Сущность теории потребительского поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность теории потребительского поведения



Рисунок не весь

Рис. 3. Факторы экономического роста
Рассмотрим некоторые факторы более подробно.

Природные ресурсы в качестве условий производства ограничены запасами в природе, их количество и доступность постепенно снижаются. Общество должно учитывать это обстоятельство. Растущие масштабы вовлечения природных ресурсов в производство и несовершенство их переработки и использования порождают проблемы, приобретающие глобальное значение. Их можно разделить на две группы. Первая связана с иссякаемостью природных запасов. Пока общественное производство не столь активно развивалось, человек брал все. Со временем проблема исчерпаемости ресурсов приобретала местный характер, затем региональный, национальный. Сегодня она выходит на Мировой уровень. Но нужно сказать, что наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведёт к экономическому росту.[5]

Вторая группа проблем связана с последствиями использования ресурсов. Последние полтора века прогресс в производительных силах привел к настоящему экологическому кризису. Экологи оценивают сложившуюся ситуацию как критическую. С экономической точки зрения сохранение окружающей среды ведет к дополнительным затратам на устранение отрицательных последствий использования ресурсов или их предупреждение. Необходимость этих мер вступает в противоречие со стремлением получить максимальную прибыль, достижение которой осуществляется путем снижения издержек производства. Природные ресурсы являются источником роста с количественной стороны, обеспечивая растущие объемы производства, а с качественной стороны источником роста выступает весь комплекс прилагаемых мер по оптимизации их использования. Сами по себе природные ресурсы нейтральны по отношению к экономическому росту.

Рост населения и трудовых ресурсов традиционно рассматривается как фактор, стимулирующий экономическое развитие. Для развивающихся стран с их избытком рабочей силы быстрый рост населения не всегда является позитивным явлением, эффект от роста населения зависит от способности экономической системы создать рабочие места для новых работников. Эта способность часто увязана с темпами накопления капитала и развитием таких факторов производства, как предпринимательская инициатива.

Накопление капитала имеет место, когда часть текущего дохода сберегается и инвестируется с целью увеличения будущих доходов. Новые фабрики, оборудование и материалы — все это увеличивает запас физического капитала, которым располагает страна. Помимо этих прямых инвестиций в производство существуют еще вложения в социальную и экономическую инфраструктуру — дороги, энергетику, коммунальное хозяйство и транспорт. Такие инвестиции сопутствуют производственным, обеспечивая общие условия для хозяйственной деятельности.

Инвестиции в человеческий капитал повышают качество рабочей силы и часто способны дать больший производственный эффект, чем рост числа занятых. Эффективность всех форм образования, в свою очередь, возрастает при соответствующих инвестициях в их материальную базу — оборудование, здания, материалы (книги, персональные компьютеры, учебные и научные приборы и т.д.). Качественная подготовка преподавателей и наличие хороших учебников по экономике могут внести существенный вклад в повышение квалификации и производительности работающих. Поэтому вложения в человеческий капитал аналогичны по своим результатам повышению качества земельных ресурсов посредством осуществления инвестиций.

Технический прогресс — третий базовый компонент роста — многие экономисты считают самым важным. В своей простейшей форме он означает появление новых, более эффективных способов производства товаров. Существует три основных разновидности прогресса: нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Нейтральный технический прогресс имеет место, когда рост производства достигается при тех же объеме и структуре затрат факторов. Примером этого может служить такая простейшая инновация в производстве, как разделение труда (оно увеличивает производительность и возможности потребления, почти не требуя каких-то дополнительных затрат). В отличие от нейтрального капитало- и трудосберегающий технический прогресс позволит увеличить производство при неизменных затрата какого-то одного фактора — капитала либо труда. Компьютеры, автоматические ткацкие станки, электродрели, тракторы, механические плуги — все эти и многие другие виды современных машин можно назвать трудосберегающими формами технического прогресса. Капиталосберегающий технический прогресс — менее распространенное явление. Но это лишь потому, что почти все научные исследования ведутся в развитых странах, где задача экономии труда стоит на первом месте. Наиболее эффективны здесь (с точки зрения издержек) различные трудоемкие методы производства типа ручной проколки и обмолота сельскохозяйственных культур, механических распылителей для небольших хозяйств.

Взаимодействие факторов экономического роста зависит часто от внешнего влияния на их поведение, в первую очередь, со стороны государственного управления, которое можно выделить в качестве надстроечного фактора. Государственные программы экономического развития включают цели обеспечения экономического роста. Государство как минимум обеспечивает правовую основу отношений. А это по-разному может влиять на протекание экономических процессов. В данном случае речь идет о степени влияния государства на экономические процессы, о формах и методах госрегулирования.

Экономический рост выступает всегда как результат действия экономических и неэкономических факторов. К последним относятся военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные и т. д. Влияние тех или иных факторов может быть более или менее заметным, но нивелировать их невозможно, тем более в их совокупности. Тому хороший ли, но весьма наглядный пример – наша Россия. Совершенно очевидно, что влияние этих факторов может быть как негативным, так и позитивным.

Существует еще одна классификация факторов экономического роста (рис. 4.).

В целом наиболее упрощенно экономический рост можно представить как результат воздействия двух обобщенных факторов вместе и каждого в отдельности:

1. вовлечение большого количества ресурсов;

2. более эффективное их использование.

Тогда экономический рост предстает как результат умножения затрат на его производительность.


тоже рисунок не весь((((

Рис. 4. Структура факторов экономического роста

Также важен эффективный экономический рост. Он определяется следующими факторами[6]: - природные ресурсы (земля);

- капитал;

- трудовые ресурсы;

- технологии.

Проанализировав сущность и факторы экономического роста можно сделать вывод о том, что экономический рост является важнейшей характеристикой развития страны, все факторы экономического роста тесно взаимосвязаны между собой. Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности определяют уровень и скорость экономического роста.


 

36. максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

где MU ? предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.

Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривуюспроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правиломаксимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия. Кратко рассмотрим их.

Факторы предпринимательства

Предприниматель постоянно находится под воздействием самых разнообразных факторов, оказывающих влияние на те или иные стороны его деятельности.

Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции.

Различают внешние, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации, факторы предпринимательства.

К внешним факторам, детерминирующим конкретные условия деятельности предпринимателя, относят следующие.

Природно-демографические факторы (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и т.д.) определяют отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы.

Социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству.

Технологические факторы (уровень индустриального развития страны, уровень развития науки и техники, наличие технологий и их применение и т.д.) обусловливают не только характер и формы осуществления производства, но и способы предпринимательской деятельности.

Экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. — определяют условия распределения ограниченных ресурсов и определяют уровень предпринимательской активности.

Институциональные факторы — развитие банковской системы, развитие страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные и т.п. агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения — обусловливают интенсивность товарообменных операций, расширяя возможности для предпринимательской деятельности.

Правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства — не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности но и определяют уровень ее активности.

Политические факторы — устойчивость политических институтов, характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия решений — обусловливают социальную интегрированность предпринимательства в общество и его идеологию.

К внутренним факторам предпринимательства относят те которые отражают:

− развитость отношений собственности, включая гарантии частной собственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов рынка и контроля за использованием ресурсов; четкость определения прав собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяйственных операций развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала - демократизацию отношений собственности, способствующую объединению и мобилизации свойств предпринимательской функции;

− особенности внутренней организации хозяйственных ячеек, непосредствен но влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабность организации; особенности иерархической структуры; форма и характер управления организацией).

В процессе хозяйственного развития общества действенность любого фактора может меняться. Более того, отдельные факторы утрачивают свою роль и, наоборот, начинают действовать новые, ранее не действовавшие факторы Условия переходной экономики кардинально изменяют роль и значение а так же взаимосвязь факторов предпринимательства.

 

Функции предпринимательства

Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. С этой точки зрения набор предпринимательских функций представляет собой ни что иное как специфические виды управленческой деятельности

Управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом — вот функциональная сфера предпринимателя. Являясь управленческими по форме и по содержанию, как предпринимательские функции, они имеют особую специфику.

Управление финансами лишь на первый взгляд ограничивается вопросами привлечения и использования денежных средств. В действительности содержание этой функции глубже. Главная задача финансового управления — обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизуемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу от инвестированных средств, применяя наиболее эффективные способы их использования. Это означает, что основным содержательным моментом данной функции предпринимателя является обеспечение роста стоимости активов предприятия и его финансовой устойчивости.

Функция материально-технического обеспечения состоит в том, чтобы бесперебойное снабжение обеспечивалось при минимальных запасах. Самым сложным в решении этого вопроса является далеко не организационная сторона дета, а непредсказуемость рыночной конъюнктуры. Поэтому главная задача предпринимателя состоит в выборе оптимального сочетания рыночной и нерыночной форм осуществления материально-технического обеспечения.

Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами, содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.

Управление кадрами в современном предпринимательстве связано не только с подбором и расстановкой работников. С одной стороны, возросшее значение человеческого фактора требует заботы о развитии качества трудовых ресурсов и иных подходов к оценке труда и его стимулирования. С другой стороны; глубокая дифференциация и рассредоточение предпринимательских функций по разным уровням организации порождает проблему их консолидации и сосредоточения усилий в одном направлении. Неслучайно управление кадрами, рассматривая «человеческий капитал» как самый ценный ресурс, принимает все более стратегический характер. Поэтому экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что в конечном счете, и определяет ее успех.

Управление сбытом в условиях высококонкурентного рынка, где главенствующую роль играет не производитель, а потребитель, также приобретает новые черты. Не развитие каналов сбыта, упаковка и реклама, и даже не качество товара при всем их большом значении доминируют в настоящее время в определении успеха сбытовой деятельности. Выявление самой потребности становится краеугольным камнем осуществления функции сбыта. Собственно сбытовая деятельность как усилия по реализации товаров или услуг уже играет второстепенную роль.

Вторая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия.

В этом отношении одной из функций предпринимательства является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение, адекватно перемещая блага и наращивая их производство. Перемещая блага с рынков, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесия на товарных рынках. С другой стороны, наращивая производство за счет привлечения дополнительных ресурсов, предприниматель способствует более рациональному их распределению, обеспечивая тем самым равновесие на ресурсных рынках.

Преобразовательская функция. Стремясь к изменению рыночной ситуации в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, предприниматель не только создает новые блага и технологии, он разрушает сложившуюся рыночную среду, модифицируя существующие и создавая новые рынки, формы конкуренции и организации производства. Таким образом, предпринимательство проявляет себя активным субъектом предпринимательской среды, выполняя преобразовательскую функцию. В том, что функциональная роль предпринимательства, с одной стороны, направлена на установление рыночного равновесия, а с другой, — на его разрушение, противоречия нет. Все дело в том, что функционально предпринимательская деятельность направлена на установление динамического, а не статического равновесия.

Социальные функции. Предпринимательская деятельность связана с осуществлением ряда социальных функций. Борьба за лучшие результаты хозяйствования заставляет предпринимателя постоянно заботиться о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, придании им новых потребительских свойств. В результате создаются возможности для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния. Стремление к рациональному использованию ресурсов оборачивается для общества сберегающими технологиями, а новаторство служит инструментом решения экологических проблем посредством перехода от борьбы с загрязнением к предотвращению самого загрязнения.

 

Сущность теории потребительского поведения

Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.

Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол. XIX в. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.

Одним из главных положений маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, но он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а, следовательно, и производства товаров.

Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя, в конечном счете, направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова "число") и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова "порядок").

Кардиналисты заметили, что если потребление товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления.

Принцип максимизации общей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Ординалисты - представители другого направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.120.26 (0.01 с.)