Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. В. Лебединский, М. К. БардышевскаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ1 В психическом развитии ребенка есть период наибольшей нагрузки на аффективную систему. Это период с рождения до трех лет. В последующие возрастные периодьт роль афрективной регуляции также велика, однако именно в ранЕем возрасте неблагополучие в аффективной сфере является наиболее злокачественным для психического и психосоматического развития ребенка. Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В эволюционном плане систему эмоциональной регуляции можно сравнить с геологическими напластованиями, каждое из которых имеет свою структуру и.функцию. Эти образования находятся в тесном взаимодействии друг с другом, образуя иерархически усложняющуюся систему уровней. В своих базальных основах.эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов. Этот примитивный характер эмоционального реагирования в нормальном развитии не всегда выступает достаточно отчетливо. Патологические же случаи дают много примеров влияния элементарных эмоций на поведение. В ходе нормального онтогенеза ранние формы аффективного реагирования включаются в более сложные. Особая роль в этом процессе принадлежит памяти, и речи. Память создает условия для сохранения сле/ов эмоциональные переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их — и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь, в свою очередь, обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания2, в результате чего эмоции теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в возможности их игнтеллекпуализации, осознанности. 1 Печатается по рукописи. 2 Не все пласты эмоциональных переживаний могут быть осознаны и вербализованы, например элементарные тактильные, вкусовые, кожные и другие слабо опредмеченные ощущения с выраженным аффективным компонентом, в высокой степени индивидуализированные, выполняют роль аффективного фона. Однако в некоторых случаях йез определенного аффективного фона не могут реализоваться сложные виды деятельности, Эмоциональная система является одной из основных регу--ляторшх систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Фрейд, 1989; Лоренц, 1997; Анохин, 1975; Еилюгас, 1976,1986; Мзард, 1980, 1999; Рейковский, 1979; Симонов,.1970, 1985, и др.). Клк любая система регуляции, система эмоциональной регуляции вшчает в себя воспринимающее и исполнительное звенья. Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается тлобально как ком-срортжое или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряде этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических, случаях возникают эмоциональные реакции наситналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки, Эти сигналы, часто связанные с неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния страха, тревоги. Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности: в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потреб-костей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или, ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита. Таим образом, эмоциональная и когнитивная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем. При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи, По сравнению с когнитивной эмоциональная информация менее структурирована. Эмоции являются своеобразным стиму-.ляторэом ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстроту обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на.любьле важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды. Параметры, на кюторые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего, не со-ъпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение тлаз < точки зрения аффективного кода имеют большее значение, "чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвисти-^ескр^е факторы могут выступать как более значимая информация.адо принятия решения. Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания ожрркающему новых значений, сдвигов в область ирреального, Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет защитные функция. Исполнительное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды изобразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса. Основной же вклад исполнительного звена— уистие в Ре~ гуляции тонической стороны психической деятельности3. Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или жов задачи. Отрицательные эмоции, чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы: защиты. Но ряд отрицательных эмоций, такие, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том" числе ка срдаиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови). Очень важно, что одновременно с регуляпией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благо/аря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии:. Активизация одних эмоций может облегчить паи затормозить протекание других. Например, радость повышает интерес. В свою очередь, интерес подавляет страх. В случае болезненных воздействий боль, гнев яшются наиболее адаптивными реакциями, поскольку wo6heah3"jtot силы для защиты. Вследствие полярности некоторых пар эмоций (радость— печаль, гнев—страх) между ними могут возникнуть р>шые по своему характеру отношения: в одних случаях— нзаинюго исключения, в других — взаимодействия (слезы радости) (Изард, 1999). При сталкивании разных по з'наку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание легкого страха с ощсзчением без- опасности используется во многих детских иг-jax [подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прюкти с высоты). 3 В известной теории Линдслея (I960) эмоциям отводите*! роль регулятора возбуждения неспецифических структур мозга, *сотор:ые, в свою очередь, посылают импульсы в таламус и кору. Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразный приемом ее «закаливания». Потребность организма в поддержании активных (стеничес-ких) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стеннческих эмоций над астеническими. В норме существует баланс тонизирования внешней средой л аутостимуляцией. В условиях, когда внешняяг среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразных внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса. Особенно важен этот момент в= патологии, где наблюдаются первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамики дезорганизуют эмоциональную регуляцию, лишают ее устойчивости и избирательности. Нарушения нейродинамики отражаются прежде всего на настроении, являющемся фоном для протекания отдельных эмоций. Для пониженного настроения характерны астенические эмоции, патологически повышенного — стенические. Важен знак нарушения, определяющий качество патологического процесса. Так, при явлениях рипердинамии патологические эмоции имеют стеыический характер (проявления бурной радости или т-Бева., ярости, агрессии). В крайних вариантах гипердинамии мояда предположить «отнигаание» энерг-ии у других психических систем. Это явление имеет место при кратковременных сверхсильных эмоциях, сопровождающихся сужением сознания, нарушением ориентировки в окружающем. В патологии такие нарушения могут носить ж длительный характер, Слабость (гиподинамия) будет проявляться прежде всего на корковом (наиболее энергоемком) уровне в виде эмоциональной лабильности, быстрой пресыщаемости, оживления более примитивных форм аффективного реагирования. В более тяжелых случаях центр тяжести нарушений пере-тиещается с высших на базальные центры, которые уже не в состоянии поддерживать собственную энергетику на нужном уровне. В этом случае на угрозу витальнытм константам организма эмоциональная система отвечает тревогой, страхом. Подробнее типы аффективного реагирования на условиях сверхнагрузки рассматриваются в главе «Общая схема оценки эмоциональных нарушений».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.007 с.) |