Организация и информационное обеспечение экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и информационное обеспечение экономического анализа



Организация и информационное обеспечение экономического анализа

1.1.Предмет и содержание экономического анализа

Анализ (analysis)- означает разложение изучаемого проекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Он вступает в диалектическое противоречие в единстве с понятием синтез (sinthesis), т.е. соединение ранее расчлененных элементов в единое целое.

Экономический анализ как наука представляетсобой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функциях системы,

Под предметом экономического анализа понимается хозяйственные процессы предприятия, их социально-экономическая эффективность и конечный результат деятельности, складывающийся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающихся в системе экономической информации.

Объективные факторы оказывают влияние на хозяйственные процессы, которые связаны с действием внешней среды: цены, тарифы, ставки, другие факторы, независящие от характера управления и действия самого хозяйственного объекта.

Субъективные факторы полностью зависят от конкретной деятельности человека. Успешное хозяйственное управление, выполнение бизнес-планов определяет квалификационное управление производственного комплекса.

Информационная система включает в себя совокупность входных данных для анализа, результат их промежуточной обработки, выходные данные, конечные результаты поступления в систему управления. Рационально- организационный информационный поток является основой для моделирования деятельности изучаемого объекта и подготовки управленческих решений. К важным задачам экономического анализа относятся:

1. Повышение обоснованности разработки бизнес-планов, бизнес - процессов и нормативов;

2. Определение эффективности использования трудовых, материальных финансовых ресурсов предприятия;

3. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

4. Подготовка и проверка оптимальности управленческих решений.

Виды экономического анализа

Так как экономический анализ представляет информацию для подготовки управленческих решений, то в основе классификационных видов экономического анализа лежат функции управления. Рыночная экономика порождает потребность в разделении анализа на внутренний и внешний.

Внутренний (управленческий) анализ – это система информационно- аналитического обеспечения руководства производственными процессами предприятия. Данный вид анализа является составной частью управленческого учета.

Внешний (финансовый) анализ обслуживает внешних пользователей информацией о предприятие и осуществляет по данным публичной, финансовой отчетности.

По содержанию процесса управления выделяют:

n Прогнозный (перспективный) анализ;

n Ретроспективный (последующий) анализ;

n Оперативный (текущий) анализ.

В зависимости от характера объектов управления выделяют виды анализа отражающие:

1. Отраслевую структуру хозяйства;

2. Уровни общественного производства и управления.

Как правило, выделяются два основных уровня управления: ведомства (собственник или его представитель) – высшие звено; и предприятия (исполнитель) – первичное звено.

В первичном звене для анализа выделяют самостоятельные производственные единицы (отделы, цеха). Для решения стратегических вопросов управления предприятием применяется итоговый комплексный анализ, позволяющий получить всестороннюю оценку деятельности предприятия в целом.

Основные правила организации анализа

Организация экономического анализа на предприятии должна базироваться на принципах научности и целесообразного распределения обязанностей. Организация экономического анализа на предприятии должна соответствовать ряду требований:

n научный характер анализа. Он должен основываться на новейших достижениях науки и трудового опыта, проводиться с учетом действия объективных экономических законов в рамках изучаемого предприятия и проводиться с использованием научно- обоснованных методик. Проведение анализа должно стать обязательной частью специалистов и руководства разного уровня. Отсюда вытекает следующий принцип;

n обоснованное распределение обязанностей по проведению экономического анализа между отдельными исполнителями. От рациональности этого распределения зависит не только полнота охвата объекта анализа, но и исключается возможность дублирования, т.е. многократного проведения различными лицами одних и тех же исследований. Соблюдение этого принципа способствует более эффективному использованию рабочего времени специалистов и обеспечивает комплексность анализа;

n аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть как можно более низкими при оптимальной глубине анализа и его комплексности. С этой целью при проведении анализа должны широко использоваться передовые методики и средства, которые облегчают работу аналитика. К ним относятся рациональные методики сбора, обработки и хранения информации, а т.ж. внедрения в практику экономического анализа компьютерной техники;

n унификация экономического анализа предполагает создание таких методов, которые используют ограниченное число специально разработанных аналитических таблиц. Они должны быть специфическими для каждого внутрихозяйственного подразделения и в совокупности давать комплексную характеристику результатов хозяйствования. Все показатели таблиц должны быть пригодны для сравнения и обобщения. Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

· выделение субъектов и объектов экономического анализа (Э/А), выбор организационно-методических форм их исследования и распространения обязанностей между отдельными исполнителями, участвовавших в анализе;

· планирование аналитической работы;

· информированность и методическое обеспечение эй/а;

· обработка аналитических данных о ходе и результатах хозяйствования;

· оформление результатов хозяйствования;

· контроль по внедрению в финансово-хозяйственную практику предложений сделанных по результатам анализа.

Выполнение всех перечисленных этапов обеспечивает проведение всего комплекса работ по э/а.

 

Планирование аналитической работы на предприятии

Важнейшим условием, от которого зависит действенность и эффективность э/а является планомерный характер его проведения. Только в том случае, когда аналитическое исследование каждого отдельного вопроса будет иметь точно определённый смысл, цель, место в системе управления предприятием анализ будет иметь ценность для управления деятельности. Для планирования аналитической работы на предприятии используют следующие виды планов:

Тематический план – это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углублённого изучения; в них указываются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения и исполнители анализа, контролируют выполнение комплексного и тематического планов специалистами по аналитической работе;

Комплексный план – обычно составляется на один год. Его разрабатывает специалист, который возглавляет аналитическую работу на предприятии. По содержанию комплексный план представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем перечислены цели и задачи запланированных исследований, сформулированы основные вопросы, на которых должны быть получены ответы в ходе работы.

Элементы теории экономического анализа

Пример 2.

Пусть t – производительность труда;

Q – объем производства;

F – стоимость ОПФ;

P – численность рабочих.

Мультипликативная модель производительности труда имеет следующий вид:

T = Q / P;

Каждая из сомножителей данной цепи имеет экономический смысл:

F/P (руб/чел) – фондовооруженность, показывает какой объем основных фондов приходится на одного рабочего.

Q/F (руб/руб) –фондоотдача, показывает какой объем продукции получен на один рубль стоимости ОПФ. Кроме того в модели числитель каждой предшествующей дроби совпадает со знаменателем последующей. Следовательно, модель составлена верно.

2.2.3. При комбинированной схеме связи одновременно присутствуют элементы аддитивной мультипликативной схем зависимости.

; ;

Пример 3.

Пусть P – прибыль;

Ц – цена единицы изделия (в руб.);

К – количество выпущенных изделий (шт.);

С – себестоимость выпуска (руб.).

Р = Ц*К – С

Пример 4.

Имеется следующая информация по однотипным предприятиям торговли о возрасте торгового оборудования и затратах на его ремонт. Необходимо построить модель зависимости расходов на ремонт от возраста оборудования.

№ предприятия n Возраст оборудования х Затраты на ремонт у
    1,5
    2,0
    1,4
    2,3
    2,7
    4,0
    2,3
    2,5
    6,6
    1,7

Для определения параметров а0, а1 и коэффициента регрессии ‘r’ используется рабочая таблица следующей структуры:

№ п/п у х х2 Ху у2
  1,5       2,25
  2,0       4,0
  1,4       1,96
  2,3     13,8 5,29
  2,7     21,6 7,29
  4,0        
  2,3     18,4 5,29
  2,5     17,5 6,25
  6,6     72,6 43,56
  1,7     10,2 2,89
      217,2 94,78

;

Уравнение регрессии: у = а0 + а1*х

у = -1,576 + 0,611 * х

Проверим существенность связи между показателем у и х. Рассчитаем коэффициент корреляции.

Значение коэффициента корреляции свидетельствует о высокой силе связи между фактором и результатом, следовательно, синтезированная регрессионная модель пригодна для практического использования.

Пусть необходимо определить затраты на ремонт оборудования, возраст которого составляет 15 лет.

Метод цепных подстановок

Пусть дана детерминированная мультипликативная модель. Необходимо определить размер влияния факторов А, В, С на результативный показатель Y. Метод цепных подстановок позволяет определить влияние отдельных факторов на изменения величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на фактический в отчетном периоде.

Пусть известно базисное значение показателей у0, а0, b0, с0 и отчетное значение показателей у1, а1, b1, с1.

Алгоритм метода цепных подстановок состоит из следующих шагов:

1) расчет значений результативного показателя «у».

· Расчет базисного значения результативного показателя «у»

· Расчет условных значений показателя «у»

;

Количество условных показателей на единицу меньше числа факторов модели.

· Расчет отчетного значения показателя «у»

2) расчет влияния факторов на результативный показатель «у»

· Расчет влияния фактора «а» на результативный показатель «у»

Таким образом, при расчете ∆у(а) факторы b и с зафиксированы на уровне базисного значения. Изменяется только фактор «а», тем самым устранено влияние факторов b и с на показатель «у». В этом сущность приема элиминирования, то есть устранения, нейтрализации влияния на результативный показатель всех факторов кроме одного – исследуемого.

· Расчет влияния фактора «b» на результативный показатель «у»

· Расчет влияния фактора «с» на результативный показатель «у»

3) Проверка – контроль правильности расчетов. Изменение результативного показателя «у» можно определить двумя способами:

· ∆

· Изменение показателя «у» есть сумма его изменений за счет каждого из факторов

∆у(а) + ∆у(b) + ∆у(с)

Расчеты произведены верно, если ∆ у1 = ∆ у2

4) Выводы.

Метод абсолютных разниц

При использовании метода абсолютных разниц величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся с права от него и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. Подсчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонение, а затем на фактический уровень этих показателей.

Пусть дана факторная мультипликативная модель и известны значения показателей в базисный у0, а0, b0, с0 и отчетный у1, а1, b1, с1 периоды. Определим влияние каждого из факторов на результативный показатель «у».

-- влияние фактора «а»

-- влияние фактора «b»

-- влияние фактора «c»

В заключении необходимо осуществить контроль правильности расчетов (п.3 метод цепных подстановок) и сделать выводы.

Метод относительных разниц

Для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую величину) результативного показателя «х» умножить на относительную величину прироста первого фактора выраженную в процентах и результат разделить на 100.

Пусть дана факторная мультипликативная модель и известны значения показателей в базисный у0, а0, b0, с0 и отчетный у1, а1, b1, с1 периоды. Рассчитаем относительные изменения факторов в процентах.

; ∆ ; ∆

Определим изменение результативного показателя «у» за счет каждого из факторов.

-- за счет фактора «а»;

-- за счет фактора «b»;

После окончания расчетов необходимо осуществить контроль правильности расчетов (п.3 метод цепных подстановок) и сделать выводы.

Индексный метод

Данный метод основан на относительном показателе – динамики выполнения плана. Пусть дана двухфакторная мультипликативная модель у = а * b. Индекс результативного показателя «у» рассчитывается следующим образом.

Индекс фактора «а» рассчитывается следующим образом:

Индекс фактора «b» рассчитывается следующим образом:

Расчеты произведены верно, если Jy = Ja * Jb.

Индекс фактора «а» показывает как изменилась динамика результативного показателя за счет фактора «а». Нетрудно убедиться в том, что если из числителей, приведенных в выражении для вычисления индекса вычесть знаменатели, то получаться абсолютные приросты результативного показателя в целом и за счет каждого из факторов.

Интегральный способ

Элиминирование имеет существенный недостаток. При его использовании исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. На самом деле они взаимосвязаны и в результате этого взаимодействия получает дополнительный прирост результат показателя, который при изменении способов элиминирования присоединяется к одному из факторов, как правило, к последнему. В связи с этим величина влияния факторов на результативный показатель меняется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной фактор в детерминированной модели. Интегральный метод частично компенсирует этот недостаток.

Формула интегрального метода для двухфакторной модели: у = а * b.

; , где

∆а = а1 – а0; ∆b = b1 – b0

Для трехфакторной модели: у = а * b * с

После окончания расчетов надо

провести проверку (см. пункт 3.1.)

и сделать выводы.

Способ группировок

Способ группировок – это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Алгоритм построения группировок:

1. Определение целей анализа;

2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3. Ранжирование совокупности;

4. Выбор интервала совокупности и деление на группы;

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочному и факторному признакам (группировочный признак должен быть основным, результативным);

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей

Пример 5. Необходимо проанализировать зависимость урожайности зерновых культур от качества земли, выраженной в баллах.

Группировочным результативным признаком в данном случае является оценка качества земли. Известны следующие данные.

№ хозяйства Качество земли (балл) Урожайность (ц/га) № хозяйства Качество земли (балл) Урожайность (ц/га)
    19,5     24,2
    19,0     25,0
    20,5     27,0
    21,0     26,8
    20,8     27,2
    21,4     28,0
    23,0     30,0
    23,3     30,2
    24,0     32,0
    24,5     33,0

Образуем 4 группы (n=6). Размах группировочного интервала ,

где Xmax – наибольшее значение группировочного признака;

Xmin - наименьшее значение группировочного признака.

Группировка хозяйств по качеству земли.

Группа хозяйств по баллу земли Кол-во хозяйств в группе Средний балл земли в группе Средняя урожайность по группе
32 – 36     19,3
36 – 41     21,9
42 – 46   44,25 24,4
47 – 51   48,7 27,0
52 – 56   53,7 29,4
Свыше 54   59,0 32,5

Больше всего хозяйств принадлежит ко второй группе с относительно невысоким качеством земли (37 – 41). Средний балл земли для хозяйств данной группы составляет 39, а урожайность 21,1 ц/га. Прослеживается устойчивая тенденция снижения количества хозяйств в группе по мере роста качества земли и увеличения урожайности.

Анализ ликвидности баланса

Ликвидность баланса понимается как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов – это величина обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени для того, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.

Задача анализа ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированным по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированным по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от ликвидности активы разделяются на следующие группы:

1) группа А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2) группа А2 – быстрореализуемые активы: дебиторская задолженность и прочие активы;

3) группа А3 – медленно реализуемые активы (без строк 216, 217 баланса, а также статей из раздела I актива баланса – долгосрочные финансовые вложения) уменьшенные на величину инвестиций в уставный фонд других предприятий;

4) группа А4 – труднореализуемые активы (итог раздела I баланса за исключением статей этого раздела, включенных в группу А3).

Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты следующим образом:

1) группа П1 – наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность, прочие пассивы и ссуды не погашенные в срок;

2) группа П2 – краткосрочные пассивы: кредиторская задолженность и заемные средства;

3) группа П3 – долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и заемные средства;

4) группа П4 – постоянные пассивы (итог раздела IV пассива баланса).

Если у предприятия имеются убытки, то для сокращения баланса на величину убытков уменьшаются собственные источники и соответственно корректируется валюта баланса. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующее соотношение:

А1 >= П1; А2 >= П2; А3 >= П3; А4 >= П4.

Выполнение первых трех условий неравенства влечет за собой выполнение и четвертого неравенства. Поэтому для практических целей существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активам и пассивам. Четвертое условие имеет балансирующий характер.

В случае, когда нарушена хотя бы одно из соотношений, ликвидность баланса не абсолютна. При этом недостаток активов по одной группе компенсируется их избытком по другой. Однако, можно говорить только об относительной компенсации, так как недостаток менее ликвидных активов не может быть возмещен более ликвидными.

Анализ структуры продукции

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к отклонению ее фактической структуры от плана.

Структура продукции – это соотношение объема выпуска отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре означает сохранить запланированное соотношение отдельных ее видов.

Пример 7. Анализ структуры товарной продукции.

Изделия Цена за 1 усл. ремонт Объем производства Тов. продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры
План Факт Факт. при план. Структуре План Факт
  Цпл Vпл Квп Тпл Тф  
А             - 4350
B             - 1210
C              
D              
Итого:             +2300

Товарная продукция в ценах плана по плану рассчитывается следующим образом:

Тпл = Цпл * Vпл.

Товарная продукция в ценах плана фактически: Т = Цпл * Vф.

Товарная продукция в ценах плана фактическая при плановая структуре:

Тф п/с = Квп * Тпл, где Квп – коэффициент выполнения плана.

Квп = Vф / Vпл = 164400 / 160230 = 1,026025.

Для того, чтобы определить на сколько изменилась товарная продукция за счет структуры необходимо от товарной продукции фактической в ценах плана отнять товарную продукцию в ценах плана фактическую при плановой структуре.

Проверка: - 4350 + (-1210) + 2475 + 5385 = 2300.

Вывод: коэффициент выполнения плана составил 1,026025 или 102,6025%. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на эту величину по всем видам продукции и не нарушилась бы запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98500 тыс. руб.

При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб., так как увеличилось производство более дорогих видов продукции С и D. Рост товарной продукции за счет сверхпланового производства изделия D составил 5385 тыс. руб. Рост товарной продукции за счет увеличения производства изделия C составил 2475 тыс. руб.

По относительно более дешевым изделиям А и В план по объему производства не выполнен. Снижение товарной продукции за счет невыполнения плана по изделию В составило 1210 тыс. руб., а невыполнение плана по производству изделия А повлекло снижение товарной продукции на 4350 тыс. руб.

Анализ качества продукции

Качество продукции – это понятие, которое характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические, физические свойства товаров и услуг.

В анализе используются обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. К таким показателям относят:

· удельный вес экспортируемой продукции;

· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

· удельный вес новой продукции.

К индивидуальным показателям относятся:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес забракованной продукции;

· удельный вес зарекламированной продукции;

· потери от брака.

Рекламация – документально оформленная претензия потребителя к товару или услуге на качество.

Для расчета перечисленных показателей используют данные статистического и бухгалтерского учета и отчетности.

Особенности анализа качества услуг связаны с их отраслевой спецификой; часть услуг имеет производственный характер и в качестве показателей качества может быть использован средний срок службы до следующего ремонта. Особенностью услуг является то, что они потребляются в момент производства и не принимают материально-вещественной формы, следовательно, индивидуальное качество таких услуг может быть оценено только после их потребления клиентом.

Группировка затрат.

Планирование и учет себестоимости на предприятии ведут по элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов. В группировку по элементам затрат включают:

· материальные затраты (материалы, сырье, топливо и энергия на технологические нужды, покупные изделия и полуфабрикаты);

· затраты на оплату труда;

· амортизация основных средств;

· прочие затраты:

- износ нематериальных активов;

- арендная плата;

- обязательные страховые платежи;

- процент по кредитам банка, включаемый в себестоимость;

- отчисления во внебюджетные фонды и другое.

Группировка затрат по элементам позволяет определить общий объем ресурсов того или иного вида, затраченных на производство всего выпуска продукции. Она необходима для того, чтобы изучить ресурсоемкость производства, материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, энергоемкость. Анализ затрат по элементам позволяет также определить влияние технического прогресса на структуру затрат. Например, если доля заработной платы в себестоимости снижается, а доля амортизационных отчислений растет, то это свидетельству о росте технического уровня производства, повышение автоматизации и механизации труда. Группировка затрат по статьям калькуляции указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для определения себестоимости отдельных видов продукции или услуг.

Основными статьями калькуляции являются:

· сырье и материалы;

· возвратные отходы (вычитаются);

· покупные изделия и полуфабрикаты;

· топливо и энергия на технологические нужды;

· основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

· отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих;

· расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

· общепроизводственные расходы;

· общехозяйственные расходы;

· потери от брака;

· прочие производственные расходы;

· коммерческие расходы.

В состав общепроизводственных расходов включаются затраты на обслуживание конкретного производства, в частности заработная плата инженерно-технических работников, начальника участка или цеха.

В состав общехозяйственных расходов включаются аналогичные затраты по производству или организации в целом. Это, например, заработная плата работников заводоуправления, расходы на охрану, содержание служебного транспорта и т.п.).

В состав коммерческих расходов включаются расходы, связанные со сбытом продукции, например, расходы на рекламу.

Выделяются прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции.

К прямым затратам относятся:

· затраты на сырье и материалы;

· заработная плата производственных рабочих.

Данные затраты прямо относятся на тот или иной объект калькуляции, то есть на конкретное изделие или услугу.

Пример 9. При оказании услуги по ремонту компьютера, была заменена плата. Ее стоимость относится к прямым затратам на ремонт.

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и относится на объекты калькуляции путем распределения пропорционально некоторой базе. В качестве такой базы могут быть приняты: заработная плата основных производственных рабочих, занятых в производстве каждого из видов изделий или услуг; производственная площадь, занятая под производство каждого вида услуг.

Пример 10. Предприятие по ремонту сломанной бытовой техники оказывает услуги по ремонту холодильников, телевизоров и компьютеров и имеет автомобиль для обслуживания клиентов на дому. Затраты на содержание автомобиля являются косвенными расходами, они распределяются между тремя основными видами услуг следующим образом:

· затраты на содержание и эксплуатацию автомобиля в месяц – 2000 руб. (З);

· заработная плата работников, занятых ремонтом компьютеров за месяц –10000 руб. (З1);

· заработная плата работников, занятых ремонтом телевизоров за месяц – 6000 руб. (З2);

· заработная плата работников, занятых ремонтом холодильников за месяц – 4000 руб. (З3);

· общий фонд заработной платы – 20000 руб. (ФЗП).

В процентном отношении расходование средств на зарплату по различным видам услуг осуществляется следующим образом:

- на ремонт компьютеров = 10000 / 20000 * 100% = 50%;

- на ремонт телевизоров = 6000 / 20000 * 100% = 30%;

- на ремонт холодильников = 4000 / 20000 * 100% = 20%.

Затраты на содержание и эксплуатацию автомобиля распределяются между данными видами услуг пропорционально доли расходов на оплату труда:

- на ремонт компьютеров = 2000 * 0,5 = 1000 руб.;

- на ремонт телевизоров = 2000 * 0,3 = 600 руб.;

- на ремонт холодильников = 2000 * 0,2 = 400 руб.

В современной рыночной экономике издержки классифицируются так же на явные и неявные (имплицитные).

Явными называют альтернативные (или вмененные издержки), принимающие форму прямых платежей поставщикам. В число явных издержек входят:

· заработная плата рабочих и служащих;

· проценты банка;

· арендная плата и другие.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм или находящиеся в собственности фирмы. Такие издержки не предусмотрены договорами, обязательствами для явных издержек и не отражаются в бухгалтерской отчетности (издержки, которые фирма экономит).

Пример 11. Фирма использует автомобиль, принадлежащий владельцу фирмы и за это ничего ему не платит. Неявные издержки в этом случае будут равны возможности получения денежных средств за сдачу этого автомобиля в аренду.

В зависимости от связи с объемом производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.

Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объемов производства. В состав постоянных расходов включаются:

· амортизация оборудования;

· аренда помещения

· налог на имущество;

· заработная плата административно-управленческого персонала.

Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства продукции. К ним относятся затраты на:

· сырье и материалы;

· заработная плата рабочих сдельщиков и так далее.

Общая линия затрат при наличии постоянных и переменных затрат представляет собой уравнение вида: y = a + b*x, где

y – общие затраты;

a – общая сумма постоянных расходов;

x – объем производства продукции;

b – уровень прямых расходов в расчете на единицу продукции.

Деление издержек на постоянные и переменные позволяет понять механизм изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства.

Пример 12. Изменение себестоимости продукции под влиянием объема производства

Объем производства Себестоимость выпуска, млн. руб. Себестоимость единица продукции, тыс. руб.
Пост. Перем. Всего Пост. Перем. Всего
             
             
             
             

Общая сумма постоянных расходов в размере 50 млн. руб. является фиксированной для всех объемов производства. Ее абсолютная величина не изменяется с увеличением объема производства продукции. Однако, в расчете на единицу продукции постоянные затраты меньше пропорционально росту объема продукции, то есть при увеличении объема производства доля постоянных расходов на единицу продукции уменьшается. Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема производства, но в себестоимости единицы продукции они постоянны и не изменяются.

Анализ косвенных расходов.

Косвенные расходы в себестоимости представлены следующими статьями:

1) РСЭО;

2) Общепроизводственные расходы;

3) Общехозяйственные расходы;

4) Коммерческие расходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.203.23 (0.365 с.)