Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые типы обучения и воспитания

Поиск

1. В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просве­щению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и созданием новой. В 1917 - 1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декре­тов, на основании которых:

• упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспи­тательных заведений, изменялась система школ;

•школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и за­прещалось преподавание религии;

• отменялись сословные, религиозные, национальные и другие огра­ничения в получении образования и провозглашалось право всех граж­дан на образование;

• предоставлялось всем народам России право на создание национальной школы с преподаванием на родном языке;

• вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;

• создавалась государственная система дошкольного образования (впервые);

• общее руководство школьным делом переходило в ведение Государ­ственной комиссии по просвещению.

2. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Круп­ская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской

партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 года, занимался пропагандой коммунистических идей воспита­ния и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей опре­деленностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества.

Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупс­кая (1869 - 1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочислен­ные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехни­ческого образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.

3. В 1918 году на I Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, во многом определивших облик новой школы: "Положение о единой трудовой школе" и "Основные принципы еди­ной трудовой школы".

Согласно этим документам вводились новые принципы организации и новое содержание школьного обучения:

• допускалось широкое участие органов местного самоуправления в школь­ном деле;

• предусматривалось создание органов школьного самоуправления (школь­ных советов), в которые включались педагоги, представители учащихся и населения;

• вводились примерные (а не обязательные) учебные программы и гиб­кие, в зависимости от местных условий, учебные планы;

  • рекомендовалось создание и использование разных учебников;

•отменялись отметки, экзамены, а также обязательные домашние зада­ния и все виды наказаний.

Как учителям, так и учащимся представлялась возможность для творче­ства и широкого экспериментирования. Учитель объявлялся "равноправ­ным членом школьной артели", формы и методы обучения должны были строиться на активности и самостоятельности школьников. Труд провозглашался основой школьного обучения.

Большое внимание уделялось физическому и эстетическому воспита­нию, указывалось на огромную воспитательную роль детского труда, объявлялось о необходимости политехнического образования. Гуманное отношение к детям, уважение к ним должны были опреде­лять стиль отношений педагогов и воспитанников. Провозглашалось, что единая школа - это не единообразная, она ру­ководствуется общими идеями, но общее рассматривается в контексте местных особенностей края.

обучение и наметился возврат к консервативным традициям гим­назического образования.

Использованные источники:

 Джуринский А.Я. История педагогики. С. 371 - 374.

 

Вопрос 96. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

1. Проблемы школы

2. Новые типы учебно-воспитательных учреждений

3. Воспитательная работа

1. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. серьезно отразилась на дея­тельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи:

нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различны­ми формами обучения,

• обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах:

• нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование,

• нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые ус­ловия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспита­тельной работы.

2. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться под­ростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Шко­лы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 года стали создавать­ся вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ, в которых обучались с V по X класс молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использо­вались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, пись­менные работы, экзамены по полугодиям и т. д. Документы об оконча­нии этих школ давали выпускникам одинаковые права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы.

3. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.

В те годы получили распространение такие формы идеологического воз­действия на школьников, как:

• кружки комсомольской политсети,

• митинги школьников по поводу различных политических событий,

• устные газеты,

• агитбригады,

• лекторские группы и ученические лектории,

• подготовка витрин и стендов,

•  выпуск стенных газет и боевых листков, • встречи с участниками войны и т. п.

Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, кото­рые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 482 - 484.

  Вопрос 97. Педагогические дискуссии 20-х гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.007 с.)