Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное обеспечение и социальная защита населенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система социальных гарантий и социальной защиты является одним из важнейших элементов поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии представляют собой обоснованные социально-экономические нормативы, позволяющие обеспечить населению признанный обществом минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Система социальной защиты должна удовлетворять следующим требованиям: • необходимый и достаточный объем социальных гарантий; • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; • адресность мероприятий социальной защиты; • учет региональных и территориальных особенностей при проведении мероприятий по социальной защите населения; • наличие механизма доведения социальной помощи до получателей. Социальные гарантии могут предоставляться трудоспособному и нетрудоспособному населению. Трудоспособному населению гарантии предоставляются с целью обеспечения условий экономической активности и трудовой деятельности, защиты прав и свобод наемного работника, нанимателя и самозанятого. Поскольку доход от занятости является основным источником средств существования большинства населения, основой системы защиты трудоспособного населения является обеспечение гарантий в сфере занятости и оплаты труда, что реализуется через установление минимальных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда. Эти стандарты гарантируются федеральным законодательством и не зависят от желания работодателя. Основной задачей социальных гарантий нетрудоспособному населению является формирование комплекса мер, создающих условия для его потребления, смягчения диспропорций в условиях жизни отдельных категорий (групп) населения с учетом особенностей каждой группы. Поступления из системы социальной защиты делятся на три группы: • денежные выплаты (пенсии, пособия и т.д.); • льготы, дающие право на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме; • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. На макроэкономическом уровне основная часть поступлений в систему социальной защиты учитывается в составе социальных трансфертов (табл. 4.28). Как видно из табл. 4.28, в 1999 г. социальные трансферты составляли 8,4% от ВВП, и хотя с 1998 г. наблюдается некоторое снижение удельного веса социальных трансфертов в ВВП, он по прежнему остается достаточно высоким. Кроме того, по всем видам социальных гарантий, кроме оклада 1-го разряда ЕТС, наблюдается резкое сокращение соотношения их величины с прожиточным минимумом начиная с 1997 г. Наибольшее снижение за период с 1996 г. по 1999 г. отмечается для следующих видов социальных гарантий: минимального размера оплаты труда — на 58%; минимального размера пенсий по старости и социальных пенсий лицам старше 55(60) лет, не имеющим трудового стажа,— на 44%; ежемесячных пособий на ребенка и минимального размера стипендий учащимся вузов — на 57 и 54% соответственно. На рис. 4.8 видно резкое снижение соотношений социальных гарантий с прожиточным минимумом в 1998 г. Хотя в 2000 г. произошло некоторое увеличение соотношения минимальных размеров назначенных пенсий и прожиточного минимума, кардинальными эти изменения назвать нельзя, тем более что показатели не достигают докризисного уровня. Пенсии инвалидам первой группы и инвалидам первой группы с детства составляют менее трети от прожиточного минимума. Это свидетельствует о том, что государство в очень малой степени может гарантировать наиболее уязвимым группам населения достойные условия существования. Одной из основных составляющих системы социального обеспечения является пенсионная система. На конец 1999 г. в России численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 38,4 млн чел. (табл. 4.29), или 26,4% от общей численности населения страны. По сравнению с 1992 г. общая численность пенсионеров увеличилась на 8,9%. Численность пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, увеличилась по сравнению с 1992 г. в 7,2 раза, социальные пенсии - на 41,6%, пенсии по инвалидности - на 49,2%. Как видно из табл. 4.29, удельный вес пенсионеров в России остается достаточно высоким. Во-первых, это связано с ростом численности контингента, выходящего на пенсию ранее установленного срока. Так, при общем увеличении численности пенсионеров по старости в 1999 г. по сравнению с 1992 г. на 1,89% численность пенсионеров, вышедших на пенсию на льготных по возрасту условиях, увеличилась на 23,9% и составила 22,1% общего числа пенсионеров в 1999 г. (в 1992 г. этот показатель был равен 19,4%). Во-вторых, высокая доля пенсионеров связана с демографическим старением населения (этот вопрос подробно рассматривался в главе 2). Вследствие старения населения увеличивается коэффициент пенсионной нагрузки: если в 1992 г. на 1000 человек приходилось 343 пенсионера, то в 1999 г. — уже 349. В 1998 г. в России впервые численность пенсионеров превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. численность населения старших возрастов превысила численность детей на 1,1 млн. чел. В связи с реформой пенсионного обеспечения в стране развивается система негосударственных пенсионных фондов. На конец 1999 г. функционировало 270 негосударственных пенсионных фондов с числом участников 2382,9 тыс. чел., что выше уровня 1998 г. на 31,2%. Из общего числа участников 258 тыс. чел., т.е. 0,7% общей численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, являются получателями дополнительных пенсий. Общий объем выплат негосударственных пенсионных фондов составил в 1999 г. 367,3 млн. руб., т.е. 118 руб. в месяц в среднем на одного получателя. Средний размер назначенных месячных пенсий составил в 1999 г. 521,5 руб., что составило 77,8% от прожиточного минимума пенсионера, в то время как в 1992 г. это соотношение — 118,5% Средние размеры назначенных пенсий (с учетом компенсаций) имеют тенденцию к увеличению. Так, размер пенсий по старости за 1995—1999 гг. увеличился на 112,5%, по инвалидности -на 114,2%, по случаю потери кормильца — на 193,4%, за выслугу лет — на 76,2%, социальные пенсии возросли на 146,9%. Однако динамика реального размера пенсий имеет совершенно другую закономерность. Снижение реального размера пенсий началось с III квартала 1998 г. и сохранялось на протяжении всех кварталов 1999г. (табл. 4.30). В 1999 г. по сравнению с 1998 г. средний размер реальных назначенных пенсий снизился на 39,4%. Однако если в III квартале 1998 г. по сравнению со II кварталом снижение составило 13,7%, то в III квартале 1998 г. по сравнению с предыдущим кварталом снижение составило 21%, хотя по сравнению с III кварталом 1997 г. реальный размер назначенных пенсий снизился на 32,5%. В IV квартале1999 г. наблюдается некоторое замедление темпов снижения реального размера назначенных пенсий: в IV квартале по сравнению с III наблюдается снижение среднего размера назначенных пенсий на 15,9%, в то время как в III квартале по сравнению со II снижение составило 42,9%. Этому способствовало принятие законодательных актов о повышении пенсий и стабильное поступление доходов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Демографическая и социальная ситуации, сложившиеся в стране, усиливают нагрузку на пенсионную систему, которая во многом продолжает функционировать без изменений с 1965 г. В России, как и в других странах с переходной экономикой, необходимо решить задачу выплат пенсий в соответствии с трудовым вкладом получателя, а также обеспечить равные возможности для тех пенсионеров, которые не могли выбирать схему пенсионного обеспечения в дореформенный период. Другим важным элементом системы социальной защиты являются выплата пособий и социальная помощь. Расходы на выплату пособий делятся на следующие группы: Региональных бюджетов (кроме социальной политики), причем в финансировании расходов на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство главную роль играют местные бюджеты. В целом по России из консолидированных региональных бюджетов в 1999 г. было выделено 2,7 тыс. руб. на человека, в том числе на образование - 850 руб., жилищно-коммунальное хозяйство — 830 руб., здравоохранение и физическую культуру — 630 руб., культуру и искусство — 100 руб. В среднем по России в 1999 г. на одного человека было затрачено из социальных фондов 2,6 тыс. руб., в том числе из Пенсионного фонда — 1,9 тыс. руб. (в расчете на одного пенсионера -7,1 тыс. руб.), фондов ОМС - 330 руб., Фонда социального страхования — 300 руб., Фонда занятости — 80 руб. Каждый внебюджетный фонд имеет свой бюджет, утверждаемый отдельным федеральным законом, и свои источники доходов. 90% доходов внебюджетных фондов составляют страховые взносы, исчисляемые в процентах от средней заработной платы. Поскольку, как упоминалось выше, в России существуют сильные региональные различия по уровню заработной платы, сильно различается и величина доходов внебюджетных фондов. Поэтому перед федеральным бюджетом и центральными отделениями фондов стоит задача перераспределения доходов между субъектами Федерации. Однако полного выравнивания доходов внебюджетных фондов добиться не удается. В Пенсионном фонде максимальный и минимальный уровень доходов различается 5,5 раза, в Фонде занятости — в 7 раз. Еще более значительны различия между максимальным и минимальным уровнем доходов в Фонде обязательного медицинского страхования (в 11 раз) и Фонде социального страхования (в 54 раза). Такие различия свидетельствуют о недостаточном учете региональных различий в стоимости жизни населения. Например, уровень расходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера в Ульяновской области в 1,5 раза превышает среднероссийский уровень, хотя в этой области зарегистрирован самый низкий по стране уровень прожиточного минимума и, наоборот, наименьшие показатели отмечены в северных и восточных районах, а также в Москве и Санкт-Петербурге, где значения прожиточного минимума наиболее высоки. Таким образом, финансирование системы социальной зашиты должно учитывать не только различия по социальным группам населения, но и региональные различия в уровне жизни населения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.01 с.) |