Анализ безубыточности многопродуктового производства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ безубыточности многопродуктового производства



 

В случае многопродуктового производства анализ безубыточности гораздо сложнее по форме и содержанию. Подавляющее большинство предприятий выпускают не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности или по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений. Рассмотрим методику анализа безубыточности многопродуктового производства на примере.

Пример

Предприятие выпускает несколько видов продукции. В настоящее время производятся сле­дующие виды продукции: (А), (В) и (С). При разработке плана работы на следующий месяц проводится анализ производственных показателей за пре­дыдущий месяц с целью определить, какая корректировка этих показателей приведет к максимальному эффекту. Данные относи­тельно выпуска за февраль 200х года приведены в табл.

 

Таблица 14.1

Показатели работы предприятия «Восход» за февраль 200х года

Показатель Обозначение A В С Всего
Объем реализации, Q
Доля в общем объеме реализации ω 0,40 0,27 0,33
Цена, руб./ед. p 67,5  
Удельные переменные затраты, руб./ед. в том числе: материалы труд z     33,60 5,40 35,4     28,20 7,20 33,60     30,60 3,00  
Вклад на 1 ед., руб. cont = p – z 28,5 18,6 26,4  
Затраты физического труда, ч/ед.   0,14 0,19 0,08  
Затраты машинного времени, ч/ед.   0,14 0,07 0,12  
Выручка, руб. R
Переменные затраты, руб. VC = z·Q
Вклад, руб. Cont = R-VC
Вклад, % к выручке   42,2 34,4 44,0 41,0
Вклад на один человеко-час, руб./ч   203,6 97,9  
Вклад на один машино-час, руб./ч   203,6 265,8 219,9  
Постоянные затраты, руб. FC      
Прибыль        

Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства:

 

где , I = A, B, C

Величина среднего вклада на 1 ед. продукции предприятия при сложившихся объемах реализации:

 

Объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли:

Видим, что уровень точек безубыточности для всех трех видов продукции лежит гораздо ниже сложившихся объемов производ­ства, что является безусловно положительным для предприятия фактором (данные величины рассчитаны исходя из величины среднего вклада, т. е. в предположении, что структура выпуска постоянна. При другой струк­туре продукции уровни безубыточности отдельных изделий окажутся другими.) Таким образом, предприятие имеет достаточно широ­кие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.

Начинать планирование дальнейшей деятельности предпри­ятия следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Для на­чала следует определить наиболее прибыльный вид продукции. Сделать это можно на основе данных о вкладе. Если никаких, ни рыночных, ни технологических, ограничений для производства и реализации продукции нет, выпуск изделий с максимальным вкладом на единицу выпуска будет наиболее желательным спосо­бом расширения производства.

При наличии каких-либо ограничений выбор следует делать в пользу продукта с максимальным вкладом на единицу ограничен­ного ресурса.

Максимальный вклад на 1 ед. продукции в примере –у продукции А, , наивысшая доля вклада в выручке и вклад на один человеко-час — у продукции С, а самый большой вклад на один час работы оборудования — у продукции В.

Если предполагается, что емкость рынка не ограничена, т. е. любого вида продукции можно реализовать сколько угодно, то рассмотрение вопроса о расширении выпуска следует начать с возможностей самого предприятия. Если производственные мощ­ности предприятия невелики и расширение их является пробле­мой, то предпочтительнее выпуск продукции В, поскольку для них вклад на один час работы оборудования максимален. Можно ска­зать, что продукция В является наиболее «технологичным» и наименее фондоемким видом продукции.

Если же предприятие сталкивается с определенными трудно­стями, касающимися подготовки или найма персонала, то расши­рять производство предпочтительнее выпуском наименее трудоем­кой продукции С, у нее вклад на один час работы пер­сонала наиболее высокий.

Если же ни технологических, ни ресурсных ограничений у пред­приятия нет, следует исходить из общей величины вклада на одну единицу изделий. По этому критерию наиболее выгодным ка­жется производство продукции А. Отметим, что доля вклада в выруч­ке от реализации продукции В самая незначительная среди всех ви­дов выпускаемой продукции. Руководству предприятия стоит заду­маться об отказе от производства продукции В в пользу А.

Проводя анализ безубыточности, не следует забывать и о дру­гих факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уровень прибыли не является единственной, а в большинстве слу­чаев и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры мо­жет отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широ­кая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций предприятия, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных това­ров (на предприятии «Восход» из примера такой продукцией была продукция С) влияет и на рост продаж других, более прибыль­ных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме-производителю все новых и новых потребителей.

Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу других можно только до тех пор, пока продукцию можно продать. Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, по­скольку для предприятия являются внешними и никакими уси­лиями самих предприятий изменены быть не могут.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.015 с.)