Анализ сегментарной отчетности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ сегментарной отчетности.



Вопросы:

 

1. Содержание и задачи анализа сегментарной отчетности.

 

2. Виды и информация сегментов сегментов.

 

1. СЕГМЕНТ (от лат. 8е§тепшт) - отрезок, часть чего-либо.

 

СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - отчетность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса организации.

 

Нормативное обоснование содержания и составления сегментарной отчетности - ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», основанное на положениях МСФО 14 «Сегментная отчетность». ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ:

 

· Анализировать основные направления деятельности организации.

 

· Оценивать риски и прибыльность организации.

 

· Принимать более обоснованные решения в отношении организации в будущем. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ - это вид анализа информации, содержащейся в финансовой отчетности в соответствии с различными типами продукции или услуг и географическими районами, в которых организация осуществляет свою деятельность.

 

Финансовому аналитику требуется как можно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса компании. Анализ, расчет, прогнозирование и оценка прибыли требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска. Прогнозирование прибыли требует дополнительной информации о подразделениях и изделиях, ее формирующих. Поэтому для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных компаний пользователям финансовой отчетности кроме информации, содержащейся в формах финансовой отчетности, необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по отдельным направлениям.

 

Данные сегментной отчетности необходимы как внутренним, так и внешним пользователям. Цель анализа сегментной отчетности внутренними пользователями -выделить перспективные сегменты бизнеса, которые следует развивать в первую очередь. В соответствии с этим, должны быть решены следующие задачи:

 

 

- оценка выполнения плана по каждому сегменту. При этом анализируются отклонения от плана и изучаются причины отклонений;

 

- анализ доходов и расходов каждого сегмента. При этом изучаются состав, структура доходов и расходов, оцениваются абсолютные и относительные изменения доходов и расходов, проводится сравнительный анализ между сегментами, а также оценивается, какие виды доходов и расходов и в какой мере повлияли на формирование финансового результата каждого сегмента;

 

- анализ результативности и эффективности работы каждого сегмента. При этом рассматриваются показатели выручки, прибыли, рентабельности и др. показателей по каждому сегменту в динамике, проводится сравнительный анализ эффективности работы сегментов, оцениваются причины различий в уровнях результативности и эффективности деятельности сегментов;

 

- оценка вклада каждого сегмента бизнеса в общий финансовый результат и эффективность деятельности компании;

 

- оценка достижения целей деятельности компании в отношении каждого сегмента;

 

- оценка перспективных возможностей каждого сегмента.

 

 

Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведение маржинального дохода. В сегментарной отчетности показывается величина маржинального дохода, приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или компании в целом.

 

Расчет маржинального дохода (МД) может быть одноступенчатым и двухступенчатым.

При одноступенчатом способе: МД = выручка от продаж - переменные затраты.

 

При этом постоянные затраты на сегменты не относятся, т.е. рассматриваются как нераспределяемые и вычитаются из суммы маржинальных доходов, полученных всеми сегментами.

 

При двухступенчатом способе выделяются специальные (прямые) и общие (косвенные) постоянные затраты. Специальные постоянные затраты прямо относятся на конкретные сегменты, а общие постоянные затраты рассматриваются как затраты, возникающие на более высоком уровне (компании в целом), и на сегменты не относятся:

 

МД = выручка от продаж - переменные затраты - специальные постоянные затраты.

 

Доходность каждого сегмента можно охарактеризовать коэффициентом (процентом) сегментированной прибыли:

 

Ксп = (МД сегмента: выручка сегмента) * 100%

 

На основании анализа должны быть разработаны мероприятия по сокращению затрат, улучшению финансовых результатов сегментов.

 

Для внешних пользователей сегментарной отчетности цель ее анализа - определить, в какой сегмент выгоднее инвестировать денежные средства. Для этого используются показатели рентабельности продаж, оборачиваемости различных видов активов, ликвидности и др., рассчитываемые по каждому сегменту.

 

Методы, применяемые при анализе сегментарной отчетности:

 

- горизонтальный анализ (оцениваются изменения основных показателей отчетного

сегмента, темпы роста);

 

- вертикальный анализ (определяется доля (вклад) каждого сегмента в общих результатах деятельности организации);

 

- сравнение показателей сегментов;

 

- метод аналитических коэффициентов (расчет тех же показателей, что и в целом по организации - рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и др. каждого сегмента)

 

- рейтинговая оценка сегментов (с целью принятия управленческих решений по каждому сегменту и в целом по организации).

 

2. Виды и информация сегментов.

 

МСФО 14 определяет такие понятия, как:

 

· Сегмент деятельности

 

· Географический сегмент

 

· Отчетный сегмент

 

СЕГМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - структурный элемент предприятия, который производит однородную продукцию и отличается от других тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ- часть предприятия, которая производит продукцию или оказывает услуги в экономических условиях, сложившихся в конкретном

 

 

географическом районе, и отличается от других сегментов тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности.

 

ОТЧЕТНЫЙ СЕГМЕНТ - сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность (в зависимости от того, насколько она отвечает требованиям относительно степени раскрытия отчетной информации).

 

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СЕГМЕНТОВ:

 

1) ОПЕРАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ (хозяйственный, отраслевой, сегмент деятельности)

 

· Вид продукции, работ, услуг

 

· Процесс производства продукции, выполнения услуг

 

· Покупатели продукции, работ, услуг (основные покупатели, группы клиентов)

 

· Методы продажи товаров, оказания услуг (оптовый, розничный, по почте, через Интернет и т.д.)

 

2) ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ (по районам, регионам, сбытовые территории,

внутренний рынок и экспорт и т.д.):

 

· Подобие экономических и политических условий

 

· Взаимосвязь между хоз. операциями и различными географ, районами

 

· Сходство видов деятельности

 

· Риски, связанные с хоз. операциями

 

· Валютные риски

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

1. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами

 

2. При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу, если соблюдается сходство между ними по указанным выше критериям.

 

3. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны, где происходит деятельность и экономические операции предприятия.

 

УСЛОВИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТЧЕТНОГО СЕГМЕНТА:

 

1. Выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами предприятия составляет не менее 10% от общей суммы выручки всех сегментов.

 

2. Финансовый результат данного сегмента составляет не менее 10% от общего финансового результата всех сегментов.

 

3. Активы данного сегмента составляют не менее 10% от суммы активов всех сегментов.

 

4. На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности предприятия, должно приходиться не менее 75% от выручки предприятия.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

· Если сегмент однажды был признан отчетным, то он должен быть отчетным в последующие периоды, даже если он не будет иметь 10% от перечисленных показателей.

 

· Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они перечисленным условиям.

 

Состав первичной информации по отчетному сегменту;

 

1. Общая величина выручки, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами

 

2. Общая величина обязательств

 

 

3. Общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы

 

4. Общая величина амортизационных отчислений

 

5. Финансовый результат

 

6. Общая величина активов

 

7. Совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность

 

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СЕЕМЕНТА:

 

1) ДОХОДЫ СЕГМЕНТА - доходы, непосредственно отнесенные на сегмент (часть общей выручки предприятия, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент (косвенный метод расчета)).

 

2) РАСХОДЫ СЕГМЕНТА - расходы, непосредственно отнесенные на сегмент (часть общих расходов предприятия, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент).

 

Не являются доходами сегмента:

 

· % и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда

 

такие доходы являются предметом деятельности организации

 

· Чрезвычайные доходы

 

Не являются расходами сегмента:

 

· Расходы по финансовым вложениям, если эти финансовые вложения не являются

 

предметом деятельности организации

 

· Налог на прибыль

 

· Чрезвычайные расходы

 

Информация, подлежащая раскрытию в отчетности по сегментам (по МСФО 14) Формы Элементы финансовой отчетности

Бухгалтерский баланс • Всего активов; • Затраты на приобретение внеоборотных активов; • Всего обязательств; • Инвестиции в зависимые общества и совместные предприятия.

Отчет о прибылях и убытках • Выручка от реализации сторонним организациям; • Выручка от реализации другим сегментам; • База внутрисегментного ценообразования; Прибыль или убыток; • Амортизация основных средств и нематериальных активов; • Значительные неденежные расходы (кроме амортизации); • Доход зависимых обществ и совместных предприятий.

Отчет о движении денежных средств Движение денежных средств.

 

 

Состав операционных и географических сегментов определяется самостоятельно

 

руководством предприятия исходя из:

 

· Субъективных решений

 

· Пользователей финансовой отчетностью

 

· Уместности, надежности и сопоставимости во времени.

Имущества организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.04 с.)