ТОП 10:

Предпосылки появления и формирования модерна ка нового творческого направления.



В обществе и архитектуре рубежа XIX и XX вв. обострялись противоре­чия. Неприязнь к декорации эклекти­ки в Европе привела к борьбе за но­вый стиль. Новое направление — мо­дерн —реакция на эклектику. Модерн очень быст­ро распространился по всей Европе. Модерн (новейший, современный) — стиль в европейском и американском искусстве и архитектуре конца XIX— начала XX в. (другие названия: ар нуво во Франции и Англии). В основе модерна лежала эс­тетическая утопия — стремление пре­образовать мир по законам красоты. Для модерна характерна антиэклектич­ность. Архитектура модерна синтетич­на, она объединяет все виды искусства. Модерн отличает соединение рациона­листических и иррационалистических тенденций и утверждение самоценнос­ти новизны. Архитекторы модерна решали задачи: отказ от историчес­ких стилей, модернизация архитектур­ных форм, использование каркаса, особое внимание к современным кон­струкциям и строительным материа­лам, в том числе к отделочным (кера­мическая плитка, облицовочный кир­пич).Архитекторы обратились к исполь­зованию новых строительных матери­алов — металлу и железобетону, ко­торые до этого маскировались штука­туркой или каменной облицовкой. Наиболее ярко проявился модерн в особняках, павильонах, а также об­щественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», когда форма и объем выте­кают из пространственной планиро­вочной структуры. Внутреннее про­странство определяло облик здания. Фасады домов были несимметричны и походили на текучие, подобные жи­вым организмам, образования, напо­минавшие одновременно и природные формы, и результат свободного фор­мотворчества скульптора. Это нашло отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Прообразом форм и орна­ментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты сти­лей прошлого, подвергавшиеся ради­кальному переосмыслению благодаря стилизации. Художественный язык модерна был во многом воплощени­ем идей и образов символизма. Модерн возник как стиль особня­ков и загородных вилл. Еще в 1859 г. английский архитектор Ф.Уэбб для известного художника и публициста У. Морриса построил в Кенте жилой «Красный дом», Великоб­ритания. Этот дом был предтечей мо­дерна. На его архитектуру оказали вли­яние романтизм и эстетические кон­цепции Дж. Рескина и У. Морриса. Это была первая в Европе попытка твор­ческого обновления жилищного стро­ительства. Возникла новая концепция: жилой дом рассматривался как единый организм, внешний облик которого выражал его внутреннее содержание. Центром композиции стал двухсвет­ный холл, вокруг которого группиро­вались все помещения. Характерным стал отказ от симметричной компо­зиции и показной роскоши.

 

11 + 12 Характеристика модерна в А 19-20 века в различных европейских странах.В 1880— 1890-е годы Брюссель (Бельгия) становится центром совре­менного искусства в Европе. Одним из первых примеров ар нуво был дом Тассель в Брюсселе по проекту архи­тектора В.Орта (1892—1893 тт.). Это действительно смелое решение, ко­торое знаменовало поворотный мо­мент в строительстве жилища. В. Орта добился гибкости общего решения, свободы планировки отдельных эта­жей, независимости от исторических стилей. Металлические конструкции здесь уже не маскируются, хотя и по­лучают декоративную обработку с мо­тивами флорального орнамента. Ог­раждения лестницы выполняются из кованого железа сложного криволи­нейного рисунка. В.Орта придал ко­лоннам форму стеблей фантастичес­ких растений. Текучий рисунок желез­ных конструкций перекликался с на­стенной росписью и повторялся в мо­заике пола. Все это в сочетании со свет­лыми красками создавало ощущение свежести, живости и движения. В Брюсселе в 1905—1911 гг. по проекту архитектора И. Гофмана строит­ся дворец Штоклет, где он разработал своеобразные графичные мотивы, чле­нящие фасады на прямоугольные плоскости. Стены облицованы тонки­ми панелями норвежского мрамора и обрамлены декоративными позолочен­ными кантами, что придает зданию плоский и бестелесный образ. Венча­ющая башенка расположена асиммет­рично и увенчана четырьмя геркуле­совыми фигурами и миниатюрным металлическим куполом из цветов, как вариация завершения здания Сецес­сиона. Интерьеры дворца выполнены из мрамора, дополнены мозаикой (вы­полнена художником Г.Климтом), ониксом, стеклом, что создает их гар­монию с коллекцией античного, вос­точного и современного искусства. В Австрии в Вене в 1897 г. возникла творческая организация, объединив­шая авангард венских художников и архитекторов — венский Сецессион. Это художественное объединение пред­ставляло новые направления в искус­стве и архитектуре, которые противо­стояли акадимизму. Среди основателей Сецессиона был известный живопи­сец Г. Климт, архитектор О. Вагнер — один из основоположников модерна —и его ученики — И.Гофман, И.Ольб- рих. Они организовывали выставки произведений художников, затем ста­ли издавать журнал «Вер Сакрум» («Священная весна»), который был связан с литературным символизмом. В 1899 г. архитектор Й. Ольбрих построил здание венского Сецессиона — дом для выставок и клуб для создан­ного объединения архитекторов, скульпторов и живописцев, которые выступили против официального ака­демизма. Композиция здания строит­ся на сочетании нескольких геометри­ческих (кубических) объемов, дополненных пластическим цветочным ор­наментом и завершенных прозрачным (пустотелым) куполом-шаром, повер­хность которого образована лавровы­ми листьями из позолоченного метал­ла. Над входом в здание расположена надпись: «Эпохе — ее искусство, ис­кусству — его свобода». Она выражала творческое кредо нового направления.

Во Франции модерн был наиболее ярко запечатлен в наземных павильонах метро в Париже (1899—1904 гг.), вы­полненных по проектам архитектора Г. Гимара, для которых характерно со­четание металлической рациональной конструкции и флорального орнамента. Его стилизованные конструктивные формы вызывали ассоциации с орга­ническими формами. Своеобразные конструкции, с напоминающими кры­лышки стрекоз стеклянными крыша­ми и зелеными стойками в форме «усиков», стали впоследствии неотъ­емлемой частью традиционного па­рижского облика. Тогда же проекты павильонов выступили против господ­ствующего классицизма Школы изящ­ных искусств. В небольших легких со­оружениях из металла и стекла отме­чается органичное сочетание конст­руктивных и декоративных элементов. В начале XX в. во Франции Г.Гимар создал множество жилых домов и вилл в стиле ар нуво. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф.Журден, Ж. Ла­ни ротт, Ф.Соваж, Э.Андре и др.

В 1880-е годы в Великобритании так­же начало развиваться новое художе­ственное направление. Крупнейшим представителем английского модерна был архитектор Ч. Макинтош, который построил здание Школы искусств в Глазго (1907—1909 гг.), В его архитек­турном решении автор отказался от симметрии. Контраст плавных линий ограды и вертикальных членений фа­сада, использование кованого железа в завитках оконных консолей, наличие больших оконных проемов, правдиво отражающих во внешнем облике раз­мещение зальных школьных помеще­ний, — это пример рационалистиче­ской ветви модерна. Здание, располо­женное на рельефе, вздымается подоб­но средневековой шотландской крепо­сти. Этот эффект усиливается малень­кими окошками и вкраплением неоте­санных каменных квадратов.

В Германии в конце XIX в. (несколь­ко позднее, чем в Бельгии, Австрии и Великобритании) возник югендстилъ (его пропагандировал журнал «Югенд», который провозгласил пропро­тест против эклектики в архитектуре).

Югендстиль в Германии имел мно­го стилистических версий, в которых трудно выявить общую закономер­ность. К этому творческому направле­нию принадлежали архитекторы А. Эн- дель, Б.Панкок, Б.Пауль, О.Экман, П.Беренс и др.Фасад здания фотоателье «Эльви­ра» в Мюнхене, построенное по про­екту А.Энделя (1897—1898 гг.) отли­чается гротескным, иррациональным символизмом. Здесь использован де­кор, вызывающий ассоциации с фор­мами органического мира. Фасад при­влекает внимание динамичным, абст­рактным рельефом, напоминающим морских коньков, выполненных в красном и бюрюзовом цветах. Новое движение возглавил архитек­тор А. ван де Вельде, который с 1899 по 1914 г. жил в Германии и стал ос­нователем школы прикладного искус­ства в Веймаре. Тенденция антитрадиционализма нашла свое выражение наДармштадт- ской выставке архитектуры. Ансамбль выставки состоял из домов для худож­ников, здания мастерских, выста­вочного здания. Здание выставок в Дармштадте было построено по про­екту австрийского архитектора Й. Оль- бриха в 1901 —1905 гг. Оно было слож­ным и в плане, и в объемной компо­зиции. Здесь использовались яркие от­крытые цвета: белыи, красный, жел­тый, серый. Доминировала в компо­зиции высокая монументальная баш­ня (Свадебная), построенная в 1908 г. в ознаменование бракосочетания Ве­ликого герцога. В Нидерландах продолжателем идей Амстердамской школы, пытавшейся обновить пластичностью архитектуру протяженных монотонных фасадов секционных жилых домов для новых районов, стал архитектор М. де Клерк. Он строит секционные многоквартир­ные жилые дома на Спаарндаммерп- лантсун в Амстердаме (1913—1914 гг.), в которых часть фасада над входами в здание, за которыми находятся лест­ница и лифты, причудливо обработаобработа­на вертикалями с параболическим за­вершением между дымоходами. В по­стройках архитектора видно стремле­ние проявить индивидуальность и до­биться художественного эффекта высококачественной кладкой, примене­нием крупных объемных элементов (выступов, эркеров, балконов и шпи­лей) . В группе более поздних многоквар­тирных жилых домов в Амстердаме (1917—1921 гг.) М. де Клерк промежу­ток между двумя пятиэтажными кор­пусами застроил двухэтажными зда­ниями, образующими угол, который завершен шпилем причудливой фор­мы, придающим живописность и ди­намичность несколько фантастическо­му силуэту комплекса. М. де Клерк ре­шал квартал как структурный элемент города, стремясь противопоставить его целостность дробности и измельчен- ности индивидуальных домов. Особое место в истории модерна Испании занимает творчество ката­лонского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой природной пластике. Ранние работы зодчего были выполнены в эклектике. Их необычность заключалась в пере­плетении таких стилей, как мосара- бик, мудехар, палатереско, мавритан­ская архитектура. Фасады его постро­ек были облицованы цветной керами­кой, рисунок которой напоминает ковровый орнамент. Это явление ис­панское. Но затем в работах мастера появляется своеобразная вариация модерна, на которую оказали влияние традиции испанского барокко. Отсю­да и богатая пластика форм. Особенно ярко модерн А. Гауди про­явился в одной из больших работ зод­чего — парке Э.Гуэль (1900—1914 гг.), расположенном на окраине Барсело­ны на склоне высокого холма. В основу замысла здесь была положена идея города-сада, для которого характерна усложненная пространственно-плани­ровочная композиция, резко отлича­ющаяся от традиционных регулярных парковых придворцовых комплексов. Участок парка занимает площадь 15 га. Это произведение ландшафтного, про­странственного искусства. А. Гауди уда­лось связать в единое произведение искусства природу и все сооружения. Возникает такое впечатление, что ар­хитектура растворяется в природном окружении.

При входе в парк посетителей встречают два необычных павильона: дом привратника и служебный павильон, предназначенный для ожидания посетителей. Они имеют сложное скульптурное завершение. Обрамление стен из естественного камня и зубцы завершения покрыты цветной керами­кой. Вертикаль башни (вентиляцион­ной шахты) дома привратника дости­гает 30 м.

От входных ворот начинается па­радная лестница, ведущая к «доричес­кому храму», представляющему собой лес колонн. В подпорных стенках раз­мещаются гроты, скамьи. Поражает пластическая форма ограды видовой площадки, которая представляет собой волнистую «бесконечную» скамью, выполненную из цветного стекла, ке­рамики и местного камня. Все малые архитектурные формы ансамбля пар­ка ассоциируются с органическойприродои и придают ему яркую нео­бычную декоративность. К известным постройкам модерна А. Гауди в Барселоне относится жилой дом крупного промышленника X. Батло (1904—1906 гг.). Здесь автор прояв­ляет виртуозную изобретательность. Силуэт изогнутой кровли, облицован­ной керамикой, напоминает чешуй­чатую спину сказочного дракона. Един­ственной скульптурой на крыше яв­ляется башенка, увенчанная луковкой сложной формы. Интерес представля­ет декор главного фасада, он напоми­нает кожу дракона и решается в виде цветных вкраплений стекла в поверх­ность стены. Иллюстрацией оригинального ва­рианта модерна является церковь Святого Семейства — Саграда Фамилиа. Строительство этого уникального хра­ма занимает половину жизни А. Гауди и продолжается и сегодня. Храм стал символом преемственности поколений архитекторов. В настоящее время над собором трудятся около 50 зодчих. Строительство храма началось в 1881 г. по проекту архитектора П.Вилляра, позднее его продолжил X. Марторелл, а затем А. Гауди. К 1916 г. А. Гауди вы­полнил гипсовый макет будущего грандиозного сооружения (он был восстановлен после пожара 1936 г. ар­хитекторами Кинтана, И. Пунг, JL Бо- нет к 100-летию со дня рождения ма­стера). В основу образного решения храма положена символико-литератур­ная программа, на его фасадах можно прочесть содержание Нового Завета. Наивысшая отметка одного из шатро­вых столпов — 170 м. А. Гаудипроявил здесь фантазию и изобретательность. Разветвления опор напоминают живые деревья. Ветви колонн перерастают в поверхности гиперболических сводов. Зодчий моделировал своды прямо на строительной площадке. Им были най­дены новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактита­ми и кораллами. Для творчества А. Гауди характер­но новаторство, основанное на пости жении красоты и логики природы. Основоположником и ярким представителем российского модерна был архитектор Ф.Шехтель, имя ко­торого достойно занимает место в ряду всемирно известных зодчих. Его твор­чество демонстрирует все многообра­зие направлений и форм российско­го модерна. Национально-романти­ческая ветвь модерна представлена таким произведением, как Ярослав­ский вокзал в Москве (1902 г.), декоративная ветвь модерна нашла от­ражение и в особняке Рябушинского (1900 г.), рационалистическое на­правление ярко проявилось в Доме московского купеческого общества на углу Новой площади и М. Черкасско­го переулка в Москве (1909 г.), а так­же в здании типографии «Утро Рос­сии» на Страстном бульваре (1907 г.). Поворот к ретроспективизмупроявил­ся в особняке Ф. Шехтеля на Б. Садо­вой улице (1910 г.) и др. Характерной чертой его произведении стала стиле­вая цельность и художественность. Он возрождал искусство архитектуры, ведя неустанный поиск, синтезируя прогрессивные для своего времени черты. Россия шла к новой архитектуре своим путем, но искания русского модер­на во многом близки европейскому. Поиски модерна в Европе были прерваны начавшейся Первой миро­вой войной и последовавшими за ней революционными потрясениями. Зна­чение модерна для развития архитектуры 20-го века велико.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.007 с.)