Различение звуков ч-щ изолированно, в слогах и словах
ЛЮБИМЫЕ ВЕЧЕРА
Мама Ванечки работает вечерами на почте. Чтобы не скучать дома одно-му, Ванечка приходит к дедушке и ба-бушке. Бабушка печет внуку вкусные булочки и печенье. Дедушка разлива-ет по чашкам горячий чай. Ванечка иг-рает с кошкой Читой и собакой Жуч-кой. Любит Ванечка такие вечера!
НУ И ТАНЕЧКА!
Четыре девочки стояли во дворе около качелей. Танечка качалась на качелях уже полчаса. Девочки про-сили Танечку уступить им качели, но она не останавливалась. Отошли де-вочки от качелей, взяли мяч и начали игру. Танечка тут же слезла с качелей и подошла к девочкам. «Качайтесь, пожалуйста! — сказала Танечка. — Вот, возьмите мою куклу в колясоч-ке. Мне не жалко!..» Но девочки ни-чего не ответили Танечке...
20. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
ч — щ
НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки Ч — Щ ребенок обычно смеши-вает не только на слух, но и в произно-шении (вместо слов щучка, читающий нередко можно услышать чучка, шущка, читаючий).
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков Ч — Щ
Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из Приложения 1. Внимательно послушай и запомни, как чухает паровозик (Ч) и шипит лопнувший шарик (Щ ).
Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси со-ответствующие звуки. Повтори их 6-8 раз.
Дифференциация звуков Ч — Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим-волы из Приложения 1.
ча-ща чу-щу че-ще що-чо ще-че
чо-що чи-щи ща-ча щу-чу щи-чи
ща-ча-ща щу-чу-щу ще-че-ще чо-що-чо чи-щи-чи
що-чо-що щи-чи-щи ча-ща-ча чу-щу-чу че-ще-че
|