Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просто, как дважды два: обучение — естественноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда я начал писать эту главу, мы с женой только что добавили в семью еще одного «ребенка». Человеческим детенышам — 18 и 22 года. Остальные члены нашей семьи — собаки. Роузи 8 лет. Хаммеру 5. А теперь еще Уолли, 10 недель от роду. Я получал редкостное удовольствие, наблюдая за тем, как Уолли... «сам себя обучал». Наблюдая, как Уолли «учится». Уолли нашел дорогу к передней двери. Научился вести себя с Хаммером — австралийской овчаркой, мирно настроенной к нему.. и с Роузи, колли, которая его не воспринимает. Он учится поминутно. (Он учился ежесекундно.) Познание для него — самое важное. От него зависит, «выживет» ли он в нашей «семье». То, как познают свой мир Божьи создания... потрясает... ЕСЛИ ВЫ ПОШИРЕ РАСКРОЕТЕ ГЛАЗА. Я наивен. Я не «профессиональный» учитель. Но не хуже других знаю: нам не так надо «учить» детей, как надо... учиться. Дети знают, как надо! Это у них в генах! Учение — естественный процесс! Учение — нормальный процесс! Для Уолли. для маленького мальчика Джорджа. И для маленькой девочки Джейн. Это то, чем мы и занимаемся. Это наше хобби и наше признание. Мы делаем это... в семь лет. И в... 77 лет. Ребята, затрудняющие этот процесс — это... руководители системы образования. «Образование, — ишет Джордж Леонард в книге «Образование и экстаз» (13), — в лучшем его смысле... ЭКСТАЗ. В ЕГО САМОЙ СВОБОДНОЙ ФОРМЕ, МОМЕНТ ПОЗНАНИЯ - ЭТО МОМЕНТ... ВОСТОРГА. Эту очевидную истину каждый день демонстрируют нам малыши и дошкольники.... Когда радости нет, эффективность обучения падает и падает, пока человек не начинает колебаться, злиться, бояться». (Я бесконечно влюблен в Джорджа Леонарда. Почитайте его книги. Пожалуйста.) Мне 60. Недавно я прочел от корки до корки 736-страничный бестселлер Дэвида Маккаллоу «Джон Адамс». Я в восторге! Потому что мое образование в отношении истории оставляет желать лучшего. И потому что… Я ОБОЖАЮ УЧИТЬСЯ! И когда я узнал, что такое образование (в лучшем его проявлении), я понял, что не так уж я крут. Как думал раньше. Потому что: ВСЕ ОБОЖАЮТ УЧИТЬСЯ. Профессор Гарварда Говард Гарднер в книге «Недисцилинированный ум» (14) говорит: «В течение первых лет жизни дети всего мира усваивают безумное количество знаний без особого руководства со стороны». Хммм. «Мы недооцениваем свой мозг и свой ум, — пишет Фрэнк Смит в «Оскорблении для ума». — Формальное образование стало таким сложным, неловким и перенасыщенным правилами, что к учению стали относиться как к чему-то трудному, чего мозгу делать не хочется. Такое отношение укореняется, если учителя пытаются стимулировать детей к учебе посредством последовательнъхх действий, указанных в инструкциях, предписанньхх в качестве обучающих видов деятельности в школе. … Мы все способны без труда добиться грандиозных и бесспорных успехов в учении». _____________________________________ ! МАРШ ЧАПИНА Мой учитель истории в 10-м классе, г-н Чапин, был фанатом Гражданской войны. Он потратил на этот конфликт почти весь год. Большая часть остальной американской истории была пожертвована в его страсти. Пропустил ли я что-то, не выучив «фактов» про другие периоды истории США? Конечно. Повредил бы мне этот пробел при сдаче стандартного теста? Безусловно. Но... мне впервые в жизни представили глубочайший, страстный анализ какой-то темы. Нет, я не стал любителем Гражданской войны. Роль его была намного важнее. Я стал поклонником «глубокого анализа» и истории. Мне очень интересны следующие после Войны за независимость 15 лет. Я прочитал, наверное, 75 книг на эту тему. Я все еще не знаю и половины, или даже десятой части того, что котел бы знать. Но я работаю... как проклятый... над этим 15- летним периодом. Вот в чем смысл настоящей учебы. ! УЧИСЬ, КРОШКА, УЧИСЬ Наше самое потрясающее и самое важное «достижение в учебе» — овладение родной речью — не требует школы. Оно даже не требует компетентных учителей. Большинство родителей мало чего стоят как преподаватели языка. При этом большая часть детей учится родной речи с невероятной скоростью, с потрясающим умением и без особых «указаний». Как это у них выходит? Выходит у ких это потому, что они устроены специально для учебы, и потому, что они... отчаянно нуждаются в знаниях. Приобретение языковых знаний в девятимесячном возрасте — лучший пример того, почему школьная система (в том виде, в каком мы ее описали) глупа. «» НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ «Я хочу дать вам измерительную линейку, — пишет Джон Тейлор Гатто, — золотой эталон, по которому нужно оценивать хорошую школу. Институт Шелтера в Бате, штат Мэйн, научит вас, как построить много уровневый дом в 3000 футов высотой за три недели, сколько бы вам ни было лет. Если вы останетесь еще на неделю, они вам покажут, как сделать самим сваи и перекладины. Вы обучитесь установке электропроводки, водопровода, изоляции, работе по дому. 20 000 человек научились строить там дома за период, равный примерно одному месяцу учебы в обычной школе». _____________________________________ Программа «заботы»: то, что действительно важно в учении Учение. Это же так просто. Мы учимся, как безумные… когда хотим учиться. И ни черта не выучиваем... неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально. Вы не уверены, что аппетит к знаниям неиссякаем? Что ж, это ваше мнение -если вы поклонник школьного обучения. Но учеба — нормальное явление, даже для самых вялых подростков. Представим себе 16-летнего подростка, играющего за футбольную команду института. Ему трудно не спать на занятиях по английскому и математике. Но он может выучить десяток новых, изощренных способов игры за полтора часа… когда выбегает на поле в 2.45. Почему: это вшкно! Это бросается в глаза! Он увлечен! «Дети усваивают то, что имеет для них смысл, - продолжает Фрэнк Смит. — Они усваивают, следуя своему желанию учиться тому, что хотят понять». Смит добавляет, что дети, которые, как мой Уолли, на пути развития (им надо учиться, чтобы проложить дорогу в жизни)... это «пожиратели информации». «Поглащают новые знания». Мне это нравится: «пожиратели информации». «Поглащают новые знания». Обучение происходит быстро. Безумно быстро... КОГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ. «Учение, — говорит Смит, — никогда не расходится с чувствами. Далее он предлагает нам то, что он назвал «Манифестом учащихся»: Мозг учится постоянно. Учеба не требует принуждения. Учеба должна иметь смысл. Учеба непреднамеренна. Учеба - это сотрудничество. Последствия стоящего обучения очевидны. Учеба всегда связана с эмоциями. Учеба не должна быть связана с риском.
_____________________________________ «» НАУЧИЛСЯ КОЙ-ЧЕМУ И У ФУТБОЛИСТА Я вспоминаю, как однажды поймал по радио интервью с бывшим футбольным тренером. Его спросили: «Как вы мотивируете своих игроков?» Он ответил: «Я их не мотивирую. Я как раз усердно тружусь над тем, чтобы не де-мотивировать их. Мотивация у них встроена. Я как проклятый пытаюсь не выключить ее». Возможно, я урезал цитату, но не саму мысль. Этот человек прав. Моя собака Уолли безумно мотивирована учиться... с невероятной скоростью. Как и пятилетний ребенок. И 78-летний старик. Чем нам действительно следует плотно заняться, так это тем, чтобы не де-мотивировать людей к учебе. «» УЧИТЬСЯ, ИГРАЯ Психолог Эдуард де Боно: «Детей следует учить активными способами, занимаясь чем-то, играя в игры. Что сильно отличается от того, что происходит в школах — сидение за партой и впитывание информации». _____________________________________ Как сказал Джеймс Коулмен в 1974 году, образование должно «развивать способность интенсивно и сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью». Стоп. Перечитайте эту фразу: «способность интенсивно и сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью». Вот как становятся чемпионами по шахматам! Великим оперным певцом! Великим хирургом! Неважно! Михали Шикчентмихали и Барбара Шнайдер развивают эту тему в своей выдающейся книге «Взросление» (15): «Без энтузиазма, который приводит к интенсивной, сосредоточенной деятельности, ребенку наверняка не хватит упорства... необходимого для будущего успеха. Мы можем не знать, какие профессии будут доступны молодежи через десять лет.... Но в той степени, в какой подростки приобретают опыт дисциплинированной и требующей умелого применения ума и тела деятельности, мы можем надеяться, что сегодняшняя молодежь будет готова к завтрашним трудностям». Стоп. Перечитайте весь абзац. Каждое слово в этой цитате звучит ясно и правдиво. Суть истинного образования в умении учиться осознанно... и с энтузиазмом. Воз можно, это качество и не было столь критично в эпоху правления Бисмарка, Форда и Рокфеллера, больших компаний и работы на всю жизнь. Но оно критично сейчас. В этой идее нет ничего «легковесного». Она не о том, чтобы делать «свое дело» или расслабиться и предаться любимому занятию. Она о фокусе и приверженности. Вывод: обретите цель! Делайте то, что важно вам! Найдите свою линию жизни! ВЗРОСЛОЕ (РЕ)ОБРАЗОВАНИЕ Шикчентмихали и Шнайдер продолжают: «Вырасти счастливым взрослым человеком становится сложнее, поскольку профессиональные роли все более туманны и эфемерны.... Молодые люди больше уже не могут рассчитывать на предсказуемое будущее и ожидать, что набора навыков, приобретенных ими в школе, будет достаточно для удовлетворительной карьеры. По этой причине нам нужно внимательнее отнестись к условиям, в которых молодежь готовится к изменчивому, неопределенному будущему».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.88 (0.009 с.) |