Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности.



Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности.

Основные вопросы темы

1.1 Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признакам, по полноте охвата объектов.

1.2 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности, его информационное обеспечение.

1.3 Способы обработки информации в анализе хозяйственной деятельности: сравнения, относительных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый.

1.4 Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, долевого участия, интегральный.

Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признаку.

В экономической литературе АХД классифицируется по различ­ным признакам, что имеет большое значение для правильного пони­мания его содержания и задач.

По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой (анализ про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и меж­отраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологи­ческой основой отраслевых методик анализа.

По пространственному признаку различают внутрифирменный (изучается деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений) и межфирменный анализ (сравнивают­ся результаты деятельности двух предприятий или более).

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

• показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

• привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

• дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стра­тегическую и тактическую политику.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравни­тельного анализа - бенчмаркинг. Это система раннего предупрежде­ния о назревающих проблемах, основанная на исследовании дости­жений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Он используется в качестве инструмента получения информации, которая требуется для поддержания и достижения пре­имуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхож­дений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к не­обходимости поиска новаций, создает базу для инновационной дея­тельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратеги­ческих и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на Рынке продуктов и услуг.

Каждый вид АХД своеобразен по содержанию, организации и методике проведения.

 

 

Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности.

Широко применяется в АХД группировка информацииделение массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели ана­лиза используются типологические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки.

Примеры типологических группировок — группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и др.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношение их отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, вы­полнению норм выработки; состав предприятий по уровню отдель­ных экономических показателей; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группиров­ки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие пред­приятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используют­ся для определения наличия, направления и формы связи между изу­чаемыми показателями. По характеру признаков, на которых осно­вывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количе­ственной.

По сложности построения различают два типа группировок: про­стые и комбинированные. С помощью простых группировок изучает­ся взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках изучаемая со­вокупность делится сначала по одному признаку, а затем внутри каж­дой группы — по другому признаку и т.д. Таким способом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки, которые позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи.

Используя данные табл. 1.4, сгруппируем предприятия по уров­ню фондовооруженности труда и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и производительностью труда (табл. 1.6).

В отличие от приведенных в табл. 1.4 параллельных рядов, сгруп­пированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате взаимно по­гашаются разного рода случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется бо­лее четко.

Таблица 1.6 - Группировка предприятий по фондовооруженности труда

Группы предприятий по фондовооружен­ности Количество предприятий в группе Средний уровень фондовооружен­ности по группе, млн руб. Средняя выработка одного работника, млн руб.
До 3,5 млн руб.   3,25 4,45
3,5-4,0   3,76 5,10
4,1-4,5   4,23 5,73
Свыше 4,5 млн руб.   4,75 6,30

 

 

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разо­браться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.

 

Информационное обеспечение анализа выпуска продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служит бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибыли и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузки и реализация» и др.

 

Тема 3: Анализ показателей по труду и заработной плате.

3.1 Задачи и информационное обеспечение анализа показателей по труду и заработной плате, его значение.

3.2 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами, их состава и структуры.

3.3 Показатели оборота рабочей силы, их анализ.

3.4 Анализ использования рабочего времени.

3.5 Расчет влияния потерь рабочего времени на объем выпуска продукции.

3.6 Анализ производительности труда.

3.7 Анализ расходов на оплату труда по общему объему, составу, структуре, источникам выплаты.

3.8 Анализ средней заработной платы работников организации.

 

Пример

 
ФЗП, тыс. руб.    
В том числе: переменная часть переменная часть    
Объем производства продукции, тыс. руб.    

Индекс объема выпуска продукции составляет 1,254 (100320:80000). Рассчитает абсолютное и относительное отклонение по ФЗП:

тыс. руб.

=

тыс. руб.

Следовательно, в данной организации имеется относительная экономия в использовании ФЗП в размере 98 тыс. руб.

В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по ФЗП.

Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТ). Методика анализа данных факторов подробно рассмотрена в разделе 6.1.

Постоянная часть ФЗП зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой заработной платы (рис. 3.2).

Согласно рис. 3.2 для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по ФЗП могут быть использованы следующие модели:

1. ФЗП=ЧР·ГЗП;

2. ФЗП=ЧР·Д·ДЗП;

3. ФЗП=ЧР·Д·П·ЧЗП,

где ЧР – среднегодовая численность работников;

Д – количество отработанных дней одним работником за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня;

ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника;

ГЗП – среднедневная зарплата одного работника;

ГЗП – среднечасовая зарплата одного работника.

Расчет влияния факторов по данным моделям можно произвести способом абсолютных разниц.

Анализ косвенных затрат.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехо- зяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расхо- дов производится путем сравнения фактической их величины на рубль продукции в динамике за 5 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изме­нилась их доля в стоимости продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция - роста или снижения.

В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвав- шие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования затраты на их ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов и др.

Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменение являются условно-переменными.

Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Нормы амортизации зависят от амортизационной политики предпри­ятия и метода ее начисления.

Удельная амортизация на единицу продукции зависит и от объе­ма производства продукции: чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.

На величину эксплуатационных расходов влияют количество дей­ствующего оборудования, время его работы и удельные расходы на ' один машино-час работы.

Затраты на ремонт оборудования могут измениться из-за объема I ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, эко­номного их использования.

На сумму расходов по внутризаводскому перемещению грузов оказывают влияние вид транспортных средств, полнота их использования, степень выполнения производственной программы, экономное использование средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.

Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины (табл. 6.16).

При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию считать заслугой предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических
расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию
или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия свя-
зана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству и рационализации,
подготовке и переподготовке кадров и т.д., что иногда наносит пред-

приятию больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как

неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции. Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи

и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергии и топлива за время простоев предприятия и др.

Если уже известно, из-за каких факторов изменилась общая сумма накладных расходов, можно узнать их влияние на себестоимости отдельных изделий. Для этого процент изменения общей суммы общепроизводственных или общехозяйственных расходов за счет i-гo фактора нужно умножить на фактическую сумму накладных расходов, отнесенных на данный вид продукции.

 

Таблица 6.16 -Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Статья расходов Фактор изменения затрат Расчет влияния
Зарплата управленческих работников Изменение численности работников и средней зарплаты(изменение окладов, выплаты премий, доплаты) ЗП=ЧР*ОТ ЗПЧР= ЧР*ОТ0 ЗПОТ=ЧР1* ОТ
Содержание основных фондов: Амортизация   Освещение, отопление, водоснабжение и т.др.     Изменение стоимости основных средств и норм амортизации     Изменение количества потребленных услуг и их стоимости     А=ОС*НА АОС= ОС*НА0 АНА=ОС1* НА   М=К*Ц МК= К*Ц0 МЦ1* Ц
Затраты на текущий ремонт основных средств Изменение объема работ и их стоимости ЗР=V*Ц ЗРV= V*Ц0 ЗРЦ=V1* Ц
Содержание легкового транспорта Изменение количества машин и затрат на содержание одной машины З=КМ*ЗС ЗКМ= КМ*ЗС0 ЗЗС=КМ1* ЗС
Расходы по командировкам Количество командировок, средняя продолжительность, средняя стоимость одного дня командировки РК=К*Д*СД РКК= К*Д0*СД0 РКД1* Д*СД0 РКСД1*Д1* СД
Оплата простоев   Количество человеко-дней простоя и уровень оплаты за один день простоя ОП=ДП*ОД ОПДП= ДП*ОД0 ОПСД=ДП1* ОД
Потери от порчи и недостачи материалов и продукции Количество материалов и их стоимость ПМ=К*Ц ПМК= К*Ц0 ПМЦ1* Ц
Налоги и отчисления от зарплаты Изменение суммы начисленной зарплаты и процентных ставок обложений по каждому виду Н=ФЗП*ПСТ НФЗП= ФЗП*ПСТ0 НПСТ=ФЗП1* ПСТ
Расходы на охрану труда Изменение объема намеченных мероприятий и их стоимости Р=V*C PV= V*С0 PC=V1* C
И т.д.    

 

Коммерческие расходы включают в себя затраты по отгрузке про­дукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рын­ков сбыта и т.д.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с измене­нием веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгруз­ку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количе­ства и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка — один из фак­торов повышения спроса на продукцию. Увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинго­вые исследования.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резер­вы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные реко­мендации по их освоению.

Маржинальный доход.

Термин маржинальный доход (МД), от англ. marginal revenue, используется в двух значениях:

· Предельный доход — дополнительный доход получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

· Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат.

Это разночтение обусловлено многозначностью английского слова marginal:

· Предельный, отсюда происходят слова «маргинал, маргинальный» — находящийся на границе, на пределе общепринятого.

· Изменение, разница, отсюда происходят слово «маржа» — разница процентных ставок и т.п.

Далее мы будем рассматривать, как более распространенное, второе значение этого термина.

Формула расчета маржинального дохода (маржинальной прибыли):

TRm = TR - TVC, где

TRm — Маржинальный доход

TR — Доход (total revenue)

TVC — Переменные затраты (total variable cost)

Таким образом маржинальный доход это постоянные затраты и прибыль. Часто вместо МД используется термин «вклад на покрытие»: маржинальный доход — это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли.

Формула расчета маржинального дохода не показывает его зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но в примерах расчета маржинального дохода видно, что эта зависимость есть.

Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.

Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты.

На приведенном ниже рисунке точка безубыточности 20 штук реализации некоего товара.

 

Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности.

Основные вопросы темы

1.1 Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признакам, по полноте охвата объектов.

1.2 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности, его информационное обеспечение.

1.3 Способы обработки информации в анализе хозяйственной деятельности: сравнения, относительных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый.

1.4 Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, долевого участия, интегральный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.06 с.)