Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр годалов. Святитель николайСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Позвольте вас спросить: не вы ли Сергей Александрович Нилус? — Я обернулся и увидел сзади себя средних лет и роста даму, очень скромно одетую. На этом вопросе завязалось мое знакомство с замечательным созданием Божиим, ангелом во плоти, Еленой Андреевной Вороновой. О ней стоит поговорить особо. Было это, помнится, в октябре или ноябре 1909 года, когда после поздней обедни в Казанском храме Оптиной пустыни я впервые услыхал ласковый звук ее голоса, назвавшего меня по имени... Кто знал в Петербурге княжну Марию Михайловну Дондукову-Корсакову, тот знал и эту рабу Божию, а знали и ту и другую все, кто имел какое-либо касательство к делам благотворения в северной столице, особенно же в деле оказания любви и милосердия к тем, которых прежние русские люди называли "несчастненькими", — к заключенным в тюрьмах, арестантам: в их озлобленную и скорбную ушу эти два светоча подлинного христианства вносили и свет покаяния, и радость прощения — примирения с Богом, со своей просветившейся отныне совестью и с людьми, ими ненавидимыми и их отвергнувшими. Княжна Мария Михайловна стояла во главе петербургского тюремного благотворения; Елена Андреевна была ее помощница до самой ее смерти. Когда же умерла Мария Михайловна, на ее посту ее сменила Елена Андреевна... Сколько преступных душ спасено было этими двумя небожительницами и для временной, и для вечной жизни, один Сердцеведец Господь знает, а они, эти небожительницы, и счет им потеряли! Теперь они обе у Отца светов. Царство вам Небесное, светлые, ангельские души! Дочь генерала (штатского ли, или военного, того не знаю), Елена Андреевна по окончанию образования отдалась всей душой школьному делу, но, болезненная по природе, вскоре была вынуждена на время покинуть север и уехать в Крым лечиться теплым климатом и виноградом. Но характер ее, полный энергии, требовал деятельности, а сердце — любви, и она то и другое, несколько укрепившись в здоровье, отдала там же, в Крыму, детям школьного возраста, открыв школу особого типа в Алуште. След этой ее деятельности сохранился в ее книжке "Школа в Алуште", где со свойственным ей писательским талантом она описала, трогательно и красноречиво, жизнь этого детища ее сердца от зарождения его и до передачи в правительственные руки. И школа эта, и ее учредительница обратили на себя особое внимание Константина Петровича Победоносцева, ставшего впоследствии вместе с женою своею, искреннимдругом Елены Андреевны. По возвращении своем из Крыма Елена Андреевна была привлечена княжной Марией Михайловнойи митрополитом Петербургским Антонием (Вадковским) к тюремной благотворительной деятельности, и здесь ее великодушное сердце и явило во всей красе тихого и теплого сияния все дивные свойства ее христианской души. Сколько приговоренных к смертной казни политических преступников спасла она своим ходатайством пред митрополитом Антонием как посредником между ею, ими и государем, столь всегда щедрым на дарование не только жизни, но и всякой милости, если к тому можно было отыскать хотя бы малейший повод! Скольким ее любовь милостью монарха успела возвратить права на свободу и полноправную гражданскую жизнь, лишь только она убеждалась в искренней твердостираскаяния преступившегозаконБожий и человеческий! На том свете всеузнается,а здесь все это хранится в благодарной памяти воскрешенных ею к новой жизни: этивоскресшие ни счета своего, ни Елены Андреевны не забудут... Так вот это-то сокровище христианского Духа и окликнуло меняв памятный тот день, когда по окончании Литургии я направлялся домой из Казанского храма. Душа этой рабы Христовой искала духовного окормления, а тело — отдыха: тои другое она приехала искать в Оптиной, и, конечно, нашла. Старцем и духовником ее стал о. Варсонофий, наш духовник и старец, — и это нас еще более породнило друг с другом. Я не пишу ее биографии; описывать внешнего облика не стану, не буду перечислять и всех ее добрых дел: с меня довольно будет нескольких цветков воспоминаний с ее дорогой могилы — пусть засушатся они между страницами этой книги. И засушенные, они не потеряют своего нежного аромата и будут благоухать и мне и тому, кому попадутся на глаза эти строки. В числе спасенных Еленой Андреевной для вечности был один чахоточный вор-рецидивист. Имя его было Александр, фамилия — Годалов. Когда мне краткую повесть о его короткой жизни сообщала Елена Андреевна, его в живых уже не было: он умер в петербургской Обуховской больнице, примиренный и с Богом, и с совестью, напутствованный всеми таинствами Церкви, о предоставлении которых умирающему позаботилась глубоко верующая Елена Андреевна. После его смерти осталась маленькая тетрадка, что-то вроде автобиографических заметок, и частью из нее, частью из его слов, не без сердечного умиления, поведала она мне следующее. "...Вы, сытые, образованные люди, — говорил мне Александр, — никогда не поймете, что творится в душе голодного, простого, темного человека, как я, особенно если голод живот ему подводит не день, не два, а дней пяток и больше, да еще не после роскошных харчей ваших, а с жизни впроголодь чуть ли не с пеленок. Вот я — вор; позорным именем я заклеймен и судом, и людьми, обличен и своею совестью; а каково мне досталось это проклятое звание, мало кто о вас и подумает... Теперь я умираю, быть может, и часы мои сочтены, так не до вранья мне теперь, и я расскажу вам, какие чудеса со мною были и каким чудом вместо тюрьмы или тюремной больницы я, вор, попал умирать в больницу к честным и, во всяком случае, не заклейменным людям. Я с детства был мальчишка верующий и любил, бывало, бегать в церковь, когда я был свободен от работы у мастера, к которому был отдан в ученье. Потом уже, когда перемерли все мои родные и я остался на своей вольной волюшке, я, что называется, забаловался и пошел по той дорожке, которая никогда еще никого до добра не доводила. И дошел до того, что не с чего стало жить: что было, все с себя поразмотал, от дела отбился и стал голодать... О этот голод! Кто его не отведал, тому и в голову не взойдет, что это за мука... И вот голодаю я день, голодаю другой, третий... А тут как будто кто-то в ухо нашептывает: "Поди, укради вон у того толстопузого лавочника: вишь, как он себе брюхо наел, а у тебя оно к спине от голода присохло!.." Пошепчет так-то и не раз и не два, а много раз на голодный-то желудок, ну, не выдержишь и послушаешь этого шепота. И вот как сейчас помню: шел я проходным двором, а на дворе, смотрю, протянутая веревка и развешано сушиться хорошее господское белье. Опять слышу: "укради!" Есть хочется до того, что в глазах зелено. И вспомнил я старое, как, бывало, угоднику Николаю Чудотворцу маливался. "Святителю отче Николае! — взмолился я. — Есть хочется, помоги!" — и был таков. Спасибо Чудотворцу: так хорошо управился, что никто и не заметил, и добычу я тогда перекупкам продал за хорошую цену. Лиха, говорят, беда — начало: удалось раз, потянуло и в другой, и опять с голодухи. И опять перед кражей взмолился я Угоднику, и опять хорошо подкормился. На третьей краже случилось со мною такое чудо, что впору ему не поверить, да врать-то мне, глядя в могилу, не пристало: так вы, я знаю, поверите. А было это так. Шел я, несколько дней не евши, по одной из петербургских окраин (он мне и местность ту назвал, да я забыла), там, где уже последние дома, а за ними уже начинаются огороды и поле. Иду, а в мыслях только одно: где бы разжиться на что поесть. И как было в первую кражу, так и теперь: смотрю, развешано белье. "Помоги, Святителю отче Николае!" Огляделся кругом — ни души! Схватил с веревок, что под руку попало, и ну бежать! И не успел я пробежать и десятков трех-четырех шагов, как за мною, слышу, погоня: "Держи его, лови его!" Оглянулся — бегут за мною человека четыре, и как будто и городовой с ними. Я поддал ходу, они тоже; я бегу что есть духу, стали будто отставать, а все же бегут. "Святителю отче Николае, выручай! В рубль тебе, как разживусь, свечку поставлю!" Смотрю — лесок, Я — в него. Ну, думаю, спасся! Ан нет: весь лесок переплюнуть — несколько деревьев и ни одного куста, а за леском опять чистое поле... Слышу — гонятся. Бегу дальше, уж и духу не хватает. Опять взмолился я Угоднику: "Спасай!" Глядь: вблизи леска туша огромной палой лошади; туша почти еще целая, только один бок выеден собаками и зияет огромной дырой... В голове мгновенно мысль: лезь в тушу!.. Росту Я малого, а дыра большая: во мгновение ока нырнул я туда; и чего ж там, Господи, я натерпелся, того и высказать невозможно. Ну, одно слово — падаль и вся ее мерзость! Вспомнить тошно!.. Слышу: погоня промчалась мимо... Посидел я в туше с полчаса, думаю — не выживу, задохнусь, да ивмерзости-то я весь... Прислушался — тихо... Начал вылезать, и только это я нос высунул, так чуть было не ослеп от великого света, которым меня ударило прямо в глаза; и в свете этом кто ж, думаете вы, стоит? Сам Святитель Христов Николай в полном облачении, как его на иконах пишут. Стоит он у туши, смотрит на меня и говорит: "Ну, говори, Александр, хорошо ли тебе в туше было?" Трясусь от страха и едва выговорить могу: "Ой, и смрадно же было!" "Вот так-то смраден Богу и мне грех твой! — сказал мне Святитель. — Вылезай же теперь да смотри ж, вперед не греши!" Промолвил он слова эти и стал невидим... Чуть не помер я тогда со страху,.. Опомнился, одумался... Поблизости болотце было — обмылся, как мог, и пошел обратно другой дорогой в город. И долго я после того не воровал, а потом раз не вытерпел и попался. Меня судили и присудили в тюрьму; в тюрьме-то и вас мне Господь послал, в тюрьме и чахотка у меня объявилась. Отсидел я свой срок и вышел на свободу гол, как сокол, да еще больной, и стал голодать пуще прежнего. Попробовал просить милостыню, да просить не мастер — подают плохо: поешь кое-чего на выпрошенное, только чтобы не подохнуть, а на ночлежку не хватает. Спасибо, теплое время стояло, так я на островах под мостами заночевывал... И вот ночевал я раз под мостом на Черной Речке. Утром, чуть зорька, — есть хочется, а в кармане ни гроша ломаного. Выглянул из-под моста, а там идет какая-то модница, в руках маленький мешочек, а я уж знаю, что в нем такие-то деньги носят. Я нацелился из-под моста прямо к ней — хвать за мешок и стал вырывать; и только я его коснулся, как хлестнет тут из меня горлом кровь фонтаном, так я тут же, как сноп, на панель и свалился. И что ж вы думаете? Добрая та душа не за городовым, а за извозчиком, и на нем сама привезла и сдала в Обуховскую, где теперь и помираю. Не велел мне Святитель воровать, не послушался, а теперь — крышка!" Такова повесть об Александре Годалове, что довелось мне слышать из уст Елены Андреевны. Не верить ей я не могу: поверь же ей и ты, дорогой мой читатель! О Святителе же Николае, на время отложив свой сказ про Елену Андреевну, я поведаю тебе нечто еще не менее дивное. II. "Николай-Подкопай" В беседе как-то раз с оптинским настоятелем, архимандритом Ксенофонтом, я сообщил ему повесть Годалова. — А вы, — спросил меня о. архимандрит, —не слыхали об одной московской церкви, что зовется в просторечье "Никола-Подкопай?" Я отозвался незнанием. — Ну, так послушайте же, что я вам расскажу. Было это в начале прошлого столетия, после, кажется, француза. В церкви этой, которая тогда называлась просто Никольской, в великом почитании была чудотворная икона Святителя Николая. Церковным старостой в этой церкви был богатый купец, фамилии его теперь не упомню; был он по-старинному верующим, как веровали когда-то наши деды, что строили русскую землю, а к Святителю Николаю и к Его чудотворной иконе питал особую любовь и веру. И было у него правило — читать Святителю каждый день акафист, и правило это он совершал неопустительно... Жил купец этот богато, вел обширную торговлю, и все у него шло и по торговле, и по дому хорошо, как нельзя лучше, пока не постигло его тяжелое испытание: доверился ли он кому-то, кто его обманул, или по какой другой причине, но только дела его сразу пошатнулись и вся его торговля быстро покатилась под гору: совсем разорился купец. И стал купец тот плакать и жаловаться Святителю Николаю; читает ему акафист, а сам плачет: — Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру — почто ж ты меня оставил? — Плачет он и молится так и все взывает к Святителю о помощи. И вот ночью, после усиленной молитвы, видит он сон. Приходит к нему Святитель Николай и говорит: — Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтобы была точь-в-точь как старая. Это и будет тебе от меня помощь. Смутился купец: не прелесть ли вражия? — Как же, — говорит, — могу я это сделать? Первое — это святотатство, а второе — как снять? Днем — народ, а ночью храм заперт. — А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу. Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну, радуется, а не знает, верить ли сну или не верить... Опять молится, опять плачет. И снова является ему в сонном видении Святитель и опять те же слова говорит. — Не могу, — говорит купец, — в ворах я никогда не был. — Воровства тут, — говорит Святитель,— никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин. Делай так, как я говорю. И в третий раз явился Святитель во сне купцу, и вновь повторил свой приказ. И по третьему уже разу решился купец поступить, как велел ему Святитель: подкопался ночью под стену, пролез в храм, снял с иконы ризу с каменьями, принес домой, каменья вынул, золото слил в слиток; продал золото и каменья, выручил большие деньги, опять завел торговлю — разжился пуще прежнего. Как встал купец опять на корень, приходит к батюшке-настоятелю и говорит: — Пришел я к вам, батюшка, сказать, что есть у меня усердие новую ризу на Святителя соорудить. Благословите! — Бог, — говорит, — благословит добро творить, а дело это доброе. Какую ж ты хочешь сделать ризу? — А такую же, — отвечает, — как старую, чтобы точка в точку была и рисунками, и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей. Ну, к чему ж такую же точно? Ты бы иного какого-нибудь фасона. Нет уж, благословите как хочу: таково мое усердие. Пришлось благословить: человек богатый, а у богатого свои фантазии. Поделали ризу. Заказал купец по этому случаю торжественный молебен, созвал весь приход. Перед самым молебном стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое — понять не могут... Приладил мастер ризу, отпели молебен с акафистом Святителю, стали подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы, да и говорит вслух всего народа: — Обождите, батюшка, и благословите мне добрым людям слово сказать! — Говори. И поведал тут купец православным чудо-чудное, что сотворил ему своею милостью Святитель Николай: как трижды являлся ему во сне, что говорил и что он, купец, по слову Святителеву сделал... И опять дивится народ и недоумевает: не сошел ли купец с ума? Старая риза цела, на старую новую одели — все это видели, — про что ж он сказывает? А купец плачет, слезами обливается, кланяется народу в ноги и говорит: — Вижу, не верите вы мне. Ну, — говорит, — мастер, снимай с иконы твою ризу! Тот снял, а под новой ризой-то старой и нету... Можете себе представить, что тогда в храме том было?! С тех пор храм тот в Москве и зовется — Николай-Подкопай. Этот рассказ я слышал от архимандрита Оптиной пустыни о. Ксенофонта. Писал о нем архиепископу Никону, моему издателю; он ответил: "Прежде чем печатать, надо будет подробную о сем справку навести". Прошел с месяц, смотрю — мой рассказ уже напечатан в "Троицком Слове": по справке, значит, все, как я писал, верно оказалось... Да я, открыто признаюсь, и без всяких справок сразу этому в устах преподобного оптинского аввы всем сердцем поверил: есть ли у Бога и Святых Его что-либо невозможное?.. III. Смертник Илларион Одним из дел тюремного благотворения, которым с такою любовию отдавалась душа Елены Андреевны, было чтение арестантам Слова Божия и всего, что могла дать духовная и светская литература полезного для души в не заглохшем еще стремлении ее к высокому при свете Христовой веры и учения Православной Церкви. "Приехала я раз, — сказывала нам Елена Андреевна, — в тюремную больницу в Крестах[217], привезла с собою книжечки и нательные крестики, чтобы надеть их на тех арестантов, у кого их не было и кто бы от них не отказался. Меня там хорошо уже знали, и я всех знала; отношения у нас были дружелюбные, доверчивые. Трудно это с арестантами, но так уже Бог помог4 за молитвы старцев... Вхожу, поздоровались. Сажусь беседовать и читать и вижу: иа больничной койке лежит новый, незнакомый мне больной арестант, больной и в кандалах, стало быть, особо важный преступник — лицо суровое, мрачное, но интеллигентное... Окинул он меня неприязненным взглядом и тотчас отвернулся лицом к стене. Лицо его и весь его вид, особенно же кандалы на больном, — все это произвело на меня сильное впечатление... О чем вела я тогда беседу, что читала, того теперь не помню, помню только, что Бог помог и все было хорошо. После беседы я увидела, что привлекший мое внимание арестант уже не к стене лежит, а смотрит в мою сторону, и лицо его показалось мне менее сумрачно-враждебным... Стала я раздавать крестики: просит тот, просит этот — все просят, крестов ни у кого из арестантов не оказалось. Подошла я и к этому арестанту, несмело подаю ему и хочу надеть на него крестик, а сама думаю: вот отвернется или что грубо-кощунственное скажет! А сама сердцем за него молюсь. Не отвернулся, но ничего не сказал, и я ему надела крестик на шею... Прошло сколько-то времени. Приезжаю опять туда же. Того арестанта, смотрю, нет. Спрашиваю, где он. Отвечают, что его перевели в одиночную, что был над ним суд и его за политические преступления и за убийство пяти человек осудили на смертную казнь. — Уходя, — говорят мне, — велел вам сказать, что крестика вашего с себя не снял, и просил, не можете ли вы похлопотать, чтобы вам разрешили с ним свидание: он очень бы хотел вас перед смертью видеть! Страшно на меня подействовало это сообщение, и я решила, с Божией помощью, как бы ни было это трудно, добиться с ним свиданья. Разрешение это было дано, и тут я узнала, что имя ему Илларион, что его долго разыскивали и что он наконец был захвачен на квартире своей родной сестры, где, при аресте его полицией и жандармами, стрелял и, попав в живот своей беременной сестры, убил в ней ребенка. Это и было его пятым убийством. Словом, из всего было видно, что он был тяжкий преступник, что смертная казнь была для него вполне заслуженным наказанием, и тем не менее сердце мое влеклось к нему, чая и в его душе увидеть восстановление образа Божия. Когда меня ввели в одиночную камеру, где заключен был Илларион, то вслед за мною захлопнули и заперли на замок входную дверь, оставив меня с ним с глазу на глаз. В первое мгновение мне стало страшно и я едва не раскаялась, что пошла на это свидание. Осмотрелась и вижу, что Илларион, скованный по ногам и при входе моем лежавший на койке, начал вставать и уже спускает ноги, лязгая кандалами... Жутко мне стало... — Спасибо, что пришли! — услышала я голос. — А я боялся, что не придете. Спасибо! Я ведь креста вашего не снял: вам передавали это? — Передали! — Спасибо и им! Вы уже, вероятно, знаете, что я присужден к смертной казни и дни мои сочтены. Скажите, вы ведь все так хорошо тогда там, в больнице, толковали — не растолкуете ли мне, что означает сон, который здесь я видел? Вижу я, что я где-то, в каком-то чрезвычайно грязном месте — не то в болоте, не то еще где-то того хуже, и весь я измарался, ни одного не осталось у меня места на теле не грязного, только ноги мои остались белы. Что бы это значило? Не понимаю, но чувствую, что сон этот к чему-то: такое уж он сильное по себе оставил впечатление. Не растолкуете ли вы мне его? И почувствовала я, что в разрешении этого вопроса заключено нечто чрезвычайно важное для души Иллариона и от правильности его толкования — не по своему человеческому ограниченному пониманию, а по внушению свыше, зависит, быть может, даже крупный поворот этой озлобленной и грешной души от тьмы к свету, от диавола к Богу. Так же мгновенно, как в голове у меня мелькнула эта мысль, сердце мое с молитвой о вразумлении обратилось к Богу... — Я думаю, Илларион, — ответила ему я, что сон этот дарован вам свыше, чтобы показать вам, что, как бы вы ни были грешны перед Богом и людьми, но и для вас есть милосердие Божие, при условии, однако, уже начавшегося вашего к Нему покаянного обращения вы ведь не сняли с себя данного вам креста. На ногах ваших, даже во время вашей болезни, лежали железа оков, причиняя вам тяжкое страдание, и вот ноги ваши, как очищенные страданием, и показаны вам были белыми.Не назначенали вам свыше смертная казньи ее муки в конечное очищение, как крест благоразумному разбойнику, чтобы и вам с ним вместе быть в раю? Скажите только, тоже с ним вместе, то, что и он, — сперва: "Я осужден справедливо, потому что достойное по делам моим приемлю", а потом: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" Говорю я ему это, а сама едва удерживаю рыдание к горлу подступившего неизъяснимого сердечного умиления, почти восторга. Взглянула на Иллариона, а у него по бледным щекам тихо скатываются две слезинки, как две крупные жемчужины... Он склонил голову и на мгновение молча задумался. — Вы правы, — промолвил он. — Мне надо пострадать, надо искупить все зло, что я наделал. Спасибо вам: вы великое для меня дело сделали — вы новый мир для меня открыли. Жить мне теперь не для чего на земле, а что осталось в моем распоряжении от жизни, то надо отдать на крест последнего, предсмертного страдания. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". — Вы, конечно, поймете, — обратилась ко мне и к жене Елена Андреевна, — что тут произошло в моем сердце. Я могла бы чрез митрополита Антония ходатайствовать о помиловании Иллариона, о замене ему смертной казни Другим наказанием, но у меня в то время даже и помысла о том не явилось: так сильно было Действие внушения свыше о великой тайне искупления души временным страданием тела ради вечного ее блаженства, что язык не повернулся бы сказать об этом Иллариону. А он тем временем продолжал: "Я не подам теперь обычного в моем случае прошения о помиловании. Попросите ко мне тюремного священника: мне надо очистить душу покаянием и принять, если буду удостоен, Святые Тайны — только бы удостоил Господь!.. И еще к вам последние две просьбы: первая — молитесь за меня! А вторая — есть у меня невеста. Она не знает ни моего настоящего имени, ни моего преступного прошлого. Я бы хотел ее видеть перед смертью и попросить прощения за все зло, что причинил ей и своей любовью, и своими делами. Не откажите же в этих последних просьбах умирающему!" — На этом мы обнялись оба в слезах с Илларионом и простились навеки, до встречи в вечности. Прошу и вас обоих, — обратилась к нам Елена Андреевна, — молиться за душу раба Божия, на кресте покаявшегося благоразумного разбойника Иллариона. — Что же сталось с его невестой? — спросили мы. — Видели вы ее? — Видела. Обыкновенная, простая девушка. Я ее нашла и передала ей последнее желание того, кто считал себя ее женихом, и вручила ей разрешение на свидание с ним. Они, я знаю, виделись, но, судя по тому впечатлению, которое она произвела на меня после свидания (я ее тогда видела), я не думаю, чтобы ее озлобленное сердце могло бы когда-либо простить осуждение Иллариона осудившим его. Она мне показалась страшной в своей окаменелой ненависти. Спаси ее, Господи! По слову Елены Андреевны, мы с женой поминаем на молитве о упокоении раба Божия Иллариона. Помяни его и ты, дорогой мой читатель!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.230 (0.014 с.) |