Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Колебания общественного мненияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как известно, общее согласие в том, что считается действительным и истинным, основывается на очень сложном социальном явлении. В этом явлении также играют роль процессы регулирования, в которых заложена определенная инерция и которые тем самым имеют тенденцию к колебанию. Как сказал Томас Хаксли, каждая новая истина начинает свой путь как ересь и завершает как ортодоксальность. Если понимать ортодоксальность как застывшую жесткую доктрину, то это высказывание звучит весьма пессимистично. Но если представлять ее себе как умеренное воззрение, разделяемое большинством носителей данной культуры, то можно усмотреть в описанном Хаксли процессе типичную когнитивную функцию человеческого общества. Истинно великое, эпохальное новое открытие вначале почти всегда переоценивается, по крайней мере тем гением, которому оно принадлежит. Как свидетельствует история естествознания, область применимости вновь открытого принципа объяснения едва ли не во всех случаях переоценивалась его открывателем. Это принадлежит, можно сказать, к прерогативам гения. Жак Лёб полагал, что объяснил все поведение животных и человека принципом тропизма; И. П. Павлов придавал такое же значение условному рефлексу; в аналогичные заблуждения впал Зигмунд Фрейд. Единственным великим первооткрывателем, недооценившим найденный им принцип объяснения, был Чарлз Дарвин. Даже в узком кругу определенной научной школы образование нового общего мнения начинается с такого отклонения от ранее принятого, которое выходит за рамки поставленной цели. Как уже было сказано, в преувеличении бывает обычно виновен сам инициатор нового мнения. Его не столь гениальным, но наделенным лучшими аналитическими способностями ученикам выпадает на долю задача притормозить колебание ив надлежащем месте его остановить. Обратный процесс означает задержку дальнейшего познания вследствие образования доктрины. Если первооткрыватель новой истины находит не критически настроенных учеников, а верующих последователей, это приводит к основанию религии, что в общей культурной жизни иногда весьма благотворно, но нежелательно в науке. Этот процесс нанес тяжелый ущерб открытиям Зигмунда Фрейда. В культурах, в крупных культурных группах, и прежде всего в естествознании, процесс колебания, следующий за каждым значительным шагом познания, выполняет когнитивную функцию особого рода. Публика вначале переоценивает новое познание^ которое может заключаться, например, в открытии нового метода, таким же образом, как великие первооткрыватели сами переоценивают свое достижение. Такая коллективная переоценка заходит особенно далеко, если новое открытие становится модой, что чаще всего происходит в тех случаях, когда открывается новые методы. Если эти методы требуют больших денежных и материальных затрат, то для молодых ученых они могут превратиться чуть ли не в символы статуса, как это происходит, например, в настоящее время с применением вычислительных машин — компьютеров. Положительная познавательная функция таких преувеличений состоит в том, что при усиленных попытках применить новый принцип объяснения или новый метод ко всему возможному и невозможному часто обнаруживаются, несмотря на явную некритичность такого образа действий, некоторые возможности применений, которые ускользнули бы от более осторожных исследователей.
А. Гезелл ЦИКЛ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ [15] Человеческий интеллект развивается. В этой книге сделана попытка подойти к истокам человеческого поведения с точки зрения развития. Рост — одно из основных проявлений жизни. С полным основанием рост может быть назван некоторой жизненной функцией и в качестве таковой стать предметом систематического изучения даже в обманчивой области интеллекта. Это применимо, в частности, и к детству человека, этой драме, где разнообразные сцены стремительно сменяют друг друга. И неужели в развитии действия нет закономерности? Все организмы, растительные и животные, подчинены неизбежности роста и не могут переступить положенных им пределов. В самых сложных формах жизни у рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих период от рождения до зрелости стал наиболее характерной частью индивидуального жизненного цикла и играет важнейшую роль во всем жизненном хозяйстве. В обширную ткань органической природы вплетено детство как самое обычное и самое поразительное из всех достижений эволюции. В истории развития детство появляется для того, чтобы служить нуждам роста. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОСТА Рост сделался одной из центральных проблем в биологии. Это относится в особенности к экспериментальной биологии и к современной эмбриологии, опирающейся на механику развития. Только исходя из физиологии развития становится возможным как понимание, так и воздействие на живую природу. Анатомия перестала быть описательной наукой, имеющей дело со статическими объектами; происхождение, пластичность и изменяемость структурных форм становятся предметом ее исследования. Биохимия исследует энергетические основы роста и определяющие рост факторы. Биометрия дает математические законы роста и его константы. Биопсихология занята выяснением генетических истоков всех видов поведения — как человеческого, так и животного. Никакая фантасмагория страны чудес не была бы и вполовину так интересна, как экспериментальные медицинские и биологические исследования, открывающие нам мало-помалу механизмы роста. Причудливое разнообразие этих исследований все еще скрывает в себе те обобщающие принципы, которые со временем будут синтезированы на основе накопленных фактов. Рост изучается ныне во всех проявлениях жизни: у одноклеточных и у многоклеточных, у растений и у животных, у личности и у коллектива. Кривые роста вычерчиваются для микроскопических колоний и для человеческих рас. Исследования ведутся, начиная от кропотливого подсчета растущих клеток в нервной системе саламандры и вплоть до широких количественных характеристик физического развития китайского населения. Экспериментальные исследования, блестящие по смелости и изобретательности, стремятся внести изменения в процессы роста. Растущий организм подвергается влиянию изменяющейся температуры, освещения, положения, питания и химических факторов. Конечности саламандры пересаживаются из одной части тела в другую; скорлупа яйца, находящегося в инкубаторе, покрывается лаком; во всех подробностях изучается рост пересаженных частиц эмбриональной ткани цыпленка; изменяя оперативным путем эндокринную систему головастика, отмечают, как это отражается на его развитии; эманацией радия и химическими воздействиями вызывают нарушения роста. Бесчисленное количество исследований касается влияния на развитие изменений в пищевом режиме. Стало известным даже, как действуют на рост белой крысы опилки, подвергнутые действию радия. Некоторые факторы, входящие в пищевой режим белой крысы, известны настолько хорошо, что человек может в значительной степени руководить ростом крысы. Ткани, вырезанные из тела, сохраняются и выращиваются в искусственной среде. Наука атаковала проблему роста сравнительно недавно. Атака эта есть выражение непреодолимого человеческого желания понять, каким образом человек стал тем, что он есть. Бесчисленные исследования, ведущиеся сейчас во всем мире, будут расти в объеме и глубине и доставят возможность по-новому заглянуть в глубь тех факторов, которые определяют собой всякий рост. Совершенно ясно, что рост можно изучать с самых различных точек зрения2. Рассматриваемый с одной точки зрения рост В этой книге не будет проводиться различия между понятием роста (growth) как увеличения в размерах и развития (development) как дифференци-ровки. Оба слова будут употребляться попеременно с различными оттенками в зависимости от контекста. Нам представляется фактически невозможным придерживаться упомянутого различения, кроме того, кажется нежелательным при обсуждении физиологических и психологических явлений отказаться от такого великолепного слова, как рост (growth). выражается в изменениях величины, формы, веса, структуры. В своих грубых проявлениях эти физические изменения /подлежат изучению анатома и антрополога, в тончайших своик деталях— эмбриолога, гистолога и невролога. / С другой точки зрения рост есть функция тела, пфдобная секреторной или дыхательной функции — динамический ряд биохимических изменений и изменений в обмене веществ. Это — плодотворная область физиологии развития. Рассматриваемый в отдаленной исторической перспективе рост может быть связан с историей расы. Эта эволюционная точка зрения стремится явления индивидуального роста истолковать в свете развития всех предыдущих поколений. Каким образом и в какой степени филогенез и генеалогия являются механической причиной онтогенеза — это не разрешенная еще биологией проблема. Наконец рост может быть рассматриваем с точки зрения динамики поведения. По мере роста живого существа меняется и характер его реакций. Изменения эти носят характер совершенствования и также являются формой роста, доступной систематическому наблюдению. Поведение есть несомненно высшее и наиболее усложненное проявление индивидуального роста. Рассматриваемое в качестве показателя умственного или психического уровня личности поведение является предметом генетической психологии. Когда же механизмы и характер поведения изучаются в тесной связи с физиологическими моментами, они становятся одной из проблем биопсихологии. Развитие представляет собой более или менее цельный комплекс: исчерпывающее научное познание роста должно было бы сочетать все точки зрения и точно устайовить как условия, так и формы проявления умственного развития. Термин «умственное развитие» в своем неспециальном значении относится к целому ряду изменений в поведении, характерных для истории жизни индивидуума. Это выражение, не будучи точным определением, подчеркивает все же тот факт, что поведение можно изучать исторически, с точки зрения развития, изучать не столько в отношении абсолютной одаренности, сколько в отношении последовательной смены проявлений. Характеристика этих изменений так же необходима для того, чтобы постигнуть сущность интеллекта, как необходимо делать анатомические срезы из растущего сердца эмбриона для того, чтобы исчерпывающе описать зрелый орган. Интеллект есть абстракция, рост есть абстракция, но рост интеллекта очевиден, реален, конкретен и неисчерпаем. В настоящей книге будут затронуты характерные особенности Интеллектуального развития первых двух лет жизни. Никогда больше развитие интеллекта не совершается столь чудесно и драматически, как в этой ранней фазе жизненного цикла. Наши данные были получены с.помощью повторных наблюдений; над отдельными детьми. Эти наблюдения производились периодически и достаточно часто, так что изложение общего хода умственного развития приобретает характер биографии. Собранные данные представлены в форме этюдов о развитии отдельных индивидуумов, и таким образом представлены различные типы развития: субнормального, аномального, среднего, атипичного и гипернормального. Наибольшее внимание уделено нормальному и обычному в развитии. Между обыденным и исключительным не делается строгого различия. При этом предполагается, что в основе своей законы роста всеобщи и необычайные комплексы развития также являются поучительными, ибо позволяют фиксировать внимание на механизмах, лежащих в основе всякого роста. В настоящих клинических этюдах патологические особенности как таковые не акцентируются. Задача наша заключается не столько в том, чтобы осветить интеллектуальные процессы и возможности, сколько в том, чтобы рассмотреть те типы развития, в которых эти возможности проявляются. Конкретным генетическим этюдам, предлагаемым в следующих главах, желательно предпослать соображения общего характера относительно всего цикла интеллектуального развития. Раннее детство — это. переходная фаза в более широком цикле развития; поэтому для оценки места и значения раннего детства необходимо рассмотреть его связи со всем циклом развития в их генетической перспективе. В самой общей постановке нас могут интересовать следующие вопросы о характере этих связей: 1} в каком отношении находится вообще цикл интеллектуального развития ко всему жизненному циклу; 2) элементарен или сложен цикл интеллектуального развития: 3) когда начинается цикл интеллектуального развития; 4} каков объем цикла умственного, развития; 5) какова природа индивидуальных различий; 6) какие психодинамические изменения может вносить раннее детство в последующие этапы цикла интеллектуального развития. Вопросы эти настолько общи, что они могут быть с таким же успехом поставлены и в отношении детства животных. В этой вводной главе они будут, однако, рассматриваться применительно именно к человеческому детству..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.01 с.) |