шухардин, С.В. История науки и техники. С конца 18 в. до начала 20 в.: учебное пособие / С.В. Шухардин. – М., 1976.

 

Дополнительная литература:

1. Азерников, В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых / В.З. Азерников. - М.: Наука, 1990.

2. Актуальные вопросы истории техники / под ред. Г.Г. Григоряна. – М: Знание, 1990.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Прогресс, 1974.

4. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество / В.Р. Аронов. — М.: Советский художник, 1987.

5. Архитектура и эмоциональный мир человека / Б.А. Забельшанский, Г.Б. Минервин [и др.] — М.: Стройиздат, 1985.

6. Власов, П. Беседы о рентгеновских лучах / П. Власов. - М.: Молодая гвардия, 1979.

7. Гинзбург, М.Я. Стиль и эпоха / М.Я. Гинзбург. - М., 1924.

8. Глазычев, В. О дизайне / В. Глазычев. — М.: Искусство, 1970.

9. Кирсанов, В.С. Научная революция 17 века / В.С. Кирсанов. - М.: Наука, 1987.

10. Памятники науки и техники в музеях России. Альбом. - М.: Знание, 1992.

11. Памятники науки и техники. Вып. 2 Альбом. - М.: Знание, 1996.

12. Рыжов, К.В. Сто великих изобретений / К.В. Рыжов. - М.: Вече, 2001.

13. Тищенко, В.Е., Младенцев, М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев: его жизнь и деятельность / В.Е. Тищенко, М.Н. Младенцев. – М., 1993.

14. Френкель, В.Я., Явелов, Б.Е. Эйнштейн - изобретатель / В. Я. Френкель, Б.Е. Явелов. - М.: Наука, 1981.

15. Фуско, Р. Д. Ле Корбюзье — дизайнер / Р. Де. Фуско. — М., 1996.

16. Хайниг, К. Биография великих химиков / К. Хайниг. - М.: Мир, 1981.

17. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. — М.: Галарт, 1995.

18. Шухардин, С.В. Техника в ее историческом развитии: от появления ручных орудий труда до становления технических машин. / С.В. Шухардин. - М.: Наука, 1979.

19. Щеблыкин, И.П. Михаил Васильевич Ломоносов / И.П. Щеблыкин. - М.: Просвещение, 1993.

20. Яковец, Ю.А. История цивилизаций / Ю.А. Яковец. - М., 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.009 с.)