Система показателей и основные направления изучения культуры и искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей и основные направления изучения культуры и искусства



Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.

Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.
Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны.

Для измерения показателей культурной деятельности в настоящее время широко используются статистические характеики видов культурной деятельности, ее количественных параметров, материально-технической базы учреждений культуры, их финансирования, а также участия населения в культурных мероприятиях. Конкретный набор статистических показателей зависит от изучаемого вида культурной деятельности. Например, сохранение и развитие культурного наследия, зданий и сооружений культуры охватывает сохранение и функционирование библиотек, музеев, художественных галерей, исторических памятников и исторических мест, архивов, а также языков, ритуалов и других специальных форм культурного наследия. Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех видов (естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.), которых в России в настоящее время насчитывается более 500, содержит статистические характеики их фондов (число и виды экспонатов, в том числе основного фонда, из них экспонировавшихся в отчетном периоде), площади (общей и отведенной под экспозиции, временные выставки, хранение фондов и проч.), а также показатели научно-просветительской деятельности (число индивидуальных посещений, число экскурсий и лекций) и выставочной работы (число наименований выставок, действовавших в музеях и вне них, число предметов основного фонда, экспонировавшихся на выставках и т.д.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.По недвижимым памятникам истории и культуры собираются сведения об их количестве и видах (памятники археологии, истории, градостроительства и т.д.), источниках и освоении средств, выделенных на ремонтно-реставрационные работы, общем количестве реставрируемых и сданных после реставрации объектов.
Деятельность массовых и универсальных библиотек, число которых составляет свыше 50 тыс., оценивается показателями их общего числа, объема библиотечного фонда, числа читателей и книговыдач, численности библиотечных работников, поступления и использования финансовых средств. Что касается статистических характеик материальной базы библиотек, снабжения их современными техническими средствами, а также более детальных сведений о библиотечной деятельности, то они получаются, как об этом свидетельствует отечественная практика, на основе специальных выборочных обследований. Сценическое и драматическое искусство представлено в статистике сведениями о деятельности театров, концертных организаций, цирков, о числе соответствующих культурно-просветительных учреждений и организаций, количестве представлений и их видов (вечерние, утренние спектакли, филармонические и эстрадные концерты, представления для детей и др.), числе зрителей и сумме сборов.
Отечественная статистика культуры и искусства включает в себя также характеики деятельности детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, которые собираются, как правило, один раз в пять лет на начало учебного года (количество школ, ученических мест и учащихся, в том числе по выпускным классам и отделениям, численности преподавателей и уровне их квалификации). К учреждениям, оказывающим культурно-просветительские услуги, относятся и зоопарки (зоосады). Их деятельность в статистике культуры характеризуется показателями общей площади, в том числе для животных, количества мероприятий просветительского характера, численности и видами животных, а также численности посетителей. Деятельность в области производства и распространения кинопродукции представлена в статистике культуры и искусства данными о производстве фильмов и другой кинопродукции (количество наименований, запуска и выпуска из производства, отпускная стоимость и т.д.); об организации их киновидеопроката (число киноустановок, в том числе широко- и узкопленочной, с обычным или широкоэкранным показом, фактическая прокатная плата); о наличии, движении и эксплуатации киноустановок, видеозалов и видеосалонов, а также о количестве зрителей, просмотревших художественные фильмы новых названий, и валовом сборе. Анализ культурной деятельности в стране будет неполным без характеик работы учреждений клубного типа и парков культуры и отдыха, которые проводят большое число мероприятий культурно-досу-гового и культурно-оздоровительного характера. В статистической отчетности этих учреждений содержатся сведения об их количестве, числе посадочных мест, зрительных и лекционных залах, числе и количестве досуговых объектов в парках культуры и отдыха; числе любительских объединений и кружков и других формирований клубного типа; количестве культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий и численности лиц, принимавших в них участие.
Для измерения печатного потенциала страны используются сведения об издательской деятельности, такие как выпуск (число печатных единиц, книг, брошюр, журналов и других периодических изданий); их тиражи, в том числе по тематическим разделам (техническая, естественнонаучная, политическая и социально-экономическая литература; литература для детей, художественная и т.д.); число изданий газет, их годовой и разовый тираж; количество изданий на отдельных языках народов страны и т.д. В связи с тем, что содержание духовных ценностей, культурных мероприятии имеет оценочный характер, отсутствуют надежные статистические индикаторы, отражающие эффективность культурной деятельности в части потребления населением услуг культуры и искусства.
В связи с этим при анализе наиболее часто используются данные о регулярности участия населения в различных видах культурной деятельности, совокупных затратах свободного времени на посещение культурно-просветительских мероприятий. Такие сведения собираются при социологических обследованиях свободного времени населения. Для изучения используются также данные о расходах на эти цели средств потребительского бюджета домашнего хозяйства (семьи). При анализе доступности тех или культурных услуг используются также данные статистики потребительских цен. В перечень услуг-представителей, цены и тарифы на которые подлежат систематическому наблюдению и регистрации, включены стоимость билета на художественный фильм в кинотеатре или клубе, цена билета на спектакль драматического театра и представления в цирке, а также цена на посещение музея.
Следует отметить, что в связи с изменением функций органов культуры на местах, значительным сокращением ассигнований на их содержание, процессом разгосударствления кинопроката, телевидения, радио, под влиянием других факторов возникли проблемы с полнотой сбора информации. Местные статистические органы располагают крайне ограниченным кругом показателей по статистике культуры, получая их в основном по разовым запросам.

Международная статистика

Создание СК ООН существенно повысило качество и практическое применение международной статистики во всех странах и в международных организациях. Вместе со Статистическим отделом Секретариата ООН (СО ООН) в настоящее время она организует всю статистическую работу в мире, объединяя более 230 стран и территорий, у которых имеются свои статистические службы, а также статистическую информацию около 2 тыс. различных международных организаций.
В это время деятельность МСИ сводится к содействию в достижении международной сопоставимости статистических показателей путем выработки единообразных методов их исчисления и общеприемлемых классификаций; обмену опытом между научными и практическими работниками статистики разных стран.
Центральное место в деятельности МСИ занимают регулярные сессии, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады по самым различным проблемам социальной и экономической статистики, применения математической статистики и пр. За последние годы в МСИ введена практика семинаров для руководителей статистических служб по проблемам международной статистики. В 1996 г. проведен семинар для европейских статистиков, на котором рассматривался опыт деятельности Бюро статистики Нидерландов, а также доклады президента МСИ и директора Евростата с обменом мнениями о роли международных статистических служб в совершенствовании статистической информации.
МСИ содержит учебные центры в Калькутте, Бомбее, Бейруте и Каире, на которые расходуется две трети бюджета МСИ. В этих центрах проходят переподготовку статистики стран Азии и Африки, специализируясь в разных областях статистики.
В 90-х годах прошлого века МСИ начал проводить специальные конференции по различным проблемам международной статистики — ее точности, своевременности и надежности, сохранения конфиденциальности и т.д.
Деятельность МСИ теперь сосредоточена на трех основных направлениях: статистическое образование, прикладное применение статистики в промышленности и технологии, а также в физических науках. Его деятельность связана практически со всеми национальными и международными организациями, МСИ имеет консультативный статус в ЭКОСОС и ЮНЕСКО без вхождения в специализированные учреждения ООН, регулярно участвует в деятельности СК ООН, не являясь ее членом. МСИ регулярно издает Обзор международной статистики, публикует материалы своих сессий, периодически выпускает Ежегодник больших городов мира по определенной программе показателей, а также ряд других публикаций, среди которых несколько выпусков Словаря статистических терминов.
Но с созданием СК ООН именно она стала центром, который координирует все статистические работы в мире, как в отдельных странах, так и в международных организациях. Статистические стандарты ООН стали обязательными для международных организаций и рекомендательными для национальных статистических служб в их внутренней деятельности, причем в ООН они обязаны представлять сведения в соответствии с международными стандартами либо оговаривать порядок отклонения от последних. В настоящее время СК ООН вполне успешно решает свои основные задачи и осуществляет:

? подготовку документов как для ее сессий, а также для ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи ООН;
? разработку проектов методологических документов ООН — руководств в области статистики;
? сбор и анализ замечаний национальных статистических служб по проектам рекомендаций ООН в области статистики;
? сбор и обработку информации от стран и международных организаций для выпуска статистических публикаций ООН;
? выведение региональных и мировых итогов на сопоставимой основе и увязке с ними данных специализированных учреждений системы ООН;

? определение направлений и стран, которые нуждаются в технической помощи ООН по развитию национальных статистических служб;

? содействие общему совершенствованию статистики в мире и развитию ее методов;

? разработку планов важнейших статистических обследований;

? создание и развитие интегрированных систем сбора и обработки международной статистической информации;
? изучение возможностей и обеспечение применения ЭВМ при создании международных вычислительных центров и банков данных для статистики ООН, внедрения современных носителей информации и электронных версий статистических данных.

В 1993 г. ООН учредила в своем секретариате Департамент экономической и социальной информации и анализа проводимой политики. Этот новый орган стал специальным центром разработки социально-экономической информации для содействия анализу тенденций и результатов политики, проводимой международными организациями системы ООН.
Тем самым был создан важный механизм объединения всех функций анализа мирового развития на основе собираемой экономической, социальной, демографической информации, данных о состоянии окружающей среды, платежных балансов стран, а также оказания технической помощи в области статистики и народонаселения. На основе этой международной информации ежегодно готовится Мировой социально-экономический обзор ООН. Образована единая международная система социально-экономической информации на базе существующих международных вычислительных центров ООН и их баз данных.

В рамках единой системы международной статистики повышается роль СК ООН, которая в 1993 г. разработала новый вариант международного стандарта системы сводных показателей национального счетоводства (СНС-93). Этот стандарт является стержнем для всех национальных систем статистической информации и позволяет на единой методологической и информационной основе количественно соизмерять результаты решения многих современных глобальных и локальных проблем человечества, которые обсуждаются в ООН.Наряду с созданием СК ООН были образованы региональные комиссии ООН, а при них — региональные конференции статистиков: для Европы — Европейской экономической комиссии — ЕЭК; для Азии и Дальнего Востока — ЭКАДВ (сейчас это комиссия для стран Азии и Океании — ЕСКАТО); для Латинской Америки — ЭКЛА; для Африки — ЭКА, с выделением группы стран Западной Африки — ЭКЗА. В секретариатах этих региональных комиссий образованы статистические отделы как исполнительные органы региональных статистических конференций для содействия внедрению международных статистических стандартов применительно к условиям регионов и сбора данных от стран и регионов.
В системе ООН функционируют такие специализированные учреждения, как Международная организация труда — МОТ; Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО; Международная организация по образованию, науке и культуре — ЮНЕСКО; Международная организация гражданской авиации — ИКАО, Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ; Международный валютный фонд — МВФ; Международный банк — МБ; Международный почтовый союз — МПС; Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС; Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ; Всемирная торговая организация — ВТО и др. В таких специализированных учреждениях функционируют свои статистические службы, подготавливающие проекты международных стандартов в своих специфических областях, после обсуждения и одобрения в СК ООН и ЭКОСОС эти документы становятся международными статистическими стандартами и служат базой для сбора информации от стран в своих областях, они обмениваются информацией с СО ООН и другими международными организациями, чтобы исключить дублирование запросов на информацию от стран.

При Секретариате ООН образованы такие международные организации, как Конференция по торговле и развитию — ЮНКТАД, Организация по промышленному развитию — ЮНИДО и Программа окружающей среды — ЮНЭП. В них также имеются статистические подразделения.

В качестве особых органов (специализированных учреждений) при ООН действуют следующие международные организации: Детский фонд — ЮНИСЕФ, Программа развития — ЮНДП, Комиссар ООН по делам перемещенных лиц — ЮНКР, Агентство помощи и содействия перемещенным лицам — ЮНРВА, Международная продовольственная программа — ВФП и др. Каждая организация собирает информацию о результатах своей деятельности в странах, координирует свои обследования с СК ООН и обменивается с ней информацией, сведенной в определенные обобщенные итоговые показатели.

Наряду с этим СК ООН регулярно обменивается информацией с другими международными организациями, не входящими в систему ООН.

Среди международных организаций, не входящих в систему ООН и занимающихся обобщением международной информации, можно назвать Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Организацию Африканского единства (ОАЕ), Содружество независимых государств (СНГ) и ряд других. Все они собирают, обобщают и публикуют статистические данные своих стран-членов по определенным программам и в соответствии со своими рекомендациями единообразного исчисления соответствующих показателей. Их рекомендации, базируясь на международных статистических стандартах ООН, обеспечивают основу достижения сопоставимости состава систем показателей их стран.

Ряд международных организаций обобщает данные о деятельности их стран-членов в оговоренной узкой сфере деятельности. К числу таких организаций относится Совет по китобойному промыслу (СКП), который контролирует соблюдение странами в настоящее время моратория, запрещающего забой китов, а также квот для забоя отдельных видов этих водных млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения. Аналогичным образом определены сферы статистической информации для Мирового совета по пшенице; Мирового союза по кофе. Мирового союза по олову. Международной организации по сахару, Международного совета по хлопку и т.д.
У всех этих международных организаций, их статистических служб имеется одна задача и цель — достижение сопоставимости состава разрабатываемых ими систем показателей с помощью выработанных ими стандартных методов их исчисления.

В силу необходимости внедрения в практику статистических служб отдельных стран и международных организаций таких стандартизированных систем статистических показателей и единых методов их исчисления международная статистика выделилась в самостоятельный раздел статистики.

Вполне очевидно, что степень детализации и состав показателей международной статистики зависят от возможностей применяемых в отдельных странах систем статистической информации. Исходные данные зарубежных стран, как правило, чрезвычайно разнообразны, а международная статистика оперирует более обобщенными, но менее детальными группировками данных на базе международных классификаций; в международных организациях натуральные показатели приводятся в одинаковых метрических единицах, стоимостные показатели — в единой валюте.
Вполне естественно, что перечисленные выше (и не упомянутые) международные организации системы ООН, а также организации, не входящие в систему ООН, постоянно обмениваются огромными объемами данных международной статистики. Для упорядочения потоков информации отдельных стран и международных организаций в ООН разработана четкая схема обращения такой информации в мире. Это касается прежде всего регулярных потоков информации от стран к международным организациям системы учреждений ООН.

Моральная статистика

В Статистическом словаре дается следующее определение моральной статистики: “Моральная статистика — раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом... Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения... законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания”.

Понятие “моральная статистика” относится к наименее разработанным в концептуальном и методическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, проблемы моральной статистики сужены до правовой статистики, хотя последняя выступает лишь как один из разделов моральной статистики. Во-вторых, и правовая статистика оказалась в особом положении из-за многолетней строжайшей засекреченности в нашей стране таких данных. Это обстоятельство крайне ограничивало доступ к материалам, основная статистическая работа велась в рамках ведомственного учета. Своеобразная изоляция от широкого круга ученых и от органов государственной статистики затормаживала и развитие методики, и интеграцию, взаимоувязку данных правовой статистики с материалами отраслевых статистик, т. е. затруднялось комплексное рассмотрение вопросов.

В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной статистике в России, но систематический централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились лишь к 70-м гг XIX в. В советской России в 20-е гг. XX в. этому направлению уделялось серьезное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Вестник статистики” публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области моральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированными профессиональными статистиками, отличались глубиной и разносторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий.

В 20-е гг. понятие “моральная статистика” еще не сложилось. Наиболее спорным был вопрос о том, каков круг явлений и процессов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней относили сбор сведений не только по уголовным делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и по вероисповеданию, образованию, издательскому делу и искусству. Целью моральной статистики считалось изучение доступных массовому наблюдению действий, событий и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий “морально” и “аморально”, так как у разных народов и социальных групп в разных исторических условиях они были различными.

Вопрос о соответствии понятия “моральная статистика” ее реальному содержанию активно обсуждался в 20-е гг., он не утратил своей актуальности и ныне.

Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую область охвата: можно статистическими методами изучать любовь, дружбу и т. д.; построить, например, ряды распределения представителей разных половозрастных, социальных групп по числу друзей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия дружеских связей по группам, значимы ли межгрупповые различия.

Однако предмет исследования моральной статистики, как правило, смещен в направлении социальной патологии. Такое положение легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опасность представляют именно проявления социальной патологии.

Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах — трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками отличия, отмеченных званиями, премиями и др. К позитивным показателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает формироваться.

В 1721 г. Петр Великий создал систему призрения бедных. Им был утвержден регламент Главному магистру. Документ предписывал светской власти (магистратам) создавать “гошпитали” для призрения сирых, убогих, больных и увечных, а также самых престарелых людей обоего пола.

Значительный шаг в деле организации призрения был сделан при Екатерине II. Ее указами были созданы в 1775г. "Приказы общественного призрения”. Приказы2 должны были устраиваться в каждой губернии, им поручалось устройство сиротских домов, больниц, богаделен3 для убогих, особых домов для неизлечимо больных и не имеющих пропитания, работных домов для трудоспособных нищих. В 1862 г. в России насчитывалось 768 благотворительных учреждений, общая численность призреваемых в них составляла 181 553 человека- Больше всего было больниц (524) и богаделен (111). Работных домов было совсем мало, в Москве, например, в 1857 г. существовал всего один работный дом. Система Приказов не дала ожидаемых результатов, причины — в их бюрократической организации, в равнодушии общества к призрению. Кроме того, в приказах люди работали на общественных началах, для них это было второстепенным занятием. Для умножения своих средств. Приказы получали право пускать свои капиталы в оборот и превратились в кредитные учреждения, забыв о благотворительности.

В 90-х гг. XIX в. обязанности по общественному призрению в земских губерниях были возложены на земские учреждения и органы городского управления, действующие под общим надзором правительства,

Помимо государства помощь неимущим оказывали частные благотворительные учреждения. Старейшее из них благотворительное общество “Ведомство учреждений Императрицы Марии” основано в 1797 г. Задачи этого общества были следующие: призрение младенцев, бедных детей, глухонемых, слепых, дряхлых, увечных, престарелых. В ряду благотворительных организаций следует отметить приходские попечительства и братства, которые стали создаваться при Александре II в 60-е гг. XIX в. В 1868 г. было 5327 приходских попечительств, в 1900 г. — уже 18 622. Главной заботой приходских попечительств была не нужда бедных людей, а храмы. Так, в 1898 г. 17 826 попечительств дали на храмы 2 957 535 руб., а на школы и благотворительность — всего 487 484 руб.

На начало XX в. в России в положении крайней нужды находились 1,9 млн. человек (1,46% населения): 250 тыс. слепых людей (0,2%), 715 тыс. калек (0.55%), 182 тыс. старых и дряхлых людей (0,14%), 260 тыс. немощных (0,2%), 156 тыс. глухонемых (0,12%), 325 тыс. душевнобольных (0,25%).

В 1897 г. в Ведомстве детских приютов было зарегистрировано 180 этих заведений, в них воспитывалось 12.9 тыс. детей. В Великобритании только в Лондоне в детских приютах содержалось около 100 тыс. детей (для сравнения—в Санкт-Петербурге в том же году в детских приютах находилось 3 тыс. детей). Ведомство детских приютов отмечало крайний недостаток детских приютов в России. Большинству детей-сирот приходилось отказывать в приемов приют.

• По количеству богаделен Россия также значительно уступала развитым странам. В конце XIX в. в России в богадельнях одна койка для нуждающихся приходилась на 2 тыс. душ населения, а в Дании — на 150 жителей.

К концу 80-х — началу 90-х гг. XIX в. в 50 губерниях Европейской России на благотворительность и общественное призрение еже годно расходовалось в среднем 3% общих бюджетов, в крупных городах—до 10% общего бюджета. В большинстве губернских и уездных городов благотворительные расходы не превышали 1— 2%. В России в конце 90-х гг. XIX в. расходы надела благотворительности и общественного призрения в расчете на душу населения составляли 9 коп., тогда как в Великобритании — 3 руб., во Франции — 1 руб. 20 коп., в Норвегии— 1 руб. 97 коп., в Германии —90коп.

Обязательная отчетность благотворительных заведений поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутренних дел, контролирующее негосударственные заведения, созданные на частные и общественные пожертвования.

Осенью 1897 г. был учрежден Городской благотворительный совет при Московском городском общественном управлении, который во многом способствовал развитию благотворительности. Учитывалась сословная принадлежность жертвователей: дворянство, купечество, духовенство и пр. Благотворительная помощь следует евангельской формуле: “Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”.

В статистике московских благотворительных учреждений выделялись девять групп: благотворительная часть городского управления, сословные учреждения (заведения, принадлежащие Московскому купеческому обществу и др.), учреждения Ведомства Императрицы Марии, учреждения духовного ведомства, благотворительные учреждения национальные и иноверческие, учреждения частных благотворителей, учреждения различных министерств (народного просвещения, военного, путей сообщения). Каждая из этих групп обладала к концу XIX в. значительным благотворительным капиталом (от 1 до7 млн. руб.) и, помимо этого, пожертвованными зданиями с имуществом стоимостью от 1 до 5 млн. руб. Примерно треть московских благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая треть — на помощь детям, а оставшаяся часть -— на медицинскую помощь. В статистических данных указывалась сословная принадлежность призреваемых (мещане, лица военного звания, купеческого звания и т. д.). В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатное жилье, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия1.

Задачи моральной статистики на первый взгляд более далеки по сравнению с другими отраслями статистики от экономических проблем. Они непосредственно сосредоточены на характеристике личности и ее поведении в различных сферах жизни. Вместе с тем конечный результат влияния определенных идеалов, систем ценностей, поступков людей на социально-экономические процессы может оказаться чрезвычайно значимым. Известно, что одни и те же формы политической организации общества, одни и те же технологии производства, культурные ценности могут по-разному реализовываться на практике в зависимости от личностных качеств населения: от общепринятых нравственных ценностей, уровня культуры, традиций и обычаев, меры усвоения гуманных принципов, человеческих контактов и т. д. Сильны и обратные связи — изменившиеся условия жизни могут резко преобразовать поведение людей и их взгляды.

Обязательным направлением моральной статистики выступает рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным категориям населения — демографическим, социальным, экономическим, этническим. Как и в любой отрасли статистики, в моральной статистике большое внимание уделяется динамике — изучению тенденций за прошлые годы и оценке перспектив на будущее. Здесь исследуются распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реального поведения и установок населения.

Моральные качества обнаруживаются в межличностных контактах, во взаимодействии личности с отдельными социальными институтами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях личности и групп людей к материально-вещной среде, к природе.

Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений — возникают ли они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям.

Применительно к перечисленным задачам в моральной статистике формируются свой методический аппарат, способы сбора и обработки соответствующей числовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.037 с.)