Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности. Основные вопросы темы 1.1 Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признакам, по полноте охвата объектов. 1.2 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности, его информационное обеспечение. 1.3 Способы обработки информации в анализе хозяйственной деятельности: сравнения, относительных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый. 1.4 Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, долевого участия, интегральный. Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признаку. В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач. По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой (анализ промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа. По пространственному признаку различают внутрифирменный (изучается деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений) и межфирменный анализ (сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более). Межфирменные сравнения проводятся с целью: • показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий; • привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса; • дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику. Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа - бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Он используется в качестве инструмента получения информации, которая требуется для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к необходимости поиска новаций, создает базу для инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на Рынке продуктов и услуг. Каждый вид АХД своеобразен по содержанию, организации и методике проведения.
Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности. Широко применяется в АХД группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки. Примеры типологических группировок — группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и др. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение их отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по уровню отдельных экономических показателей; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках изучаемая совокупность делится сначала по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким способом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки, которые позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи. Используя данные табл. 1.4, сгруппируем предприятия по уровню фондовооруженности труда и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и производительностью труда (табл. 1.6). В отличие от приведенных в табл. 1.4 параллельных рядов, сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате взаимно погашаются разного рода случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко. Таблица 1.6 - Группировка предприятий по фондовооруженности труда
Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.
Информационное обеспечение анализа выпуска продукции. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служит бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибыли и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузки и реализация» и др.
Тема 3: Анализ показателей по труду и заработной плате. 3.1 Задачи и информационное обеспечение анализа показателей по труду и заработной плате, его значение. 3.2 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами, их состава и структуры. 3.3 Показатели оборота рабочей силы, их анализ. 3.4 Анализ использования рабочего времени. 3.5 Расчет влияния потерь рабочего времени на объем выпуска продукции. 3.6 Анализ производительности труда. 3.7 Анализ расходов на оплату труда по общему объему, составу, структуре, источникам выплаты. 3.8 Анализ средней заработной платы работников организации.
Пример
Индекс объема выпуска продукции составляет 1,254 (100320:80000). Рассчитает абсолютное и относительное отклонение по ФЗП: тыс. руб. = тыс. руб. Следовательно, в данной организации имеется относительная экономия в использовании ФЗП в размере 98 тыс. руб. В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по ФЗП. Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТ). Методика анализа данных факторов подробно рассмотрена в разделе 6.1. Постоянная часть ФЗП зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой заработной платы (рис. 3.2). Согласно рис. 3.2 для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по ФЗП могут быть использованы следующие модели: 1. ФЗП=ЧР·ГЗП; 2. ФЗП=ЧР·Д·ДЗП; 3. ФЗП=ЧР·Д·П·ЧЗП, где ЧР – среднегодовая численность работников; Д – количество отработанных дней одним работником за год; П – средняя продолжительность рабочего дня; ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника; ГЗП – среднедневная зарплата одного работника; ГЗП – среднечасовая зарплата одного работника. Расчет влияния факторов по данным моделям можно произвести способом абсолютных разниц. Анализ косвенных затрат. Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехо- зяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расхо- дов производится путем сравнения фактической их величины на рубль продукции в динамике за 5 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвав- шие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования затраты на их ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов и др. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменение являются условно-переменными. Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Нормы амортизации зависят от амортизационной политики предприятия и метода ее начисления. Удельная амортизация на единицу продукции зависит и от объема производства продукции: чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции. На величину эксплуатационных расходов влияют количество действующего оборудования, время его работы и удельные расходы на ' один машино-час работы. Затраты на ремонт оборудования могут измениться из-за объема I ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования. На сумму расходов по внутризаводскому перемещению грузов оказывают влияние вид транспортных средств, полнота их использования, степень выполнения производственной программы, экономное использование средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава. Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины (табл. 6.16). При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию считать заслугой предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических приятию больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции. Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергии и топлива за время простоев предприятия и др. Если уже известно, из-за каких факторов изменилась общая сумма накладных расходов, можно узнать их влияние на себестоимости отдельных изделий. Для этого процент изменения общей суммы общепроизводственных или общехозяйственных расходов за счет i-гo фактора нужно умножить на фактическую сумму накладных расходов, отнесенных на данный вид продукции.
Таблица 6.16 -Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Коммерческие расходы включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д. Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств. Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции. Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции. Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка — один из факторов повышения спроса на продукцию. Увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые исследования. В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению. Маржинальный доход. Термин маржинальный доход (МД), от англ. marginal revenue, используется в двух значениях: · Предельный доход — дополнительный доход получаемый от продажи дополнительной единицы товара. · Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Это разночтение обусловлено многозначностью английского слова marginal: · Предельный, отсюда происходят слова «маргинал, маргинальный» — находящийся на границе, на пределе общепринятого. · Изменение, разница, отсюда происходят слово «маржа» — разница процентных ставок и т.п. Далее мы будем рассматривать, как более распространенное, второе значение этого термина. Формула расчета маржинального дохода (маржинальной прибыли): TRm = TR - TVC, где TRm — Маржинальный доход TR — Доход (total revenue) TVC — Переменные затраты (total variable cost) Таким образом маржинальный доход это постоянные затраты и прибыль. Часто вместо МД используется термин «вклад на покрытие»: маржинальный доход — это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли. Формула расчета маржинального дохода не показывает его зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но в примерах расчета маржинального дохода видно, что эта зависимость есть. Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару. Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты. На приведенном ниже рисунке точка безубыточности 20 штук реализации некоего товара.
Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности. Основные вопросы темы 1.1 Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признакам, по полноте охвата объектов. 1.2 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности, его информационное обеспечение. 1.3 Способы обработки информации в анализе хозяйственной деятельности: сравнения, относительных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый. 1.4 Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, долевого участия, интегральный.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.013 с.) |