Управленческий учет и принятие управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческий учет и принятие управленческих решений



Примерно 10% работников в сфере бизнеса являются руково­дителями (управленцами, менеджерами), т. е. в силу своих долж­ностных обязанностей им приходится:

—планировать и осуществлять распределение материальных и/или людских ресурсов в соответствии с имеющимися воз­можностями;

—и/или заниматься вопросами подбора, мотивации или управ­ления персоналом;

—и/или заниматься вопросами управления материальными или финансовыми ресурсами.

Из этого следует, что управление является весьма распростра­ненным видом деятельности.

Управление — это систематическое, сознательное, целенаправ­ленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели пу­тем наиболее эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов.

Выработка способов наиболее эффективного использования ре­сурсов подразумевает постоянную работу над принятием решений на основе имеющейся информации. Поскольку информация, цир­кулирующая в управляющей подсистеме предприятия, представ­ляет собой ценность только с точки зрения ее полезности для принятия решений, то необходимым условием для правильного восприятия роли управленческого учета является понимание про­цесса принятия решений.

Управленческое решение — это результат анализа, прогнози­рования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели организации.

В специальной литературе можно встретить различные описа­ния процесса принятия управленческих решений. В этом процессе выделяют несколько этапов и операций. В качестве примера мож­но рассмотреть последовательность таких шагов:

1) выявление управленческой проблемы или задачи;

2) предварительная постановка цели;

3) сбор необходимой информации;

4) анализ информации;

5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений;

6) уточнение целей и критериев управления, окончательная их формулировка;

7) обоснование и построение формализованной модели про­блемной ситуации;

8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

9) выбор решения;

10)обоснование выбранного решения;

11)согласование решения с вышестоящими лицами и органами управления, а также с исполнителями;

12)окончательное оформление и утверждение решения;

13)организация выполнения решения;

14)контроль выполнения решения;

15)установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и (при необходимости) корректировка целей и задач.

Основой для принятия управленческих решений является ана­лиз учетной информации, осуществляемый обычно в рамках сис­темы управленческого учета организации. Именно он позволяет дать ответ на следующие вопросы:

—сколько производить продукции;

—каков должен быть ассортимент;

—какую цену назначить;

—продолжить или прекратить выпуск отдельных видов про­дукции;

—покупать комплектующие или производить их собственными силами;

—принять ли заказ в случае, если предлагаемые условия опла­ты на первый взгляд невыгодны;

—приобрести или арендовать производственные мощности;

—заменить ли старое оборудование новым или ограничиться ремонтом старого;

—стоит ли осуществлять инвестиции;

—какова должна быть оптимальная структура бизнеса.

В литературе встречается множество способов классификации управленческих решений, однако не все они представляют интерес для бухгалтера-аналитика. Наиболее важными классификационными признаками нам кажутся следующие:

· временной горизонт (оперативные, тактические и стратегиче­ские решения);

· содержание (экономические, технические, организационные и т. п. решения);

· степень определенности информации, принимаемой в расчет при анализе (детерминированные и вероятностные решения) методы разработки решений (количественные и эвристиче­ские решения);

· традиционность проблемы (рутинные решения и решения по специальным вопросам).

Решения, которые приходится принимать в процессе управле­ния организацией, касаются огромного множества проблем, отно­сящихся к различным периодам времени. Проблемы текущего ха­рактера требуют решения, имеющего лишь краткосрочный харак­тер. Такие решения принято называть оперативными, их последствия проявляются сразу и не имеют длительных последствий. Примерами оперативных решений могут быть принятие кварталь­ного плана выпуска продукции или принятие дополнительного за­каза при наличии незагруженных мощностей. Решения, касающие­ся среднесрочной перспективы, называются тактическими, послед­ствия их принятия сказываются на более долгих промежутках вре­мени. Примерами тактических решений могут служить решения о внедрении компьютерной информационной системы или о струк­туре ассортимента продукции в рамках одной товарной группы. Долгосрочные же решения, определяющие пути развития органи­зации на долгие годы, являются стратегическими. К ним относят­ся проблемы реструктуризации бизнеса, выхода на новые товар­ные рынки, осуществления крупных инвестиционных проектов.

Качество управленческого решения — это совокупность пара­метров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих возможность его реализации на практике.

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководства информацией для принятия управленческих реше­ний. Всю информацию, циркулирующую в системе принятия управленческих решений, можно условно разделить на две катего­рии — входящую и исходящую. Исходящая информация пред­ставляет собой стандартизированные, периодические управленче­ские отчеты (например, о выполнении бюджетов) или аналитиче­ские материалы, подготовленные специально для вынесения реше­ния по конкретной проблеме руководителями на соответст­вующих уровнях организации.

Входящие потоки информации в системе управленческого уче­та имеют более сложную структуру. Данные поступают из различ­ных источников: они формируются в различных подсистемах ор­ганизации, а также во внешней бизнес-среде.

Кроме происхождения, входящая информация различается по характеру и форме содержащихся в ней сведений. Исходя из этого, всю входящую информацию можно разделить на три типа:

· учетная информация;

· внеучетная информация;

· нормативно-техническая информация.

В основе учетной информации лежат данные преимущественно числового характера, которые можно обобщенно отнести к одной из трех категорий:

· данные бухгалтерского учета и отчетности — первичная бух­галтерская документация, данные, поступающие из системы финансового и налогового учета, формы финансовой и нало­говой отчетности;

· данные статистического учета и отчетности — обобщенные статистические сведения, необходимые для межхозяйствен­ных сравнений;

· данные оперативного производственного учета и отчетно­сти — производственные сводки, планы и бюджеты вместе с отчетами об их выполнении, производственные стандарты и нормы, а также их обоснование.

К внеучетным источникам относят:

· материалы внешних и внутренних аудиторских проверок;

· материалы проверок налоговой службы и других контроли­рующих органов;

· материалы постоянно действующих производственных сове­щаний;

· материалы собраний акционеров;

· материалы собраний трудовых коллективов;

· объяснительные и докладные записки;

· аналитические обзоры, подготовленные в самой организации или полученные извне;

· деловая переписка с партнерами, кредиторами и т. п.;

· материалы, получаемые в результате личных контактов;

· материалы средств массовой информации.

К нормативно-технической информации относятся:

· производственные нормативы;

· планово-бюджетные нормативы;

· финансовая информация, содержащаяся в прейскурантах, ценниках, прайс-листах, справочниках и других аналогичных источниках;

· технико-технологическая информация, характеризующая уровень техники и технологии (паспорта машин и оборудо­вания, чертежи, спецификации);

· стандарты технологии, государственные или внутренние (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СанПиН, СНиП и т.д.);

· стандарты качества (например, 150 9000).

Однако просто иметь определенные цифры и сведения совсем не означает «знать, как обстоят дела на самом деле». Данные сле­дует подвергнуть обработке, и лишь тогда они станут управленче­ской информацией, пригодной для принятия решений, — именно в этом и заключается основная цель управленческого учета. Спо­собы преобразования данных в информацию с определенной ус­ловностью можно разделить на две большие группы.

В первую группу можно отнести все стандартные приемы, кото­рые применяются через равные промежутки времени по стандарт­ным отчетам и другим источникам сведений. Частота и глубина проведения такого анализа диктуются требованиями конкретных пользователей, а методики легко формализуемы. Существует также множество специальных компьютерных программ для типовой обработки больших массивов: разного рода данных, в том числе экономических.

Во вторую группу можно отнести способы преобразования, применяемые в редко встречающихся или непредвиденных ситуациях, когда, естественно, также возникает необходимость анализа. Поскольку ситуации такого рода для предприятий не являются стандартными, подход к их анализу тоже должен быть индивидуальным. Стандартные процедуры использовать здесь можно, но главную роль при принятии решений будут играть именно нестандартные способы обработки и интерпретации имеющихся данных. Неоценимую помощь в этом окажут специальные программные средства. Ко второй группе аналитических методов можно отне­сти, например, анализ релевантных затрат или корреляционно-регрессионный анализ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.013 с.)