Практика школьного обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика школьного обучения и воспитания



I. Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокати­лась волна реформ, в результате которых системы образования претерпе­ли важные изменения.

По завершении начального и неполного среднего образования учащие­ся распределяются по трем основным учебным потокам:

• полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на те­оретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете;

• средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе;

• профессиональные учебные заведения.

Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегирован­ные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тес­но связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью.

В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил воз­растающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогаще­ние общественных представлений о жизненных стандартах. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и нега­тивными издержками, прежде всего, снижением качества образования.

На исходе столетия определились главные тенденции развития педагоги­ческого образования.

Важные тенденции проявляются при реформировании управления шко­лой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой цен­трализацией и широкой автономией при управлении школьным делом.

Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект фи­нансирования.

2. Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важ­ное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высоко развитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования. Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления - функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обу­чения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни. Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении.

В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ:

•традиционный тип - обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти;

специальные программы, адресованные той или иной части учащихся -их куда больше;

интегративные программы. Классический пример интегративного курса -программа естествознания в элементарной школе, куда включены на­чала различных знаний.

Изменения в школьных программах производились двумя путями:

экстенсивным - традиционный путь. Он предусматривает дробное пред­метное обучение;

•   интенсивным - создание программ, иных по целям, структуре и содер­жанию.

"Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения.

К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление

(неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию:

• младшей средней школы (США и Япония),

• объединенной школы (Англия),

• общей школы (Германия),

• единого коллежа (Франция).

После начальной или неполной средней школы дифференциация осу­ществляется в учебных заведениях полного общего образования разного типа:

• грамматической и современной школах (Англия),

• реальном училище, гимназии и основной школе (Германия),

• технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция),

• старшей средней школе (США, Япония).

Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ.

В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талан­тливых детей и подростков.

Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важ­ное направление деятельности современной школы. Следует также сказать о компенсирующем обучении. Оно было организо­вано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготов­ки учащихся.

Основой воспитания в современной школе является духовное, нравствен­ное формирование личности. Развиваются тенденции гуманного воспитания.

На Западе получила распространение так называемая поведенческая ме­тодика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстанов­ку, партнерство воспитанников и наставников. Важное значение для вос­питания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучше­ние результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Возросли масштабы воспитания в духе мира.

Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернацио­нальное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения междуна­родного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонима­ния между народами.

В мире распространяется поликультурное воспитание (с учетом культур­ных и воспитательных интересов национальных и этнических мень­шинств), но его масштабы в ведущих странах неодинаковы. Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политичес­кой культуры (гражданскому воспитанию).

Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравствен­ному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия.

В ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинар­котическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообра-зовательный материал.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 336 - 342.

 

Вопрос 107. Реформирование обучения и воспитания в современной зарубежной школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.007 с.)