Методика анализа прямых материальных затрат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа прямых материальных затрат.



К прямым материальным затратам относят следующие калькуляционные статьи: сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов); покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели. Они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции (от 50% в строительстве до 90% и более в мясной и молочной промышленности).

 

На размер материальных затрат влияют следующие основные факторы:

1. Объем производства продукции (VТП);

2. Структура продукции (УДi);

3. Изменение удельных материальных затрат на отдельные виды продукции (УМЗi), в т.ч.:

- количественно изменение расхода материальных ресурсов на единицу продукции (УРi);

- изменение средней стоимости единицы материальных ресурсов (Цi).

 

Т.о., причинами изменения прямых МЗ на конкретную продукцию м.б. изменение норм расхода и цен (тарифов) на материалы, топливо, энергию, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

 

Последовательности анализа прямых материальных затрат:

1. Анализ динамики прямых материальных затрат;

2. Оценка доли прямых материальных затрат в себестоимости продукции;

1. Изучение влияния факторов изменения материальных затрат:

- на единицу продукции;

- на весь объем производства каждого вида продукции;

- в целом по продукции предприятия.

2. Обобщение результатов факторного анализа, определение резервов и практических мероприятий по оптимизации материальных затрат.

 

 

Методика анализа прямых трудовых затрат.

Прямые трудовые затраты – это сумма прямой заработной платы на весь выпуск продукции, на отдельные виды продукции, на единицу продукции.

Прямая заработная плата занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции (10-40%, в зависимости от отрасли) и оказывает большое внимание на формирование её уровня.

Причинами изменения затрат по статье «Заработная плата основных производственных рабочих» м.б. изменение норм расхода труда, трудоемкости продукции, среднечасовой оплаты труда.

Методика анализа прямой заработной платы (прямых трудовых затрат) аналогична методике анализа прямых материальных затрат.

Анализ прямых трудовых затрат включает:

1. Анализ динамики прямой заработной платы на рубль продукции;

2. Анализ доли прямой заработной платы в общей себестоимости продукции;

3. Изучение влияния факторов:

- на общую сумму прямой заработной платы в целом по предприятию;

- на сумму прямой заработной платы на производство отдельных видов изделий;

- на сумму прямой заработной платы на производство единицы продукции.

4.Обобщение результатов анализа.

Анализ косвенных затрат.

Косвенные затраты, в отличии от прямых, связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объект калькулирования путем распределения соответственно определенной базе.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями:

1. Затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением предприятием в целом:

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

2. Расходы на подготовку и освоение производства;

3. Коммерческие расходы.

Анализ этих расходов заключается в изучении их динамики за ряд периодов (обычно за 3-5 лет).

Косвенные затраты по своему составу комплексные статьи, т.е. статьи включающие несколько элементов затрат, как правило, разноплановых затрат, поэтому факторный анализ статей обычно не проводится.

Причины изменения расходов на подготовку и освоение производства устанавливаются путем сравнения смет этих расходов за отчетный и предыдущий годы.

При анализе изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов изучаются их сметы в отчетном периоде в сравнении с предыдущим периодом и данные аналитического учета по счетам 25 (общепроизводственные расходы) и 26 (общехозяйственные расходы).

 

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции.

Затраты на 1 рубль объема продукции (удельная себестоимость продукции) – универсальный, обобщающий показатель оценки себестоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.

Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и объемом выпуска продукции.

Затраты на 1 рубль объема продукции показывает себестоимость 1 рубля обезличенной продукции.

УЗ = (С/Бпроизв.: ТП) х 100 (коп.);

При уровне УЗ < 1 производство продукции рентабельно, при УЗ > 1 – убыточно.

Это общая формула. В интересах более детального анализа её можно раскрыть:

 

а)УЗ=∑ТПi х С\бi: ∑ ТПi х Цi,

Где ТПi – количество i–го вида продукции, ед.;

С\бi – себестоимость i –го вида продукции, руб.\ед.;

Цi – цена i –го вида продукции, руб./ед/

б) УЗ = (С/Б полн: ТП) = [å(ТП общ х УДi х Vi) + Н]: (å ТП общ х УДi х Цi);

где: TП - объем производства товарной продукции

УDi – удельный вес продукции i–го вида;

Vi – уровень переменных расходов на единицу продукции;

Н – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

 

Анализ затрат на 1 рубль объема продукции проводится способом сравнения. Изучается его динамика, отклонения от показателей конкурентов, среднего его значения в отрасли, выполнение плана по уровню динамики показателя. Проводится факторный анализ, выявляются резервы снижения затрат на производство продукции.

Факторный анализ проводится одним из способов детерминированного факторного анализа, чаще всего способом цепных подстановок.

Анализ ассортимента продукции и ритмичности производства. Анализ качества произведенной продукции.

Ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

С аналитическими целями выделяют ассортиментные группы:

а) полный ассортимент;

б) групповой ассортимент;

в) внутригрупповой ассортимент.

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием с указанием их кодов по ОКПП, а также шифров изделий, т.е. это «забюрократизированный ассортимент».

Структура – это соотношение отдельных видов продукции (ассортиментных групп) в общем её выпуске.

Ассортимент продукции предприятия и её структура должны ориентировать хозяйствующий субъект на выпуск продукции востребованной покупателями, быть нацеленными на формирование своей клиентуры, на более эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Целью анализа ассортимента и структуры продукции предприятия является установление их оптимальности в интересах максимизации прибыли.

Анализ ассортимента продукции предприятия включает:

1. Оценку выполнения производственной программы по ассортименту (расчет коэффициента ассортиментности);

2. Изучение динамики выпуска и реализации отдельных видов продукции (способом сравнения);

3. Определение резервов и рзработку конкретных мероприятий, направленных на формирование оптимального ассортимента.

Ритмичность, с точки зрения предприятия-производителя – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, хотя сам график может быть и неравномерным, в объёме и ассортименте предусмотренных планом (без сбоев, простоев, авралов).

Ритмичность, с точки зрения предприятия-продавца – это показатели, характеризующие бесперебойность реализации выпущенной продукции оптовым покупателям.

Ритмичная работа свидетельствует о рациональной организации производства и реализации продукции.

Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы предприятия, несвоевременная отгрузка продукции приводит к потере имиджа предприятия, снижению его конкурентноспособности, ухудшает финансовое состояние предприятия.

Показатели, характеризующие ритмичность работы предприятия:

I. Прямые показатели:

1. Коэффициент ритмичности;

2. Коэффициент аритмичности;

3. Коэффициент вариации;

4. Удельный вес продукции за i-тый период в определенном объёме производства.

II. Косвенные показатели

1. Наличие доплат за сверхурочные работы;

2. Оплата простоев по вине предприятия;

3. Потери от брака и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.012 с.)