Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные и половые вариации двигательных функцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если исключить разного рода болезненные расстройства, то и в пределах, близких к норме, вариации двигательных свойств представляют большое разнообразие в зависимости от врожденных качеств и от приобретенных навыков, обусловливаемых профессией, упражнениями и пр. При этом уже из повседневного опыта известно, что двигательная продуктивность бывает частичной, причем данному субъекту бывает трудно научиться одним движениям и сравнительно легко — другим. В отношении двигательных, как и всех остальных, свойств человеческого организма следует считаться с врожденной одаренностью и с приобретенными качествами; результатом того и другого является наблюдаемая нами способность к достижениям — двигательная продуктивность, которая в сущности только и может быть учтена как нечто, подлежащее непосредственному наблюдению. Что касается одаренности, то ее степень может быть определена лишь косвенным путем — сравнением влияний упражнений на различных индивидуумов, сравнением достижений при приблизительно одинаковых внешних условиях и т. п. Таким "образом, достижения лишь с некоторой оговоркой могут служить мерилом одаренности. При изучении двигательных вариаций прежде всего следует иметь в виду порядок развития двигательных функций (возрастные вариации). В этом смысле имеют значение: 1) последовательный рост и развитие внешних двигательных аппаратов, т. е. скелета, суставов, мускулов, а также их изнашиваемость, 2) постепенное развитие (и изнашиваемость) нервных двигательных механизмов. Последние наиболее сложны и имеют особенно важное значение, так как ими главным образом определяются особенности и свойства движений. В младенческом возрасте имеются лишь массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера, причем в первые месяцы жизни преобладают палидар- ные функции, в дальнейшем — стриальные. Сообразно с этим мы видим массовые двигательные реакции, иногда с характером, напоминающим элементы лазания и обхватывания, элементарные выразительные движения (недифференцированные реакции страха — Peiper), симптомы Бабинского и Моро, супина-ционное положение ног, которое лишь постепенно превращается в дорсальную и плантарную флексию, атетоидные движения и т. п. В первые месяцы жизни у ребенка преобладают обхватывающие и хватательные рефлексы, как у обезьян. По Моро, эти рефлексы имеют значение для маленьких обезьян, позволяя им автоматически держаться за прыгающую и лазающую по ветвям мать. Вообще в первые месяцы жизни у ребенка преобладают примитивные двигательные реакции, которые у взрослых затормаживаются и выявляются 'лишь при патологических условиях; сюда относятся мезенцефалические рефлексы Магнуса (Lage und Bewegungsreflexe). К концу первого года имеют еще значение механизмы, свойственные четвероногим: Hockerstellung Ферстера, лазание и торзионное движение туловищем при вставании (Шальтенбранд). В дальнейшем эти атавистические движения тормозятся развивающимися высшими центрами, но при болезненных условиях они могут растормаживаться и выявляться даже в более позднем возрасте. Локомоторные функции развиваются лишь к началу второго года; до этого времени, помимо недоразвития нервных аппаратов, мускульная система нижних конечностей и даже их вес сравнительно с весом всего тела слишком недостаточны для поддержания статики, поэтому ползание (прелокомоторные функции) предшествует хождению. В возрасте 1— 2 лет отмечаются неуклюжесть и неустойчивость движений, зависящие от недостаточной дифференцировки и отсутствия необходимой регуляции тонуса. У детей этого возраста налаживаются выразительные и защитные движения и начинают появляться обиходные движения. Таким образом, стриальные функции в их статических и кинетических проявлениях достигают значительного развития, пирамидные же функции развиты еще очень слабо, движения крайне неточны, наблюдается масса синкинезий. Положение тела характеризуется наличием некоторого лордоза. Дети 3—7 лет, напротив, отличаются подвижностью и грациозностью, у них хорошо развита способность к передвижениям и выразительным движениям; однако двигательное богатство детей этого возраста бывает лишь при свободных движениях и совершается за счет точности. Стоит заставить ребенка производить точные движения, как он сразу начинает утомляться и стремится бежать к играм, где движения свободны. Неспособность к точ-ости зависит от недоразвития корковых механизмов и от недо-татка выработки формул движения. Таким образом, в этом воз-1асте преобладает выразительная, изобразительная и обиходная Еоторика. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка свя-ана с тем обстоятельством, что он не производит продуктив-:ых рабочих движений, требующих преодоления сопротивления: точности, а следовательно, и большой затраты энергии. Как же упоминалось, при обиходных, а тем более выразительных и зобразителъных движениях, почти не связанных с сопротивле-:ием, движения совершаются естественно, т. е. начинаются, про-одят и заканчиваются соответственно физиологическим и меха-ическим свойствам двигательного аппарата в соответствующем емпе и ритме с плавными, мягкими и нерезкими переходами т сокращения отдельных мускульных групп к расслаблениям и братно. Отсюда грациозность детских движений. В частности, емп, ритм, иннервация и денервация движений и другие стри-льные функции уже хорошо развиты- в этом возрасте; начина-эт развиваться и корковые механизмы, уменьшается количество инкинезий, но сила движений довольно слаба; фронтальные и ортико-церебелярные механизмы еще не обеспечивают ни пос-едовательности и непрерывности движений, ни их точности; [меется также преобладание более примитивных абдукционных инергий над аддукционными. От первого до второго (7—10 лет) детства ребенок научает-я пользоваться своим двигательным аппаратом и вырабатыва-т в то же время личные особенности мимики и жестов; движе-еия становятся экспрессивными, и только при аффекте высту-иют старые массовые движения (стриопалйдарные). Вместе с "совершенствованием двигательного аппарата ко времени вто-юго детства (10—13 лет) несколько уменьшается богатство дви-кений, но налаживаются мелкие точные движения7 вследствие юстепенного развития корковых компонентов, причем, однако, ютается неспособность к длительной установке на продуктив-[ую работу вследствие все еще «недостаточного развития фрон- В этом возрасте аддукционные синергии выравниваются с абдукцион-ными. Преобладание правых конечностей (у правшей) наступает, по-видимому, в разное время. Балдвин, Дике, Штир (Baldwin, Dix, Sticr) считают, что это выявляется уже на 2-м году. Бранн (Втапп) доказывает, что до 14 лет отмечается функциональная равноценность обеих рук, это можно констатировать при таких опытах, когда испытуемому предлагают выполнять новые для него необычные движения. тальных механизмов. Известная гармония, достигнутая во время второго детства, снова нарушается в большей или меньшей степени в пубертатном возрасте, когда происходит перестройка моторного аппарата. В это время замечается снова богатство движений, но без детской грации, нарушается умение владеть движениями и соразмерять их; получается неловкость, угловатость, избыточные гримасы, недостаток координации движений, нарушение торможения. По мнению Гомбургера, это происходит потому, что в этом возрасте центральные органы отстают от роста периферического двигательного аппарата, вследствие чего происходит освобождение примитивных механизмов, которые перед этим уже подверглись регулировке со стороны высших центров. В связи с этим двигательный облик у подростков является нередко отличающимся неуклюжестью движений. Подросток плохо соизмеряется с препятствиями, у него нет экономии движений, он спотыкается о собственные ноги, нелепо размахивает руками и пр. Такой моторный кризис соответствует кризису в телосложении и психике, свойственному подростку. Пертурбации, связанные с временной дисгармонией отдельных компонентов вследствие быстрого и неравномерного развития соответствующих систем, усложняются заострением моторных пропорций, отчасти в связи с глубокими изменениями эндокринного аппарата, влияющими на биотонус и на вазомоториум. Контрасты, связанные с полярными колебаниями в эту пору, характеризуют в одинаковой мере как моторный, так и психический облик подростка. При этом подчеркиваются свойственные данному индивидууму конституциональные особенности, заостряются полюсы различных пропорций, проявляемые у разных подростков в разной мере и в разных комбинациях в зависимости от их конституциональных свойств. Замедление и эксплозивность моторных функций, возбуждение и угнетение, стремление к деятельности и торможение, инфантильная подвижность и паре-тическая слабость — все эти полюсы описанных нами моторных пропорций находятся у подростка в состоянии особенно выраженного заострения. Таким образом, несмотря на фактический рост и развитие моторного аппарата, вследствие неравномерности этого роста, расстройства соотношения отдельных двигательных механизмов и нарушения пропорций и вследствие резких колебаний между полюсами соответствующих пропорций, получаются явления функциональной недостаточности, объективно снижающие на некоторое время двигательные способности субъекта. Лишь у взрослого налаживается окончательно моторный облик, достигаются экономия движений, установка продуктивности на принципе максимума результатов при минимуме затраты сил, вместе с чем соответственно улучшается техника движений (Гом-бургер). Устанавливаются гармоническая совокупность движений, характерная для каждого посадка, темп, ритм, мера, использование мимики, что затем уже мало меняется в среднем возрасте. Усовершенствуются и субкортикальная статика, и корковая динамика, путем упражнений автоматизируются привычные движения, что является основой субъективной уверенности при их производстве. Автоматизация движений менее ответственных, более простых и обыденных дает возможность освободить функцию высших двигательных центров для более сложных и ответственных двигательных актов. Вместе с тем развивается способность к производству одновременных рядов движений, что зависит от наличия большого числа выработанных готовых формул, и связано также с усовершенствованием функции интра-психической активности («объем внимания»). На место утерянной детской грации становятся намеренные навыки (вот почему так много грациозных детей и так мало грациозных взрослых); грация взрослых, если она и бывает, представляет из себя суррогат — это так называемая изобразительная моторика Гомбур-гера, проявляющаяся, как уже упоминалось, в танцах и т. п. Конечно, и у взрослых, несмотря на указанную стабилизацию, с возрастом наступают само собою некоторые изменения моторных функций, причем меньшая подвижность и гибкость более старшего возраста компенсируются большим влиянием навыков, наличием большего числа готовых формул и пр. Психотехнические исследования (Kemble и др.) показывают, что молодые люди лучше выполняют работу определенного типа, но если требуется длительное обучение, то оптимум достигается в более зрелом возрасте. Быстрота работы с возрастом понижается, точность же повышается. Берлинер (Berliner) нашел, что максимум скорости в работе относится к 20—21 году. В старческом возрасте происходят оскудение двигательных функций, обеднение мимики, жестов, выразительных движений, а также потеря способности к одновременным движениям. Движения становятся однообразными, теряется способность вырабатывать формулы новых движений, изменяется цоходка (мелкие шаги), а также положение тела (Haltung), почерк (микрография) и пр. Такое оскудение двигательного аппарата усугубляется изменениями со стороны мышц и сосудов, меньшей гибкостью суставов и т. д. Все же и здесь главную роль играет одряхление мозговой ткани и особенно подкорковых узлов, на что указывают бедность мимики, выразительных и сопровождающих движений, а также изменения статики (наклонность к кифозу). Таким образом, экстрапирамидная система, преобладая в детстве и, следовательно, раньше начиная свою деятельность, раньше ее и заканчивает сравнительно с корой. Корковая психомоторная деятельность дольше сохраняется, но частичные выпадения автоматического компонента движений затрудняют и деятельность высших центров, загромождая их работой, которая в нормальных условиях должна производиться автоматически; вследствие этого теряется способность производить одновременные ряды движений, способность, приобретаемая на высоте развития двигательного аппарата, пока все его компоненты находятся в полном порядке. Все сказанное о моторике взрослых относится преимущественно к мужчинам. У женщин возрастные различия устанавливаются несколько иначе; в переходном возрасте меньше неловкости, угловатости, но больше неустойчивости: неровная походка, стремление ходить по две, по три. Грациозность и подвижность детского возраста дольше сохраняются, в связи с этим женщины более неутомимы в обиходных движениях, например во время уборки помещений, где не требуется большой точности движений, но нужна подвижность и частая смена поз. В таких работах они гораздо неутомимее и продуктивнее, чем мужчины того же возраста. Напротив, при работе более точной и связанной с определенной установкой и затратой энергии на преодолевание сопротивлений женщины менее состоятельны. Мужчина сразу берет определенную установку, равномерно длительно работает, женщины обнаруживают неравномерность, замедление, ускорение, остановки, пропуски и в конечном счете скорее утомляются; лишь в производстве самых мелких работ, требующих ручной умелости, они обнаруживают большую скорость и продуктивность. В смысле походки у женщин шаги короче, меньше твердости, нет прямого держания туловища. При сидении женщины держат ноги прижатыми одна к другой или симметрично расставленными, мужчины скрещивают их или кладут ногу на ногу. Далее у женщины отмечается больше движений аддукционных, пронационных и сгибательных, между тем как у мужчин преобладают абдукция, супинация, выпрямление, т. е. движения от тела. (Приводятся данные, что поза мужчин в Помпее и Мессине, как обнаружено при раскопках, развернутая, сопротивляющаяся, у женщин — согнутая.) Меньшая сила рук сказывается даже на почерке: при письме женщины вдвое меньше надавливают, чем мужчины, но они пишут быстрее, буквы у женщин получаются тоньше, красивее и расположены болеекосо (Шнейдемюлль). Мимика у женщин менее определенная, жесты грациознее и округленнее. Таким образом у женщин отмечается несомненно некоторое преобладание экстрапирамидных механизмов за счет кортикальных. Нужно, однако, иметь в виду, что некоторые особенности женской моторики и статики находятся также в большой зависимости от особенностей телосложения, большей ширины таза (что особенно влияет на статику), а также от меньшей силы мышц. В пожилом же возрасте у женщин вырабатывается более определенно однообразное двигательное клише, походка матроны, медленные и однообразные манеры и жесты. В старческом возрасте, как и в детском, особенности полов мало выявляются. Возрастные отличия несомненно зависят от порядка развития и увядания отдельных систем нервно-двигательного аппарата, что в значительной мере зависит также от индивидуальных конституциональных особенностей и от внешних, в частности профессиональных, влияний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.013 с.) |