Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранние проявления повышенной нервно-мышечной одаренностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Случай L. М., изображенный на диаграмме 3, с самого начала был расценен как высокая норма, Впервые мы увидели эту девочку, когда ей было девять месяцев от роду; она прекрасно справилась со всеми тестами для девятимесячных. Отмечены были при этом высокий уровень внимания и живая реактивность. В двенадцать месяцев, несмотря на ярко выраженную тенденцию тащить ручку в рот, что дисгармонировало со всем характером ее поведения, она дала блестящие результаты по шкале развития. По-прежнему выделялась она по своему тонусу. Она выказывала некоторую боязливость, но умела также подавлять ее. Ее действия сопровождались самыми решительными интонациями. Ее словарь в 12 месяцев состоял из восьми слов.' Эта ранняя восприимчивость к речевым стимулам оказалась не случайным явлением. Она проявлялась на протяжении всех четырех лет наблюдения и демонстрируется на диаграмме высоко располагающейся кривой речевого развития. Такого рода вербальная восприимчивость может быть признаком как общей, так и специальной одаренности. Обычно она бывает связана с общим высоким уровнем развития. Диаграмма 3 И в данном случае бросается в глаза высокая интенсивность проявлений. В первые месяцы жизни динамизм поведения проявляется резче и имеет, по-видимому, большее значение, чем коэффициент развития. Мы насчитываем в своем материале несколько случаев, где кривая развития, прилегая близко к норме, связана в то же время со значительным динамизмом в поведении. Эти случаи оправдывают клиническую диагностику «одаренности» при от-сутствии заметного ускорения в темпе развития. Случай М. N. {см. диагр. 4) дает картину почти среднего развития в сочетании, однако, с чертами такого динамизма, что тут поневоле приходится предположить высокие поведенческие возможности. Надо иметь в виду, что отсутствие объективных измерителей для этого динамизма мешает увидеть его со стороны количественной, которая присуща ему не в меньшей степени, чем темпу развития. Вполне вероятно, что во многих Диаграмма 4 случаях общее моторное развитие подчиняется обычному темпу, в то время как в других областях поведения развитие совершается ускоренным темпом. Если это так, то мы должны иметь два различных типа ускоренного развития: один, включающий в себя моторику, и другой, ее не включающий. Оба эти типа могут указывать на высокую одаренность, причем первый из них будет давать наиболее яркую картину преждевременного развития. На известную независимость в комплексе развития неречевой нервно-мышечной системы указывают два интересных случая — N. О. и О. Р., изображенные на диаграммах 5 и 6. N. О. в возрасте трех лет по шкале развития подходила ближе всего к четырем годам. Уже в этом нежном возрасте она выказывала явную словесно-абстрактную одаренность. В возрасте 4 лет она располагала словарем восьмилетнего ребенка. В возрасте 5 лет она решала тесты на сообразительность, приуроченные к восьмилетнему возрасту, решила один тест на осознание нелепости Диаграмма 5 (ступень 10 лет) и один тест на установление сходства (ступень 12 лет), но была не в состоянии закончить недорисованный треугольник. Ее интеллектуальный коэффициент при трех последовательных испытаниях был 150, 150 и 145. О. Р., дававший в семилетнем возрасте интеллектуальный коэффициент в 163, в шесть лет любопытным образом выказывал ту же способность соединить сходящиеся линии треугольника. Коэффициенты интеллекта были у него в три, четыре, пять, шесть и семь лет равны соответственно 117, 137, 140, 132 и 163. Эти колебания психометрической оценки совершенно не совпадали с нашими клиническими данными, которые все время, начиная с первого исследования, позволяли рассматривать его как высокоодаренного. Это расхождение было обусловлено общим динамизмом его реакций при сравнительно скромных в начале психометрических достижениях. Оба ребенка, о которых идет речь, были проведены через серию тестов по рисованию. Диаграммы показывают, что в этом отношении оба они упорно держались на среднем уровне. Их рисунки были вполне заурядными, но то критическое отношение, Диаграмма 6 которое они проявляли к своим рисункам, было совершенно исключительным. Неумение докончить треугольник или начертить ромб указывает на относительную независимость более примитивной моторной системы от речевой, Склонность обоих детей к обобщениям и абстракциям была ясно выражена уже в самом нежном возрасте; ускорение темпа развития в этой области особенно ярко выступает наряду с неторопливым ходом моторного развития. Мы не хотим сказать, однако, что эти обобщения носили всегда безошибочный характер: О. Р., когда ему было пять лет, в ответ на просьбу назвать несколько островов сказал: «Англия, Принстон, Франция». В возрасте шести с лишним лет ему было предложено ответить в письменной форме на ряд вопросов. Два ответа настолько хороши, что их было бы жаль предать забвению: 1) Из всех живых существ в мире на кого бы ты хотел походить?—Ответ: на бога. 2) Если бы ты был этим существом, то что бы ты сделал? — Ответ: поступил бы в школу. Довольно трудно резюмировать содержание настоящей главы. Мы пытались показать, что дети разнятся по своей одаренности не меньше взрослых. Нельзя еще пока сказать, насколько устойчивыми окажутся в дальнейшей жизни эти индивидуальные различия, но весь имеющийся в нашем распоряжении материал заставляет предполагать, что основные различия между индивидуумами сохраняются от младенчества до глубокой старости. Развитие не совершается путем простого наслоения более поздней фазы на более раннюю. Обобщения в данной области рискованны, ибо «одаренность» сама по себе есть чистая абстракция. Этот термин обозначает интеллектуальный уровень, но он может быть также применен и в отношении яркой личности. В более основном смысле он обозначает повышенную способность к росту и ассимиляции. Но это и есть в сущности та самая способность, которая находит свое выражение в развитии ребенка. Важнейшим симптомом повышенной потенции роста может явиться ускоренный темп развития. Ускорение развития находится частично в таком же генетическом отношении к превосходству и одаренности, как задержка развития к дефективности и отсталости. Не всегда, однако, высокая одаренность так явно выдает себя ускорением темпа. Темп развития поведения может оставаться обычным и придавать таким детям внешнее сходство с заурядными личностями, но организация поведения, его динамичность и интенсивность будут служить симптомами их скрытой потенциальной одаренности. И даже внешнее сходство с ординарными детьми исчезает в тот момент, когда подвергается внимательному изучению цельный отрезок их поведения за день или за неделю и перед нами предстают динамические связи и закономерности всей картины поведения. Таким образом, становится ясным, что существуют, с одной стороны, дети, одаренность которых уже реализована, а с другой стороны, дети «потенциально» одаренные. Более тонкое распознавание важных, но трудноуловимых признаков потенциальной одаренности "придет вместе с усовершенствованием исследовательских методов. Поиски этих методов не приведут к ущербу для человеческой личности. Раннее распознавание потенций роста окажется полезным и для индивидуума, и для человечества. «Одаренный мальчик», «одаренный юноша», «одаренный человек» — эти выражения приобрели права гражданства. Но «одаренный грудной младенец» звучит странно и несколько комично. Однако это выражение довольно точно отображает современный Уровень наших знаний и наших представлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.011 с.) |