Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Пересказ сказки. Первичное восприятие

Поиск

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

- Кто помог девочке спасти братца?

1.По ходу рассказа проводится словарная работа.

- Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что понравилось в сказке?

- Что понравилось более всего?

- С какими чудесными предметами встречается девочка?

- Кто помог девочке спасти братца?

- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV. Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по «сю­
жетным вехам».

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

1) Начало действия (завязка).

2)Развитие действия.

3)Переломный момент (главное действие).

4)Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5) Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­
ем практического представления о сказке, о жанре.

- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Ба-
ба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

- Почему сказка так называется?

- Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V. Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

- Как сестра догадалась, кто унес братца?

- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­могли девочке?

- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

- А почему в этот раз они помогли девочке?

- Почему не сразу помогли ей?

- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту

1. Представьте себя на месте девочки.

2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3. Как вела себя девочка в избушке?

VII. Подведение итога работы над сказкой

- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

- Когда и почему девочка меняется к лучшему?

- Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален конец». Объясните.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

 

 

Урок 14 (вариант 1). Русские народные сказки. Обобщение

Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: карточки с отрывками из сказок.

Ход урока

I.   Проверка домашнего задания

Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».

II. Постановка цели урока

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем разви­вать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.

- Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказы­ваете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.

- Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награ­ждены призами.

III. Конкурс

Отрывки из сказок для конкурса:

1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?

- А я - Лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем...

2....Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку...

3.- Речка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька с молочком!
Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее
бережком.

4.- По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой сами!

5. - Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!

6. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот высту­пает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

7.- Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

8.В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

9.- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я - в другой.

10.-Дай рыбки!

- Не дам! Пойди сам налови.

- Да я не умею!

- А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!

11.     - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, ее избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться
да и выгнала меня.

12.        -Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

13.        - Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Я коза, на лугу была,

Ела травку шелковую, Пила воду студеную...

14.Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился...

15.- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!

- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!

IV. Итог урока

- Молодцы. Справились с заданием!

- Давайте проголосуем, кто у нас сегодня лучший актер. У каждого из вас только один голос. Отдать его можно только одному участнику викторины.

Проходит голосование, подведение итогов, награждение.

- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал.
Итоги, награждение.

- Сегодня все, кто принимал участие, получат только пя­
терки!

Домашнее задание

Написать краткое изложение своей любимой сказки.

 

 

Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

- Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные гтелмёты.

1.                     Курочка...    6. Гуси-...

2. Баба-...         7. Ковер-...

3. Жар-...         8. Скатерть-...

4. Иванушка-... 9. Сапоги-...

5. Царевна-...  10. Сивка-... {Ответы: 1. Ряба. 2. Яга. 3. Птица. 4. Дурачок. 5. Лягушка.

6. Лебеди. 7. Самолет. 8. Самобранка. 9. Скороходы. 10. Бурка.)

Приложение 2. Викторина

I.   Ответь на вопросы

- Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)

- Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)

- Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)

- Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)

- Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)

- Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)

- Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)

II. Составь название сказок

ГУСИ          МОРОЗА

КАША        ЛЕБЕДИ

ПЕТУШОК ТОПОР

 

ДЕВОЧКА    ЗЕРНЫШКО

ДВА             СНЕГУРОЧКА

(Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бо­бовое зернышко; Каша из топора; Гуси-лебеди.)

III. Как называется сказка, которая начинается со слов:

1. Жили-были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)

2. Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:

- Братец Мороз - Синий нос, как бы нам позабавиться, лю­
дей поморозить?

Отвечает другой:

- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный
нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого.
(«Два Мороза».)

3. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился,
все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое
зернышко».)

4. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, куроч-ка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсток. («У страха глаза велики».)

5. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок,

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги
братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе
платочек. («Гуси-лебеди».)

6. Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется.
Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора».)

IV. По опорным словам отгадай название сказки:

СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («Каша из топора».)

БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («Гуси-лебеди».) ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («Петушок и бобовое зернышко».)

ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («Два мороза».) СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («Девочка Сне­гурочка».)

БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («Устраха глаза велики».)

V. Из какой сказки эти вещи:

1. Туфелька («Золушка».)

2. Стрела («Царевна-лягушка».)

3. Сапог («Кот в сапогах».)

4.Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. Печка («По щучьему веленью».)

Приложение 3. Тест*

 

 

Тест №2

1.   Определи жанр произведения:

Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон, а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.

2.   Определи жанр произведения:

Секи, Секи, дождь. На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо, чечевицу, На дедов ячмень -Поливай целый день, а) Закличка; б) Колыбельная; в) Загадка.

3.   Определи жанр произведения:

Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке, а) Пословица; б) Небылица; в) Скороговорка.

4.   Определи жанр произведения:

Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала, а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка.

5.   Определи жанр произведения:

На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей! а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка.

6. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это -а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка.

7. Определи жанр произведения:

В пруду у Поликарпа -Три карася, три карпа, а) Пословица; б) Скороговорка; в) Загадка.

 

 

8. В каких народных сказоках одним из персонажей является
писа:

а) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.

9. В каких народйых сказках среди персонажей есть заяц?
а) Гуси-лебеди; б) Теремок; в) У страха глаза велики.

10. В каких народных сказках среди персонажей есть волк?
а) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.

//. Найди героя сказки «Теремок»:

а)    Гуси-лебеди;

б)    Петушок золотой гребешок;

в)    Мышка-норушка.

12. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) Лиса; б) Курочка; в) Волк.

13. Найди героя сказки «У страха глаза велики»: а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.

14. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»? а) Береза; б) Яблоня; в) Груша.

15. Какая из этих сказок не является народной?

а)    Два Мороза;

б)    Лиса и журавль;

в)    Сказка о рыбаке и рыбке.

16. Найди среди этих сказок сказку А. С. Пушкина:

а)    Каша из топора;

б)    Петушок и бобовое зернышко;

в)    Сказка о рыбаке и рыбке.

/ 7. Какое желание старухи не исполнила Золотая рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

а)    Построить новую избу;

б)    Стать владычицей морскою;

в)    Стать царицей.

Урок 14 (вариант 2). Урок - КВН по разделу «Самое великое чудо на свете»

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденному раз­делу в игровой форме; учить работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, мышление, память.

Оборудование: карточки с текстами

Подготовка к КВНу

Класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает название, приветствие, инсценирует любую сказку (учитель сле­дит, чтобы они не повторялись).

Жюри - родители.

Ход игры

Ведущий:  С началом конкурса

Мы вас поздравляем.

Удачно выступить

Мы вам желаем,

И КВН наш начинаем. Разрешаю командам занять свои места. Капитаны выходят на жеребьевку.

 

Конкурс I. Приветствия

Команды представляют себя и приветствуют соперников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.014 с.)