Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дизайн после Второй мировой войны↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стабилизация и подъем экономики США в 1930—1950-е годы В начале 1930-х годов США неумолимо погружались в экономическую де прессию, разруху, безработицу, гражданский хаос. Финансовая система страны потерпела крах; подавляющее большинство населения США утратило доверие к государству, его институтам, правительству Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) за 100 дней «Нового курса» сумел вернуть американцам веру в собственные силы, энергию, динамизм, что в итоге помогло преодолеть небывалый кризис. Началом «100 дней» стало одобрение конгрессом 16 марта 1933 года закона о Реконструкции сельского хозяйства (ААА). Очень специфический закон обеспечивал дошедшим до отчаяния ферме рам компенсацию за незасев своей земли, т.е. за потенциальное и действитель ное уничтожение урожая, а также снижение поголовья скота. Особое значение имел проведенный Рузвельтом через конгресс этого года за конопроект о создании Конгресса гражданской консервации (ССС). Этот закон дал работу 250 тыс. безработных молодых людей в национальных парках и ле сах немедленно, а всего через ССС прошли 2 миллиона молодых американцев. Им предоставили еду и жилье, одели в униформу, дали 30 долларов в месяц и еще 25 долларов посылали их семьям. По приказу нового президента США Гарри Трумэна в начале августа 1945 года две бомбы — «Малыш» и «Толстяк» — были сброшены на японские города Хи росима и Нагасаки. Погибли более 150 тыс. человека, пострадали более полу миллиона. Характерными и зримыми приметами возрождения силы, устремленности в будущее Америки стали небоскребы и обтекаемый стиль в формообразовании промышленной продукции. Период между двумя мировыми воинами в Америке - это эпоха взлета строи тельства. Подобно серебристой ракете устремился ввысь в Нью-Йорке Крайслер- билдинг (1928-1930); поражала роскошью гостиница «Уолдорф-Астория» (1930— 1931), было построено здание радиокомпании Виктор-тауэр (1930-1931) и др. Наряду с архитекторами в создании небоскребов активно участвовали дизай неры. И первые, и вторые привносили в эти сооружения стиль ар деко, его ди намичные элементы.Лекция 17. Подъем экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны 7 Идея «обтекаемости» в дизайне Америки предвоенных лет - эта наглядная метафора устремленности в будущее, стремительного прогресса - приобрела не столько утилитарное значение, сколько символический смысл. На Всемирной вы ставке в Нью-Йорке весной 1939 года Норман Бел Геддес, апостол обтекаемых форм, получил возможность дать простор своей фантазии, иллюстрируя экономи ческие и социально-культурные планы Америки на будущее. Им была построена Футурама - макет города 1960 года, в котором обтекаемые автомобили двигались по многоуровневым автострадам среди округлых башен-небоскребов. Это был еще один, последний перед началом войны, крупный акт утверждения «обтекаемости» как американского стиля, о чем было заявлено в 1934 году на ежегодной выставке промышленного дизайна в здании радиокомпании Виктор-тауэр. Вторая мировая война стала не только этапом завершения восстановления экономики - она позволила Америке превратиться в сверхдержаву. Промышленное производство в США между 1941 и 1945 годами выросло на 90% на фоне экономических трудностей остального мира. Росли не только мощь, но и благосостояние Америки. Доход на душу населения в 1940 году увеличил ся с 1000 долларов до 1300, безработица «рассосалась». К концу войны американская индустрия показывала чудеса эффективности. Когда германские подводные лодки ежемесячно топили суда общим водоизме щением 700 тысяч тонн, американцы, применив стандартизацию производства, в 1944 году стали закладывать на верфях новые военные корабли каждую неделю. За первые 212 дней 1945 года были построены 247 кораблей, а также было на лажено конвейерное производство самолетов, среди которых выделялся Б-17 («Летающая крепость»). Самолет, с которым не могли совладать ни немецкие, а тем более японские и итальянские, истребители и воздушная оборона. Еще летом 1944 года был подписан «Билль о правах военнослужащего». Воз вращающиеся с войны солдаты получали на протяжении года 20 долларов в не делю и гарантированный заем до 2,5 тысяч долларов в год на обучение. Всего на обучение бывших солдат были выделены 14 миллиардов долларов. Возможность получения образования молодежью из бедных семей существенно изменила со циальную картину США. Дизайн в автомобилестроении Одна из культовых вещей Америки - это автомобиль; только легковых авто мобилей в начале 1950-х годов уже было 47 млн. Автомобиль в США стал ча стью личности его владельца и «движимой частью домашнего хозяйства». От автомобилестроения формообразующие принципы проникли в дизайн жи лого интерьера, всей предметной среды. Американцы быстро привыкли к сидени ям автомобилей; дизайнер Уолтер Д. Тиг писал в 1940 году: «Автопромышленни ки за несколько последних лет внесли больший вклад в искусство комфортабель но сидеть, чем создатели стульев за всю предшествующую историю» [17.4]. Воплощением американской мечты 1950-х годов стали автомобили Харли Эрла, создателя многих визуальных клише автомобилестроения США. Харли Дж. Эрл (1893-1969), крупнейший автомобилестроитель и дизайнер США, один из родоначальников стайлинга, возглавлял отдел дизайна самой большой промыш ленной корпорации мира - «Дженерал моторе» (1926-1959). Он ввел в автомоби лестроение макетирование из глины (1931) и пластилина в натуральную величи ну, был сторонником концепции «динамического устаревания». X. Эрл был одним из главных инициаторов создания и представления на выставках, посещаемых широкими слоями населения, перспективных моделей «dream» («мечта»). Хотя история концептуальных образцов уходит корнями в самое начало эры автомобилестроения, первым концепт-каром в сегодняшнем понимании был «Бьюик Уай-Джоб», созданный конструкторским бюро «Дже нерал моторе» при участии X. Эрла в конце 1930-х. Автомобиль, построенный Эрлом фактически «для себя», принес в историю автомобилестроения сразу несколько инновационных решений: стремительный дизайн кузова, невидан ную до тех пор вертикальную решетку радиатора, 13-дюймовые колеса, фары с автоматическими шторками, стекла с электроприводами и, конечно, складную крышу - тоже с электроприводом. После окончания Второй мировой войны X. Эрл образовал новую дизайнер скую компанию «Харли Эрл Ассошиэйтс», продолжая работать с «Дженерал мо торе». В эти годы автомобили были фактически некоторой «перелицовкой» до военных машин по их конструкции и эксплуатационным характеристикам. Но зато в них широко развернулась фантазия дизайнеров. В 1948 году была выпущена первая модель «Кадиллака» с «килями» на крыльях. Эти элементы до начала 1960-х годов становились все крупнее, но по том такая форма вышла из моды и сбыт автомобилей с «крылышками» резко упал. История килей началась во время войны, когда Эрл по приглашению дру га, служившего в авиации, получил возможность осмотреть новые истребители. Его внимание привлек, вызвав восхищение, «Локхид Р-38» с двумя двигателя ми, сдвоенным фюзеляжем и килем. Эрл добился разрешения показать самолет ведущим дизайнерам фирмы, на которых форма машины произвела такое же глубокое впечатление, как и на него. Через несколько месяцев на эскизах авто мобилей стали все явственнее проступать кили, а в 1948 году начался выпуск модели «Сиксти Спешл» [17.5].Лекция 17. Подъем экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны 9 1959 год ознаменовался выпуском новой модели серии «Эльдорадо» (начало серии было положено в 1953) - «Конвертейбл». Хвостовое оперение автомоби ля достигло апогея. После выпуска этой модели автомобили марки «Кадиллак» стало невозможно спутать с другими машинами. «Эльдорадо Конвертейбл» был самой яркой визитной карточкой 1960-х годов. Эрлом же было найдено оформление металлических поверхностей кузовов с применением хрома, в т.ч. деталей хромированного бампера, напоминающих дюзы реактивного самолета. К числу ярких «монстров с плавниками» тех лет относится концепт-кар «Файрберд И» - «Огненная птица» (1956). Вирджил Экснер (1909-1973) начинал свою творческую деятельность с раз работки рекламных афиш (плакатов) для компании «Студебекер». В 1934 году, пройдя собеседование у Харли Эрла, он был принят в отдел «Искусств и расцве ток» фирмы «Дженерал моторе». К концу 1940-х годов Экснер, работая на «Край слере» (с 1949), вошел в число ведущих автомобильных дизайнеров Америки. Стиль его больших красивых машин перенимали конкуренты. В конце жизни ди зайнер создавал автомобили в неоклассическом стиле 1920-1930-х годов. Джордж Уильям Уолкер (1897-1993) добился признания как дизайнер в возрасте более 50-ти лет, став вице-президентом по стилю фирмы «Форд» (1955). За приверженность к обильному декорированию автомобильных кузовов хромом получил прозвище «Челлини-хром». Сравнение с великим итальянским скульптором и ювелиром XVI века Бенвенуто Челлини, как говорят, весьма льстило Уолкеру, выходцу из семьи железнодорожника, который до 27 лет зара батывал на жизнь игрой в футбол. В 1953 году Америка, наконец, получила первый народный спортивный ав томобиль - «Шевроле-Корвет», разработанный под руководством конструкторов Эдда Коула и Зора Аркус-Дунтова. Автомобиль имел пространственную раму, 2-ступенчатую автоматическую трансмиссию, 3,9-литровый двигатель мощно стью 152 л.с., разгонявший автомобиль до 170 км/час. Кузов автомобиля, впер вые в истории серийного производства, был изготовлен из стеклопластика. Внешне он заметно отличался от огромных американских дредноутов середины 1950-х и был относительно компактным Ли (Лидо Энтони) Якокка (род. в 1924) за нимал высшие руководящие посты в нескольких крупнейших корпорациях США. Благодаря его энергии появилась популярная эффектная модель «Мус танг» фирмы «Форд». Этот автомобиль в середине 1960-х годов удачно запол нил пустовавшую ранее потребительскую нишу машин для молодых людей 18- 30 лет. Созданный с использованием агрегатов и узлов серийно выпускаемых моделей, он имел собственное лицо (дизайнер Джин Бордина-мл.). «Мустанг» шел «нарасхват». За первый год выпуска не только окупились все расходы по его созданию, но и был получен доход в один миллион долларов. Автобиогра фическая книга Ли Якокки «Карьера менеджера», описывающая это и другие события конкурентной борьбы автогигантов, которая разошлась к середине 1988 года тиражом 6,5 млн экземпляров, была переведена и на русский язык. С большой долей достоверности, в то же время достаточно образно и увле кательно, конкурентная борьба автомобильных гигантов Америки, роль в ней ди зайнеров, специфика и особенности их работы показаны также в романе-бест- селлере американского писателя Артура Хейли «Колеса», издававшемся и в на шей стране. Пионеры американского дизайна, о которых речь шла в Лекции 13, про должали активную и плодотворную деятельность в послевоенные годы. У.Д. Тиг разработал интерьер пассажирского самолета «Боинг-707» (1955— 1957). В ходе проектирования были выявлены нормы физического комфорта пассажиров, которые оставались практически неизменными до конца XX века, и построена модель пассажирского салона лайнера в натуральную величину. Тиг был дизайнером-консультантом новаторской разработки - первой экс- пресфотокамеры «Полароид», публичная презентация которой в США состо ялась 26 ноября 1948 года. Со времен первых дагеротипов для получения фотоснимка мало было «щелк нуть затвором» - после этого следовал достаточно длительный процесс хими ческой обработки соответствующими растворами пленки и печать фотоснимков в темной лаборатории. К этому все привыкли, если не вспоминать отдельные, в целом тщетные, попытки сократить время ожидания. Послевоенные годы в мире фотографии ознаменовались, пожалуй, самым ре волюционным нововведением с конца XIX века, когда дальновидный предпри ниматель Джордж Истмен начал выпускать намотанную на катушку пленку (в рулонах), а позднее - аппараты для массового потребителя с девизом - «Наж мите кнопку - мы займемся всем остальным». На фирме «Кодак» проявлялась пленка, печатались фотографии, которые отсылались клиенту со вновь заряжен ным аппаратом для дальнейшей эксплуатации. Эдвин Лэнд, выходец из Дании, прозорливо спрогнозировал скрытые потреб ности американского рынка, почувствовав общее направление конъюнктуры. Он разработал и внедрил новый метод и камеру, с помощью которой через минуту после фотографирования можно было из этой самой камеры извлечь готовый и сухой бумажный позитив. Быстродействующая камера-лаборатория как нельзя лучше соответствовала американскому образу жизни: не нужно нести пленку дляЛекция 17. Подъем экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны 11 проявки и ждать печати фотографий - их можно получить на месте. В Европе эта новинка получила широкое распространение только через 10 лет. Сезон 1972-1973 годов ознаменовался появлением камеры «Полароид 5Х-70», имевшей новое конструктивное решение, в которой была применена новая техно логия. Практически мгновенно можно было получить цветной снимок и отпала необходимость отделять негатив от позитива, как это было прежде. Экспониро ванный светочувствительный материал проходил между валиками, которые раз давливали микрокапсулы с растворами веществ, проявлявших и фиксировавших изображение одновременно. Оригинальный дизайн камеры был создан Генри Дрейфусом. Значительным позитивным вкладом в американский (да и международный) дизайн явилось практическое использование эргономики - научной дисципли ны по учету человеческих факторов (см. Лекции 2 и 13). Вскоре после Второй мировой войны именно Генри Дрейфус, работая над внутренним объемом тяже лого танка, создал с коллегами «антропометрические таблицы», показывающие человеческое тело в различных положениях (соматография). В конце 1960-на чале 1970-х годов дизайнерское бюро «Генри Дрейфус Ассошиэйтс» выполнило несколько разработок общественного транспорта, в том числе для авиации. При разработке самолета «Боинг-747» непосредственно в одном из лайнеров был смонтирован макет оборудования салона в натуральную величину. Это позволи ло инженерам ускорить выполнение расчетов конструкции и производственных чертежей. По тщательно разработанной методике были проведены эргономиче ские исследования с участием физиолога. Специальное устройство «машина-си денье», состоящее из многочисленных небольших регулируемых по высоте по душек, дало возможность моделировать различные позы пассажиров. Результа ты исследований позволили сформулировать требования в отношении оптималь ных точек опоры, высоты, угла наклона и жесткости сидений, расстояния между ними и т.д. [17.7]. Пять лет медицинских исследований «критериев комфорта» для авиапасса жиров ушло при создании Генри Дрейфусом президентского самолета «Джет Стар» корпорации «Локхид», на котором летали в начале 1960-х годов. Исследования по эргономике для их практического использования в дизайне продолжались в бюро и после добровольного ухода из жизни Г. Дрейфуса вме сте со смертельно больной женой (1972). В частности, в начале 2000-х годов при создании салона «Боинга» нового поколения были истрачены 6 млн долларов. Исследование, в котором участвовали 4431 человек, позволило уменьшить рас стояние между рядами с 90 до 79 см, обеспечив удобство для 95% мужчин за счет изменения наклона спинки и ряда других параметров. Правда, остряки ста ли говорить, что пассажиры в таком салоне упакованы «как бифштекс к обеду». С именем Реймонда Лоуи связаны понятие феномена универсальности (по словам французского критика М. Рагона) и суждение, распространенное в 1960-е годы: «Дизайнер проектирует все - от иголки до самолета». Американская прес са в 1950-1960-е годы писала, что 75% жителей страны ежедневно так или ина12 История дизайна, науки и техники че соприкасаются с изделиями, в создании которых участвовал Лоуи. В 1945 году им было создано собственное независимое бюро - «Реймонд Лоуи Асс» (с 1961 - «Р. Лоуи и У. Снейт»), Бюро занималось разработкой форм промышленной про дукции, средств транспорта, оформлением магазинов и интерьеров офисов, упа ковкой, созданием графических фирменных стилей компаний и фирм. Р. Лоуи спроектировал несколько моделей автобусов, в т.ч. «Скайнскрузер». Прототип «полуторапалубной» машины был создан в 1948 году, а серийный вы пуск начался в 1954. Полусотня пассажиров могла любоваться видами окружа ющей местности на линиях междугородных сообщений из своеобразного амфи театра, расположенного над частью крыши. Большое влияние на стилистику американских автомобилей оказали проек ты для компании «Студебекер», в частности, «Старлайнер» (1953), эксперимен тальная «Аванти» (1962) и др., ставшие новым словом в формообразовании. Американский стайлинг в те годы подвергался значительной критике со сторо ны ряда ведущих дизайнеров. Стайлинг - особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения тех нических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески привлекательный вид. Он тесно связан с конкретными характер ными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений. Выпускаемый Союзом потребителей США журнал «Консьюмер Рипортс», оценивая легковые автомобили производства 1969 года, указывал, например, на их слишком большие размеры, на использование значительно выступающих на ружных деталей (дверных ручек, буферов и т.д.) с резко выраженными углами и острыми кромками, что диктовалось исключительно соображениями стайлинга, а не требованиями функциональности и удобства. Р. Лоуи в своем выступлении на 18-ой ежегодной конференции Общества дизайнеров (1962) призывал отка заться от применения методов стайлинга и в основу проектирования автомоби лей положить законы аэродинамики и принципы эргономики. Именно с учетом этих требований был разработан автомобиль «Аванти» [7]. Завершающим эта пом автомобильного дизайна явился «Экспериментальный безопасный автомо биль», построенный и испытанный в 1972 году. Плодотворным и приобретшим сенсационность оказалось сотрудничество Лоуи с НАСА (Национальным управлением по аэронавтике и исследованию кос мического пространства США): работа над жилыми отсеками космических ап паратов «Аполлон» и «Скайлэб», фирменным стилем Управления, включая фор менную одежду. Реймонд Лоуи активно работал и для зарубежных стран. В 1953 году, когда Франция была центром Общего рынка, он совместно с Э. Эндтом основал в Па риже фирму «КЭЭ Р Лоуи». Здесь выполнялись заказы для фирм Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. В начале 1970-х годов по инициативе и благодаря настойчивости Ю. Соловь ева, директора Всесоюзного НИИ технической эстетики, в те годы вице-прези- дента Международного союза обществ дизайнеров промышленности (ИКСИД), эта фирма выполнила заказ и для Советского Союза. Министерство внешнейЛекция 17. Подъем экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны 13 торговли СССР специально отобрало десяток изделий, представлявших потен циальный интерес для внешнего рынка. Среди отобранных изделий были авто мобиль «Москвич», интерьер самолета «ТУ», фотоаппарат «Зенит», холодиль ник завода ЗИЛ, речной катер и др. Из-за закрытости предприятий (большин ство из них относилось к оборонным отраслям промышленности) были невоз можны прямые контакты зарубежных дизайнеров со специалистами этих пред приятий, а также ознакомление с производственной базой и с ее технологией, поэтому работа не получила практического выхода - в производство был запу щен только трехкамерный холодильник ЗИЛ, при этом с большими искажения ми и через три года после сдачи проекта. Правда, дизайнеры советских предпри ятий, в том числе автор этого пособия, работавший на оптико-механическом за воде, за время консультативных встреч и при приемке проектных материалов сумели, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с методикой и особенностями работы лично Р. Лоуи, Э. Эндта и их коллег-помощников. Творчество Реймонда Лоуи во многом способствовало осознанию задач и средств дизайна в Америке и Европе. Он одним из первых стал проводить в жизнь идею комплексного подхода к дизайнерским проблемам, идеи коллектив ной работы над проектом. Основным в деятельности коллективов под его руко водством было стремление к возможно более широкому охвату всех аспектов каждой проблемы, тщательная увязка всех составляющих проекта. Каждой раз работке предшествовал огромный объем исследований социологов, психологов, инженеров и дизайнеров. Сотрудники Р. Лоуи изучали спрос, непременно ис следовали изделия конкурентов, организацию работы и т.д. Одним из принци пов Р. Лоуи был контроль за изготовлением опытного образца, за выпуском пер вой партии продукции. Невозможность следования этим принципам по объек тивным причинам обусловила неудачу выполнения заказа для советской про мышленности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.017 с.) |