Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.



 

Затраты на рубль произведенной продукции — очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень затратоемкос­ти продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к сто­имости произведенной продукции в действующих ценах. Если его уро­вень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным. В процессе анализа следует изучить выполнение плана и динамику затрат на рубль продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю (табл. 6.4).

 

Таблица 6.4 - Динамика затрат на рубль продукции

Год Анализируемое предприятие Предприятие - конкурент В среднем по отрасли
Уровень показателя, коп. Темп роста, % Уровень показателя, коп. Темп роста, % Уровень показателя, коп. Темп роста, %
ххх1 84,2   85,2   90,4  
ххх2 83,6 99,3 85,0 99,7 88,2 97,6
ххх3 82,5 98,0 84,0 98,6 86,5 95,7
ххх4 82,0 97,4 83,8 98,4 85,7 94,8
ххх5 81,25 96,5 82,0 96,2 84,5 93,5

 

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что затраты на рубль продукции на анализируемом предприятии сни­жаются менее высокими темпами, чем на конкурирующем предпри­ятии и в среднем по отрасли, однако уровень данного показателя остается пока более низким.

После этого нужно установить факторы его изменения (рис. 6.2), для чего используется следующая факторная модель:

ЗЕ= = .

Влияние перечисленных факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным табл. 6.3 и нижеприведенным данным о стоимости произведенной продукции (табл. 6.5);

  Стоимость валового производства продукции: тыс.руб.
Базовая величина  
Фактические при базовой структуре и базовых ценах  
Фактически по базовым ценам  
Фактически по фактическим ценам  

Изменение уровня удельных переменных затрат (bi)

 

Изменение суммы постоянных затрат (А)

 

Изменение цен в связи с инфляцией

 

Изменение качества продукции

 

Изменение рынков сбыта продукции

 

Изменение ресурсоемкости продукции

 

Изменение цен на потребленные ресурсы

 

Затратоемкость продукции (ЗЕ)

 

Изменение общего объема выпуска продукции (VВПобщ)

 

Изменение структуры продукции (Удi)

 

Изменение уровня цен на продукцию (Цi)

 

 

Рис. 6.2. Структурно-логическая модель факторного анализа затрат на рубль продукции

Таблица 6.5 - Расчет влияния факторов на изменение уровня затратоемкости продукции

Затраты на рубль продукции Расчет Факторы
Объем производства Структура производства Уровень удельных переменных затрат Сумма постоянных затрат Отпускные цены на продукцию
ЗЕ 66000:80000=82,50 t0 t0 t0 t0 t0
ЗЕусл1 63675:76000=83,78 t1 t0 t0 t0 t0
ЗЕусл2 67285:83600=80,48 t1 t1 t0 t0 t0
ЗЕусл3 74828:83600=89,50 t1 t1 t1 t0 t0
ЗЕусл4 81510:83600=97,50 t1 t1 t1 t1 t0
ЗЕ1 81510:100320=81,25 t1 t1 t1 t1 t1
+1,28 -3,30 +9,02 +8,0 -16,25

 

Аналитические расчеты, приведенные в табл. 6.5, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:

 

Уменьшения объема производства продукции 83,78-82,50=+1,28коп;
Изменения структуры производства 80,48-83,78=-3,30коп;
Уровня переменных затрат 89,50-80,48=+9,02коп;
Размера постоянных затрат 97,50-89,50=+8,00коп;
Повышения цен на продукцию 81,25-97,50=-16,25коп.

 

Рост уровня постоянных и переменных затрат, как уже отмеча­лось, обусловлен двумя факторами: с одной стороны, повышением ресурсоемкости производства, а с другой — увеличением стоимости потребленных ресурсов.

За счет первого фактора затраты на рубль продукции уменьши­лись на 3,09 коп. (2585: 83 600 • 100), а за счет второго увеличились на 20,11 коп. (16 810:83 600-100).

После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора необходимо умножить на фактический объем реализации продукции отчетного периода, вы­раженный в базовых ценах (табл. 6.6):

Таблица 6.6 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

 

Фактор Расчет влияния Изменение суммы прибыли, тыс.руб.
Объем выпуска продукции +1,28*80442/100 -1030
Структура продукции -3,30*80442/100 +2655
Уровень переменных издержек на единицу продукции +9,02*80442/100 -7256
Сумма постоянных затрат на производство продукции +8,00*80442/100 -6435
Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию -16,25*80422/100 +13072
Итого -1,25 +1006
В том числе за счет изменения: Уровня ресурсоемкости продукции -3,09*80442/100 +2485
Стоимости потребления ресурсов +20,11*80442/100 -16176

 

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что сумма прибыли возросла в основном за счет роста цен на продукцию предприятия, увеличения удельного веса более рентабельной продукции и более экономного использования ресурсов. Следует отметить также, что темпы роста цен на ресурсы опережают темпы роста цен на продукцию предприятия, что свидетельствует об отрицательном эффекте инфляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.008 с.)