Статистика политической и общественной жизни 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистика политической и общественной жизни



Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Предмет статистики политической и общественной жизни — количественная сторона явлении, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.

Статистические данные позволяют полно и всесторонне раскрыть закономерности развития общества и государства, увидеть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных практических нужд государственных органов, корректировки политического курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.

В современной России статистика политической и общественной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и референдумов —органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); социологическое обслуживание предвыборной кампании осуществляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдельных положений предвыборных программ кандидатов и корректируют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ участвуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения и т. д. В некоторых странах данные выборов анализируются статистическими службами. Например, в Германии анализ выполняют статистические департаменты земель. Это касается прежде всего выборов в местные органы власти.

Показатели статистики политической и общественной жизни дают количественную оценку избирательной системе, деятельности органов представительной власти, политическим партиям и общественным организациям, формам социального протеста и политической борьбы, формированию элитных групп и групп поддержки в различных социальных слоях населения России, соотношению и взаимодействию законодательной, исполнительной и судебной власти в различные периоды российской государственности и в настоящее время. Поскольку политическая система связана с отношениями собственности, некоторые ученые предлагают включить в анализ политической и общественной жизни данные о собственности (распределении предприятий и организаций по формам собственности, распределении занятых, их доходах и т. д.). Так, распределение общего числа зарегистрированных предприятий по формам собственности на 1 января 1999 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации заложена экономическая основа развития демократического общества:

государственная собственность — 5,1%, муниципальная собственность — 6,3%, частная собственность — 74%, собственность общественных объединений и организаций — 6,3%, прочие формы собственности — 8,3%. Однако к статистике политической и общественной жизни эти показатели не относятся — они характеризуют только предпосылки ее развития.

В нашей стране не всегда такая статистика была доступна. В 20-е гг. ее данные публиковались в изданиях Центрального статистического управления, в которых нашли отражение материалы социально-культурной статистики органов государственной власти и управления (табл. 14.1).

С конца 20-х гг. материалы, характеризующие политическую систему советской государственности, становятся фактически закрытыми. Это было связано с общей политической обстановкой того времени: отказом от новой экономической политики и возвращением к военно-коммунистическим методам форсированного строительства социализма, острой политической борьбой в политическом руководстве страны. Основные данные статистики постепенно сосредоточились в двух ведомствах: Отделе информации ЦК ВКП (б) и информационном отделе ОГПУ, а слета 1934 г. — в Информационно-статистическом отделе НКВД СССР. Все статистические материалы относительно состава местных Советов, их деятельности, подлинные результаты и итоги выборов поступали в высшие законодательные органы власти с грифом “Совершенно секретно”.

Наиболее полная информация поступала в Политбюро ЦК ВКП (б), секретариат ЦК под грифом "Особая папка”, “Совершенно секретно" в качестве подготовительных материалов для соответствующих решений Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК. В свою очередь, это означало недоступность этих материалов для исследователей и аналитиков. Процессы огосударствления общественных организаций и союзов привели к их фактическому превращению в придаток государственных органов.

Со второй половины 30-х гг. публикации статистических материалов подвергались значительной корректировке, Среди показателей фигурировали лишь половозрастной, партийный, профессиональный и образовательный цензы депутатов. Картина деятельности представительных органов власти оказалась в большей степени отретушированной.

Начиная с 1937 г. вырабатывался определенный тип статистического издания, рассчитанного прежде всего на пропагандистов. В них,как правило, публиковались краткие обобщенные таблицы с готовыми результатами в качестве иллюстраций к основным положениям Конституции СССР, решениям Коммунистической партии, Советского правительства и выступлениям И. В. Сталина. Первымтаким изданием стал сборник “Двадцать лет Советской власти”, изданный в 1937 г. По такому же типу стали издаваться и отраслевые статистические сборники.

При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и достоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с документами и материалами, находящимися в российских государственных и ведомственных архивах на режиме специального хранения. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Российской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутатском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, заседаниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравнительный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати.

Развернутые статистические материалы о политической системе содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям Политбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической партии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Однако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скорректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постановление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. “О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС”.

Анализ исторических материалов, в том числе и данных статистики, позволяет утверждать, что формирование советской политической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и репрессий, социальный, профессиональный, образовательный составы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Большинство партийных, советских хозяйственных кадров, составляющих некогда первоэлиту советского общества, было репрессировано во второй половине 30-х гг.

Сложные процессы восстановления российской государственности в конце 80 — начале 90-х гг. привели к изменению политической системы — российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с президентским правлением. Система показателей статистики политической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.005 с.)