Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Затраты на производство продукции↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление затратами» для студентов заочной формы обучения специальности 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов»
г. Белгород-2012
УДК 657.3(07) ББК65.053я7 Составитель: О.В.Лева Лева О.В.. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление затратами» для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов» / сост. Лева О.В.. – Г. Белгород 2012
Данные методические указания подготовлены на основе рабочей программы по дисциплине «Управление затратами». Методические указания содержат задания по выполнению курсовой работы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080502 (060800) - «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов».
УДК 657.3(07) ББК65.053я7
Курсовая РАБОТА по «Управлению Затратами» 1. Цель и задачи курсового проекта Цель курсовой работы – оказание помощи студентам в осмыслении теоретических положений и закреплении знаний по курсу «Управление затратами»; привитие навыков в подборе литературы, развитие у студентов умения самостоятельно, творчески работать над литературными и статистическими источниками, а также приобретение навыков самостоятельной работы в области обоснования выбора лучших, наиболее эффективных мероприятий; привитие студентам навыков умения правильно анализировать собранный материал, делать обобщения, соответствующие выводы, оценку и заключение о целесообразности и эффективности внедрения тех или иных мероприятий по улучшению технико-экономических показателей деятельности предприятия. В процессе выполнения курсовой работы студентам необходимо закрепить теоретические знания и научиться решать практически следующие задачи: • формирование знаний о содержании управления затратами, его принципах и назначении; • усвоение теоретических основ исчислений затрат и результатов производственной деятельности организации; учета издержек производства и сбыта по видам, местам формирования и объектам калькулирования; • представление о современных системах производственного учета, стандарт-косте, нормативном учете затрат, директ-косте и особенностях их применения на предприятиях различных отраслей; • использование информации управленческого учета для принятия управленческих решений и оценки их эффективности.
2. Структура курсовой работы Курсовая работа содержит: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Теоретическую часть. 5. Практическую часть. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. 8. Приложения. Курсовая работа включает в себя два раздела: теоретический (25-30 с.) и практический (20-25 с). Темы курсовых проектов приведены в приложении 1. Выбор темы работы - свободный: студент самостоятельно выбирает тему, учитывая, что в рамках учебной группы конкретная тема может быть выбрана только один раз. Причем приведенный в приложении 1 перечень тем нельзя считать исчерпывающим. Студент по согласованию с руководителем вправе взять и другую тему. 3. Требования к оформлению курсовой работы Текст курсовой работы (КР) должен быть напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210×297). Шрифт текста Times New Roman, размер шрифта 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный. Страницы должны иметь поля, мм: левое - 30, правое - 10, верхнее - 20, нижнее - 25. Абзацный отступ должен быть одинаковый и равный 1 см. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу одним интервалом и набираются полужирным шрифтом. Все страницы КР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист, номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах (начиная с 3-й) порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу. КР следует писать кратко, сжато, избегая повторений, экономически и технически грамотным языком. Каждое положение в тексте должно обосновываться и подтверждаться фактами, цифровыми данными и другими аргументами. Изложение во всех главах и параграфах КР следует вести от первого лица множественного числа без местоимения «мы» (например: «рассмотрим», «считаем» и т.п.). При написании КР текст теоретической части подразделяют на отдельные логически соподчиненные части: разделы, подразделы. Эти части должны иметь краткие, но отражающие содержание заголовки. На протяжении всей КР оформление заголовков должно быть единообразным. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в подчиняющем заголовке. Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах основной части курсового проекта и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце (введение и заключение не нумеруются). Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (например,«2.3.»). Заголовки разделов пишутся прописными буквами, а заголовки подразделов - строчными (кроме первой буквы - прописной). В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Следует употреблять общепринятые сокращения слов и писать их правильно. Малоизвестные сокращения при первом упоминании надо обязательно расшифровывать. Условные сокращения терминов должны быть единообразными на протяжении всего курсового проекта. Термин, употребляемый впервые, необходимо дать полностью, а рядом в скобках – сокращенно. В дальнейшем его можно по всему курсовому проекту употреблять сокращенно. Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики) должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсового проекта или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер чертежей, схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например; Рис.2.1.– первый рисунок второго раздела). Номер рисунка с поясняющей надписью помещают ниже самого рисунка. Если в курсовом проекте приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы (например: Таблица 2.3). При переносе таблицы на другой лист над ее продолжением пишут «Продолжение табл. 2.3». При этом недопустимо на предыдущей странице оставлять лишь одно название и «шапку» таблицы: необходимо заполнить хотя бы одну строчку. Заголовок таблицы начинают с прописной буквы, его не подчеркивают. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так; «в табл.2.3 приводятся данные о...», при повторной ссылке - «см. табл.2.3». Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков не допускается. Общую для всех показателей размерность следует выносить в заголовок таблицы. Примечание к таблице размещается непосредственно под ней. Формулы должны быть написаны в тексте в редакторе MS Equation. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, после каждой фразы следует ставить точку с запятой. Первую строчку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия. Номера формул могут быть едиными по всему тексту или даны по главам (разделам). Номера формул пишутся в круглых скобках у правого края страницы. Номер состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой (например: (4.1) - первая формула четвертого раздела). При написании курсового проекта используются литературные источники. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении курсового проекта, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако при этом также необходимо делать ссылку. Возможны два основных варианта оформления ссылок. Первый заключается в постраничном приведении ссылок. В этом случае цитата или упоминание источников снабжается цифрой (звездочкой и т.д.), а соответствующая ссылка с обозначением источника приводится внизу страницы под тем же номером (звездочкой). В КР более предпочтителен второй вариант, предполагающий использование затекстовых ссылок. В этом случае после упоминания источника ставятся косые (или квадратные) скобки с указанием номера литературного источника по списку литературы или номера источника и номера страницы, на которой приведен цитируемый материал (например: /7, с.4-5/). Список литературных источников (библиографических ссылок) приводится в конце работы. Он должен содержать перечень источников, используемых при выполнении работы. Наиболее распространенный способ расположения литературы в списке - алфавитный. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания - фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных - место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания. 4. Содержание КР 4.1. Введение Во введении должны быть отражены основные тенденции развития производства в условиях рынка, показана актуальность выбранной темы, определены цели и конкретные задачи, поставленные в курсовом проекте. Объем введения 1-2 с. 4.2. Теоретическая часть В данной части приводится обзор использованных литературных источников по теме курсового проекта. В обзоре литературы студент должен дать ретроспективный анализ основных этапов в развитии научной мысли по соответствующей теме. Здесь дается осмысленная критическая систематизация точек зрения различных авторов по рассматриваемой проблеме, подчеркивается отношение лично автора курсового проекта к мнению того или иного ученого. Отмечается значение изучаемой проблемы с точки зрения повышения эффективности хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятия. Данный теоретический раздел выполняется на основе глубокого изучения и использования официальных законодательных материалов, а также на основе изучения многочисленной специальной учебной и научной литературы, вышедшей в свет в настоящее время. Критически, в сжатой форме осветив работы ученых и практиков, студент должен выделить те вопросы, которые требуют решения и являются сегодня особенно актуальными. Объем раздела 25-30 с. 4.3. Практическая часть Практическая часть КР должна иметь следующую структуру: 4.3.1. Краткая характеристика выбранного предприятия В данном разделе приводят: • общие сведения; • развитие и современное состояние предприятия; • вид основной деятельности; • организационно-правовую форму предприятия; • тип производства; • метод организации производства; • производственную структуру предприятия; • характеристика товара (объем производства, номенклатура, ассортимент, цена, себестоимость, материалоемкость, рентабельность). 4.3.2. Описание учетной политики предприятия В данном разделе необходимо описать учетную политику предприятия. 4.3.3. Анализ себестоимости продукции Здесь следует провести анализ себестоимости продукции по следующей схеме: • общая сумма затрат на производство товарной продукции; • затраты на рубль товарной продукции; • себестоимость отдельных изделий; • прямые материальные затраты; • прямые трудовые затраты; • косвенные затраты; • резервы снижения себестоимости продукции. Остановимся более подробно на выполнении данного раздела курсового проекта. 4.3.3.1. Значение, задачи и объекты анализа Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: · полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; · затраты на рубль продукции; · себестоимость отдельных изделий; · отдельные статьи затрат; · затраты по центрам ответственности. Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д. Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.). Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации. Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения. Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы. Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др. Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое. Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и "ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду. 4.3.3.2. Понятие и методика определения суммы постоянных Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации. Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д. Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени Y = a + bx, где Y — сумма затрат на производство продукции; а — абсолютная сумма постоянных расходов; b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); х — объем производства продукции (услуг). Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат. Алгебраический метод можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (x 1 и x 2) и соответствующих им затратах (z 1 и z 2). Переменные затраты на единицу продукции (b)определяют следующим образом: . Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат a: a = z2 – bx2 или a = z1 – bx1. Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт. При таком объеме производства общая сумма затрат — 250 тыс. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 тыс. руб. Вначале определим переменные издержки на единицу продукции: (250 – 200)/(2000 – 1500) = 0,1 тыс. руб. Затем найдем общую сумму постоянных затрат: 250 – 0,1 × 2000 = 50 тыс. руб., или 200 – 0,1 × 1500 = 50 тыс. руб. Уравнение затрат для данного примера будет иметь следующий вид Y = 50 + 0,1 x. По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду. В условиях многопродуктового производства для нахождения суммы постоянных затрат вместо количества i - гo вида продукции надо брать стоимость валового выпуска, а вместо переменных затрат на единицу продукции – удельные переменные затраты на рубль продукции (УПЗ). Например, из-за сезонности производства (могут быть и другие причины) объемы выпуска продукции и затраты довольно существенно колебались на протяжении года. Минимальный месячный объем производства составил 7000 тыс. руб., максимальный – 10000 тыс. руб. Затраты соответственно 6075 и 7800 тыс. руб. Исходя из этих данных определим сумму удельных переменных затрат на рубль продукции: руб. Сумма постоянных затрат за один месяц составит А = 31 – УПЗ1 × ВП1=6075 –0,575 × 7000 = 2050 тыс. руб., а за год – 24 600 тыс. руб. Селективный метод позволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с рассмотренными выше. Однако в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается, если предусмотреть деление затрат на постоянные и переменные в компьютерных программах и в первичных документах. 4.3.3.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции Анализ состава и структуры затрат. Факторы изменения общей суммы затрат. Методика расчета и оценки их влияния. Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат. Как видно из табл. 2, фактические затраты предприятия выше плановых на 6216 тыс. руб., или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась (рис. 3). Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 2083 тыс. руб. (82723 – 80640). Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 1445 тыс. руб. (84168 – 82723), что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат. Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 6216 тыс. руб. (84168 – 77952), или +8%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 2688 тыс. руб. (80640 – 77952), а за счет роста себестоимости продукции – на 3528 тыс. руб. (84168 – 80640), или на 4,38%. В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить: На анализируемом предприятии за счет данного фактора общая сумма затрат на производство продукции возросла по сравнению с запланированной на 3225 тыс. руб. Следовательно, за счет снижения уровня ресурсоемкости продукции (трудоемкости, расхода материалов на единицу продукции) затраты снизились на: 3528 – 3225 = +303 тыс. руб., следовательно, доля внешних факторов в росте себестоимости продукции данного предприятия составляет 91,4% (3225/3538 × 100), а внутренних – 8,6% (303/3528 × 100), что нужно учитывать при анализе прибыли и других показателей. 4.3.3.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции Роль данного показателя при оценке работы предприятия. Факторы изменения его уровня. Порядок расчета их влияния. Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей.суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю. Таблица 4. Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия А
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет: DС общ = С ф – С пл = 4500 – 4000 = +500 руб., в том числе за счет изменения а) объема производства продукции: DС VBП = С усл1 – С пл = 4171,4 – 4000 = +171,4 руб., б) суммы постоянных затрат: DСа = Сусл2 - Сусл1 = 4200 – 4171,4 = + 28,6 руб., в) суммы удельных переменных затрат: DСb = Сф – Сусл2 = 4500 –- 4200 = +300 руб. Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции (табл. 8). Таблица 8 Пример Стоимость возвратных отходов по цене возможного использования: тыс. руб. по плановым нормам на фактический выпуск продукции 320 фактически 385 сверхплановые отходы 65 Стоимость возвратных отходов по цене исходного сырья 1540
Стоимость возвратных отходов по цене исходного сырья превышает их стоимость по цене возможного использования в 4 раза за (1540/385). Следовательно, стоимость сверхплановых отходов по цене исходного сырья составляет 260 тыс. руб. (65 × 4), а по цене возможного использования – 65 тыс. руб. Значит, материальные затраты на выпуск продукции возросли за счет этого фактора на 195 тыс. руб. Это неиспользованный резерв снижения затрат на производство продукции. Наличие сверхплановых безвозвратных отходов приводит к прямому удорожанию продукции и уменьшению ее выпуска. Чтобы установить, насколько возросла сумма материальных затрат, необходимо сверхплановое количество безвозвратных отходов умножить на плановую цену исходного материала. В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость. Чтобы установить, как изменились в связи с этим материальные затраты на единицу продукции, нужно разность между нормой расхода заменяющего материала УР1 и нормой расхода заменяемого материала УР0 умножить на цену заменяемого материала Ц0, a разность между ценой заменяющего материала Ц1 и ценой заменяемого материала Ц0 – на норму расхода заменяющего материала УР1, затем полученные результаты суммировать: DУМЗ = (УР1 – УР0) × Ц0 DУМЗ = (Ц1 – Ц0) × УР0 В обобщенном виде расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат на производство единицы i-гo вида продукции приведен в табл. 11, 12. Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции на основе плановых и отчетных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию. Если на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то нужно определить, насколько выгодна для предприятия кооперация. Для этого сравнивают цену приобретения и себестоимость изготовления изделия на предприятии. Если цена приобретения ниже себестоимости изготовления, то выгоднее покупать изделие или полуфабрикат. Таблица 11 Отчет мастера участка 1
На самом низком уровне отчет более детальный, а на более высоком – менее детальный. Отчеты по исполнению сметы, как правило, сопровождаются пояснительной запиской руководителя центра ответственности, в которой раскрываются причины отклонения от сметы по каждой статье затрат и принимаемые корректирующие меры. В процессе анализа сопоставляются фактические затраты со сметой по каждому уровню ответственности и выявляются отклонения от плановых сумм только по тем видам затрат, которые контролируются на данном уровне (например, на уровне производственного подразделения – зарплата персоналу подразделения, расход материалов, энергии и другие расходы, подконтрольные данной службе). На высшем уровне ответственности анализируются качественные результаты деятельности предприятия в целом. Таблица 20 Решение Калькуляция изделия: а) затраты на материалы:' 0,54 кг × 2380 руб./кг = 1285,2 руб.; б) затраты на зарплату = 1620 руб. единый социальный налог: 1620 руб. × 35,6% = 576,72 руб.; отчисления за выслугу лет: 1620 руб. × 21% = 340,2 руб.; районный коэффициент: (1620+ 576,72 +340,2) × 15% = 380,53 руб. Итого– 2917,45руб.; в) накладные расходы: (1285,2 +2917,45) × 90% = 3782,38 руб.; г) полная себестоимость изделия: (1285,2 + 2917,45 + 3782,38) = 7985,03 руб.; д) оптовая цена изделия без косвенных налогов: 7985,03 + 7985,03 × 20% = 9582 руб. Задача 2. Определите себестоимость и чистую прибыль кондитерской фабрики за квартал, если известно, что: 1) квартальный валовой доход от реализации кондитерских изделий составил 187 млрд. руб.; 2) рентабельность реализованных изделий по валовой прибыли 29%; 3) внереализационные доходы за квартал 450 млн. руб. без учета НДС; 4) внереализационные расходы, связанные с получением дохода за квартал, составили 120 млн. руб. без учета НДС; 5) налоги, относимые на финансовые результаты хозяйственной деятельности, 2,547 млрд.. руб.; 6) льготы по налогу на прибыль – 60% от налогооблагаемой прибыли. Решение 1. Сумма НДС, полученная в составе валового дохода за квар- тал: 187 × 9,09/100 = 17 млрд.. руб. 2. Себестоимость кондитерских изделий: млрд.. руб. 3. Валовая прибыль: 187 – 17 – 131,783 + 0,45 – 0,12 = 38,547 млрд.. руб. 4. Налогооблагаемая прибыль: 38,547 – 2,547 = 36 млрд.. руб. 5. Льготы по налогу на прибыль принимаем 50%: 36 × 50/100 = 18 млрд.. руб. 6. Чистая прибыль: 36 – (36 – 18) × 35/100 = 29,7 млрд.. руб.
Задача 3. Предприятие выпускает 15 тыс. ед. определенной продукции по цене 220 руб. за единицу. Производственные затраты составляют 140 руб./ед., переменные затраты на сбыт – 20 руб./ед., средние постоянные затраты относятся на себестоимость единицы продукции пропорционально трудозатратам и составляют 30 руб./ед. Предприятию поступило предложение со стороны о размещении дополнительного заказа на 2 тыс. ед. по цене 180 руб./ед. Рекомендуете ли вы предприятию принять предложение о дополнительном заказе? Решение Себестоимость основного производства: 140 + 20 + 30 = 190 руб./ед. Прибыль предприятия на весь объем производства; (220 – 190) × 15 тыс. ед. = 450 тыс. руб. Себестоимость дополнительного заказа: 140 + 20 = 160 руб./ед. Прибыль по новому заказу: (180 – 160) × 2 тыс. ед. = 40 тыс. руб. Суммарная прибыль: 450 тыс. руб. + 40 тыс. руб. = 490 тыс. руб. Так как предприятие находится в прибыльной зоне и постоянные затраты уже окупились основным производством, для выполнения дополнительного заказа потребуются только переменные затраты, которые с избытком перекрываются ценой. Таким образом, дополнительный заказ увеличит общую прибыль предприятия и ему не следует отказываться от этого предложения. Задача 4. Определите оптовую (отпускную) цену на товар, если себестоимость его выпуска — 600 руб. за единицу, приемлемая для производителя рентабельность - 20% к затратам, ставка акциза - 15%, ставка НДС - 20%. Решение Прибыль = Затраты × Рентабельность: 600 × 0,2= 120 руб. Цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль: 600 + 120 = 720 руб. Цена оптовая без НДС (115%) = Цена изготовителя (100%) + Акциз (15%). Цена оптовая без НДС = Цена изготовителя × 1,15: 720 × 1,15 = 828 руб. Цена оптовая с НДС (120%) = Цена оптовая без НДС (100%) + + НДС (20%). Цена оптовая с НДС = Цена оптовая без НДС × 1,2: 828 × 1,2 = 993,6 руб. Задача 5. Определите возможную рентабельность производства товара, если по условиям реализации он может успешно продаваться по розничной цене не выше 100 руб. за единицу. Обычная торговая скидка для аналогичной продукции — 15%, посредническая скидка - 10%, ставка НДС - 20% (16,67%). Себестоимость изготовления товара — 50 руб. Решение Розничная цена 100 руб. Торговая скидка:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.011 с.) |