Проблема взаимоотношении школы и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимоотношении школы и государства



2. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема  политехнизма школы

Внедрение педологии

4. Итоги дискуссий                                            

1. Вокруг вопроса о строительстве новой школы шли острые дискуссии педа­гогов-теоретиков. На страницах педагогических изданий велись споры вок­руг главной проблемы 20-х гг. - о взаимоотношениях школы и государства:

• педагоги-марксисты Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровс­кий, А.П. Пинкевич, В.М. Познер и др. рассматривали школу как орудие "духовного освобождения народа", связывая ее с политикой, проводи­мой государством, партией большевиков;

• другие педагоги, среди которых были П.Ф. Каптерев, В.И. Чарнолус-кий, П.П. Блонский, требовали отделения школы от государства и со­здания "непартийной", "неполитической" школы.

Эта проблема порождала и другую проблему - связи обучения с жизнью. Против замыкания школы в четырех стенах выступали руководители Наркомпроса.

2. Много дискуссий шло об организации образовательных учреждений: на Украине и в России, например, многие утверждали, что детский дом должен вытеснить традиционную школу, считали, что будущее за шко­лой-коммуной, где будет "подлинное детское царство". Бурно обсуждались в 20-е гг. вопросы политехнизма школы. За монотех­ническую (т. е. профессиональную) школу боролись руководители Главпрофобра Наркомпроса, но против этого выступали сторонники политех­нической школы. При этом широко пропагандировались зарубежные идеи о трудовом воспитании Лая, Дьюи, Кершенштейнера. В школьной прак­тике идеи политехнизма часто принимали вид убогого самообслужи­вания.

Обсуждались и программы ГУСа, и методы школьного обучения, и воп­росы соотношения теоретической и практической деятельности учащихся.

3. В 20-е гг. в практику воспитания и обучения стала широко внедряться педология, объявлявшая предрешенность судьбы ребенка влиянием био­логических (наследственности) и социальных (неизменной среды) факторов.

Появились учебники педологии, этот предмет ввели в педагогические учебные заведения, создалась армия педологов.

Главными инструментами изучения детей стали многочисленные тес­ты, с помощью которых измеряли "умственный возраст", "коэффици­ент умственной одаренности". При вынесении окончательного заключе­ния об особенностях ребенка совершенно отрицалось влияние воспитания, образования и активности самого ребенка. Результатом доведенных до абсурда тестовых исследований детей в кон­це 20-х гг. стало признание большинства их неполноценными, "мораль­но дефективными", "умственно отсталыми" и создание для таких детей специальных школ.

Постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) положило начало разгрому ученых-педологов. Развитие педоло­гии было грубо прервано. В сущности, был нанесен удар по науке, зна­менем которой было уважение особенностей, интересов и способнос­тей детей.

4. Таким образом, в 20-е гг. шли усиленные поиски нового типа школьного обучения, направленного на воспитание социально активной личности. Определился главный ориентир школы - связь обучения с жизнью, раз­витие самостоятельности, активности и творчества учащихся и учите­лей. При этом скоропалительно был отвергнут многовековой опыт отече­ственного образования и шло заимствование идей из зарубежной педагогики. Строительство новой школы вызывало большой энтузиазм у педагогов-теоретиков, работников Наркомпроса и части педагогов-практиков. Но дело тормозилось как из-за ожесточенных дискуссий вок­руг теоретических вопросов, в процессе которых выявлялись взаимоисключающие рекомендации, так и из-за неподготовленности учителя к воспитанию и реализации новых программ и методов обуче­ния. Много спорного содержалось в самих документах и рекомендациях о новой школе. Несомненным и ценным приобретением этого времени было стремле­ние к достижению высокого уровня самостоятельности, активности и творчества учащихся, чего не было в прежней школе и замедлилось в советской школе позже.

Использованные источники:

 Джуринский А.Н. История педагогики, С. 382.

 Латышина Д.И. История педагогики. С. 509 - 510.

Вопрос 98. Психолого-педагогическая концепция П.П. Блонского

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.)