Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из посмертных чудес митрополита Павла тобольскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В дни моей молодости мне довелось некоторое время служить в Симбирске и там на месте наблюдать едва ли не единственную в мире "игру природы": к красавице Волге, катящей свои могучие воды с севера на юг, у самого Симбирска подбегает шаловливою рябью другая речка, Свияга, бегущая с юга на север. Близко-близко подступает она в Симбирске к Волге, и, кажется, еще одно слабое усилие с обеих сторон — и обе реки вот сольются в общем потоке. Но нет! Ударяясь о кряжи симбирского нагорного берега, Волга несколько уклоняется к востоку, а Свияга — к западу, а затем обе реки выпрямляют свое течение и текут почти параллельно, в небольшом расстоянии друг от друга, в противоположные стороны: Волга на юг, Свияга же прямо на север. И текут они так не версту, не две и не три, а пока не сольются своими волнами у Свияжска Казанской губернии, к северу от Симбирска верстах в двухстах, если не более... Мирно текли воды "Божьей реки" моих оптинских записок, день за днем, месяц за месяцем, как вдруг вплеснулась в них могучая волна иной великой реки и воды моей понеслись в иную сторону... ...Прошу прощения, читатель дорогой, но на этот раз я изменю хронологическому порядку моих записок и внимание твое от 1909 года отвлеку к 40-м годам прошлого столетия: в перспективе вечности, к которой призывает нас с тобою Господь, тысяча лет яко день вчерашний, воды и Волги, и Свияги текут все в то же Хвалынское море, а "Божьи реки" — в безбрежное море великих Господних чудес. 27 мая текущего 1914 года, на день памяти Преподобного Нила Столбенского, я получил неожиданно письмо от неизвестного мне до этого времени преподавателя одного из духовных училищ юга России. Ах, как бесценно дороги такие письма!.. Написано так: "...Посылаю вам рукопись с описанием чудес святителя Павла, митрополита Тобольского, надеясь, что вы ею воспользуетесь и в "Троицком Слове" сообщите о чудесах угодника Божия, совершившихся в 40-х годах прошлого столетия. Это сделать ныне весьма благовременно, так как, по благословению Святейшего Синода, предположено церковное прославление и торжественное открытие мощей сего святителя в следующем, 1915 году, в год трехсотлетнего юбилея Киевской Духовной академии, имеющей счастье считать святителя Павла своим воспитанником и учителем. Сию рукопись я получил недавно от протоиерея Цехановского[75], однокашника по Полоцкому кадетскому корпусу приснопамятного старца Оптинской пустыни, схиархимандрита Варсонофия, с которым отец протоиерей находился в отношениях духовной дружбы и духовного родства до последних дней жизни почившего. Что же касается о. протоиерея, то он, в свою очередь, рукопись эту получил от Софии Павловны Ян- чуковской, дочери протоиерея Киевского Военно-Никольского собора, служившего в соборе том в 40 — 50-х годах прошлого столетия. В рукописи описание чудес святителя Павла ведется со слов архимандрита Петра, с 1833-го по 1844 год бывшего наместником Киево-Печерской Лавры". "Читаешь рассказ этот, — пишет далее мой корреспондент, — и невольно чувствуешь сердцем, что здесь содержится живая действительность, не подлежащая сомнению, вызывающая одно чувство умиления и благоговения". Умились над этой рукописью и ты, благоговейный читатель! Вот точная копия этой рукописи: "Записано со слов ев. в. а. П.[76] В начале 40-х годов приехала сюда[77] помолиться помещица Черниговской губернии, девица Ек. Пер., немолодых уже лет, цветущая здоровьем и очень полная, чем она даже тяготилась. Однажды приходит она ко мне и говорит: — О. н. (отец наместник), я имею к вам великую, особенную просьбу. Я видела необыкновенный сон: передо мною стоит в архиерейском облачении старец и говорит, называя меня по имени: "Ты приехала сюда помолиться. Доброе твое дело!.. Теперь пойди к н. а. П. (наместнику архимандриту Петру) и скажи ему, чтобы он тебя провел ко мне. Я лежу в приделе архидиакона Стефана под спудом. Если он будет отказываться, потому что туда не ходит никто, то скажи ему, чтобы испросил благословения у митрополита"[78]. Я только что хотела его спросить: "Кто же вы?" — как он уже говорит: "Я митрополит Павел Тобольский; там меня увидишь". Долго я рассуждал о сем; правда, сделал возражение, что действительно мы туда не ходим; но, по неотступной ее просьбе, обещал испросить на сие благословение и разрешение митрополита, который, выслушав мой рассказ о ее убедительной просьбе, дозволил открыть склеп и повести ее туда. Тогда я ей назначил день после поздней обедни; без народа велел открыть склеп, и мы с ней, в сопровождении двух братий, сошли вниз. Я открыл гроб; поклонились, с молитвою и благоговением приложились к руке святителя. Сняли воздух, покрывавший его лицо. Она вскрикнула: — Это он; его видела! Долго смотрела она, и плакала, и молилась... Спустя несколько дней снова подходит она ко мне и говорит: — Знаете ли, когда мы были у святителя Павла, я, видя его мощи, думала: вот муж святой, изнуривший себя постом, трудами, подвигами, удостоен нетления; я же, проводя жизнь роскошную, толстею не в меру; беспечно уходят дни мои, и буду обильною пищею червей. "Как бы мне хотелось исхудать, чтобы сколько-нибудь быть похожей на тебя, святитель Божий!" — Эта мысль весь день занимала меня... Только что ночью я задремала, святитель снова стоит предо мною и говорит: "Ты, стоя у гроба моего, думала об излишней полноте своей. Желаешь похудеть. Смотри не скорби: Бог пошлет тебе болезнь — совсем похудеешь. Но эта болезнь будет еще не к смерти... Тебе хочется здесь жить — знаю желание души твоей. Поезжай домой, все устрой, никого не обидь, и, возвратясь в Киев, будешь посещать Лавру, пещеры, и в мою могилу приходи1. Так живя, приготовишься к переходу в вечную жизнь. Я буду о тебе молиться Господу, и, когда придет время, я тебе возвещу". По слову святителя Павла, она уехала в имение; всем распорядилась и приехала уже под спуд, в усыпальницу. совсем в Киев, чтобы доживать последние свои дни. Заметна была в ней перемена — куда делась полнота; худела она с каждым днем более и более. Часто заходила она ко мне и в беседе нашей все говорила: — Уже меня эта жизнь не привлекает: хоть бы умереть! Все ее мысли и разговоры были направлены к переходу в вечность; ничто земное ее не занимало. По ее желанию, дозволено ей было ходить изредка ко гробу святителя Павла; не раз она просила отслужить по нем панихиду. Прошло около года. Наступила глубокая осень. Здоровье ее становилось все хуже. Один раз она была в Лавре, исповедовалась и приобщилась Святых Тайн; была в пещерах, у святителя Павла; зашла в мою келию и говорит: — Я видела во сне святителя; он мне сказал: "Теперь время близко — не бойся! Надо тебе поговеть, пока еще ты можешь быть в церкви. Будешь в Великой Церкви, пойди в пещеры, зайди ко мне: это уже твое последнее посещение будет. Побывай у наместника, скажи ему, что когда ты совсем заболеешь, чтобы он над тобой совершил таинство елеосвящения". Я стала его просить, чтобы вы меня похоронили. Святитель ответил: "Нет! Архимандрит Петр будет тебя напутствовать больную, когда ты уже не в силах будешь приехать в церковь; ты скажи ему от меня, чтобы он приехал пред кончиной твоею исповедовать и приобщить тебя Святых Тайн и благословил тебя перед смертью; но хоронить тебя будет н. ар. Ав.; положит на Ас. м., вблизи места моего погребения"[79]. Я дерзнула спросить: почему не батюшка архимандрит Петр похоронит меня — я так почитаю его? Слышу ответ: "Он в это время будет больной: нельзя будет ему из келии выходить, хотя он и сам очень этого желает. Но так Богу угодно. Молиться мы оба о тебе будем, и в 40-й день он будет служить за тебя. Не смущайся сим и уготовляй себя к переселению в жизнь вечную". Все совершилось по словам угодника Божия. Немного дней спустя я сам навестил больную. Вижу, очень уже она ослабела и просит меня приехать к ней, чтобы исповедовать и приобщить ее Святых Тайн, что я и исполнил в назначенный ею день. Уходя от нее, думаю: верно, это последний раз ее вижу. Тяжело стало на душе моей, но виду ей не показываю... Она вдруг говорит: — Батюшка, я не прощаюсь с вами; а вот в такой-то день, ради Бога, будьте у меня и, по слову святителя Павла, благословите меня к переходу в жизнь вечную. В назначенный день я посетил ее, совсем безнадежную; но бодрость духа ее удивляла: так она небоязненно, с совершенным упованием на милосердие Божие, — конечно, и на ходатайство святителя Павла, — переходила в будущую жизнь, как будто собиралась в дальний путь. Все время сидел я, всматривался в нее, вслушивался в ее предсмертную беседу: ничто ее не смущало. Какое спокойствие было в ее душе!.. Когда я встал, чтобы проститься, слезы подступили у меня к горлу. Читаю "Ныне отпущаеши" — и не могу читать. Она тоже заплакала. Благословляю ее и в смущении духа говорю ей: "Прости и молись о мне, грешном!" Она же мне сказала: — Это уже, батюшка, последний раз вижу вас здесь, на земле: более нам не видеть друг друга. Вышел я очень расстроенный. Приехал, занялся своим делом. Поздно вечером присылают сказать, что Ек. тихо, мирно скончалась и пред самым исходом просила, чтобы сейчас же известили меня о ее кончине. Делаю распоряжение о ее погребении и думаю наутро поехать отслужить панихиду и предполагаю сам и хоронить ее на "Аскольдовой могиле". Пошел к заутрени. Придя домой, лег уснуть. Что сделалось? Боль в ногах нестерпимая; утром встать с постели не могу — весь разболелся. Послал в Никольский монастырь просить архимандрита Ав., как и предсказал святитель Павел. Так ее без меня и похоронили... Мысль о моем недостоинстве смущала меня весь день. Ночью уснул. Вижу Ек.: как бы живая, светлая лицом, стоит предо мною и говорит: — Не смущайтесь, батюшка, — так Богу угодно. Благодарю вас за все попечение ваше о моей душе; буду молиться о вас. Только что я хотел спросить: "Где ты ныне обитаешь?" — как в ответ на мою мысль она сама сказала: — Слава Богу! За молитвы святителя Павла Господь меня переселил в райские блаженства. Немного я потерпела на земле, а теперь душа моя прияла радость нескончаемую. Вас прошу на 40-й день отслужить обедню и панихиду о моей душе. К тому времени вы выздоровеете. За все благодарю. — Она стала невидима. Понемногу я оправился. Первый мой выезд был на ее могилу, и в 40-й день я исполнил ее просьбу: служил Божественную Литургию и панихиду о упокоении души ее богоугодной". Такова православная вера наша. Такова любовь Божия. Таков угодник Божий, святитель Павел Тобольский. Я знаю, что за нарушенный порядок моих записок не посетует на меня мой читатель.
Мая Письмо из Больших Солей. Из воспоминаний прошлых лет: св. "Микола Амченский", мой покровитель. О. Варнава от Черниговской. Лето в Николо-Бабаевском монастыре и великое оправдание монашеской веры Сегодня получил письмо от одного духовного друга из села Большие Соли Костромской губернии. Верстах в трех от этого села, при впадении речки Солоницы в Волгу, стоит знаменитый Николо-Бабаевский мужской монастырь. Знаменит он чудотворной иконой Святителя Николая, частью его св. мощей[80] и как местопребывание на покое святителя Игнатия Брянча- нинова, обретшего в нем и вечный покой свой до последней трубы архангельской. В гостях у этой святой обители мы с женой имели счастие прожить без малого полгода — от конца апреля до первой половины октября 1906 года. Полученное из тех краев письмо воскресило в моей памяти жизнь нашу под покровом обители Святителя Николая, а вместе и некоторые события, с ней связанные, не лишенные общехристианского интереса, хотя касаются они частных лиц, и в их числе и моей немощи. Начну издалека. В тех краях, где до 1905 года было мое поместье, во Мценском уезде Орловской губернии великой славой и верой пользуется чудотворная икона Святителя Николая. Икона эта, в рост человека, вырезана из цельного куска дерева и, по преданию, явилась на камне близ того места, где и поныне стоит соборный храм г. Мценска. В этом же соборе и находится это чудотворное изображение великого из великих чудотворцев Православной Церкви. Святитель Николай — покровитель Мценского края, а с ним и мой: как бывший поместный дворянин Мценского уезда, владевший там наследственной землей, я иной родины, иного родного гнезда не знаю. С Богом всюду хорошо: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней", но нет и не может быть роднее на земле места, про которое говорится — "где родился, там и годился". Родился-то я, положим, в Москве, но родной землей — амчанин1, оттого и "батюшку Миколу Амченского" почитаю "собинным" — особенным — своим небесным покровителем, не менее близким, чем данный мне во святом крещении мой Ангел, Преподобный Сергий Радонежский. А что на самом деле это так, а не одни мои предположения, тому есть и некоторые свидетельства из мира, живущего не по одной плоти, но и по духу. Было это в 1901 году. Сын мой только что кончил курс Орловской гимназии. Экзамены его кончились в начале июня, а с начала сентября для него должна была начаться новая, студенческая жизнь, по "своей", что называется, "вольной волюшке": где уж студента опекать, хотя бы и любовью родительского попечения?! Отдохнул он с недельку после экзаменов на просторе и приволье деревенских радостей, я и говорю ему: — А что, — говорю, — хорошо бы нам с тобой съездить к нашему Преподобному, к Троице-Сергию, в Лавру да там испросить у нашего с тобой Ангела[81] благословения тебе на новый путь? Ты как об этом думаешь? На великое мое и его счастье, сын мой не отрекся от веры отцов своих. — Да, с радостью, папа! — ответил он мне, и мы поехали. Заезжали мы по дороге и к о. Егору Чекря- ковскому[82], отцу моему духовному, и в святую Оптину пустынь, и, наконец, удостоились поклониться и своему Преподобному. Вот тут-то мы, амчане, и узнали от одного из живых в то время Божьих угодников, что неложна наша вера в Святителя и что он есть истинный наш покровитель и заступник. Отстояли мы с сыном молебен Преподобному Сергию, обошли святыни и достопримечательности лаврские. — Поедем, — говорю, — в Гефсиманию, к Черниговской и в Вифанию: до поезда еще времени много. И вспомнилось мне, что у Черниговской, в скиту живет один из столпов современного монашества и старчества, о. Варнава, известный высотой своей подвижнической жизни и даром прозорливости. Решили принять его благословение. Говорю сыну: — Великий это, как слышно, человек пред Богом. Советов у него спрашивать не будем, так как старец наш, отец Егор, уже указал тебе путь[83], а принять благословение и просить молитв у такого человека для нас с тобой чрезвычайно важно. Пойдем непременно к нему, если только он дома: пусть и он благословит тебе твой новый путь. У Черниговской поклонились чудотворной иконе Черниговской Божией Матери. — Старец о. Варнава, — спрашиваю, — дома? — Дома-то, — отвечают, — он дома, только его сейчас нет в келье. — А где же он? — У генеральши Кротковой. — Это где ж? — За Вифанией. Домой часа через два-три будет. — Видно, — говорю сыну, — не придется нам видеть старца. А про себя думаю: и получить его фотографию. Почему явилась у меня такая мысль, не знаю, тем более что ни у кого из духовных знакомых мне лиц я никогда портретов в то время не просил. Помню, я даже осудил себя за такой помысел: точно, мол, у мирской знаменитости просить хочешь — какие у монаха могут быть фотографии!.. Так и отъехали мы от Черниговского скита, не повидав отца Варнавы. В Вифании, куда мы приехали от Черниговской, кроме нас никого не было. У святых ворот стоял один послушник, а другой, там же встреченный, взялся нас водить по вифанским святыням. Поклонились мы гробу Преподобного Сергия и только что успели положить поклон последнему на земле жилищу митрополита Платона — его гробнице, как увидали бегущего к нам послушника, кличущего нас: — Батюшка Варнава вас обоих к себе требует! Мы подхватились что есть духу бежать к св. воротам Божьим и спрашиваем: — Как он о нас узнал? — Ничего, — отвечает, — не знаю; велел, позвать, а сам вас дожидается у св. ворот. У св. ворот стояла запряженная в одну лошадь, крытая, с поднятым верхом плетеная пролетка; на козлах сидел кучер, из-под верха пролетки, нагнувшись вперед, выглядывала на нас седенькая головка старичка-монаха с необыкновенно живыми, добрыми и ласковыми, проницательными глазками. Это и был всероссийски известный православному люду старец Варнава от Черниговской... — Вам, — встретил он нас такими словами, — мое благословение нужно; а тебе, — обратился он непосредственно к сыну, — благословение нужно на новый путь; так езжайте за мной: я домой сейчас еду. Посмотрел пристально на меня и неожиданно спросил: — А ваше здоровье-то как? Я был совершенно здоров и по самочувствию, и по виду. — За ваши, — ответил я, — святые молитвы, слава Богу! — Ну, езжайте же за мной ко мне! И о. Варнава быстро покатил по направлению к Черниговскому скиту. Мы едва поспевали за ним на паре заморенных извозчичьих клячонок. — А ведь это я вам отца-то Варнаву оборудовал, — сказал, обернувшись к нам вполоборота, извозчик. — Это я его оборотил к вам, когда он проехал мимо Вифании. Холодной водой обдали меня эти слова. Бедный малый думал угодить, а не ведал, что "род сей", к которому принадлежал и я, "знамений и чудес ищет" и что его извозчичья услуга сразу в моем сердце низвергла прозорливость старца с высот чудесного до низин обыденной человеческой встречи. ...Ну что ж, подумал я. Отец Варнава все- таки иеромонах: получим и простое, но все же иерейское благословение. И опять мелькнула мысль: а я попрошу у него портрет с надписью. Подъехали мы к Черниговской вслед за батюшкой. Забежал он в лавочку, что у св. ворот, взял мелочи, дал своему кучеру и быстрой походкой пошел с нами по направлению к своей келье. Поджидавшего его народа было довольно много, и все теснились к старцу, оттирая нас от него... — Батюшка, а батюшка! — так и сыпались на него со всех сторон призывные восклицания. Нас было совсем от него оттеснили. — Ну, вы подождите! Подождите, говорю я вам, — громко сказал старец теснившей его толпе, — а вот вы-то, со студентом, со студентом-то, идите за мной. Толпа раздалась и пропустила нас к старцу. В это время старец уже поднимался по ступенькам своего крылечка. И опять он неожиданно спросил меня: — Ну, а здоровье-то ваше как? Мне что-то стало вдруг не по себе от повторения этого вопроса. — Слава Богу! — ответил я смущенно. Каким-то не то крюком, не то палкой ба-. тюшка сунул в отверстие замка своей двери, открыл ее и в темненькой своей прихожей опять обернулся ко мне и в третий уже раз пред ложил мне в той же форме все тот же вопрос о моем здоровье; и опять я еще смущеннее ответил: — Слава Богу! Старец пристально взглянул на меня, помолчал, что-то подумал, а может быть, и помолился — продолжалось это одно мгновение — и вдруг точно повеселел и радостно воскликнул: — Ну, если слава Богу, так и слава Богу! И с этими словами ввел нас обоих в первую комнатку своей кельи. На стареньком письменном столе, покрытом ветхой клеенкой, лежала какая-то небольшая икона. Батюшка взял ее в руки, поднял над нашими головами — мы стали на колени — и, благословляя ею наши склоненные головы, сказал: — Вам было нужно мое благословение: да благословит вас Господь сей святой иконой Чудотворца Николая. Запомните ж мое слово: Святитель Николай и в сем веке, и в будущем есть и будет ваш заступник и ходатай. Потом, благословляя тою же иконой сына, сказал ему: — Да благословит Господь, молитвами Святителя Николая, твой новый путь! Подумал немного, поглядел на меня... — А тебе, — сказал он, — я еще и свой "пат- рет" дам. Так и сказал — "патрет". У меня от сердца к горлу подступили слезы... Верующие знают это сладкое чувство. Так вот он какой, этот старец Варнава! А уж он из соседней комнаты вынес свою фотографическую карточку и, подавая мне ее, сказал: — Вот тебе и патрет мой! — Батюшка! — воскликнул я, задыхаясь от волнения. — Благоволите что-нибудь написать на ней своей ручкой! — Эх, друг, некогда... ну да ладно! И о. Варнава на обороте карточки написал: "иеромонах Варнава 1901 Июния 18". Святыня эта и поныне у меня цела. — А я тебе и еще свой патрет дам, — сказал старец. — Вот тебе книжка о моей обители Иверской, а в ней тоже патрет мой есть. Возьми себе да навести когда обитель-то! И разгорелось тут мое сердце великой любовью к прозорливому старцу; припал я к его ножкам и говорю: — Помолитесь, батюшка, чтобы сын мой до конца дней своих имел в сердце своем страх Божий! — Будет, будет у него страх Божий в сердце, — ободрил меня старец, — он у тебя пятую заповедь помнит. И скажу тебе, друг, — продолжал батюшка, — как моя мать звала меня своим "кормильщиком", так я тебе про твоего сына скажу: он будет твоим кормильщиком... Как имя твое? Я ответил: — Сергий! В соседней комнг^те показался батюшкин. келейник. — Запиши-ка, — обратился к нему батюшка, — двух Сергеев: за них помолиться надо!.. Ну да благословит вас Господь! А про Святителя Николая-то не забудьте: он и в сем веке, и в будущем ходатай ваш и заступник. Это были последние слова к нам старца Варнавы. С тех пор я уже не видал больше батюшки, а осенью того же года заболел такою тяжкою болезнью, что в январе 1902 года едва не умер. Спасло чудо Божие, не без молитв, верую, великого старца Варнавы от Черниговской, утвердившего во мне уверенность в том, что наш "амченский" угодник, Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец, — мой ходатай и заступник и в сем веке, и в будущем. Прошло пять лет. Наступил апрель 1906 года. В тот год весна была необыкновенно ранняя: уже в последних числах апреля север России, от Петербурга начиная, был окутан зеленой дымкой берез, ракит и тополей, сквозящих теплом и светом на изумрудной зелени торжествующей весны. Стояли дивные солнечные теплые дни; даже вечера и ночи теплы были, как в конце мая. Природа как-то по-особенному красовалась и благоухала. Не то было с природой человеческой: взбаламученное недоброй памяти революцией народное море все не могло успокоиться, искусственно волнуемое всеми новшествами, которых не знала раньше смиренная и святая Русь; не потухшие еще головешки бунтов и непокорств чадили во многих местах, местами вспыхивая и разгораясь в зловещее пламя... Страшное было время, не тем оно будь помянуто!.. В те дни и в моей меленькой жизни совершалась великая революция, и следствием ее было то, что мы с женой очутились как бы за бортом жизни, не зная, куда деваться и где главы подклонити. Великая то была милость Божия мне грешному. Да будет благословенна память о ней во все дни моей жизни! И тут Святитель Николай незримо протянул руку помощи и скорбь и плач в радость претворил и утешение. А дело было так. Помолились мы с женой у иконы Царицы Небесной Казанской и решили уехать из Петербурга куда глаза глядят, только бы не оставаться в этом городе, где столько пришлось испытать всякого горя. Взяли мы билеты по железной дороге до Твери, а в конторе пароходства "Самолет" — от Твери по Волге до Нижнего и направили свой путь через Нижний — Арзамас в Саров и Дивеев, к Серафиму Преподобному, от которого я столько чудес и милости на своем веку видел. Что за красота и успокоение было путешествие наше по Волге! Оно было так прекрасно, что даже отдельные эпизоды его, напоминавшие о той буре, которую только что пережила и еще продолжала переживать родина, — вроде негожих речей и пения революционных песен, — даже и эти отголоски мерзости житейской не могли нарушить гармонии и безмятежия дней этого чудесного путешествия. Так доехали мы до Ярославля. Пока стоял и грузился наш пароход в Ярославле, у нас в распоряжении было около трех часов, и мы воспользовались ими, чтобы съездить поклониться ярославским святыням, и тут мы вспомнили, что ниже Ярославля по Волге находится знаменитый Николо-Бабаевский монастырь, особенно нам дорогой и известный тем, что там погребен один из любимейших наших духовных писателей, епископ Игнатий Брянчанинов. О том, что там есть часть мощей Святителя Николая и его чудотворная, прославленная на все Поволжье икона, — о том мы не знали, а если и знали, то в то время не вспомнили. Заедем в этот монастырь! Ночь переночуем (из Ярославля мы уходили часов в семь вечера, а на "Бабайки" пароход приходит часа три спустя), проведем день в монастыре, а на следующем "Самолете" поедем дальше, в Нижний. Так говорили, так и решили. И так нам все там понравилось, так все пришлось по духу, начиная со святыни бабаевской и простоты монашеской, что вместо одного дня прожили мы там на гостинице без малого шесть месяцев. Так, верую, угодно было Святителю Николаю, нашему ходатаю и заступнику перед Св. Троицей. Там состоялась наша встреча с о. Иоанном Кронштадтским, окончательно определившая дальнейший путь моей жизни и деятельности, примирившая мое прошлое с моим настоящим и... будущим. Дивное это было для меня и многознаменательное свидание, такое дивное, что о нем не леть ми и глаголати по моему недостоинству: только небесным предста- тельством моего небесного покровителя и можно было получить то велие утешение, какое в те дни нашей скорби я получил от великого кронштадтского пастыря. И как бы в утверждение этой веры о. Иоанн дважды благословил меня с женой двумя иконами — одной бабаевской, а другой своей келейной, и обе иконы те были Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. И там же, под покровом Святителя Николая, состоялось и другое д ля меня и моей деятельности не менее того многознаменательное свидание — с епископом Вологодским, преосвященным Никоном[84], в то время только что назначенным на самостоятельную кафедру в Вологду. С того свидания и началось бессменное мое сотрудничество в изданиях владыки, моего редактора и цензора. И чего только там, на "Бабайках", не сотворил нам дивный угодник Божий, утешая нас утешением всяческим и научая жить не по своей, а по воле Божией!.. Величаем тя, Святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Перезнакомились мы за время нашего пребывания в Николо-Бабаевском монастыре со всею братиею, начиная с только что назначенного туда настоятелем архимандрита Адриана и кончая последним, вновь поступившим послушником. Особенно мы по духу сошлись с одним уже немолодым рясофорным послушником, слепцом о. Иаковом. Замечательный раб Божий был (быть может, он и теперь еше жив) этот о. Иаков, труженик и молитвенник, исполненный чистейшей детской веры в Бога и в свое призвание. Церковные службы он, как клиросный певчий, посещал все неопустительно, а в свободные от службы часы умудрялся ходить в соседний с монастырем лес, иногда версты за три, за четыре от монастыря, надрать там корней от разных кустарников и вернуться домой с тяжелой ношей и всегда без провожатого. У о. Иакова ресницы росли внутрь глаз. Болезнь эта сопровождалась тяжкими страданиями и постепенно ослепляла Божьего трудника. Мы всегда дивились трудам о. Иакова и тому, как он мог обходиться, совершенно слепой, без посторонней помощи, когда ходил за своими корнями, и как он мог плесть из этих корней удивительно искусно сработанные корзины. Вот уж истинно, Господь умудряет слепцы! Всегда и во всяких случаях своей монастырской жизни был благодушен наш о. Иаков, но и в его закаленном терпением и смирением сердце таилась одна великая скорбь: девять уже лет был он примерным монастырским послушником и, несмотря на свои пятьдесят пять лет и примерную жизнь, даже еще и приукажен не был. — Что буду я делать, если меня какой-нибудь новый настоятель возьмет да и выгонит за ненадобностью? Куда я, слепец, тогда денусь? Так обмолвился он мне раз за беседой и заплакал. Как-то, к слову, я сказал о. архимандриту об этой скорби о. Иакова. Он принял ее близко к сердцу и в тот же день, зайдя с нами вместе в келью своего слепого послушника, предложил ему постричь его в тайную мантию. — Мы тебя, о. Иаков, — сказал архимандрит, — пострижем как бы на одре болезни, а там отрапортуем о сем владыке: тогда тебя поневоле приуказят. Архимандрит был внове и не решался представлять к открытому пострижению. Подумал немного о. Иаков и что же ответил? — Нет, ваше высокопреподобие, — сказал о. Иаков, — не тот это путь: не хочу я у Бога обманом брать монашество. Я же ведь всем — благодарение Господу — здоров. Спаси вас, Господи, за любовь, но неправды я боюсь. Уповаю на милость Царицы Небесной: уж пусть она Сама совершит надо мною Свою волю. Разговор этот был на первый Спас — только что заговелись на Успенский пост, а 4 августа, совершенно неожиданно для "Бабаек", приехал в монастырь епархиальный владыка, Тихон. Идет он по монастырю с архимандритом, а из собора, от вечерни, навстречу им бредет наш слепец, ощупывая перед собою палкой дорогу в свою келью. Ни владыка, ни архимандрит не заметили, как из-за поворота аллеи наткнулся прямо на них о. Иаков, наткнулся и опешил от возгласа архиерея: — Это что у вас — слепец, что ли? — Послушник Иаков, ваше преосвященство, — ответил архимандрит, — истинный раб Божий, примерной жизни. — Давно он тут? — Девятый год идет, да вот все не приукажен, владыко. — Чего ж вы ждете? На Успеньев день извольте его постричь в мантию и мне донести о постриге на основании моего словесного приказания... Подойди-ка поближе, раб Божий Иаков, я хочу сам тебя благословить... Да благословит тебя Царица Небесная принять на день Ее честнаго Успения ангельский образ! Молись обо мне. И вместо тайного пострига в велик Богородичен день, в присутствии бесчисленного множества молящихся, о. Иаков был пострижен в мантию с именем Илии. Вот что вспомнилось мне сегодня при чтении письма из краев, что около святой обители Николо-Бабаевской.
Июня
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.245 (0.013 с.) |