Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей и основные направления изучения культуры и искусстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу. Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью. Для измерения показателей культурной деятельности в настоящее время широко используются статистические характеики видов культурной деятельности, ее количественных параметров, материально-технической базы учреждений культуры, их финансирования, а также участия населения в культурных мероприятиях. Конкретный набор статистических показателей зависит от изучаемого вида культурной деятельности. Например, сохранение и развитие культурного наследия, зданий и сооружений культуры охватывает сохранение и функционирование библиотек, музеев, художественных галерей, исторических памятников и исторических мест, архивов, а также языков, ритуалов и других специальных форм культурного наследия. Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех видов (естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.), которых в России в настоящее время насчитывается более 500, содержит статистические характеики их фондов (число и виды экспонатов, в том числе основного фонда, из них экспонировавшихся в отчетном периоде), площади (общей и отведенной под экспозиции, временные выставки, хранение фондов и проч.), а также показатели научно-просветительской деятельности (число индивидуальных посещений, число экскурсий и лекций) и выставочной работы (число наименований выставок, действовавших в музеях и вне них, число предметов основного фонда, экспонировавшихся на выставках и т.д.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.По недвижимым памятникам истории и культуры собираются сведения об их количестве и видах (памятники археологии, истории, градостроительства и т.д.), источниках и освоении средств, выделенных на ремонтно-реставрационные работы, общем количестве реставрируемых и сданных после реставрации объектов. Международная статистика Создание СК ООН существенно повысило качество и практическое применение международной статистики во всех странах и в международных организациях. Вместе со Статистическим отделом Секретариата ООН (СО ООН) в настоящее время она организует всю статистическую работу в мире, объединяя более 230 стран и территорий, у которых имеются свои статистические службы, а также статистическую информацию около 2 тыс. различных международных организаций. ? подготовку документов как для ее сессий, а также для ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи ООН; ? определение направлений и стран, которые нуждаются в технической помощи ООН по развитию национальных статистических служб; ? содействие общему совершенствованию статистики в мире и развитию ее методов; ? разработку планов важнейших статистических обследований; ? создание и развитие интегрированных систем сбора и обработки международной статистической информации; В 1993 г. ООН учредила в своем секретариате Департамент экономической и социальной информации и анализа проводимой политики. Этот новый орган стал специальным центром разработки социально-экономической информации для содействия анализу тенденций и результатов политики, проводимой международными организациями системы ООН. В рамках единой системы международной статистики повышается роль СК ООН, которая в 1993 г. разработала новый вариант международного стандарта системы сводных показателей национального счетоводства (СНС-93). Этот стандарт является стержнем для всех национальных систем статистической информации и позволяет на единой методологической и информационной основе количественно соизмерять результаты решения многих современных глобальных и локальных проблем человечества, которые обсуждаются в ООН.Наряду с созданием СК ООН были образованы региональные комиссии ООН, а при них — региональные конференции статистиков: для Европы — Европейской экономической комиссии — ЕЭК; для Азии и Дальнего Востока — ЭКАДВ (сейчас это комиссия для стран Азии и Океании — ЕСКАТО); для Латинской Америки — ЭКЛА; для Африки — ЭКА, с выделением группы стран Западной Африки — ЭКЗА. В секретариатах этих региональных комиссий образованы статистические отделы как исполнительные органы региональных статистических конференций для содействия внедрению международных статистических стандартов применительно к условиям регионов и сбора данных от стран и регионов. При Секретариате ООН образованы такие международные организации, как Конференция по торговле и развитию — ЮНКТАД, Организация по промышленному развитию — ЮНИДО и Программа окружающей среды — ЮНЭП. В них также имеются статистические подразделения. В качестве особых органов (специализированных учреждений) при ООН действуют следующие международные организации: Детский фонд — ЮНИСЕФ, Программа развития — ЮНДП, Комиссар ООН по делам перемещенных лиц — ЮНКР, Агентство помощи и содействия перемещенным лицам — ЮНРВА, Международная продовольственная программа — ВФП и др. Каждая организация собирает информацию о результатах своей деятельности в странах, координирует свои обследования с СК ООН и обменивается с ней информацией, сведенной в определенные обобщенные итоговые показатели. Наряду с этим СК ООН регулярно обменивается информацией с другими международными организациями, не входящими в систему ООН. Среди международных организаций, не входящих в систему ООН и занимающихся обобщением международной информации, можно назвать Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Организацию Африканского единства (ОАЕ), Содружество независимых государств (СНГ) и ряд других. Все они собирают, обобщают и публикуют статистические данные своих стран-членов по определенным программам и в соответствии со своими рекомендациями единообразного исчисления соответствующих показателей. Их рекомендации, базируясь на международных статистических стандартах ООН, обеспечивают основу достижения сопоставимости состава систем показателей их стран. Ряд международных организаций обобщает данные о деятельности их стран-членов в оговоренной узкой сфере деятельности. К числу таких организаций относится Совет по китобойному промыслу (СКП), который контролирует соблюдение странами в настоящее время моратория, запрещающего забой китов, а также квот для забоя отдельных видов этих водных млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения. Аналогичным образом определены сферы статистической информации для Мирового совета по пшенице; Мирового союза по кофе. Мирового союза по олову. Международной организации по сахару, Международного совета по хлопку и т.д. В силу необходимости внедрения в практику статистических служб отдельных стран и международных организаций таких стандартизированных систем статистических показателей и единых методов их исчисления международная статистика выделилась в самостоятельный раздел статистики. Вполне очевидно, что степень детализации и состав показателей международной статистики зависят от возможностей применяемых в отдельных странах систем статистической информации. Исходные данные зарубежных стран, как правило, чрезвычайно разнообразны, а международная статистика оперирует более обобщенными, но менее детальными группировками данных на базе международных классификаций; в международных организациях натуральные показатели приводятся в одинаковых метрических единицах, стоимостные показатели — в единой валюте. Моральная статистика В Статистическом словаре дается следующее определение моральной статистики: “Моральная статистика — раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом... Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения... законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания”. Понятие “моральная статистика” относится к наименее разработанным в концептуальном и методическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, проблемы моральной статистики сужены до правовой статистики, хотя последняя выступает лишь как один из разделов моральной статистики. Во-вторых, и правовая статистика оказалась в особом положении из-за многолетней строжайшей засекреченности в нашей стране таких данных. Это обстоятельство крайне ограничивало доступ к материалам, основная статистическая работа велась в рамках ведомственного учета. Своеобразная изоляция от широкого круга ученых и от органов государственной статистики затормаживала и развитие методики, и интеграцию, взаимоувязку данных правовой статистики с материалами отраслевых статистик, т. е. затруднялось комплексное рассмотрение вопросов. В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной статистике в России, но систематический централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились лишь к 70-м гг XIX в. В советской России в 20-е гг. XX в. этому направлению уделялось серьезное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Вестник статистики” публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области моральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированными профессиональными статистиками, отличались глубиной и разносторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий. В 20-е гг. понятие “моральная статистика” еще не сложилось. Наиболее спорным был вопрос о том, каков круг явлений и процессов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней относили сбор сведений не только по уголовным делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и по вероисповеданию, образованию, издательскому делу и искусству. Целью моральной статистики считалось изучение доступных массовому наблюдению действий, событий и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий “морально” и “аморально”, так как у разных народов и социальных групп в разных исторических условиях они были различными. Вопрос о соответствии понятия “моральная статистика” ее реальному содержанию активно обсуждался в 20-е гг., он не утратил своей актуальности и ныне. Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую область охвата: можно статистическими методами изучать любовь, дружбу и т. д.; построить, например, ряды распределения представителей разных половозрастных, социальных групп по числу друзей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия дружеских связей по группам, значимы ли межгрупповые различия. Однако предмет исследования моральной статистики, как правило, смещен в направлении социальной патологии. Такое положение легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опасность представляют именно проявления социальной патологии. Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах — трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками отличия, отмеченных званиями, премиями и др. К позитивным показателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает формироваться. В 1721 г. Петр Великий создал систему призрения бедных. Им был утвержден регламент Главному магистру. Документ предписывал светской власти (магистратам) создавать “гошпитали” для призрения сирых, убогих, больных и увечных, а также самых престарелых людей обоего пола. Значительный шаг в деле организации призрения был сделан при Екатерине II. Ее указами были созданы в 1775г. "Приказы общественного призрения”. Приказы2 должны были устраиваться в каждой губернии, им поручалось устройство сиротских домов, больниц, богаделен3 для убогих, особых домов для неизлечимо больных и не имеющих пропитания, работных домов для трудоспособных нищих. В 1862 г. в России насчитывалось 768 благотворительных учреждений, общая численность призреваемых в них составляла 181 553 человека- Больше всего было больниц (524) и богаделен (111). Работных домов было совсем мало, в Москве, например, в 1857 г. существовал всего один работный дом. Система Приказов не дала ожидаемых результатов, причины — в их бюрократической организации, в равнодушии общества к призрению. Кроме того, в приказах люди работали на общественных началах, для них это было второстепенным занятием. Для умножения своих средств. Приказы получали право пускать свои капиталы в оборот и превратились в кредитные учреждения, забыв о благотворительности. В 90-х гг. XIX в. обязанности по общественному призрению в земских губерниях были возложены на земские учреждения и органы городского управления, действующие под общим надзором правительства, Помимо государства помощь неимущим оказывали частные благотворительные учреждения. Старейшее из них благотворительное общество “Ведомство учреждений Императрицы Марии” основано в 1797 г. Задачи этого общества были следующие: призрение младенцев, бедных детей, глухонемых, слепых, дряхлых, увечных, престарелых. В ряду благотворительных организаций следует отметить приходские попечительства и братства, которые стали создаваться при Александре II в 60-е гг. XIX в. В 1868 г. было 5327 приходских попечительств, в 1900 г. — уже 18 622. Главной заботой приходских попечительств была не нужда бедных людей, а храмы. Так, в 1898 г. 17 826 попечительств дали на храмы 2 957 535 руб., а на школы и благотворительность — всего 487 484 руб. На начало XX в. в России в положении крайней нужды находились 1,9 млн. человек (1,46% населения): 250 тыс. слепых людей (0,2%), 715 тыс. калек (0.55%), 182 тыс. старых и дряхлых людей (0,14%), 260 тыс. немощных (0,2%), 156 тыс. глухонемых (0,12%), 325 тыс. душевнобольных (0,25%). В 1897 г. в Ведомстве детских приютов было зарегистрировано 180 этих заведений, в них воспитывалось 12.9 тыс. детей. В Великобритании только в Лондоне в детских приютах содержалось около 100 тыс. детей (для сравнения—в Санкт-Петербурге в том же году в детских приютах находилось 3 тыс. детей). Ведомство детских приютов отмечало крайний недостаток детских приютов в России. Большинству детей-сирот приходилось отказывать в приемов приют. • По количеству богаделен Россия также значительно уступала развитым странам. В конце XIX в. в России в богадельнях одна койка для нуждающихся приходилась на 2 тыс. душ населения, а в Дании — на 150 жителей. К концу 80-х — началу 90-х гг. XIX в. в 50 губерниях Европейской России на благотворительность и общественное призрение еже годно расходовалось в среднем 3% общих бюджетов, в крупных городах—до 10% общего бюджета. В большинстве губернских и уездных городов благотворительные расходы не превышали 1— 2%. В России в конце 90-х гг. XIX в. расходы надела благотворительности и общественного призрения в расчете на душу населения составляли 9 коп., тогда как в Великобритании — 3 руб., во Франции — 1 руб. 20 коп., в Норвегии— 1 руб. 97 коп., в Германии —90коп. Обязательная отчетность благотворительных заведений поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутренних дел, контролирующее негосударственные заведения, созданные на частные и общественные пожертвования. Осенью 1897 г. был учрежден Городской благотворительный совет при Московском городском общественном управлении, который во многом способствовал развитию благотворительности. Учитывалась сословная принадлежность жертвователей: дворянство, купечество, духовенство и пр. Благотворительная помощь следует евангельской формуле: “Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”. В статистике московских благотворительных учреждений выделялись девять групп: благотворительная часть городского управления, сословные учреждения (заведения, принадлежащие Московскому купеческому обществу и др.), учреждения Ведомства Императрицы Марии, учреждения духовного ведомства, благотворительные учреждения национальные и иноверческие, учреждения частных благотворителей, учреждения различных министерств (народного просвещения, военного, путей сообщения). Каждая из этих групп обладала к концу XIX в. значительным благотворительным капиталом (от 1 до7 млн. руб.) и, помимо этого, пожертвованными зданиями с имуществом стоимостью от 1 до 5 млн. руб. Примерно треть московских благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая треть — на помощь детям, а оставшаяся часть -— на медицинскую помощь. В статистических данных указывалась сословная принадлежность призреваемых (мещане, лица военного звания, купеческого звания и т. д.). В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатное жилье, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия1. Задачи моральной статистики на первый взгляд более далеки по сравнению с другими отраслями статистики от экономических проблем. Они непосредственно сосредоточены на характеристике личности и ее поведении в различных сферах жизни. Вместе с тем конечный результат влияния определенных идеалов, систем ценностей, поступков людей на социально-экономические процессы может оказаться чрезвычайно значимым. Известно, что одни и те же формы политической организации общества, одни и те же технологии производства, культурные ценности могут по-разному реализовываться на практике в зависимости от личностных качеств населения: от общепринятых нравственных ценностей, уровня культуры, традиций и обычаев, меры усвоения гуманных принципов, человеческих контактов и т. д. Сильны и обратные связи — изменившиеся условия жизни могут резко преобразовать поведение людей и их взгляды. Обязательным направлением моральной статистики выступает рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным категориям населения — демографическим, социальным, экономическим, этническим. Как и в любой отрасли статистики, в моральной статистике большое внимание уделяется динамике — изучению тенденций за прошлые годы и оценке перспектив на будущее. Здесь исследуются распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реального поведения и установок населения. Моральные качества обнаруживаются в межличностных контактах, во взаимодействии личности с отдельными социальными институтами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях личности и групп людей к материально-вещной среде, к природе. Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений — возникают ли они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям. Применительно к перечисленным задачам в моральной статистике формируются свой методический аппарат, способы сбора и обработки соответствующей числовой информации.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.015 с.) |