Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Репертуар аффективного реагирования на условия аффективной нагрузки (вызывающей болезненные или непереносимые, сверхсильные, эмоции)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оценка способов аффективного реагирования должна включать ответы на следующие вопросы. Каков репертуар возможных типов реагирования в зависимости от специфики нагрузки? Являются ли типы аффективного реагирования, используемые ребенком, дезадаптивными (т. е. объективно ухудшают качество его адаптации к среде)? Какие воздействия являются наиболее травмирующими, а какие — закаляют и развивают систему эмоциональной регуляции ребенка (это важно для психотерапевтической работы)? Возможно ли, манипулируя внешними условиями, контролировать и предотвращать регресс типа аффективного реагирования ребенка? У одного и того же ребенка, как правило, имеется целый спектр различных типов реагирования на слишком интенсивные и болезненные воздействия. Выбор того или иного типа реагирования определяется, с одной стороны, природой барьера.и, с другой стороны, зрелостью системы эмоциональной регуляции ребенка. Имеет значение и то обстоятельство, закален ли ребенок в отношении травмирующих воздействий определенного вида, есть ли у него опыт успешной саморегуляции в сходных условиях. ' Разберем пример, демонстрирующий мозаичный характер на- рушений у девочки шести с половиной лет, стационированной с диагнозом «ранний детский аутизм». Девочка реагирует избеганием и аутостимуляцией (бегом, прыжками) на присутствие другого ребенка, особенно если она вынуждена находиться в группе из нескольких детей. На приближение незнакомого взрослого или матери (женщины яркой, доминантной, с истерическими чертами характера) на расстояние, равное величине ее личного пространства, девочка реагирует избеганием глазного контакта, защитной позой спиной или боком ко взрослому, регрессом на уровень автономной речи (произносит предложения с правильной интонацией, но на непонятном языке). Разлуку с папой, к которому девочка привязана, она пытается преодолеть символическим путем, используя фигурки животных (путешествует вместе с папой, создает несколько заменителей папы в игре). Если взрослый пытается переодеть эту девочку, она дает реакцию по типу двигательной бури: громко кричит, топает ногами, валится на пол. В то же время девочка использует целенаправленную агрессию, если взрослый вмешивается в ее стереотипную игру. Аффективные образы из просмотренных ею мультфильмов, слышанных фраз девочка подбирает для выражения своего состояния правильно, но стереотипно. В этом примере ярко проявляется неоднородность недостаточности второго уровня. В целом девочка плохо переносит ломку стереотипов, однако она способна активно противостоять нежелательному воздействию на этом уровне. Интересно, что более зрелая реакция (целенаправленная агрессия) отмечается в том случае, если взрослый пытается изменить более сложный, игровой, стереотип (барьер, специфичный для смычки второго и третьего уровней), по сравнению с Попыткой изменить привычный сенсорный фон — ощущения от одежды (реакция — генерализованная двигательная буря). Барьеры, специфичные для третьего уровня (барьеры, связанные с пространством, новые игрушки, задания, требующие настойчивости и получения определенного результата), скорее стимулируют активность девочки, чем тормозят ее, за исключением социальных барьеров. Так, некоторые воздействия, адресованные четвертому уровню, если они одновременно обращены к третьему уровню (нахождение в группе детей, в которой девочка занимает наиболее низкий ранг), являются в наибольшей степени непереносимыми для девочки, поскольку она реагирует на них поведением, обеспечивающим наиболее мощную, «глухую» защиту (аутизацией, аутостимуляцией и регрессом речи). Девочка испытывает явные трудности, не умея приспособиться к коллективу детей, так как не может овладеть паттернами коммуникации, принятыми в данной группе, не может занять определенное место в группе, довольствуясь положением «изолянта». Таким образом, в условиях барьера, специфичного для третьего и четвертого уровней одновременно, отмечается наиболее сильный регресс в поведении девочки. В любой ситуации взаимодействия со взрослым, как только появляется дополнительная нагрузка на.третий уровень, общение нарушается (например, если взрослый вторгается в значительно увеличенное по сравнению с нормой личное пространство ребенка или демонстрирует свое превосходство в той или иной области), наблюдается избегание глазного контакта, защитная поза спиной или боком. Однако другие воздействия, адресованные тому же четвертому уровню (разлука с папой) без дополнительной нагрузки на третий уровень, не являются разрушительными для нее. Так, девочка пытается справиться с тоской по папе, не отрицая ее, а делая тревожащее ее событие сюжетом для своей игры (включение пятого уровня). Проявление способности к символической переработке неприятного эмоционального опыта в этой ситуации облегчено тем, что папа, обладая рядом аутичных черт, использует рг-раниченные, но понятные дочери коммуникативные сигналы, не стремится контролировать поведение дочери и не затрагивает ее болезненные точки в процессе взаимодействия с ней. Слабость пятого уровня выступает сильнее, когда девочку просят объяснить, почему любимый герой, от лица которого разворачивается игра, поступает так или иначе, что он чувствует (хорошо ему или плохо). Таким образом, у девочки страдают все уровни эмоциональной регуляции, но страдают неодинаково. В рамках одного и того же уровня есть более сохранные и более дезадаптивные формы аффективного реагирования на трудности. Эту мозаичность следует учитывать при коррекции, последовательно расширяя зону нормального реагирования. В приведенном примере компенсация идет главным образом за счет связки четвертого и пятого уровней, которые являются более сохранными, чем базальные уровни. Прогноз в данном случае благоприятный. Формы аффективного реагирования на условия аффективной нагрузки могут быть разделены по следующим основаниям: 1) в зависимости от степени онтогенетической зрелости: Ьо- лее ранние и более зрелые формы; 2) в зависимости от активности: активные (обеспечивающие приток нового опыта) и защитные (отгораживающие ребенка от получения нового опыта; могут выражаться как в избыточной двигательной активности, так и в вялости, пассивности, обез-движенности). Разделение типов аффективного реагирования по линии онтогенетической зрелости А) Наиболее ранние формы аффективного реагирования По-видимому, фобические реакции являются наиболее ранним защитным образованием (М. Klein, 1998). По мере развития ребенка содержание страхов меняется, однако реци- дивы некоторых ранних страхов (ночные страхи — pavor noctur-nus, страх разлуки с близкими, страх одиночества, темноты) могут возникать в течение всей жизни. Реакция страха часто включает усиление воспринимаемой угрозы, боли, аггравацию (преувеличение) вреда, который несет в себе травматическое воздействие, и, следовательно, возрастающее чувство беспомощности у ребенка. Можно предположить, что адаптивный смысл такого избыточного реагирования состоит в стимуляции развития привязанности к матери (Bowlby). Известно, что длительное изживание страхов, которое проявляется в многократном проигрывании первоначальной травмирующей ситуации, отмечается у тех детей, чей страх не только не был вовремя купирован матерью, но, напротив, использовался домашними в воспитательных целях (связывался с наказанием за непослушание (3. Фрейд, 1999). В патологии возможны следующие варианты «запущенных» страхов. Во-первых, любое, даже незначительное, препятствие может восприниматься ребенком как катастрофа и вызывать паническую реакцию. Интенсивность любых неприятных ощущений (голод, усталость, дискомфорт, ограничение свободы движения) переоценивается: Источники этих неприятных ощущений воспринимаются однозначно как угрожающие, разрушающие. Такой страх парализует активность ребенка, вызывая у него состояние дезинтеграции. Во-вторых, в патологии может увеличиваться количество стимулов, вызывающих страх, которые связаны с первоначальным источником страха по ассоциации (иррадиация страха — например, страх кошки переносится на страх всего пушистого, см.: Симеон, 1958). В-третьих, возможна фиксация страха, когда его изживание принимает навязчивый, изнуряющий для ребенка и его окружения характер. Контакт с реальностью может нарушаться, если страхи носят генерализованный характер (страх «живого»); если они связаны с несформированностью ключевых новообразований (разделение «живое — неживое», например); если они питаются эндогенной тревогой, диффузным чувством угрозы. Гиперактивность в раннем возрасте связана с хроническим перевозбуждением, которое, в свою очередь, часто является показателем сильной тревоги. ЭтолоГический смысл гиперактивности в раннем возрасте — поиск утраченного или несформи-рованного вовремя объекта привязанности. Как правило, гипер- активность как неспособность выбрать какой-то предмет или игрушку и заняться игрой с этим предметом у детей второго года жизни и старше является следствием неспособности ориентироваться на эмоциональную оценку матери при определении аффективной валентности предметов. В целом менее зрелые типы аффективного реагирования обрывают или значительно сворачивают контакт ребенка с реальностью, т. е. ограничивают или искажают работу перцептивной, когнитивной и других систем. Некоторые из них не способны предотвратить наступление истощения (например, многочасовой плач до состояния дезинтеграции, после которого ребенок засыпает). Другие, например истериоформные, реакции (реакции «мнимой смерти» и двигательной бури) есть следствие растор-маживания примитивных автоматических механизмов с сильным регрессом Я, но без истощения, что позволяет ребенку многократно применять одну и ту же реакцию и выгодно избегать столкновения с неприятной, травмирующей ситуацией. Истерические формы реагирования на аффективные трудности в раннем детстве чрезвычайно распространены (А. Фрейд, 1993; Симеон, 1929). С этологической точки зрения эти формы можно считать своеобразным сигналом SOS, демонстрацией беспомощности.для стимуляции родительской заботы. Аутизация с ее мнимой глухотой, слепотой и сопутствующими (и, вероятно, генетически близкими) истериоформными реакциями на любое препятствие по мощности защиты перекрывает все другие способы защитного реагирования. В чистом аути-стическом состоянии ребенок полностью выпадает из контакта с реальностью, создавая себе эрзац-реальность из чистых сенсорных ощущений и их причудливых сочетаний (аутостимуля-ция). Нечувствительность к боли распространяется не только на психические травмирующие влияния, но и на физическую боль. Психогенная аутизация — это вторичное защитное образование, возникающее после некоторого критического периода, в течение которого не -регулируемые из-за недостаточной привязанности страхи и тревога стремительно нарастали до полного истощения аффективной системы (пресыщения). По крайней мере эксперименты с имитацией депрессивного состояния у матерей (Field, Баженова) показывают, что устойчивое избегание контакта с неотзывчивыми матерями у младенцев возникает только после периода сильного беспокойства и попыток привлечь мать криками. В целом можно предположить, что более примитивные способы аффективного реагирования используются, во-первых, в том случае, если специфическая травмирующая нагрузка носит хро- нический характер и возможности саморегуляции исчерпаны (например, сильные истерические реакции, наблюдаемые при потере внимания взрослого, у эмоционально депривированных детей начиная с первого года жизни и на протяжении всего периода детства). Во-вторых, если воздействие оказывается шоковым (сверхинтенсивным). Б) Более зрелые типы аффективного реагирования Агрессия — довольно прогрессивный способ защиты по сравнению со страхами, поскольку это стеничная форма реагирования, основанная на усилении активности, а не на ее сворачивании. В ходе развития детей с тяжелой степенью эмоциональной недостаточности переход от реагирования страхами к агрессии является признаком активизировавшегося третьего уровня эмоциональной регуляции (аффективной экспансии). В онтогенезе критическим периодом для возникновения агрессивных форм поведения является второй год жизни, особенно его вторая половина (Restoin et al., 1985). Смещенное агрессивное поведение — важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях. А. Фрейд (1993) описывает смещенную агрессию мальчика, который после посещения зубного врача, причинившей ему боль, резал и ломал различные предметы (каучук, карандаши, бечевку) в ее кабинете. В условиях сильной эмоциональной депривации агрессия может полностью подавляться сильными страхами и расторможенной тревогой. Как показали известные опыты по исследованию эффектов депривации на детенышах обезьян, детеныши, находившиеся в изоляции с рождения в течение определенного срока (бмесяцев), выпущенные в стадо к сородичам, проявляли дезадаптивную агрессию (направленную на младенцев или на взрослых самцов) или, при еще более длительной изоляции (12 месяцев), вообще оказывались неспособными реагировать агрессией, будучи парализованными страхом (Харлоу и др., 1975). Учитывая, что скорость развития детенышей обезьян превышает в 3—4 раза скорость развития человеческого ребенка, можно предполагать, что пропущенный сензитивный период для развития агрессивного поведения приведет к изоляции такого ребенка в возрасте 3—4 лет в группе детей. Это происходит потому, что агрессивные взаимодействия выполняют важную функцию установления статусных отношений в группе (Лоренц, 1997). Подобные нарушения мы наблюдаем у детей с РДА органического генеза. У некоторых детей с тяжелой эмоциональной недостаточностью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Помимо полного отсутствия защитной агрессии мы можем наблюдать другую форму нарушения агрессивного поведения — если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовью к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. В норме такое соотношение может отмечаться у детей второго года жизни, когда уровень аффективной экспансии временно вырывается из-под контроля уровня аффективной коммуникации. В патологии это характерно для детей с выраженными аффективными стереотипами при попытке вмешательства в их стереотип. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания), аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, либо служит формой выражения силы этого страдания; ослабленный инстинкт самосохранения), агрессия, являющаяся следствием паранойяльной установки ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения). Несмотря на то что в целом агрессия является более прогрессивным способом защитного реагирования, чем страхи, в том случае, если она изолирована от сдерживающих влияний других эмоций, если она прорывается с максимальной силой всякий раз, как только возникает препятствие на пути удовлетворения потребности, эмоциональное развитие в целом в значительной степени будет задержано. Более зрелые типы аффективного реагирования позволяют ребенку сохранить целостность Я и контакт с реальностью, они эффективно предохраняют аффективную систему ребенка от быстрого истощения. Болезненный опыт не отторгается, а берется на переработку, что предполагает достаточную устойчивость ребенка к перенесению психического напряжения (дискомфорта, боли). Депрессивная реакция является более сложной, чем страхи или агрессия, поскольку в своих онтогенетически наиболее ранних вариантах включает печаль, связанную с чувством утраты и тревогой за близкого человека, связь с которым по каким-то причинам прервана, чувство вины, а часто и чувство стыда (Изард, 1999). Депрессивные переживания основаны не только на эм-патии к дистрессовому состоянию близкого человека, но и на предвосхищении возможности самому причинить страдание другому и стремлении минимизировать такое воздействие. Иными словами, эта реакция предполагает способность ребенка к некоторой степени децентрации. Способность к депрессивным переживаниям в норме означает повышение устойчивости к неприятным и болезненным впечатлениям, которые теперь не эвакуируются, а перерабатываются. Однако это утверждение справедливо при условии, что внешнее воздействие не является шоковым. Анаклитическая депрессия, которая возникает у ребенка в возрасте между 6 и 9 месяцами как реакция на утрату близкого взрослого (чаще всего депрессия наблюдается как стадия реакции на разлуку, по: Spitz), может служить примером патологически быстро нарастающего истощения в ответ на катастрофическое воздействие. В силу ограниченной способности малыша этого возраста активно искать новый объект привязанности, а также из-за его сильной эмоциональной зависимости от матери ее утрата может вызвать необратимые последствия для развития ребенка. За первоначальной тревогой не следует стадия мобилизации сил и перестройки блокированного поведения привязанности, как это наблюдается у детей второго года жизни (Bowlby), а наступает необратимое истощение с возможностью летального исхода. Депрессия, связанная с утратой близкого взрослого, может иметь катастрофические последствия и у детей более старшего возраста, по крайней мере до двух лет (до психологического отделения от матери). Такая депрессия, если она приобретает хронический характер при отсутствии замещающих объектов привязанности или их частой смене, сопровождается доминированием регрессивных тенденций в развитии. В депрессивной реакции старших детей адаптивный смысл становится более очевидным. Депрессивный синдром, хотя и предполагает значительное сворачивание активности, предоставляет тем самым необходимую экономию сил для перестройки, переориентации привязанности на другого человека (S. Freud, J. Bowlby). В психоанализе предполагается, что утрата может быть реальной или воображаемой (если ребенок разочаровался в близком взрослом). Если оставить в стороне депрессивную реакцию на разлуку с близким взрослым, то наиболее типичным проявлением депрессивного переживания у ребенка двух лет может быть раскаяние по поводу своей агрессивной вспышки. Так, девочка двух с половиной лет очень переживает, когда что-то поломает, испачкает или ударит свою младшую сестру, утешая себя словами: «Ничего, ничего» (Winnicott, 1999). Депрессивное пережи.-вание побуждает ребенка к исправлению ситуации. Далее мы суммируем возможные патологические типы аффективного реагирования. Повторяем, что важно установить, стимуляция какого уровня вызывает тот или иной тип реагирования. Страхи: «живого» — при плохой дифференциации «живое — неживое», генерализованные — паническая реакция на незначительный барьер, фиксация с длительным незавершенным изживанием в игре, с паранойяльными тенденциями. Тревога: гиперактивность, перевозбуждение. Агрессия: связанная с расторможенными влечениями (садизм); не регулируемая страхами, избыточная агрессия (сила агрессии непропорциональна величине барьера). Отсутствие защитной агрессии. Депрессия: аналитическая, связанная с разрывом жизненно важной связи с матерью у младенца б—9 месяцев, и депрессия, представляющая собой защитное сворачивание активности, необходимое для перестройки/переориентации поведения в условиях, которые блокируют свободное его протекание, с последующим восстановлением активности (в онтогенезе первоначально таким поведением является поведение привязанности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.008 с.) |