Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет

Поиск

При анализе потребления в настоящее время опираются на понятие потребительской корзины, которая представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населения или его отдельных групп.

В зависимости от объектов и задач исследования используют­ся различные потребительские корзины: минимальная, рацио­нальная, фактическая. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг, необходимых для сохране­ния здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Минимальная потребительская корзина рассматривается как до­пустимая нижняя граница потребления, необходимая для обес­печения нормального воспроизводства населения,

Рациональная потребительская корзина формируется на осно­ве научно разработанных рациональных норм потребления, пре­дусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей в товарах и услугах, набор которых на­много шире, чем предполагает минимальная потребительская корзина.

Фактическая потребительская корзина характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или его отдельными социально-демографическими группами.

Стоимостное выражение минимальной, рациональной и фактической потребительских корзин представляет собой мини­мальный, рациональный и фактический потребительские бюджеты соответственно. Потребительские бюджеты являются обобщаю­щими показателями потребления населением товаров и услуг.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обяза­тельные платежи и сборы. Определение и назначение прожиточ­ного минимума законодательно закреплено в Федеральном зако­не «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 27 октября 1997 г. №134-ФЗ. Данные о величине прожиточного ми­нимума используются для решения следующих задач:

• оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и государственных социальных про­грамм;

• обоснования устанавливаемого на федеральном уровне мини­мального размера оплаты труда и минимального размера пен­сии по старости, а также для определения размера стипендий,пособий и других социальных выплат;

• формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет формируются на основе достаточно сложной системы расчетов, выполняемых такими организациями, как Академия медицинских наук РФ, Госкомстат РФ, Министерство труда и со­циального развития РФ.

Величина прожиточного минимума включает четыре состав­ляющие и определяется по следующей формуле:

Расходы на непродовольственные товары, платные услуги и налоги оцениваются по действующей методике по результатам бюджетных обследований домашних хозяйств исходя из структу­ры расходов на эти цели по следующей формуле:

Всего выделяется четыре возрастные группы: первая группа — трудоспособное население, вторая — пенсионеры, третья — дети в возрасте до 6 лет, четвертая — дети в возрасте от 7 до 15 лет. Кро­ме того, рассчитывается величина показателя в среднем по всем группам.

Расчеты прожиточного минимума и минимального потреби­тельского бюджета проводятся на основе формирования мини­мального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Первоначальный вариант минимальной потребительской корзины, действовавший до 1997 г., включал набор из 19 продук­тов питания. После 1997 г. набор включал 25 продуктов питания.

В феврале 1999 г. Правительство Российской Федерации ут­вердило Методические рекомендации по определению потреби­тельской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. В этих методических рекомендациях, в отличие от предыдущих, предусматривается набор из 33 продук­тов питания, а также минимальные наборы непродовольствен­ных товаров и услуг.

При построении минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг учитываются:

• научные рекомендации по минимальным объемам потребления человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактические объемы потребления продуктов питания, непро­довольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

• социально-экономические и демографические факторы, харак­теризующие уровень доходов населения, состав и половозраст­ную структуру населения, размер и структуру семей, финансо­вые возможности государства по обеспечению социальной за­щиты населения на федеральном и региональном уровнях;

• объективные различия в потреблении продуктов питания, не­ продовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяе­мые природно-климатическими условиями, национальными
традициями и местными особенностями.

Минимальные потребительские наборы составляются для следующих социально-демографических групп населения:

• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет,
женщины в возрасте 16—54, за исключением неработающих ин­валидов I и II групп в трудоспособном возрасте;

• пенсионеры по возрасту и получающие пенсии по инвалиднос­ти;

• Дети в возрасте 0—6 лет и 7— 15 лет.

Например, по действую­щей методике норма потребления мясопродуктов мужчинами трудоспособного возраста составляет 32,2 кг в год, что ниже, чем по новой методике, на 2,6 кг, или на 7,5%.

Как можно видеть по данным таблицы, минимальные потре­бительские наборы достаточно сильно различаются по социаль­но-демографическим группам. Это связано с физиологическими особенностями. Во-первых, для мужчин и женщин необходимо обеспечить разную структуру питания, во-вторых, детям должно быть обеспечено нормальное физическое развитие и рост.

Энергетическая ценность нового на­бора продуктов питания, несмотря на увеличение потребления продуктов в натуральном выражении, ниже, чем действующего Для женщин в трудоспособном возрасте и детей, особенно в воз­расте 7-15 лет. Это снижение происходит на фоне ухудшения пи-щевой ценности питания, прежде всего снижения потребления белков. В группе женщин в трудоспособном возрасте потребле­ние белков по новым нормам ниже на 3,3%, в группе детей в воз­расте 7—15 лет — на 2,1%. В группе мужчин трудоспособного воз­раста увеличение энергетической ценности питания сопровожда­ется ухудшением его химического состава.

Минимальный набор непродовольственных товаров форми­руется из товаров индивидуального и общесемейного пользования. К индивидуальным товарам относятся одежда, обувь, школьно-письменные товары для детей. К товарам общесемейного пользо­вания относятся постельное белье, предметы первой необходи­мости, санитарии, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. При включении в минимальный набор непродовольственных товаров выделяются следующие группы: верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерей­ные изделия, постельное белье, предметы первой необходимос­ти, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяй­ственного назначения.

Определение минимального набора услуг производится исхо­дя из следующих принципов:

• удовлетворения потребностей основных социально-демогра­фических групп населения в жилье, организации быта, пере­движении;

• сложившегося уровня использования транспортных услуг;

• платного характера оказываемых услуг.

Минимальный набор услуг включает жилищно-коммуналь­ные, транспортные и прочие услуги. К жилищно-коммунальным услугам относятся: обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабже­ние. Обеспеченность жильем учитывается в соответствии с уста­новленным законодательством РФ федеральным стандартом со­циальной нормы жилой площади на одного члена семьи из трех и более человек. Остальные виды жилищно-коммунальных услуг включаются исходя из отраслевых норм расходов соответствую­щих видов ресурсов (табл. 5.18).

При формировании объема транспортных услуг учитывается большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, большее количество поез­док женщин по сравнению с мужчинами, большее количество поездок жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта, а также льготы по оплате транспорта. В соответствии с этим для форми­рования объемов транспортных услуг для мужчин трудоспособ­ного возраста учитывается 602 поездки в год, для женщин трудо­способного возраста — 638 поездок, для детей в возрасте 7—15 лет - 600 поездок. Для пенсионеров и детей в возрасте 0—6 лет транс­портные услуги в минимальный набор услуг не включаются.

Объем других видов услуг, включающих услуги связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и т.д., устанавливается как процент от общей величи­ны расходов на услуги исходя из данных статистических обследо­ваний. Таблица 5.18

Услуги здравоохранения, образования, культуры и социаль­ного обслуживания в минимальный набор услуг не включаются, поскольку в соответствии с законодательством РФ минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно и фи­нансируются за счет бюджета.

Госкомстатом РФ ежемесячно публикуются данные о стоимо­сти набора из 25 основных продуктов питания (табл. 5.19).

На основе данных табл. 5.19 построен график, представлен­ный на рис. 5.6. Графическое изображение динамики стоимости набора из 25 основных продуктов питания позволяет предполо­жить наличие сезонной составляющей в динамическом ряду.

Помимо наличия сезонности в динамических рядах просле­живается тенденция к росту стоимости набора, причем если до сентября 1998 г. рост был менее выражен, то в 1999 г. и 2000 г. раз­личия в стоимости набора более заметны. Кроме того, наглядно виден резкий скачок стоимости в сентябре 1998 г., связанный с августовским дефолтом.

Поскольку в динамическом ряду присутствует ярко выражен­ная тенденция, в качестве одного из методов для оценки сезон­ной составляющей может быть использован индекс сезонности, имеющий следующий вид:

Для определения у, нами был использован метод аналитичес­кого выравнивания. Поскольку наблюдалось резкое изменение тенденции в сентябре 1998 г. и произошел скачок стоимости на­бора из 25 продуктов на качественно новый уровень, моделиро­вание производилось отдельно для периодов с января 1996 г. по август 1998 г. и с сентября 1998 г. по декабрь 2000 г. Достаточно адекватными были линейные модели. Для ряда, характеризую­щего динамику стоимости набора в январе 1996 г. — августе 1998 г., была построена модель.у, = 214,62 + 1,12 • /. Относительная ошиб­ка аппроксимации для модели составила 4,16%, критерий К2 — 0,535. Для ряда, характеризующего динамику набора в сентябре 1998 г. - декабре 2000 г., построена модель^, = 412,0 + 8,88 • /. Для этой модели относительная ошибка аппроксимации и критерий К составили 10,0% и 0,641 соответственно. На основе этих моде­лей были рассчитаны теоретические значения стоимости набора 25 основных продуктов питания, представленные в графе 2—6 табл. 5.20.

Средние эмпирические и теоретические значения за одно­именные месяцы определяются по формуле простой средней арифметической.

Фактические потребительские корзины разных групп населе­ния существенно различаются между собой как по стоимости, так и по структуре. В качестве аналитических показателей при изучении потребительских корзин используются:

• стоимость потребительской корзины в расчете на одно домаш­нее хозяйство;

• стоимость потребительской корзины в расчете на душу населе­ния;

• стоимость потребительской корзины в домашних хозяйствах с медианным доходом;

• стоимость потребительской корзины в домашних хозяйствах с доходами ниже прожиточного минимума;

• стоимость потребительской корзины для верхней и нижней до­ходных квинтильных групп домашних хозяйств, а также стои­мость потребительской корзины для первой и второй нижних квинтильных групп домашних хозяйств.

Важным направлением изучения потребительских корзин яв­ляется сопоставление структуры потребительских корзин, близ­ких по уровню энергетической ценности для различных групп населения. Основной целью таких исследований служит анализ взаимозаменяемости продуктов питания, входящих в потреби­тельские корзины.

Размер и структура потребительских корзин различных слоев населения России в 1995 г. по данным обследования 30 тыс. бюд­жетов домашних хозяйств представлено в табл. 5.211.

Данные табл. 5.21 показывают, что структура потребитель­ских корзин существенно различается в зависимости от уровня благосостояния домашних хозяйств. Наиболее бедные 20% до­машних хозяйств имеют наиболее высокую долю затрат на про­дукты питания (58,5%) и самый низкий удельный вес стоимости услуг. 40% домашних хозяйств с минимальными доходами имеют стоимость потребительской корзины меньшую, чем стоимость корзины в группе домашних хозяйств с доходами ниже прожи­точного минимума.

Минимальный набор продуктов питания по субъектам РФ в новых методических рекомендациях разработан с учетом деления субъектов по 16 зонам. Действующая классификация субъектов РФ предполагает выделение 8 зон. В основу зонирования поло­жены следующие факторы:

• природно-климатические и экономические условия;

• особенности производства продуктов питания;

• национальные традиции и местные особенности в питании на­селения;

• сложившаяся структура питания с учетом фактического по­требления в малоимущих семьях;

• необходимость удовлетворения потребностей в питании основ­ных социально-демографических групп населения;

• более высокая энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для населения, проживающего в районах Севера.

Разработанные исходя из природно-климатических, нацио­нальных и половозрастных особенностей региональные мини­мальные потребительские наборы используются для сопоставле­ния фактического уровня потребления с нормативным, что поз­воляет оценить дефицит или профицит потребления конкретных продуктов питания.

24. Статистическое изучение дошкольного и общего образования

Дошкольные образовательные учреждения реализуют общеоб­разовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоров­ление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Статистикой обобщаются данные, характеризующие численность дошколь­ных учреждений (в том числе в городской и сельской местности); численность детей в дошкольных учреждениях; наличие мест в дошкольных учреждениях; состав и уровень образования педаго­гических кадров; структуру финансирования; состав, структуру и динамику фонда оплаты труда и т.д. (табл. 6.2).

В России наметилась четкая тенденция сокращения числен­ности дошкольных учреждений и числа детей в них. Численность Дошкольных учреждений за 1994—1999 гг. сокращалась в среднем ежегодно на 14,36 тыс., или на 5,8%. Численность же детей в этих Учреждениях сокращается более быстрыми темпами: в среднем На 378,6 тыс. чел., или на 7,1 %. Поскольку численность дошкольных учреждений сокращается медленнее, чем численность детей, растет число мест на 1000 детей: 641 место в 1994 г., 697 мест в 1999 г. Наиболее быстрыми темпами идет сокращение численно­сти детей, состоящих на учете для определения в дошкольные уч­реждения.

Одним из факторов сокращения численности детей в до­школьных учреждениях является то, что получили распростране­ние альтернативные формы дошкольного обучения и воспита­ния. Однако основным фактором является катастрофическое снижение рождаемости. За период с 1994 по 1999 г. численность родившихся в России сократилась на 193 470 чел.

Во-первых, глубина снижения численности дошкольных уч­реждений и численности детей в них в сельской местности на­много больше, чем в городской. Если в городской местности сни­жение численности дошкольных учреждений составило в сред­нем 5,3%, то в сельской — 6,2%; аналогичные показатели по чис­ленности детей составили соответственно 5,5 и 8,3%.

• Во-вторых, на фоне сокращающейся численности детей в сельской местности наблюдалось сокращение мест в дошколь­ных учреждениях в расчете на 1000 детей, и хотя в 1999 г. это по- средние (полные) общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов;лицеи;гимназии.

По формам собственности общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосу­дарственные. Общеобразовательные учреждения являются основ­ным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

К основным характеристикам общеобразовательных учебных заведений относятся: численность учебных заведений, показате­ли материально-технического состояния учебных заведений, по­казатели ввода в действие учебных учреждений.

Общая численность государственных дневных общеобразова­тельных учреждений составила на начало 1999/2000 учебного го­да 66,9 тыс., что меньше уровня 1998/99 учебного года на 0,6%. Тенденция снижения численности государственных общеобразо­вательных учреждений наблюдается с 1996/97 учебного года. Бо­лее заметны различия в динамике по ступеням обучения. Наибо­лее быстрыми темпами сокращается численность учебных заве­дений начального образования: в 1999/2000 учебном году по сравнению с предшествующим годом эта численность сократи­лась на 2%. Устойчивый рост наблюдается только в группе сред­них учебных заведений — в среднем за 1995—2000 гг. на 0,6%.

В группе негосударственных учреждений наблюдается рост численности учебных заведений основного общего и среднего общего образования. Численность учреждений основного образования возросла в 1998/99 учебном году по сравнению с предшествующим на 18,6%, а в 1999/2000 по сравнению с 1998/99 учебным годом — снизилась на 10,4%. Это является следствием перехода в более старшие клас­сы детей младших возрастов: численность учреждений начально­го образования сокращалась начиная с 1995/96 учебного года. В 1998/99 году по сравнению с 1997/98 годом она сократилась на 24,1%. Число учреждений среднего образования возросло на 1,6% и 12,7% в 1998/99 и 1999/2000 учебных годах соответственно.

Состав педагогических кадров школ характеризуется показа­телями численности учителей, уровнем их образования, стажем педагогической работы. Изучается текучесть педагогических кад­ров (показатели текучести рассматривались в главе 3), динамика средней заработной платы работников.

Численность работников государственных учебных заведе­ний снижается начиная с 1997/98 учебного года. В среднем за 1997/98—1999/2000 учебные годы численность учителей сокраща­лась на 7,5 тыс. чел. и составила 1733 тыс. чел. В негосударствен­ных учреждениях, несмотря на то, что численность работников в абсолютном выражении намного ниже, чем в государственных, наблюдается быстрый рост численности работников. На начало 1999/2000 учебного года она составила 16200 чел., что выше уров­ня 1994/95 учебного года на 40,1%.

Динамика уровня образования педагогических работников имеет достаточно негативную тенденцию. Удельный вес работни­ков, имеющих высшее образование, в 1999 г. сократился на 1,6%. Быстрыми темпами идет сокращение удельного веса работников со средним профессиональным образованием: в 1999 г. по срав­нению с 1995 г. он сократился на 5,9%, а за 1992—1999 гг. средний темп снижения удельного веса составил 1,3%.В 1999 г. доля учителей начальных классов, имеющих высшее образование, составляла лишь 43,1%. Крайне отрицательным яв­ляется то, что растет удельный вес учителей, фактически не име­ющих специальности, а имеющих среднее общее образование. В 1999 г. численность учителей с общим средним образованием со­ставила 50 тыс. чел., а их удельный вес по сравнению с 1995 г. воз­рос в 1,5 раза.

Снижение уровня образования педагогических кадров не просто снижает качество текущего обучения детей, но и препят­ствует быстрой адаптации обучения к изменяющимся условиям.

Для изучения состава педагогических кадров строятся рас­пределения учителей по стажу педагогической работы. Средний стаж работы учителей 1—3(4) классов на 1 октября 1999 г. составил 9,5 года, что выше уровня 1993 г. на 9,2%, средний стаж работы учителей 5—10(11) классов составляет 9,5 и 10,1 года соответственно. Увеличение стажа работы может свидетельство­вать о накоплении педагогического опыта учителями. Однако это увеличение происходит за счет сокращения доли учителей со ста­жем до 5 лет, т.е. более молодых, что обостряет проблему преем­ственности и развития опыта преподавания в общеобразователь­ных школах.

Крайне низким остается уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений, хотя наблюдается

рост начисленной средней заработной платы. В 1999 г. по сравне­нию с 1998 г. начисленная заработная плата учителей возросла на 42,5% и составила 1113,1 руб. Однако этот показатель составляет лишь 73,1% от средней заработной платы в целом по экономике и 60,6% от средней заработной платы в промышленности. Такой разрыв в заработной плате сохраняется уже достаточно длитель­ное время и приводит не только к снижению престижности педа­гогического труда, но и качества педагогических кадров.

Численность учащихся в общеобразовательных учебных заведе­ниях определяется как в целом по государственным и негосудар­ственным учебным заведениям, так и в группировке по ступеням образования и формам обучения. Численность учащихся в госу­дарственных общеобразовательных учреждениях сокращается: в учреждениях начального образования в 1999/2000 учебном году по сравнению с 1998/99 учебным годом на 7,3%, в учреждениях основного образования — на 6,9%, в учреждениях среднего (пол­ного) образования — на 2,5%. В то же время растет численность учащихся в учреждениях с ограниченными возможностями здо­ровья — эта тенденция наблюдается в последние 7 лет. В среднем за 1994—2000 гг. их численность возрастала на 2,9%. В негосудар­ственных учебных заведениях сокращается численность учащих­ся только в 1—4 классах.

Для обобщенной оценки обеспеченности детей школьным образованием рассчитывается показатель охвата молодежи школьного возраста школьным образованием. Этот показатель оп­ределяется как отношение численности детей, обучающихся в школах, к общей численности детей школьного возраста. По дан­ным ПРООН в России этот показатель в 1997 г. составил 87,6%, что несколько выше, чем в 1995 г. (87,0%), однако существенно ниже, чем в 1985 г., когда этот показатель составлял 97,0%. Отри­цательная тенденция в динамике этого показателя требует усиле­ния внимания к анализу причин столь существенного снижения степени охвата детей школьным образованием.

Условия обучения оцениваются через показатели, характеризу­ющие сменность занятий: удельный вес школ и учеников, зани­мающихся во вторую и третью смены.

Для изучения эффективности и качества обучения использу­ется показатели соотношения численности учителей и учеников. Численность учащихся в расчете на одного учителя в государ­ственных образовательных учреждениях сокращается, хотя сам показатель остается достаточно высоким. В негосударственных учебных заведениях наблюдается рост соотношения численности учащихся и учителей при низком его уровне. Нормаль­ной считается ситуация, когда выполняется следующее соотно­шение темпов роста показателей:

Исходя из результатов расчета показателей динамики не представляется возможным говорить о полной согласо­ванности изменений показателей в государственных и негосударственных учреждениях. В 1998/99 учебном году в государствен­ных учреждениях быстрее всего убывает численность учеников (—1,2%), однако численность учителей убывает медленнее, чем число образовательных учреждений (—0,2% и —0,9% соответст­венно). В 1999/2000 году соотношение темпов роста более соот­ветствует эталонному: численность образовательных учреждений и учителей убывает одинаковыми темпами (—0,6%), численность учеников — более быстрыми темпами (—2,8%).

По группе негосударственных образовательных учреждений в 1998/99 учебном году практически отсутствует какая-либо согла­сованность: наблюдается рост численности учителей при сокра­щении численности и учреждений, и учеников (и это происходит при очень низких значениях соотношения численности учеников и учителей). В 1999/2000 году развитие негосударственных уч­реждений происходит практически согласованно. Исключение составляет лишь более быстрый рост численности учеников, чем учителей. Однако, учитывая, что на каждого учителя в негосудар­ственных образовательных учреждениях приходится лишь около 3 учеников (см. табл. 6.7), такое превышение темпа роста числен­ности учеников в настоящее время вполне допустимо.

При изучении влияния факторов на основные показатели де­ятельности учебных учреждений могут быть использованы фак­торные индексные модели. Например, влияние факторов на чис­ленность учеников в школах может быть оценено при помощи следующей модели:

Абсолютные изменения числа учащихся за счет каждого из факторов определяются следующим образом:

А, = (12,02 -12,41) • 25,90 • 66,9 = -675,76 тыс. чел., А2 = 12,02 • (25,90 -25,97) • 66,9 = -58,12 тыс. чел., А3 = 21,41 • 25,97 • (66,9 - 67,3) = -128,92 тыс. чел.

Относительный размер влияния факторов (при однонаправ­ленном влиянии факторов) характеризует долю влияния каждого из них на изменение числа учащихся и определяется отношением:

где Д;— абсолютный размер влияния /-го фактора;

Д — общее абсолютное изменение результативного показателя.

Как видно из расчетов, на сокращение численности учащих­ся влияют все три фактора. Наиболее сильное влияние оказывает сокращение численности учеников в расчете на одного учителя. В абсолютном выражении размер влияния этого фактора соста­вил 675,76 тыс. чел., а в относительном — 78,32%. Такое измене­ние считается согласованным с нормативным. Второе по величи­не влияние должен был бы оказывать показатель численности учителей в расчете на одно учебное заведение, однако расчеты свидетельствуют, что за счет снижения числа учебных заведений численность учащихся сокращается быстрее. Таким образом, при использовании данной модели еще раз подтверждается отсутст­вие полной согласованности в изменениях показателей деятель­ности учебных заведений.

25. Статистическое изучение профессионального образования

Система профессионального образования включает различ­ные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квали­фикации и переподготовки специалистов, центры дистанцион­ного обучения, центры обучения безработных, представительст­ва зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения.

При изучении начального профессионального образования опре­деляются следующие показатели: число учебных заведений, в том числе дневных и вечерних; численность учащихся в них, в том числе по полу; численность принятых в учебные заведения; под­готовка рабочих по профессиям.

В России с 1991 г. наблюдается устойчивая тенденция сокра­щения численности учебных заведений начального профессио­нального образования. В 1999 г. по сравнению с 1990 г. численность учебных заведений сократилась на 9,6%. Тенденция сокращения числа учреждений до 1997 г. развивалась параллель­но с сокращением численности учащихся. Сокращение числен­ности учащихся наблюдалось с 1980 г., что свидетельствует о кри-зисе начального профессионального образования и, как следст­вие, сокращении численности высококвалифицированных рабо­чих! До настоящего времени наблюдается сокращение выпуска рабочих практически по всем рабочим специальностям.

Основные проблемы в этой сфере образования: сокращение инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учебных заведений, отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, слабое участие работодателей в ре­шении проблем учреждений начального профессионального об­разования. Кроме того, в этой системе образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, преобладание подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для про­изводственной сферы экономики.

Система начального профессионального образования на ко­нец 2000 г. насчитывала 3,9 тыс. учебных заведений с численнос­тью учащихся 1,7 млн. человек. По сравнению с 1995 г. число учебных заведений и численность учащихся в них сократились соответственно на 273 единицы (7%) и 10 тыс. чел. (1%). Наибо­лее заметно за рассматриваемый период снизилась численность учащихся в вечерних (сменных) учебных заведениях (на 29%), а также в группах без получения среднего образования (на 35%).

Однако в последнее время осознается тот факт, что экономи­ка не может существовать без высококвалифицированных рабо­чих кадров, поэтому необходимо преодоление кризиса, прежде всего в сфере начального и среднего профессионального образо­вания.

Положительным является увеличение в последние два года численности учащихся в учебных заведениях начального профес­сионального образования, однако число подготовленных специ­алистов по-прежнему снижается.

При рассмотрении группировки учебных заведений по фор­мам образования видна неоднозначность изменений в численно­сти учреждений и учащихся. При общем сокращении численнос­ти учебных заведений растет число учебных заведений на базе среднего (полного) образования (на 0,7%). Численность учащих­ся в этих учебных учреждениях растет наиболее быстрыми темпа­ми: в 1999 г. по сравнению с 1998 г. численность учащихся в этих учебных заведениях возросла на 4,5%, в то время как численност учащихся в учебных заведениях на базе основного образования общего образования сократилась, на 9,6%. Образовательные учреждения среднего профессионального об­разования реализуют профессиональные образовательные про­граммы среднего профессионального образования. В 1995 г. Пра­вительством Российской Федерации был утвержден государст­венный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который установил государственный образец доку­ментов о среднем профессиональном образовании, общие требо­вания к основным профессиональным образовательным про­граммам и условиям их реализации, общие нормативы и объем Учебной нагрузки, требования к перечню специальностей сред­него специального образования.

Статистикой рассчитываются и анализируются следующие показатели:

• численность учебных заведений;

• численность учащихся всего, в том числе по формам обучения,полу, отраслевой специализации;

• распределение численности учащихся по регионам;

• прием в учебные заведения по видам обучения и отраслям;

• численность выпускников по видам обучения и группам специ­альностей;

• численность преподавателей и их распределение по уровню об­разования, стажу работы, должностям и окладам.

Начиная с 1994/95 учебного года наблюдается рост численно­сти учащихся в средних специальных учебных заведениях (рис. 6.4), однако вклад различных форм обучения в динамику численности учащихся неодинаков.

Начиная с 70-х годов наблюдается тенденция сокращения обучающихся на очно-заочной и заочной формах обучения, и к началу 90-х годов очно-заочная форма обучения практически ис­чезает. В середине 90-х годов ситуация начинает изменяться. Из рис. 6.4 виден рост численности учащихся всех форм обучения,

однако численность учащихся на очно-заочной форме обучения остается весьма низкой: в 2000/01 учебном году она составила лишь 87 тыс. чел. по сравнению с 1698 тыс. чел. на дневной и 459 тыс. чел. на заочной формах обучения.

Увеличение числа учащихся связано в первую очередь с ак­тивной перестройкой системы профессионального образования, переориентацией профессионального образования на востребо­ванные формы и виды обучения. Кроме того, в 90-х годах суще­ственно увеличилось число средних специальных учебных заве­дений, ведущих обучение по четырехлетним программам, кото­рые интегрируются в систему высшего образования.

В качестве обобщающих показателей определяется числен­ность учащихся, приходящаяся на 10000 человек населения, и чис­ленность выпускников на 10000 населения. В России численность студентов на 10000 населения растет: за 1994-2000 гг. числен­ность студентов выросла на 17% и составила в 1999/2000 учебном году 148 чел., численность выпускников выросла на 8,3%.

Одним из важнейших направлений при изучении распределе­ния учащихся является анализ их отраслевой специализации в группировке по полу в России существуют «чисто муж­ские» и «чисто женские» отрасли. Превышение удельного веса женщин над мужчинами наблюдается в следующих отраслях: «Экономика и право», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Просвещение», «Искусство и кинематография». Однако удельный вес мужчин в численности обучающихся увеличивает­ся по всем специальностям.

Высшее образование охватывает подготовку специалистов в высших учебных заведениях по программам высшего професси­онального образования. Обучение осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, кол­ледж. В соответствии с Законом 1996 г. в Российской Федерации установлены три ступени высшего образования с присвоением итоговой квалификации: «бакалавр», «дипломированный специ­алист», «магистр».

Система высшего профессионального образования в настоя­щее время является наиболее динамично развивающейся частью системы образования. В высших учебных заведениях в последние годы наблюдается рост внутренней эффективности при увеличении объема привле­ченных внебюджетных средств. Это свидетельствует о быстром развитии финансовой самостоятельности высших учебных заве­дений. Если в 1995 г. прием на основе полного возмещения затрат составил 14,9% от общей численности (и это только по государ­ственным учебным заведениям), то в 1999 г. — уже 40,4%, а в 2000 г. — 44,3%. При учете приема в негосударственные учебные заведения доля принятых на основе полного возмещения затрат в 2000 г. возрастает до 49%, т.е. практически половина студентов будет учиться не за бюджетные деньги.

По контингенту обучающихся доля студентов, получающих образование на основе полного возмещения затрат, составила в 1995 г. 8,7%, в 1999 г. - 27,4%, в 2000 г. - 34,3%. Такая форма обу­чения, как экстернат, практически полностью является платной.

В целом численность студентов вузов продолжает увеличи­ваться (рис. 6.5). После короткого периода падения престижнос­ти высшего образования, когда численность студентов сокраща­лась, значимость образовательных ценностей в последние годы резко возросла. Как видно из рис. 6.5, в большей степени на ди­намике численности студентов отразилось введение призыва в армию в середине 80-х годов.

О росте престижа высшего образования свидетельствует по­ложительная динамика обобщающего показателя — численности студентов на 10000 населения. В 1999/2000 году этот показатель возрос на 22,3%, а общий прирост за 1994-2000 гг. составил 62,8%. Однако в России более корректно было бы рассчитывать этот показатель не в расчете на 10000 всего населения, а с исполь­зованием численности возрастной группы населения, из которой преимущественно формируется контингент студентов (17-29 лет), поскольку в нашей стране возрастная структура населения смещена (является асимметричной).

При изучении уровня полученного образования анализиру­ются показатели структуры по формам выданных дипломов:

• диплом о неполном высшем образовании;

• диплом бакалавра;

• диплом специалиста с высшим образованием;

• диплом магистра.

Между государственными и негосударственными высшими учебными заведениями наблюдаются существенные различия. В государственных учебных заведениях наибольший удельный вес составляют дипломы специалистов с высшим <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.33 (0.014 с.)