Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание, основанное на сотрудничестве

Поиск

Главные направления воспитания

Организация экспериментальных школ

6. Традиции внешкольного образования и воспитания

Детские организации

1. В течение 1990-х гг. существенно изменились программы общеобразова­тельной школы.

Они предусматривают приобретение:

знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современ­ного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практи­ческой деятельности;

опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности и личной гигиены;

опыта творческого труда, делающего личность готовой к обществен­ной, экономической, научной и иной деятельности.

В то же время единый общеобразовательный стандарт рассматривается лишь как минимальный уровень приобретаемого образования. Реформа предусматривает сокращение обязательного учебного материала и по­ощрение курсов по выбору (особенно в старших классах). Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, оговорено построение программ с тремя компонентами:

федеральный компонент обеспечивает целостность школьного образова­ния по стране и включает ту часть содержания образования, где выделе­ны учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости;

 национально-региональный компонент отражает потребности субъектов федерации;

школьный компонент отражает специфику конкретного образовательно­го учреждения.

Изменились программы начальной школы, став более насыщенными и вариативными.

Базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных вариантов программ. Вариативность нарастает от млад­ших классов к старшим.

2. В России, как и в других ведущих странах мира, приобрела остроту проблема дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Глобальная тенденция современной школы - усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Основными формами дифференциации являются:

• распределение по разным типам учебных заведений,

• распределение на профили и потоки внутри одной школы,

• распределение на группы в классе.

Дифференциация начинается после начального обучения в обычной средней школе, лицее, гимназии, колледже.

Главным отличительным признаком дифференциации в этих учебных заведениях являются программы.

Одним из важных направлений дифференциации образования стано­вится обучение одаренных, талантливых детей и подростков. Мировой опыт показывает, что специальное обучение талантливых детей, начи­ная с раннего возраста, педагогически целесообразно. Попытка специ­ального обучения талантливых детей была сделана в возникших в нача­ле 1990-х гг. гимназиях и лицеях. Открыты особые учебные заведения для талантливых детей, например, школа в Коптево (Москва). В поле внимания школы остаются дети с отрицательными отклонениями в физическом и умственном развитии. В России есть система специальных

школ для детей с отклонениями в развитии, но она пока не обеспечи­вает потребности населения.

Особое проявление дифференциации - компенсирующее обучение. По сути, это дополнительные педагогические усилия в отношении отстаю­щих учеников.

Органическая часть дифференциации школьного образования - ориен­тация:

учебная ориентация - распределение учащихся по разным направлениям общего образования,

профессиональная ориентация - приобретение образования для опреде­ленной деятельности.

3. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на со­трудничестве, партнерстве. В этих условиях:

• ребенок оказывается полноправным участником педагогического про­цесса;

• возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми;

•реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родите­лей, рождается атмосфера радости и творчества.

Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников.

4. Программами общеобразовательной школы 1990-х гг. предусмотрены главные направления воспитания:

формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей,

• освоение духовного богатства отечественной и мировой культуры,

• приобретение навыков общежития с представителями иных наций.

Ренессанс переживают идеи религиозного воспитания. Его можно полу­чать за стенами учебных заведений. С 90-х гг. при христианских, мусуль­манских, иудаистских церквях действуют центры религиозного обуче­ния для детей.

5. Организация экспериментальных школ в начале 1990-х гг. была призна­на одним из приоритетов школьной политики России. Экспериментальные школы рассматриваются как важное условие для развития отечественного образования.

В отдельных учебных заведениях предпринимаются попытки возродить опыт отечественных и зарубежных экспериментальных школ прошлого.

На рубеже 1980-1990-х гг. в российской школе произошел резкий всплеск экспериментальной деятельности. В начальном образовании продолжа­лись эксперименты по методикам развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова.

Оригинальный эксперимент осуществляют школы, исповедующие кон­цепцию "диалога культур", автор которой В. С. Библер исходит из посылки об интенсивном сближении (встрече) воспитательных и образова­тельных ценностей различных культур.

После 1987 года на базе общеобразовательных общественных учебных за­ведений возникают средние школы нового типа - лицеи, гимназии и коллед­жи.

В начале 1990-х гг. в России возник новый центр школьного экспери­ментирования - частные школы.

Частные школы нередко применяют собственные нетрадиционные про­граммы обучения.

6. Сегодня поддерживаются и по-новому осмысливаются традиции вне­школьного образования и воспитания. В 1990-х гг. действовала сеть вне­школьных образовательных учреждений. Ведущее место среди них зани­мали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров), В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образова­нию. Так, была пересмотрена концепция школы как координатора воспи­тательной работы по месту жительства, педагогических усилий семьи и общественности.

7. Острый кризис переживают детские организации, которые должны иг­рать важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 года после распа­да пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых.

Организации ищут новые содержание и формы работы. Руководители детского движения разрабатывают новые программы вне­школьной деятельности детей и подростков.

Использованные источники:

Джуринский АН. История педагогики. С. 402 - 409, 411, 413 - 418, 420 -421.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.006 с.)