Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки появления и формирования модерна ка нового творческого направления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В обществе и архитектуре рубежа XIX и XX вв. обострялись противоречия. Неприязнь к декорации эклектики в Европе привела к борьбе за новый стиль. Новое направление — модерн —реакция на эклектику. Модерн очень быстро распространился по всей Европе. Модерн ( новейший, современный) — стиль в европейском и американском искусстве и архитектуре конца XIX— начала XX в. (другие названия: ар нуво во Франции и Англии). В основе модерна лежала эстетическая утопия — стремление преобразовать мир по законам красоты. Для модерна характерна антиэклектичность. Архитектура модерна синтетична, она объединяет все виды искусства. Модерн отличает соединение рационалистических и иррационалистических тенденций и утверждение самоценности новизны. Архитекторы модерна решали задачи: отказ от исторических стилей, модернизация архитектурных форм, использование каркаса, особое внимание к современным конструкциям и строительным материалам, в том числе к отделочным (керамическая плитка, облицовочный кирпич).Архитекторы обратились к использованию новых строительных материалов — металлу и железобетону, которые до этого маскировались штукатуркой или каменной облицовкой. Наиболее ярко проявился модерн в особняках, павильонах, а также общественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры. Внутреннее пространство определяло облик здания. Фасады домов были несимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного формотворчества скульптора. Это нашло отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. Модерн возник как стиль особняков и загородных вилл. Еще в 1859 г. английский архитектор Ф.Уэбб для известного художника и публициста У. Морриса построил в Кенте жилой «Красный дом», Великобритания. Этот дом был предтечей модерна. На его архитектуру оказали влияние романтизм и эстетические концепции Дж. Рескина и У. Морриса. Это была первая в Европе попытка творческого обновления жилищного строительства. Возникла новая концепция: жилой дом рассматривался как единый организм, внешний облик которого выражал его внутреннее содержание. Центром композиции стал двухсветный холл, вокруг которого группировались все помещения. Характерным стал отказ от симметричной композиции и показной роскоши.
11 + 12 Характеристика модерна в А 19-20 века в различных европейских странах. В 1880— 1890-е годы Брюссель (Бельгия) становится центром современного искусства в Европе. Одним из первых примеров ар нуво был дом Тассель в Брюсселе по проекту архитектора В.Орта (1892—1893 тт.). Это действительно смелое решение, которое знаменовало поворотный момент в строительстве жилища. В. Орта добился гибкости общего решения, свободы планировки отдельных этажей, независимости от исторических стилей. Металлические конструкции здесь уже не маскируются, хотя и получают декоративную обработку с мотивами флорального орнамента. Ограждения лестницы выполняются из кованого железа сложного криволинейного рисунка. В.Орта придал колоннам форму стеблей фантастических растений. Текучий рисунок железных конструкций перекликался с настенной росписью и повторялся в мозаике пола. Все это в сочетании со светлыми красками создавало ощущение свежести, живости и движения. В Брюсселе в 1905—1911 гг. по проекту архитектора И. Гофмана строится дворец Штоклет, где он разработал своеобразные графичные мотивы, членящие фасады на прямоугольные плоскости. Стены облицованы тонкими панелями норвежского мрамора и обрамлены декоративными позолоченными кантами, что придает зданию плоский и бестелесный образ. Венчающая башенка расположена асимметрично и увенчана четырьмя геркулесовыми фигурами и миниатюрным металлическим куполом из цветов, как вариация завершения здания Сецессиона. Интерьеры дворца выполнены из мрамора, дополнены мозаикой (выполнена художником Г.Климтом), ониксом, стеклом, что создает их гармонию с коллекцией античного, восточного и современного искусства. В Австрии в Вене в 1897 г. возникла творческая организация, объединившая авангард венских художников и архитекторов — венский Сецессион. Это художественное объединение представляло новые направления в искусстве и архитектуре, которые противостояли акадимизму. Среди основателей Сецессиона был известный живописец Г. Климт, архитектор О. Вагнер — один из основоположников модерна —и его ученики — И.Гофман, И.Ольб- рих. Они организовывали выставки произведений художников, затем стали издавать журнал «Вер Сакрум» («Священная весна»), который был связан с литературным символизмом. В 1899 г. архитектор Й. Ольбрих построил здание венского Сецессиона — дом для выставок и клуб для созданного объединения архитекторов, скульпторов и живописцев, которые выступили против официального академизма. Композиция здания строится на сочетании нескольких геометрических (кубических) объемов, дополненных пластическим цветочным орнаментом и завершенных прозрачным (пустотелым) куполом-шаром, поверхность которого образована лавровыми листьями из позолоченного металла. Над входом в здание расположена надпись: «Эпохе — ее искусство, искусству — его свобода». Она выражала творческое кредо нового направления. Во Франции модерн был наиболее ярко запечатлен в наземных павильонах метро в Париже (1899—1904 гг.), выполненных по проектам архитектора Г. Гимара, для которых характерно сочетание металлической рациональной конструкции и флорального орнамента. Его стилизованные конструктивные формы вызывали ассоциации с органическими формами. Своеобразные конструкции, с напоминающими крылышки стрекоз стеклянными крышами и зелеными стойками в форме «усиков», стали впоследствии неотъемлемой частью традиционного парижского облика. Тогда же проекты павильонов выступили против господствующего классицизма Школы изящных искусств. В небольших легких сооружениях из металла и стекла отмечается органичное сочетание конструктивных и декоративных элементов. В начале XX в. во Франции Г.Гимар создал множество жилых домов и вилл в стиле ар нуво. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф.Журден, Ж. Лани ротт, Ф.Соваж, Э.Андре и др. В 1880-е годы в Великобритании также начало развиваться новое художественное направление. Крупнейшим представителем английского модерна был архитектор Ч. Макинтош, который построил здание Школы искусств в Глазго (1907—1909 гг.), В его архитектурном решении автор отказался от симметрии. Контраст плавных линий ограды и вертикальных членений фасада, использование кованого железа в завитках оконных консолей, наличие больших оконных проемов, правдиво отражающих во внешнем облике размещение зальных школьных помещений, — это пример рационалистической ветви модерна. Здание, расположенное на рельефе, вздымается подобно средневековой шотландской крепости. Этот эффект усиливается маленькими окошками и вкраплением неотесанных каменных квадратов. В Германии в конце XIX в. (несколько позднее, чем в Бельгии, Австрии и Великобритании) возник югендстилъ (его пропагандировал журнал «Югенд», который провозгласил пропротест против эклектики в архитектуре). Югендстиль в Германии имел много стилистических версий, в которых трудно выявить общую закономерность. К этому творческому направлению принадлежали архитекторы А. Эн- дель, Б.Панкок, Б.Пауль, О.Экман, П.Беренс и др.Фасад здания фотоателье «Эльвира» в Мюнхене, построенное по проекту А.Энделя (1897—1898 гг.) отличается гротескным, иррациональным символизмом. Здесь использован декор, вызывающий ассоциации с формами органического мира. Фасад привлекает внимание динамичным, абстрактным рельефом, напоминающим морских коньков, выполненных в красном и бюрюзовом цветах. Новое движение возглавил архитектор А. ван де Вельде, который с 1899 по 1914 г. жил в Германии и стал основателем школы прикладного искусства в Веймаре. Тенденция антитрадиционализма нашла свое выражение наДармштадт- ской выставке архитектуры. Ансамбль выставки состоял из домов для художников, здания мастерских, выставочного здания. Здание выставок в Дармштадте было построено по проекту австрийского архитектора Й. Оль- бриха в 1901 —1905 гг. Оно было сложным и в плане, и в объемной композиции. Здесь использовались яркие открытые цвета: белыи, красный, желтый, серый. Доминировала в композиции высокая монументальная башня (Свадебная), построенная в 1908 г. в ознаменование бракосочетания Великого герцога. В Нидерландах продолжателем идей Амстердамской школы, пытавшейся обновить пластичностью архитектуру протяженных монотонных фасадов секционных жилых домов для новых районов, стал архитектор М. де Клерк. Он строит секционные многоквартирные жилые дома на Спаарндаммерп- лантсун в Амстердаме (1913—1914 гг.), в которых часть фасада над входами в здание, за которыми находятся лестница и лифты, причудливо обработаобработана вертикалями с параболическим завершением между дымоходами. В постройках архитектора видно стремление проявить индивидуальность и добиться художественного эффекта высококачественной кладкой, применением крупных объемных элементов (выступов, эркеров, балконов и шпилей). В группе более поздних многоквартирных жилых домов в Амстердаме (1917—1921 гг.) М. де Клерк промежуток между двумя пятиэтажными корпусами застроил двухэтажными зданиями, образующими угол, который завершен шпилем причудливой формы, придающим живописность и динамичность несколько фантастическому силуэту комплекса. М. де Клерк решал квартал как структурный элемент города, стремясь противопоставить его целостность дробности и измельчен- ности индивидуальных домов. Особое место в истории модерна Испании занимает творчество каталонского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой природной пластике. Ранние работы зодчего были выполнены в эклектике. Их необычность заключалась в переплетении таких стилей, как мосара- бик, мудехар, палатереско, мавританская архитектура. Фасады его построек были облицованы цветной керамикой, рисунок которой напоминает ковровый орнамент. Это явление испанское. Но затем в работах мастера появляется своеобразная вариация модерна, на которую оказали влияние традиции испанского барокко. Отсюда и богатая пластика форм. Особенно ярко модерн А. Гауди проявился в одной из больших работ зодчего — парке Э.Гуэль (1900—1914 гг.), расположенном на окраине Барселоны на склоне высокого холма. В основу замысла здесь была положена идея города-сада, для которого характерна усложненная пространственно-планировочная композиция, резко отличающаяся от традиционных регулярных парковых придворцовых комплексов. Участок парка занимает площадь 15 га. Это произведение ландшафтного, пространственного искусства. А. Гауди удалось связать в единое произведение искусства природу и все сооружения. Возникает такое впечатление, что архитектура растворяется в природном окружении. При входе в парк посетителей встречают два необычных павильона: дом привратника и служебный павильон, предназначенный для ожидания посетителей. Они имеют сложное скульптурное завершение. Обрамление стен из естественного камня и зубцы завершения покрыты цветной керамикой. Вертикаль башни (вентиляционной шахты) дома привратника достигает 30 м. От входных ворот начинается парадная лестница, ведущая к «дорическому храму», представляющему собой лес колонн. В подпорных стенках размещаются гроты, скамьи. Поражает пластическая форма ограды видовой площадки, которая представляет собой волнистую «бесконечную» скамью, выполненную из цветного стекла, керамики и местного камня. Все малые архитектурные формы ансамбля парка ассоциируются с органическойприродои и придают ему яркую необычную декоративность. К известным постройкам модерна А. Гауди в Барселоне относится жилой дом крупного промышленника X. Батло (1904—1906 гг.). Здесь автор проявляет виртуозную изобретательность. Силуэт изогнутой кровли, облицованной керамикой, напоминает чешуйчатую спину сказочного дракона. Единственной скульптурой на крыше является башенка, увенчанная луковкой сложной формы. Интерес представляет декор главного фасада, он напоминает кожу дракона и решается в виде цветных вкраплений стекла в поверхность стены. Иллюстрацией оригинального варианта модерна является церковь Святого Семейства — Саграда Фамилиа. Строительство этого уникального храма занимает половину жизни А. Гауди и продолжается и сегодня. Храм стал символом преемственности поколений архитекторов. В настоящее время над собором трудятся около 50 зодчих. Строительство храма началось в 1881 г. по проекту архитектора П.Вилляра, позднее его продолжил X. Марторелл, а затем А. Гауди. К 1916 г. А. Гауди выполнил гипсовый макет будущего грандиозного сооружения (он был восстановлен после пожара 1936 г. архитекторами Кинтана, И. Пунг, JL Бо- нет к 100-летию со дня рождения мастера). В основу образного решения храма положена символико-литературная программа, на его фасадах можно прочесть содержание Нового Завета. Наивысшая отметка одного из шатровых столпов — 170 м. А. Гаудипроявил здесь фантазию и изобретательность. Разветвления опор напоминают живые деревья. Ветви колонн перерастают в поверхности гиперболических сводов. Зодчий моделировал своды прямо на строительной площадке. Им были найдены новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактитами и кораллами. Для творчества А. Гауди характерно новаторство, основанное на пости жении красоты и логики природы. Основоположником и ярким представителем российского модерна был архитектор Ф.Шехтель, имя которого достойно занимает место в ряду всемирно известных зодчих. Его творчество демонстрирует все многообразие направлений и форм российского модерна. Национально-романтическая ветвь модерна представлена таким произведением, как Ярославский вокзал в Москве (1902 г.), декоративная ветвь модерна нашла отражение и в особняке Рябушинского (1900 г.), рационалистическое направление ярко проявилось в Доме московского купеческого общества на углу Новой площади и М. Черкасского переулка в Москве (1909 г.), а также в здании типографии «Утро России» на Страстном бульваре (1907 г.). Поворот к ретроспективизмупроявился в особняке Ф. Шехтеля на Б. Садовой улице (1910 г.) и др. Характерной чертой его произведении стала стилевая цельность и художественность. Он возрождал искусство архитектуры, ведя неустанный поиск, синтезируя прогрессивные для своего времени черты. Россия шла к новой архитектуре своим путем, но искания русского модерна во многом близки европейскому. Поиски модерна в Европе были прерваны начавшейся Первой мировой войной и последовавшими за ней революционными потрясениями. Значение модерна для развития архитектуры 20-го века велико.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.009 с.) |