Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статистика политической и общественной жизни↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру. Предмет статистики политической и общественной жизни — количественная сторона явлении, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах. Статистические данные позволяют полно и всесторонне раскрыть закономерности развития общества и государства, увидеть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных практических нужд государственных органов, корректировки политического курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы. В современной России статистика политической и общественной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и референдумов —органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); социологическое обслуживание предвыборной кампании осуществляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдельных положений предвыборных программ кандидатов и корректируют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ участвуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения и т. д. В некоторых странах данные выборов анализируются статистическими службами. Например, в Германии анализ выполняют статистические департаменты земель. Это касается прежде всего выборов в местные органы власти. Показатели статистики политической и общественной жизни дают количественную оценку избирательной системе, деятельности органов представительной власти, политическим партиям и общественным организациям, формам социального протеста и политической борьбы, формированию элитных групп и групп поддержки в различных социальных слоях населения России, соотношению и взаимодействию законодательной, исполнительной и судебной власти в различные периоды российской государственности и в настоящее время. Поскольку политическая система связана с отношениями собственности, некоторые ученые предлагают включить в анализ политической и общественной жизни данные о собственности (распределении предприятий и организаций по формам собственности, распределении занятых, их доходах и т. д.). Так, распределение общего числа зарегистрированных предприятий по формам собственности на 1 января 1999 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации заложена экономическая основа развития демократического общества: государственная собственность — 5,1%, муниципальная собственность — 6,3%, частная собственность — 74%, собственность общественных объединений и организаций — 6,3%, прочие формы собственности — 8,3%. Однако к статистике политической и общественной жизни эти показатели не относятся — они характеризуют только предпосылки ее развития. В нашей стране не всегда такая статистика была доступна. В 20-е гг. ее данные публиковались в изданиях Центрального статистического управления, в которых нашли отражение материалы социально-культурной статистики органов государственной власти и управления (табл. 14.1). С конца 20-х гг. материалы, характеризующие политическую систему советской государственности, становятся фактически закрытыми. Это было связано с общей политической обстановкой того времени: отказом от новой экономической политики и возвращением к военно-коммунистическим методам форсированного строительства социализма, острой политической борьбой в политическом руководстве страны. Основные данные статистики постепенно сосредоточились в двух ведомствах: Отделе информации ЦК ВКП (б) и информационном отделе ОГПУ, а слета 1934 г. — в Информационно-статистическом отделе НКВД СССР. Все статистические материалы относительно состава местных Советов, их деятельности, подлинные результаты и итоги выборов поступали в высшие законодательные органы власти с грифом “Совершенно секретно”. Наиболее полная информация поступала в Политбюро ЦК ВКП (б), секретариат ЦК под грифом "Особая папка”, “Совершенно секретно" в качестве подготовительных материалов для соответствующих решений Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК. В свою очередь, это означало недоступность этих материалов для исследователей и аналитиков. Процессы огосударствления общественных организаций и союзов привели к их фактическому превращению в придаток государственных органов. Со второй половины 30-х гг. публикации статистических материалов подвергались значительной корректировке, Среди показателей фигурировали лишь половозрастной, партийный, профессиональный и образовательный цензы депутатов. Картина деятельности представительных органов власти оказалась в большей степени отретушированной. Начиная с 1937 г. вырабатывался определенный тип статистического издания, рассчитанного прежде всего на пропагандистов. В них,как правило, публиковались краткие обобщенные таблицы с готовыми результатами в качестве иллюстраций к основным положениям Конституции СССР, решениям Коммунистической партии, Советского правительства и выступлениям И. В. Сталина. Первымтаким изданием стал сборник “Двадцать лет Советской власти”, изданный в 1937 г. По такому же типу стали издаваться и отраслевые статистические сборники. При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и достоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с документами и материалами, находящимися в российских государственных и ведомственных архивах на режиме специального хранения. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Российской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутатском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, заседаниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравнительный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати. Развернутые статистические материалы о политической системе содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям Политбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической партии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Однако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скорректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постановление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. “О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС”. Анализ исторических материалов, в том числе и данных статистики, позволяет утверждать, что формирование советской политической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и репрессий, социальный, профессиональный, образовательный составы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Большинство партийных, советских хозяйственных кадров, составляющих некогда первоэлиту советского общества, было репрессировано во второй половине 30-х гг. Сложные процессы восстановления российской государственности в конце 80 — начале 90-х гг. привели к изменению политической системы — российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с президентским правлением. Система показателей статистики политической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.006 с.) |