Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Анализ производства и реализации продукции.

Поиск

2.1 Задачи анализа объема производства и реализации продукции (работ, услуг).

2.2 Информационное обеспечение анализа выпуска продукции.

2.3 Показатели, характеризующие выпуск и реализацию продукции (валовая, товарная, реализованная).

2.4 Методика анализа выполнения производственной программы по выпуску продукции.

2.5 Расчет влияния факторов на объем выпуска продукции: трудовых, материальных, производственно-технических.

2.6 Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре.

2.7 Анализ влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции.

2.8 Анализ равномерности и ритмичности выпуска продукции.

2.9 Показатели, характеризующие ритмичность выполнения плана по выпуску продукции: коэффициенты ритмичности, вариации, числа аритмичности.

2.10 Анализ качества выпускаемой продукции.

2.11 Обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Методика их анализа.

2.12 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, объемов реализации продукции.

2.13 Основные факторы, влияющие на объем реализованной продукции.

2.14 Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции.

2.1 Задачи анализа объема производства и реализации продукции (работ, услуг).

 

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных произ­водственных возможностей и неограниченного спроса приоритет от­дается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной про­граммы. Субъекты хозяйствования должны производить только те товары и в та­ком объеме, которые они может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, по­вышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ данных по­казателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

• определение влияния факторов на изменение величины этих по­казателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных из­мерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприя­тия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение от того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производ­ства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1). При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Например, чтобы определить объем валовой продукции i-гo периода в ценах базисного периода необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов:

 

27357:1,50=18324,

38148/(1,46∙1.50)=17420 и т.д.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.

Таблица 2.1 - Динамика производства и реализации продукции

Год Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. Индекс цен Объем производства продукции в ценах базис­ного года тыс. руб. Темпы роста, % Объем реали­зации, тыс. руб. Темпы роста, %
Базис­ные Цеп­ные Базис­ные Цеп-ные
ххх1   1,00       18 500    
ххх2 27 357 1,50 18 234 98,0 98,0 18 144 98,0 98,0
хххЗ 38 148 1,46 17 420 93,6 95,5 17 390 94,0 95,8
ххх4 53 940 1,40   94,5 101,1   95,7 101,8
ххх5 73 940 1,33 18 140 97,5 103,0 18 145 98,1 102,4
хххб 100 320 1,28 19 230 103,3 106,0   102,8 104,9

Из табл. 2.1 видно, что в первые три года происходил спад произ­водства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации — на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста произ­водства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализо­ванной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупа­телями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеариф­метической взвешенной.

 

 

Исчислим его по среднегеометрической:

 

где Твп - темп роста выпуска продукции;

Трп - темп роста реализации продукции;

Тпр - темп прироста.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,65%, а реализации продукции - 0,55%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием_________________________ за 200_год

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт. +,- к плану план факт. +,- к плану
Пальто женские из ч/ш ткани 50 000 66 500 +16 500 +33 52 275 62 730 +10 455 +20,0
Пальто женские из п/ш ткани 30 000   -12 900 -43     -12 423 -41,2
Итого 80 000 83 600 +3600 +4,5   80 442 -1968 -2,39

 

Из табл. 2.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации не довыполнен на 2,39%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.2.3).

 


Таблица 2.3 - Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продук­ции План План с начала месяца 02.01.20 г. 03.01 и т.д.
на сутки на месяц Фактический объем Откло­нение от плана
за сутки с начала месяца
Изделие А
Выпуск           -20  
Отгрузка           +5  
Изделие Б
Выпуск           +5  
Отгрузка           +3  
Итого
Выпуск           -15  
Отгрузка           +8  

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в. условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на ито­ги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.165.243 (0.011 с.)