Формирование производного звука Щ
17. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА Щ
Согласный звук Щ является производным от базового звука Ш. Формирование производно-го звука в речи ребенка требует меньше време-ни и усилий, чем сходного по артикуляции базо-вого звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с правильным положением органов артикуляции
при произношении звука Щ
Заучи, как правильно нужно произносить звук Щ.
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая до-рожка».
Язык широкий, высоко поднимается кверху. Передняя часть языка придвигается близко к «потолочку», но не касается его.
Горлышко не гудит.
Дуем на поднятый вверх язык.
щ____
Закрепление произношения звука Щ в прямых слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «шумелки».
ща-щу-щи
щи-ща-ще
ще-щу-щи
ща-щи-ще
ще-щу-ща
ще-щи-ще
щи-щу-ще
ще-ще-щи
ЭТАП ВТОРОЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Щ В СЛОВАХ И ФРАЗАХ
Закрепление произношения звука Щ в начале, середине и конце слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Щ, повтори слова. Затем назови 4-5 слов самостоятельно, по памяти.
Щеки — щетки — щелкать. Щипок — щиток — щенок. Щука — щупать — щуп-лый. Щепка — щебень — щели. Тащу — пищу — ищу. Роща — пища — гуща. Обещать — угощать — прощать. Ищут — тащат — плещут. Лещи — плащи — вещи. Овощи — клещи — ящик. Плющ — лещ — клещ. Помощь — овощ — плащ.
Закрепление произношения звука Щ в словах. Формирование фонематического восприятия
Разложи картинки из Приложения 12. Четко, выделяя голосом звук Щ, назови каждый объект 3-4 раза. Если картинка названа правильно, отложи ее в сторону. Кар-тинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой. Произнеси слова четко и громко 5-6 раз.
Закрепление произношения звука Щ в словах. Формирование навыков словообразования
Представь, что ты попал в сказочную Страну ве-ликанов. Назови объекты огромного размера, кото-рые можно увидеть в этой стране. Не забудь каждый раз выделять в словах звук Щ.
Например: У великана не глаза, а глазищи, не книга, а книжища, не ноги, а ножищи.
У великана не усы, а усищи; не руки, а ...; не гла-за, а...; не спина, а ...; не книги, а ...; не дом, а ...; не сапоги, а ...; вокруг великана не березы, а ...; не сосны, а ...; не горы, а ...; не заборы, а ...; не трава, а ...; не кусты, а ... .
|