Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджетСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При анализе потребления в настоящее время опираются на понятие потребительской корзины, которая представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населения или его отдельных групп. В зависимости от объектов и задач исследования используются различные потребительские корзины: минимальная, рациональная, фактическая. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Минимальная потребительская корзина рассматривается как допустимая нижняя граница потребления, необходимая для обеспечения нормального воспроизводства населения, Рациональная потребительская корзина формируется на основе научно разработанных рациональных норм потребления, предусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей в товарах и услугах, набор которых намного шире, чем предполагает минимальная потребительская корзина. Фактическая потребительская корзина характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или его отдельными социально-демографическими группами. Стоимостное выражение минимальной, рациональной и фактической потребительских корзин представляет собой минимальный, рациональный и фактический потребительские бюджеты соответственно. Потребительские бюджеты являются обобщающими показателями потребления населением товаров и услуг. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Определение и назначение прожиточного минимума законодательно закреплено в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 27 октября 1997 г. №134-ФЗ. Данные о величине прожиточного минимума используются для решения следующих задач: • оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и государственных социальных программ; • обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размера стипендий,пособий и других социальных выплат; • формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет формируются на основе достаточно сложной системы расчетов, выполняемых такими организациями, как Академия медицинских наук РФ, Госкомстат РФ, Министерство труда и социального развития РФ. Величина прожиточного минимума включает четыре составляющие и определяется по следующей формуле: Расходы на непродовольственные товары, платные услуги и налоги оцениваются по действующей методике по результатам бюджетных обследований домашних хозяйств исходя из структуры расходов на эти цели по следующей формуле: Всего выделяется четыре возрастные группы: первая группа — трудоспособное население, вторая — пенсионеры, третья — дети в возрасте до 6 лет, четвертая — дети в возрасте от 7 до 15 лет. Кроме того, рассчитывается величина показателя в среднем по всем группам. Расчеты прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета проводятся на основе формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Первоначальный вариант минимальной потребительской корзины, действовавший до 1997 г., включал набор из 19 продуктов питания. После 1997 г. набор включал 25 продуктов питания. В феврале 1999 г. Правительство Российской Федерации утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. В этих методических рекомендациях, в отличие от предыдущих, предусматривается набор из 33 продуктов питания, а также минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. При построении минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг учитываются: • научные рекомендации по минимальным объемам потребления человека и обеспечения его жизнедеятельности; • фактические объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях; • социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях; • объективные различия в потреблении продуктов питания, не продовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяемые природно-климатическими условиями, национальными Минимальные потребительские наборы составляются для следующих социально-демографических групп населения: • трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет, • пенсионеры по возрасту и получающие пенсии по инвалидности; • Дети в возрасте 0—6 лет и 7— 15 лет. Например, по действующей методике норма потребления мясопродуктов мужчинами трудоспособного возраста составляет 32,2 кг в год, что ниже, чем по новой методике, на 2,6 кг, или на 7,5%. Как можно видеть по данным таблицы, минимальные потребительские наборы достаточно сильно различаются по социально-демографическим группам. Это связано с физиологическими особенностями. Во-первых, для мужчин и женщин необходимо обеспечить разную структуру питания, во-вторых, детям должно быть обеспечено нормальное физическое развитие и рост. Энергетическая ценность нового набора продуктов питания, несмотря на увеличение потребления продуктов в натуральном выражении, ниже, чем действующего Для женщин в трудоспособном возрасте и детей, особенно в возрасте 7-15 лет. Это снижение происходит на фоне ухудшения пи-щевой ценности питания, прежде всего снижения потребления белков. В группе женщин в трудоспособном возрасте потребление белков по новым нормам ниже на 3,3%, в группе детей в возрасте 7—15 лет — на 2,1%. В группе мужчин трудоспособного возраста увеличение энергетической ценности питания сопровождается ухудшением его химического состава. Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из товаров индивидуального и общесемейного пользования. К индивидуальным товарам относятся одежда, обувь, школьно-письменные товары для детей. К товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. При включении в минимальный набор непродовольственных товаров выделяются следующие группы: верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Определение минимального набора услуг производится исходя из следующих принципов: • удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении; • сложившегося уровня использования транспортных услуг; • платного характера оказываемых услуг. Минимальный набор услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и прочие услуги. К жилищно-коммунальным услугам относятся: обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. Обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством РФ федеральным стандартом социальной нормы жилой площади на одного члена семьи из трех и более человек. Остальные виды жилищно-коммунальных услуг включаются исходя из отраслевых норм расходов соответствующих видов ресурсов (табл. 5.18). При формировании объема транспортных услуг учитывается большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, большее количество поездок женщин по сравнению с мужчинами, большее количество поездок жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта, а также льготы по оплате транспорта. В соответствии с этим для формирования объемов транспортных услуг для мужчин трудоспособного возраста учитывается 602 поездки в год, для женщин трудоспособного возраста — 638 поездок, для детей в возрасте 7—15 лет - 600 поездок. Для пенсионеров и детей в возрасте 0—6 лет транспортные услуги в минимальный набор услуг не включаются. Объем других видов услуг, включающих услуги связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и т.д., устанавливается как процент от общей величины расходов на услуги исходя из данных статистических обследований. Таблица 5.18 Услуги здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания в минимальный набор услуг не включаются, поскольку в соответствии с законодательством РФ минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно и финансируются за счет бюджета. Госкомстатом РФ ежемесячно публикуются данные о стоимости набора из 25 основных продуктов питания (табл. 5.19). На основе данных табл. 5.19 построен график, представленный на рис. 5.6. Графическое изображение динамики стоимости набора из 25 основных продуктов питания позволяет предположить наличие сезонной составляющей в динамическом ряду. Помимо наличия сезонности в динамических рядах прослеживается тенденция к росту стоимости набора, причем если до сентября 1998 г. рост был менее выражен, то в 1999 г. и 2000 г. различия в стоимости набора более заметны. Кроме того, наглядно виден резкий скачок стоимости в сентябре 1998 г., связанный с августовским дефолтом. Поскольку в динамическом ряду присутствует ярко выраженная тенденция, в качестве одного из методов для оценки сезонной составляющей может быть использован индекс сезонности, имеющий следующий вид: Для определения у, нами был использован метод аналитического выравнивания. Поскольку наблюдалось резкое изменение тенденции в сентябре 1998 г. и произошел скачок стоимости набора из 25 продуктов на качественно новый уровень, моделирование производилось отдельно для периодов с января 1996 г. по август 1998 г. и с сентября 1998 г. по декабрь 2000 г. Достаточно адекватными были линейные модели. Для ряда, характеризующего динамику стоимости набора в январе 1996 г. — августе 1998 г., была построена модель.у, = 214,62 + 1,12 • /. Относительная ошибка аппроксимации для модели составила 4,16%, критерий К2 — 0,535. Для ряда, характеризующего динамику набора в сентябре 1998 г. - декабре 2000 г., построена модель^, = 412,0 + 8,88 • /. Для этой модели относительная ошибка аппроксимации и критерий К составили 10,0% и 0,641 соответственно. На основе этих моделей были рассчитаны теоретические значения стоимости набора 25 основных продуктов питания, представленные в графе 2—6 табл. 5.20. Средние эмпирические и теоретические значения за одноименные месяцы определяются по формуле простой средней арифметической. Фактические потребительские корзины разных групп населения существенно различаются между собой как по стоимости, так и по структуре. В качестве аналитических показателей при изучении потребительских корзин используются: • стоимость потребительской корзины в расчете на одно домашнее хозяйство; • стоимость потребительской корзины в расчете на душу населения; • стоимость потребительской корзины в домашних хозяйствах с медианным доходом; • стоимость потребительской корзины в домашних хозяйствах с доходами ниже прожиточного минимума; • стоимость потребительской корзины для верхней и нижней доходных квинтильных групп домашних хозяйств, а также стоимость потребительской корзины для первой и второй нижних квинтильных групп домашних хозяйств. Важным направлением изучения потребительских корзин является сопоставление структуры потребительских корзин, близких по уровню энергетической ценности для различных групп населения. Основной целью таких исследований служит анализ взаимозаменяемости продуктов питания, входящих в потребительские корзины. Размер и структура потребительских корзин различных слоев населения России в 1995 г. по данным обследования 30 тыс. бюджетов домашних хозяйств представлено в табл. 5.211. Данные табл. 5.21 показывают, что структура потребительских корзин существенно различается в зависимости от уровня благосостояния домашних хозяйств. Наиболее бедные 20% домашних хозяйств имеют наиболее высокую долю затрат на продукты питания (58,5%) и самый низкий удельный вес стоимости услуг. 40% домашних хозяйств с минимальными доходами имеют стоимость потребительской корзины меньшую, чем стоимость корзины в группе домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума. Минимальный набор продуктов питания по субъектам РФ в новых методических рекомендациях разработан с учетом деления субъектов по 16 зонам. Действующая классификация субъектов РФ предполагает выделение 8 зон. В основу зонирования положены следующие факторы: • природно-климатические и экономические условия; • особенности производства продуктов питания; • национальные традиции и местные особенности в питании населения; • сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления в малоимущих семьях; • необходимость удовлетворения потребностей в питании основных социально-демографических групп населения; • более высокая энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для населения, проживающего в районах Севера. Разработанные исходя из природно-климатических, национальных и половозрастных особенностей региональные минимальные потребительские наборы используются для сопоставления фактического уровня потребления с нормативным, что позволяет оценить дефицит или профицит потребления конкретных продуктов питания. 24. Статистическое изучение дошкольного и общего образования Дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Статистикой обобщаются данные, характеризующие численность дошкольных учреждений (в том числе в городской и сельской местности); численность детей в дошкольных учреждениях; наличие мест в дошкольных учреждениях; состав и уровень образования педагогических кадров; структуру финансирования; состав, структуру и динамику фонда оплаты труда и т.д. (табл. 6.2). В России наметилась четкая тенденция сокращения численности дошкольных учреждений и числа детей в них. Численность Дошкольных учреждений за 1994—1999 гг. сокращалась в среднем ежегодно на 14,36 тыс., или на 5,8%. Численность же детей в этих Учреждениях сокращается более быстрыми темпами: в среднем На 378,6 тыс. чел., или на 7,1 %. Поскольку численность дошкольных учреждений сокращается медленнее, чем численность детей, растет число мест на 1000 детей: 641 место в 1994 г., 697 мест в 1999 г. Наиболее быстрыми темпами идет сокращение численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. Одним из факторов сокращения численности детей в дошкольных учреждениях является то, что получили распространение альтернативные формы дошкольного обучения и воспитания. Однако основным фактором является катастрофическое снижение рождаемости. За период с 1994 по 1999 г. численность родившихся в России сократилась на 193 470 чел. Во-первых, глубина снижения численности дошкольных учреждений и численности детей в них в сельской местности намного больше, чем в городской. Если в городской местности снижение численности дошкольных учреждений составило в среднем 5,3%, то в сельской — 6,2%; аналогичные показатели по численности детей составили соответственно 5,5 и 8,3%. • Во-вторых, на фоне сокращающейся численности детей в сельской местности наблюдалось сокращение мест в дошкольных учреждениях в расчете на 1000 детей, и хотя в 1999 г. это по- средние (полные) общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов;лицеи;гимназии. По формам собственности общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательные учреждения являются основным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов. К основным характеристикам общеобразовательных учебных заведений относятся: численность учебных заведений, показатели материально-технического состояния учебных заведений, показатели ввода в действие учебных учреждений. Общая численность государственных дневных общеобразовательных учреждений составила на начало 1999/2000 учебного года 66,9 тыс., что меньше уровня 1998/99 учебного года на 0,6%. Тенденция снижения численности государственных общеобразовательных учреждений наблюдается с 1996/97 учебного года. Более заметны различия в динамике по ступеням обучения. Наиболее быстрыми темпами сокращается численность учебных заведений начального образования: в 1999/2000 учебном году по сравнению с предшествующим годом эта численность сократилась на 2%. Устойчивый рост наблюдается только в группе средних учебных заведений — в среднем за 1995—2000 гг. на 0,6%. В группе негосударственных учреждений наблюдается рост численности учебных заведений основного общего и среднего общего образования. Численность учреждений основного образования возросла в 1998/99 учебном году по сравнению с предшествующим на 18,6%, а в 1999/2000 по сравнению с 1998/99 учебным годом — снизилась на 10,4%. Это является следствием перехода в более старшие классы детей младших возрастов: численность учреждений начального образования сокращалась начиная с 1995/96 учебного года. В 1998/99 году по сравнению с 1997/98 годом она сократилась на 24,1%. Число учреждений среднего образования возросло на 1,6% и 12,7% в 1998/99 и 1999/2000 учебных годах соответственно. Состав педагогических кадров школ характеризуется показателями численности учителей, уровнем их образования, стажем педагогической работы. Изучается текучесть педагогических кадров (показатели текучести рассматривались в главе 3), динамика средней заработной платы работников. Численность работников государственных учебных заведений снижается начиная с 1997/98 учебного года. В среднем за 1997/98—1999/2000 учебные годы численность учителей сокращалась на 7,5 тыс. чел. и составила 1733 тыс. чел. В негосударственных учреждениях, несмотря на то, что численность работников в абсолютном выражении намного ниже, чем в государственных, наблюдается быстрый рост численности работников. На начало 1999/2000 учебного года она составила 16200 чел., что выше уровня 1994/95 учебного года на 40,1%. Динамика уровня образования педагогических работников имеет достаточно негативную тенденцию. Удельный вес работников, имеющих высшее образование, в 1999 г. сократился на 1,6%. Быстрыми темпами идет сокращение удельного веса работников со средним профессиональным образованием: в 1999 г. по сравнению с 1995 г. он сократился на 5,9%, а за 1992—1999 гг. средний темп снижения удельного веса составил 1,3%.В 1999 г. доля учителей начальных классов, имеющих высшее образование, составляла лишь 43,1%. Крайне отрицательным является то, что растет удельный вес учителей, фактически не имеющих специальности, а имеющих среднее общее образование. В 1999 г. численность учителей с общим средним образованием составила 50 тыс. чел., а их удельный вес по сравнению с 1995 г. возрос в 1,5 раза. Снижение уровня образования педагогических кадров не просто снижает качество текущего обучения детей, но и препятствует быстрой адаптации обучения к изменяющимся условиям. Для изучения состава педагогических кадров строятся распределения учителей по стажу педагогической работы. Средний стаж работы учителей 1—3(4) классов на 1 октября 1999 г. составил 9,5 года, что выше уровня 1993 г. на 9,2%, средний стаж работы учителей 5—10(11) классов составляет 9,5 и 10,1 года соответственно. Увеличение стажа работы может свидетельствовать о накоплении педагогического опыта учителями. Однако это увеличение происходит за счет сокращения доли учителей со стажем до 5 лет, т.е. более молодых, что обостряет проблему преемственности и развития опыта преподавания в общеобразовательных школах. Крайне низким остается уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений, хотя наблюдается рост начисленной средней заработной платы. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. начисленная заработная плата учителей возросла на 42,5% и составила 1113,1 руб. Однако этот показатель составляет лишь 73,1% от средней заработной платы в целом по экономике и 60,6% от средней заработной платы в промышленности. Такой разрыв в заработной плате сохраняется уже достаточно длительное время и приводит не только к снижению престижности педагогического труда, но и качества педагогических кадров. Численность учащихся в общеобразовательных учебных заведениях определяется как в целом по государственным и негосударственным учебным заведениям, так и в группировке по ступеням образования и формам обучения. Численность учащихся в государственных общеобразовательных учреждениях сокращается: в учреждениях начального образования в 1999/2000 учебном году по сравнению с 1998/99 учебным годом на 7,3%, в учреждениях основного образования — на 6,9%, в учреждениях среднего (полного) образования — на 2,5%. В то же время растет численность учащихся в учреждениях с ограниченными возможностями здоровья — эта тенденция наблюдается в последние 7 лет. В среднем за 1994—2000 гг. их численность возрастала на 2,9%. В негосударственных учебных заведениях сокращается численность учащихся только в 1—4 классах. Для обобщенной оценки обеспеченности детей школьным образованием рассчитывается показатель охвата молодежи школьного возраста школьным образованием. Этот показатель определяется как отношение численности детей, обучающихся в школах, к общей численности детей школьного возраста. По данным ПРООН в России этот показатель в 1997 г. составил 87,6%, что несколько выше, чем в 1995 г. (87,0%), однако существенно ниже, чем в 1985 г., когда этот показатель составлял 97,0%. Отрицательная тенденция в динамике этого показателя требует усиления внимания к анализу причин столь существенного снижения степени охвата детей школьным образованием. Условия обучения оцениваются через показатели, характеризующие сменность занятий: удельный вес школ и учеников, занимающихся во вторую и третью смены. Для изучения эффективности и качества обучения используется показатели соотношения численности учителей и учеников. Численность учащихся в расчете на одного учителя в государственных образовательных учреждениях сокращается, хотя сам показатель остается достаточно высоким. В негосударственных учебных заведениях наблюдается рост соотношения численности учащихся и учителей при низком его уровне. Нормальной считается ситуация, когда выполняется следующее соотношение темпов роста показателей: Исходя из результатов расчета показателей динамики не представляется возможным говорить о полной согласованности изменений показателей в государственных и негосударственных учреждениях. В 1998/99 учебном году в государственных учреждениях быстрее всего убывает численность учеников (—1,2%), однако численность учителей убывает медленнее, чем число образовательных учреждений (—0,2% и —0,9% соответственно). В 1999/2000 году соотношение темпов роста более соответствует эталонному: численность образовательных учреждений и учителей убывает одинаковыми темпами (—0,6%), численность учеников — более быстрыми темпами (—2,8%). По группе негосударственных образовательных учреждений в 1998/99 учебном году практически отсутствует какая-либо согласованность: наблюдается рост численности учителей при сокращении численности и учреждений, и учеников (и это происходит при очень низких значениях соотношения численности учеников и учителей). В 1999/2000 году развитие негосударственных учреждений происходит практически согласованно. Исключение составляет лишь более быстрый рост численности учеников, чем учителей. Однако, учитывая, что на каждого учителя в негосударственных образовательных учреждениях приходится лишь около 3 учеников (см. табл. 6.7), такое превышение темпа роста численности учеников в настоящее время вполне допустимо. При изучении влияния факторов на основные показатели деятельности учебных учреждений могут быть использованы факторные индексные модели. Например, влияние факторов на численность учеников в школах может быть оценено при помощи следующей модели: Абсолютные изменения числа учащихся за счет каждого из факторов определяются следующим образом: А, = (12,02 -12,41) • 25,90 • 66,9 = -675,76 тыс. чел., А2 = 12,02 • (25,90 -25,97) • 66,9 = -58,12 тыс. чел., А3 = 21,41 • 25,97 • (66,9 - 67,3) = -128,92 тыс. чел. Относительный размер влияния факторов (при однонаправленном влиянии факторов) характеризует долю влияния каждого из них на изменение числа учащихся и определяется отношением: где Д;— абсолютный размер влияния /-го фактора; Д — общее абсолютное изменение результативного показателя. Как видно из расчетов, на сокращение численности учащихся влияют все три фактора. Наиболее сильное влияние оказывает сокращение численности учеников в расчете на одного учителя. В абсолютном выражении размер влияния этого фактора составил 675,76 тыс. чел., а в относительном — 78,32%. Такое изменение считается согласованным с нормативным. Второе по величине влияние должен был бы оказывать показатель численности учителей в расчете на одно учебное заведение, однако расчеты свидетельствуют, что за счет снижения числа учебных заведений численность учащихся сокращается быстрее. Таким образом, при использовании данной модели еще раз подтверждается отсутствие полной согласованности в изменениях показателей деятельности учебных заведений. 25. Статистическое изучение профессионального образования Система профессионального образования включает различные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, центры дистанционного обучения, центры обучения безработных, представительства зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения. При изучении начального профессионального образования определяются следующие показатели: число учебных заведений, в том числе дневных и вечерних; численность учащихся в них, в том числе по полу; численность принятых в учебные заведения; подготовка рабочих по профессиям. В России с 1991 г. наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности учебных заведений начального профессионального образования. В 1999 г. по сравнению с 1990 г. численность учебных заведений сократилась на 9,6%. Тенденция сокращения числа учреждений до 1997 г. развивалась параллельно с сокращением численности учащихся. Сокращение численности учащихся наблюдалось с 1980 г., что свидетельствует о кри-зисе начального профессионального образования и, как следствие, сокращении численности высококвалифицированных рабочих! До настоящего времени наблюдается сокращение выпуска рабочих практически по всем рабочим специальностям. Основные проблемы в этой сфере образования: сокращение инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учебных заведений, отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, слабое участие работодателей в решении проблем учреждений начального профессионального образования. Кроме того, в этой системе образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, преобладание подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики. Система начального профессионального образования на конец 2000 г. насчитывала 3,9 тыс. учебных заведений с численностью учащихся 1,7 млн. человек. По сравнению с 1995 г. число учебных заведений и численность учащихся в них сократились соответственно на 273 единицы (7%) и 10 тыс. чел. (1%). Наиболее заметно за рассматриваемый период снизилась численность учащихся в вечерних (сменных) учебных заведениях (на 29%), а также в группах без получения среднего образования (на 35%). Однако в последнее время осознается тот факт, что экономика не может существовать без высококвалифицированных рабочих кадров, поэтому необходимо преодоление кризиса, прежде всего в сфере начального и среднего профессионального образования. Положительным является увеличение в последние два года численности учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, однако число подготовленных специалистов по-прежнему снижается. При рассмотрении группировки учебных заведений по формам образования видна неоднозначность изменений в численности учреждений и учащихся. При общем сокращении численности учебных заведений растет число учебных заведений на базе среднего (полного) образования (на 0,7%). Численность учащихся в этих учебных учреждениях растет наиболее быстрыми темпами: в 1999 г. по сравнению с 1998 г. численность учащихся в этих учебных заведениях возросла на 4,5%, в то время как численност учащихся в учебных заведениях на базе основного образования общего образования сократилась, на 9,6%. Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. В 1995 г. Правительством Российской Федерации был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который установил государственный образец документов о среднем профессиональном образовании, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, общие нормативы и объем Учебной нагрузки, требования к перечню специальностей среднего специального образования. Статистикой рассчитываются и анализируются следующие показатели: • численность учебных заведений; • численность учащихся всего, в том числе по формам обучения,полу, отраслевой специализации; • распределение численности учащихся по регионам; • прием в учебные заведения по видам обучения и отраслям; • численность выпускников по видам обучения и группам специальностей; • численность преподавателей и их распределение по уровню образования, стажу работы, должностям и окладам. Начиная с 1994/95 учебного года наблюдается рост численности учащихся в средних специальных учебных заведениях (рис. 6.4), однако вклад различных форм обучения в динамику численности учащихся неодинаков. Начиная с 70-х годов наблюдается тенденция сокращения обучающихся на очно-заочной и заочной формах обучения, и к началу 90-х годов очно-заочная форма обучения практически исчезает. В середине 90-х годов ситуация начинает изменяться. Из рис. 6.4 виден рост численности учащихся всех форм обучения, однако численность учащихся на очно-заочной форме обучения остается весьма низкой: в 2000/01 учебном году она составила лишь 87 тыс. чел. по сравнению с 1698 тыс. чел. на дневной и 459 тыс. чел. на заочной формах обучения. Увеличение числа учащихся связано в первую очередь с активной перестройкой системы профессионального образования, переориентацией профессионального образования на востребованные формы и виды обучения. Кроме того, в 90-х годах существенно увеличилось число средних специальных учебных заведений, ведущих обучение по четырехлетним программам, которые интегрируются в систему высшего образования. В качестве обобщающих показателей определяется численность учащихся, приходящаяся на 10000 человек населения, и численность выпускников на 10000 населения. В России численность студентов на 10000 населения растет: за 1994-2000 гг. численность студентов выросла на 17% и составила в 1999/2000 учебном году 148 чел., численность выпускников выросла на 8,3%. Одним из важнейших направлений при изучении распределения учащихся является анализ их отраслевой специализации в группировке по полу в России существуют «чисто мужские» и «чисто женские» отрасли. Превышение удельного веса женщин над мужчинами наблюдается в следующих отраслях: «Экономика и право», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Просвещение», «Искусство и кинематография». Однако удельный вес мужчин в численности обучающихся увеличивается по всем специальностям. Высшее образование охватывает подготовку специалистов в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования. Обучение осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. В соответствии с Законом 1996 г. в Российской Федерации установлены три ступени высшего образования с присвоением итоговой квалификации: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». Система высшего профессионального образования в настоящее время является наиболее динамично развивающейся частью системы образования. В высших учебных заведениях в последние годы наблюдается рост внутренней эффективности при увеличении объема привлеченных внебюджетных средств. Это свидетельствует о быстром развитии финансовой самостоятельности высших учебных заведений. Если в 1995 г. прием на основе полного возмещения затрат составил 14,9% от общей численности (и это только по государственным учебным заведениям), то в 1999 г. — уже 40,4%, а в 2000 г. — 44,3%. При учете приема в негосударственные учебные заведения доля принятых на основе полного возмещения затрат в 2000 г. возрастает до 49%, т.е. практически половина студентов будет учиться не за бюджетные деньги. По контингенту обучающихся доля студентов, получающих образование на основе полного возмещения затрат, составила в 1995 г. 8,7%, в 1999 г. - 27,4%, в 2000 г. - 34,3%. Такая форма обучения, как экстернат, практически полностью является платной. В целом численность студентов вузов продолжает увеличиваться (рис. 6.5). После короткого периода падения престижности высшего образования, когда численность студентов сокращалась, значимость образовательных ценностей в последние годы резко возросла. Как видно из рис. 6.5, в большей степени на динамике численности студентов отразилось введение призыва в армию в середине 80-х годов. О росте престижа высшего образования свидетельствует положительная динамика обобщающего показателя — численности студентов на 10000 населения. В 1999/2000 году этот показатель возрос на 22,3%, а общий прирост за 1994-2000 гг. составил 62,8%. Однако в России более корректно было бы рассчитывать этот показатель не в расчете на 10000 всего населения, а с использованием численности возрастной группы населения, из которой преимущественно формируется контингент студентов (17-29 лет), поскольку в нашей стране возрастная структура населения смещена (является асимметричной). При изучении уровня полученного образования анализируются показатели структуры по формам выданных дипломов: • диплом о неполном высшем образовании; • диплом бакалавра; • диплом специалиста с высшим образованием; • диплом магистра. Между государственными и негосударственными высшими учебными заведениями наблюдаются существенные различия. В государственных учебных заведениях наибольший удельный вес составляют дипломы специалистов с высшим <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.33 (0.014 с.) |