Способ приведения показателей в сопоставимый вид 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ приведения показателей в сопоставимый вид



 

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе – необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемом деятельности, структурными изменениями, различиями в методики расчета показателей и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода

(4.1)

где q1 и q0 – физический объем i-го вида продукции в соответственно в текущем и отчетном году, р0 – цена i-го вида продукции в базисном периоде

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года с затратами базисного года , то разность этих показателей обусловлена не только изменениями себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года и после этого сравнить с фактической суммой затрат.

(4.2)

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние и относительные величины. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

 

Прием детализации

 

Прием детализации заключается в разложении сложного показателя на составляющие части и в раздельном изучении их влияния на общий результат.

Детализация позволяет на основе знания экономической теории упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого из них, является основой математического моделирования взаимозависимости различных показателей и факторов.

Детализация показателей может осуществляться по их формированию и учету.

При детализации по учету обобщающие показатели формируются как сумма частных показателей. Частные показатели при учетной детализации по-разному влияют на обобщающий показатель, хотя в общем показателе могут погашаться положительные и отрицательные влияния отдельных составляющих.

Задача детализации - выявить и измерить положительное и отрицательное влияние отдельных частей общего показателя, выяснить причины и оценить последствия установленных отклонений.

Детализация по учету проводится по месту (структурным подразделениям); по времени (день, неделя, месяц и т.д.); по структурным элементам и видам (например, затраты производства по статьям затрат).

В результате детализации формирования общего показателя получается развернутая факторная модель анализируемого показателя.

Например, годовая выработка одного работающего (Wраб) может быть детализирована по показателям - факторам: часовая производительность рабочего: (Wr.p); продолжительность рабочего дня (t); количество дней; отработанных в среднем одним рабочим (Д); удельный вес рабочих в составе работающих (dr) следующим образом:

Wраб = dr × Д × t × Wr.p. (4.3)

 

Приемы экспертных оценок

 

Экспертный прием основан на сборе, согласовании и обработке сведений от эксперта или целенаправленно сформированной группы экспертов.

Способы получения информации с использованием приема экспертных оценок показаны на рисунке.

 

Способы получения информации приемом

экспертных оценок

Получаемая вследствие исследования приема экспертных оценок информация носит субъективный характер.

Информация, получаемая от экспертов, может быть в форме оценок: количественных, балльных, вероятностных, элементарных суждений и т.д.

В результате коллегиальной работы экспертной группы получается обобщенное мнение, которое учитывается при анализе или принятии решения.

При получении индивидуальных мнений экспертов обобщенное мнение рассчитывается по формуле:

, (4.4)

где Мi - мнение i-го эксперта, n - количество экспертов.

 

Степень согласованности оценивается с помощью формулы:

 

Д = . (4.5)

 

В анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия наиболее часто используют дельфийский метод и морфологический анализ.

Дельфийский метод заключается в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов, где исключается их контакт и взаимное влияние друг на друга. Выявляются преобладающие точки зрения, после чего экспертов знакомят с доводами всех опрошенных.

Морфологический анализ – это экспертный метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, построенной на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.)