Дифференциация изолированных звуков Ш — Ж
ЖУК И СОРОКОНОЖКА
Как-то утром на лесной дорожке жук увидел знакомую сороконожку. Сороконожка была в желтой шляпке. «Как она хороша!» —подумал жук. Подойдя к сороконожке, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!» Лапок было так много, что по-следнюю жук пожал уже ближе к ужину.
НА РЫБАЛКЕ
Был жаркий летний день. Миша взял удочку, наловил жуков для наживки и по- j шел на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждет клева. Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыбка —ершик. Взял Миша в руки ершика, а тот! дрожит, бьется, шевелит жабрами. Пожа-1 лел Миша ершика, отпустил его в воду:! «Плыви, малыш, живи!»
ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО
На одном болоте жила-поживала жа-ба. Нашла она жестяное кольцо и спря-тала его в кустах ежевики. В тот же день увидел жабу журавль, подошел побли-же и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю вас быть моей женой!» «Хоро-шо! — отвечает жаба. — Приходите по-позже к кустам ежевики». Журавль по-дошел к ежевике с уже открытым клю-вом. Ему хотелось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко су-нула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот те-бе, журавушка, обручальное кольцо!» Долго не мог удивленный журавль за-крыть клюв.
15. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Ш-ЖНАСЛУХ
Ребенок обычно смешивает звуки Ш — Ж не в произношении, а только на слух (вместо слов нужны шары, шажок крайне редко можно услы-шать нушны жары, жашок).
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
Работа по дифференциации звуков Ш — Ж на слух помогает более четкому, осознанному про-изношению в целом, а также является основой грамотности письма.
Возьми картинки-символы звуков Ш и Ж из Приложения 1. Послушай, а затем изо-брази, как выходит воздух из лопнувшей шины (Ш), как жужжит пчела (Ж). Обрати внимание на работу горлышка (голосовых связок): когда произносишь звук Ж, горлышко гудит, звук звонкий; когда произносишь Ш, горлышко не гудит, звук глухой.
Возьми символы звонкого и глухого звуков (домики с колокольчиками) из Прило-жения 2 и объясни, какой звук Ш или Ж изображает домик с колокольчиком (звонкий звук Ж), с зачеркнутым колокольчиком (глухой звук Ш).
Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответ-ствующие звуки. Повтори 6-8 раз.
|