Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы привидения показателей в сопоставимый вид.

Поиск

Достоверное сравнение анализируемых показателей достижимо, если обеспечено:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

· единство промежутков или моментов времени, за который исчислены сравниваемые показатели;

· сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических);

· единство методики исчисления показателей и их состава

4.1.1. Привидение показателей в сопоставимый вид по объемному фактору.

Несопоставимость объемного фактора может ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции, если сравнить фактическую сумму затрат () с плановой (), то разность этих показателей обусловлена не только изменением в стоимости отдельных видов продукции, но и изменением объема производства продукции.

V – объем производства отдельных видов продукции;

С – стоимость единицы отдельного вида продукции в рублях.

Следовательно для того, чтобы привести показатели в сопоставимый вид, необходимо элиминировать влияние объемного фактора. Для этого необходимо плановую сумму затрат пересчитать на фактический объем производства получив условный показатель (), а затем сравнить с фактической суммой затрат рассчитав коэффициент роста затрат.

Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат

Вид продукции Стоимость ед. продукции, т.р. Фактический объем производства ∑ затрат на факт. Объем производства, т.р.
план факт Плановая стоимость Фактическая стоимость
А В       25*12=300 33*6=198 22*12=264 30*6=180
Итого:    

4.1.2. Привидение показателей в сопоставимый вид при использовании стоимостных измерителей.

При изменениях в объеме валовой продукции возможно использование разных стоимостных показателей:

· сопоставимых цен;

· плановых цен;

· действующих цен.

Это приводит к тому, что объемы могут оказаться несопоставимыми. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо определить условный показатель , где

Цпл – плановые цены определенного вида продукции. Его сопоставление с плановым показателем даст объективную оценку.

Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства.

Вид продукции План Факт Факт. V по план. ценам
Кол-во Цена Сумма Кол-во Цена Сумма Кол-во Цена Сумма
А Б В   27,25 37,50 25,50 272,5 187,5         27,25 37,50 25,50  
Итого:                  

Определим величину действительного прироста объема производства при нейтрализации влияния стоимостного фактора.

Таким образом, действительный прирост валовой продукции составил 9% в сопоставимых ценах. Если бы использовалась для анализа фактический объем производства в фактических ценах, то мы получили бы завышенную оценку.

Так как реальный рост объема производства (9%) в два раза меньше вследствии исключения влияния роста цен.

4.1.3. Привидение показателей в сопоставимый вид за счет нейтрализации структурного фактора.

Для того, чтобы учесть структуру производства продукции используют следующую формулу валовой продукции:

, где

ВП – валовая продукция;

УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме;

Цi – цена i-того вида продукции;

Vобщ – общий объем производства продукции.

Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, после этого объем продукции как по плану, так и фактический нужно определить в одинаковом составе. Он получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре. Далее необходимо сопоставить полученные таким образом показатели валовой продукции.

;

Вычисление разности между двумя данными показателями позволяет устранить влияние структурного и ценового фактора и получить оценку истинного прироста объема продукции.

Вид продукции Шубы Итого
Показатели натуральные Искусственные
1. Цена, руб.      
2. Объем производства, шт. 2.1. По плану 2.2. Фактически      
3. Структура производства, % 3.1. По плану 3.2. Фактически   500/1000 = 50% 600/800 = 75%   500/1000 = 50% 200/800 = 25%   100% 100%
4. Фактический объем по план. структуре 800*50%/100 = 400 800*50%/100=400  
5. Плановый объем по плановой структуре и плановым ценам 1000*8000*50%/100 =4млн 1000*3000*50%/100 =1,5млн 5.500.000
6. Фактический объем по плановой структуре и плановым ценам 8000*500*50%/100 =3,2млн 800*3000*50%/100 =1,2млн 4.400.000
7. Фактический объем по фактической структуре и фактическим ценам 800*8000*75%/100 =4,8млн 800*3000*25%/100 =0,6млн 5.400.000

Если не обращать внимание на изменения в составе произведенной продукции, то прирост объема производства составит:

Однако, как следует из таблицы, была нарушена структура продукции: по плану удельный вес дорогих натуральных шуб должен был составить50%; фактически же он составил 75%. Если исключить влияние структурного фактора, то изменение валовой продукции составит:

Способ группировок

Способ группировок – это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Алгоритм построения группировок:

1. Определение целей анализа;

2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3. Ранжирование совокупности;

4. Выбор интервала совокупности и деление на группы;

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочному и факторному признакам (группировочный признак должен быть основным, результативным);

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей

Пример 5. Необходимо проанализировать зависимость урожайности зерновых культур от качества земли, выраженной в баллах.

Группировочным результативным признаком в данном случае является оценка качества земли. Известны следующие данные.

№ хозяйства Качество земли (балл) Урожайность (ц/га) № хозяйства Качество земли (балл) Урожайность (ц/га)
    19,5     24,2
    19,0     25,0
    20,5     27,0
    21,0     26,8
    20,8     27,2
    21,4     28,0
    23,0     30,0
    23,3     30,2
    24,0     32,0
    24,5     33,0

Образуем 4 группы (n=6). Размах группировочного интервала ,

где Xmax – наибольшее значение группировочного признака;

Xmin - наименьшее значение группировочного признака.

Группировка хозяйств по качеству земли.

Группа хозяйств по баллу земли Кол-во хозяйств в группе Средний балл земли в группе Средняя урожайность по группе
32 – 36     19,3
36 – 41     21,9
42 – 46   44,25 24,4
47 – 51   48,7 27,0
52 – 56   53,7 29,4
Свыше 54   59,0 32,5

Больше всего хозяйств принадлежит ко второй группе с относительно невысоким качеством земли (37 – 41). Средний балл земли для хозяйств данной группы составляет 39, а урожайность 21,1 ц/га. Прослеживается устойчивая тенденция снижения количества хозяйств в группе по мере роста качества земли и увеличения урожайности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.006 с.)