IV . Изучение нового материала. Рассказ учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Изучение нового материала. Рассказ учителя.



Рассказ учителя.

Знаете ли вы, что он был критиком, литературоведом, а ска­зочником стал совершенно случайно? Случилось это так. За­болел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

 

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил Крокодилович...» Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожи­данно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!» Так появился «Мойдодыр».

- А вы знаете, что кроме своих сказок и стихотворений,
у Корнея Ивановича есть еще и переводы с английского
языка? Вы наверняка знаете дразнилку «Робин Бобин Ба-
рабек». Это Чуковский перевел английскую народную
песенку.

Учитель читает стихи, или песенка звучит в записи, а может, вспомнят дети.

- Посмотрите на книгу (это, может быть «Шел Кондрат в Ле­нинград» или «25 загадок, 25 отгадок».)

- В этой книге собраны загадки для детей, написанные в сти­хотворной форме К.И. Чуковским. Я раздам вам загадки на карточках (см. Приложение к уроку). Приготовьтесь загадывать их своим товарищам (карточки раздаются хорошо читающим ученикам).

Чтение и разгадывание загадок детьми.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над новым материалом

1. Первичное чтение сказки про себя.

- Сегодня мы будем читать сказку «Федорино горе». Давайте
прочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы,
я на них отвечу.

2. Первичная проверка понимания.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что запомнилось?

 

 

- Что было смешно?

- А что грустно?

- Жалко ли вам Федору? Почему? 3. Выразительное чтение сказки.

VII. Итог урока

- Что нового вы узнали о жизни и творчестве К.И. Чуков­ского?

- Какие загадки вам запомнились?

Домашнее задание

1. Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федо-рино горе».

2. Нарисовать иллюстрацию к запомнившейся загадке.

Ход урока 2

I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы будем учиться выразительно читать сказку
«Федорино горе».

IV. Закрепление изученного материала

1. Разминка. Тренировка техники чтения, дикции.
Раздаются карточки с загадками слабо читающим ученикам.

Во время отработки дикции всем классом они готовятся читать свои загадки (см. приложение к уроку). На доске скороговорки:

Дед Данила делил дыню -

Дольку Диме, дольку Дине.

Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
^                Перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать, Перевыколоколовать.

2. Выразительное чтение сказки.

- Давайте прочитаем так, чтобы было понятно наше отноше­
ние к Федоре, и прозвучали все характеры героев (курицы,
блюдец, козы).

Дети читают вслух по цепочке, останавливаясь, чтобы обсу­дить правильность интонаций.

V. Физкультминутка

 

VI. Закрепление изученного материала

1. Словесное рисование, обсуждение иллюстраций (жела­
тельно показать учащимся книгу с этим произведением).

- К каким строкам можно отнести данную иллюстрацию?

- Какую картинку хочется нарисовать?

2. Чтение по ролям.

- Если бы мы читали по ролям, то какие действующие лица у нас бы произносили реплики? (Составляется список дей­ствующих лиц на доске)

- Сейчас мы распределим роли и прочитаем по ролям. (Чте­ние по ролям.)

- Какая была Федора и какая стала?

3. Чтение и отгадывание загадок.

VII. Итог урока

- Отгадайте, о каких сказках говорит Чуковский:

«У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему что видишь: трамва­ям, воробьям. Один такой день я особенно помню - 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я... взлетел, как на крыльях в нашу квартиру, и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок... стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадь­бе женихом...» («Муха-Цокотуха».)

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О,если я утону, Если пойду я ко дну...

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было...» («Доктор Айболит».)

- Мы еще много раз будем встречаться с произведениями
К.И. Чуковского на уроках в школе. Но мне хотелось бы,
чтобы вы читали его и самостоятельно.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Оформить обложку сказки «Федорино горе».

 

Приложение. Загадки К.И. Чуковского


Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добыч^ мою -Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет -Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Я великан: вон ту громадную, многопудовую плиту словно плитку шоколадную, вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран.)

Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты. А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными. (Салют.)

Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Гребешок.)

Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек домики ве­зут. (Автомашины.)

Я лаю со всякой собакой, Я вою со всякой совою, И каждую песню твою • Я вместе с тобою пою Когда же вдали пароход Быком на реке заревет, Я тоже реву: «У-у!» (Эхо.)


Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу - двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке - кошка. У каждой кошки - 12 котят. У каждого котенка В зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?» (Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, С мышками, с кошками Шли навстречу емуВ Кострому!)

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.

(Коньки.)

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало.)

Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое теплое, такое Пушистое и золотое. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Яйцо и цыпленок.)


Лежу я у вас под ногами, Вот иголки и булавки

Топчите меня сапогами, Выползают из-под лавки.

А утром во двор унесите меня   На меня они глядят,

И бейте меня, колотите меня,     Молока они хотят. (Еж.)

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

(Ковер.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.009 с.)