ТОП 10:

Проекты Райта созданные для узонианской культуры и характеристика термина узония



Термин «Узония» был изобретен Райтом в 1928 году для обозначения общества равных возможностей. Односемейный дом, с земельным наделом исходя из нормы 1 акр (0,4 га) на одного члена семьи, представлялся Райту идеальным жилищем для граждан этого общества. По окончании Великой Депрессии, с середины 30-х годов в США бурно развивалось заводское домостроение. Одноэтажные сборные и объемно-блочные дома сходили с конвейера, как автомобили Генри Форда. Дуализм Райта выразился в том, что признавая «неизбежную необходимость массового производства и стандартизации», он тут же заявлял: «Никакие два дома, никакие два сада или фермы не должны быть похожи». Перед лицом грозного конкурента Райт впервые задумался о неэффективности и дороговизне ремесленных методов строительства и осознал границы применения столь любимых им традиционных материалов. И с 1934 года он принялся решать задачу проектирования домов для средней американской семьи со скромным доходом. Он построил их множество и, кроме того, опубликовал ряд образцовых проектов. «Узонианские» дома одноэтажные, ради упрощения конструкции они не имеют подвалов и чердаков. Фундамент заменен основанием в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. Ядро дома, как обычно у Райта, расположенное в зоне кухни, возводилось из кирпича или естественного камня. Остальные стены - слоистые деревянные. Банки отказывались финансировать строительство с применением этой, по мнению специалистов, ненадежной конструкции. Архитектору удалось доказать, что тонкие деревянные стены обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам в плане. Принцип обнажения естественного цвета и фактуры конструктивных материалов - дерева, кирпича, камня, бетона - доведен здесь до абсолюта: штукатурка, покраска и прочие маскирующие формы отделки попростуисключены. Подпольное отопление, скрытые источники искусственного освещения, максимально встроенная мебель предусматривались проектом и выполнялись в процессе строительства как неотъемлемая часть «узонианских» домов.

Тем не менее, первые проек­ты зданий, созданные Райтом в 1931 г. для новой «узониан- ской» культуры » и здание газеты «Capital Journal» — были скорее урбанистские, чем аграрные по направленности. В конечном итоге реализованные как «Баш­няПрайса» в Бартлсвилле, штат Оклахома (1952—1955) и как административное здание компании «Джонсон Уокс» в Расине, штат Висконсин (1936— 1939), оба эти проекта представ­ляли собой железобетонные кон­сольные конструкции с навешен­ным на них легким наружным ограждением. Если рассматри­вать их как символы, то в них видно основополагающее при­ближение жилого здания к природным процессам и рабоче­го места — к идее таинства. Эта поляризация была блестя­ще интерпретирована в«узонианский» период в двух шедев­рах удивительной творческой щедрости — загородной вилле Кауфмана в Беар-Ран, штат Пенсильвания (1936), более известной как «Дом над во­допадом», и административ­ном здании компании «Джон­сон Уокс», начатом в том же году.

В здании правления компа­нии «Джонсон Уокс» эта орга­ническая метафора проявилась в высоких стройных грибо­видных колоннах 9-метровой вы­соты, суживающихся к основа­нию, которые образуют основ­ные опоры внутри главного по­мещения офиса, имеющего сво­бодный план и кондициониро­вание воздуха. Эти колонны на уровне потолка завершаются широкими круглыми «листьями кувшинки», между которыми вмонтированы стеклянные труб­ки освещения. Это горизонталь­ное освещение и колонны пред­ставляют собой апофеоз вообра­жения Райта. Рискованная ин­версия традиционных элементов выражала судьбу «Узонии» — поэтический образ, созданный чудотворной техникой: там, где традиционно ожидаешь уви­деть глухую поверхность (пото­лок), обнаруживаешь свет; где ожидаешь найти свет (стены с оконнымипроемами), находишь глухую поверхность.

башня св.марка

 

 

32 Характеристика первого периода творчества Мисван дер Рое до 1933.Немалый опыт архитектор приобрел, осуществляя авторский надзор за строительством спроектированного Беренсом германского посольства в Петербурге. И это здание, в котором очень сильно чувствовалось влияние архитектуры эпохи классицизма. Он сразу оказался в первых рядах архитекторов-авангардистов, организовывал выставки, руководил архитектурным отделением художников "Ноябрьской группы", издавал журнал. В одной из статей, критикуя формализм, он писал: "Форма - не цель нашей работы, а ее результат. Форма сама по себе не существует. Форма как самоцель - формализм, а это мы отрицаем". В 1919-1924 годах Мисван дер Роэ разработал пять, к сожалению, так и не осуществленных проектов, которые являются квинтэссенцией развития современной архитектуры. Это проект небоскреба в Берлине, в плане напоминающий трехчастный кленовый лист, и небоскреб, план которого был похож на рельефы скульптора Ганса Арпа. Мисван дер Роэ впервые использовал в архитектуре специфические стекла. Изучая макеты своих небоскребов, он увидел, что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности соседние дома и природу и становятся гигантскими зеркалами. Таким образом, конструкция здания как бы растворяется в окружающей среде и отступает на второй план.впервые разработан принцип "кожи и костей", исходя из которого несущий каркас полностью отделяется от его заполнения. Интересны и административное здание из железобетона, и проект выполненного в геометрической манере сельского дома из кирпича, где пространство безостановочно "течет" через дом, а интерьер постепенно растворяется в экстерьере, и сельский дом из железобетона, который отличался "центробежной" композицией плана - его внутренние помещения как бы устремлялись в ландшафт. Выставка в Штутгарте представляла собой застройку нового квартала Вайсенкоф различными жилыми ячейками. Генеральный план застройки выполнил Мисван дер Роэ. Мисван дер Роэ предложил вниманию зрителей самый крупный в квартале четырехсекционный жилой дом. Стены, разделяющие секции, лестничные клетки и санузлы оставались в нем неподвижными. А вот планировка квартир могла приобретать различные варианты благодаря подвижным перегородкам. В барселонском павильоне и вилле Тугендхата (1930) Мисван дер Роэ продемонстрировал свое искусство проектировщика мебели, которая в виде готовых моделей и по сей день широко используется другими архитекторами. На Берлинской строительной выставке 1931 года экспонировался проект дома, в котором свободно стоящие стены, продолжающиеся за контур здания, связывали его интерьер с экстерьером. В этот период Мисван дер Роэ начал исследовать в своих проектах новый тип дома - дом с атриумными двориками, вписанный в четкий прямоугольник глухих стен, после чего он все чаще сосредотачивался на проектировании очерченного жетскими прямоугольными границами замкнутого пространства.

 

"Стеклянный" дом Бетонный дом

Кирпичный дом Кирпичный дом. План.

 

 

Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны. Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мисван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.004 с.)