Формирование производного звука Ж
НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ
Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяжело. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.
ПОСЛЕ БУРИ
Страшный шторм пронесся над поселком. С шести домов были сорваны крыши, со многих столбов свисали провод Несколько деревьев валялись посереди! не шоссе и нарушали движение транс порта. Машины стояли по обе сторон завала и сигналили. Некоторые водите» вышли из машин и стояли на шоссе вне решительности. Вдруг водитель одного самосвала достал из кабины трос, обвя-зал упавшее дерево и с помощью свои машины убрал дерево с шоссе. Также ступили и другие шоферы. Скоро ШОССЕ было свободно для движения машин.
ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, — решила свинья, — пол-мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каж-дым шагом. «Нет, не обманул мишка, — думает свинья, — мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»
Звонкий согласный звук Ж является произ-водным от базового глухого звука Ш. Формиро-вание производного звука в речи ребенка требу-ет заметно меньше времени и усилий, чем сход-ного по артикуляции базового звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ж
Заучи, как правильно нужно произносить звук Ж.
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая до-рожка».
Язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
Горлышко гудит.
Гудим в кончик языка, поднятый вверх. Ж ____
Закрепление произношения звука Ж в прямых слогах Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «жужжалки». жа-жу-жи жо-жу-жа
жи-жа-жо
жэ-жи-жо
жо-жу-жи
жи-жу-жэ
жа-жи-жо
жэ-жо-жи
ЭТАП ВТОРОЙ
|