Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генез паттернов коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Количественное соотношение 6 категорий поведения в зависимости от возраста детей представлено в табл. 2. Таблица 2 Процентное отношение паттернов определенной категории к общему числу паттернов коммуникации в различном возрасте (По результатам анализа 30 часов отснятого материала) Категории поведения____________________
Развитие поведения отдавания В качестве полного акта отдавания рассматривается следующий паттерн: «ребенок протягивает руку с объектом в сторону другого, раскрывает кисть и отпускает объект», а также изображение данного действия без объекта. В зависимости от возраста могут иметь место другие формы отдавания, например: ребенок роняет или кладет объект рядом с другим, подталкивает его к другому или же кидает его другому (вне ситуации агрессии). До 9 месяцев поведение отдавания встречается крайне редко. В целом поведение отдавания в паре сверстников появляется от 8 до 12 месяцев, чаще всего к 10 месяцам. Процент паттернов отдавания в коммуникативном поведении детей мало изменяется от 9 до 24 месяцев и составляет примерно 10%. Этот процент несколько снижается после 24 месяцев, но это компенсируется увеличением числа паттернов просьбы. (Оба типа поведения выполняют функцию установления связей и взаимного успокоения.) Факторный анализ паттернов отдавания позволяет описать хронологию развития данного типа поведения. 1. От 9 до 12 месяцев ребенок, осуществляющий отдавание, находится чаще всего сбоку или сзади получателя. Часто ребенок не разжимает руку и не отпускает объект. 2. От 12 до 15 месяцев в большинстве случаев ребенок начинает отдавать объект из позиции лицом к лицу. Возникает и начинает преобладать паттерн отдавания, когда ребенок протягивает к другому руку с объектом, разжимает кисть и отпускает объект. 3. Между 15 и 24 месяцами процесс развития полной формы паттерна отдавания достигает своего максимума. Формы отдавания достигают наибольшего разнообразия: развивается обмен объектами; объекты оставленные, брошенные или отнятые возвращаются своему изначальному «владельцу». Также на втором году жизни появляются и развиваются акты отдавания объектов персоналу яслей. 4. Между 2 и 3 годами паттерны отдавания выступают во всей своей отчетливости (ясно, без излишеств). Они реже подкрепляются вокализациями и просьбами, выраженными в положении тела. Все говорит о явном улучшении декодирования данного паттерна другими детьми: явления отказа со стороны получателя становятся редкими, паттерн отдавания редко возобновляется в случае отказа со стороны получателя. 5. К концу третьего года формируется способность к символическому изображению акта отдавания. Ребенок протягивает руку к другому ребенку, разжимает кисть и отпускает воображаемый объект, как будто он реальный. Другой ребенок, в свою очередь, изображает получение воображаемого объекта. Развитие поведения просьбы В качестве поведения просьбы рассматриваются паттерны, включающие активный поиск взгляда другого ребенка и/или ориентация взгляда на объект, принадлежащий другому ребенку, вне связи с попытками захвата или агрессией. Были выделены основные формы поведения просьбы: ребенок протягивает руку в сторону объекта ладонью вниз, вверх или вертикально; ребенок неподвижно указывает пальцем на объект (вплоть до легкого касания объекта); ребенок дотрагивается до обладателя объекта; ребенок наклоняет голову набок лежа, сидя или стоя, фиксируя взгляд на объекте и/или пытаясь установить глазной контакт с обладателем объекта; ребенок ритмично сгибает ноги (слегка приседает), глядя на других детей; ребенок сидя или лежа беспорядочно колотит ногами и руками, будучи повернут в сторону других детей; резкое изменение ритма перемещения ребенка. Эти различные паттерны могут сочетаться с вокализациями, улыбкой и словами в зависимости от возраста ребенка. В данном исследовании не рассматривается лицевая экспрессия обращения у маленьких детей (J. С. Rouchouse, 1978, 1980), а также различные способы указания пальцем (A. Jouanjean-L'antoene, 1982). До 9 месяцев процент поведения просьбы относительно высок (27,5%) по сравнению с другими видами коммуникативного поведения в этом возрасте и по сравнению с другими возрастами. В этом возрасте выделяются два основных паттерна: * ребенок протягивает руку ладонью вниз в сторону объекта, обладатель объекта может быть повернут к нему лицом, боком или спиной; * ребенок лежа наклоняет голову набок и устанавливает с обладателем объекта зрительный контакт. От 9 до 12 месяцев процент паттернов просьбы остается высоким по отношению к другим видам коммуникативного поведения (22%). При том, что ладонь просящего остается повернутой вниз, возникает множество различных паттернов просьбы. В этом возрасте наблюдались 20 различных паттернов в отличие от 4 паттернов, наблюдавшихся в возрасте до 9 месяцев. Отсутствуют только формы, связанные с поворотом ладони кверху и с речью. От 12 до 15 месяцев наблюдается значительное снижение процента паттернов просьбы (12,5%). Это связано с началом ходьбы, которое приходится на период от 12 до 18 месяцев в зависимости от индивидуальных различий. От 15 до 24 месяцев происходят качественные изменения в движении руки и ориентации ладони: все чаще ладонь поворачивается горизонтально или кверху при том, что рука, протянутая ладонью вниз, остается преобладающим паттерном. Одновременно наблюдается увеличение частоты указания пальцем в направлении объекта, находящегося в руках другого ребенка. В этом возрасте ребенок начинает чаще дотрагиваться до обладателя объекта, а не до самого объекта. Таблица 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.009 с.) |