Взгляды на обновление обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды на обновление обучения и воспитания



Экспериментальные школы                     

Внедрение в школу технических средств  

Параллельная школа               

Идея постоянного воспитания           

Организации учащихся

1. Необходимость в обновлении обучения и воспитания не вызывает сомне­ний.

Наиболее радикальную позицию занимают сторонники так называемой неинституционной педагогики (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт - США, Л. Бернар - Франция и др.). Они заявляют, что совре­менная школа обречена на исчезновение и что нужно полностью изме­нить ориентиры образования.

Большинство педагогов, впрочем, далеки от подобного радикализма. По их мнению, следует усовершенствовать существующую практику школы посредством корректировки содержания и форм обучения и вос­питания.

2. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поисков иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Орга­низация школ-пилотов превратилась в одно из важных направлений го­сударственной школьной политики.

Власти инициируют опытную работу в сфере образования. Деятельность экспериментальных школ координируется в отдельных странах и на международном уровне.

Во второй половине 1900-х гг. возникло новое поколение эксперимен­тальных учебно-воспитательных учреждений. Повсеместно организовы­вались так называемые открытые школы. Они получили распростране­ние в системе начального и отчасти в системе среднего образования. Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влия­ющих на формирование автономной личности, склонной к самообра­зованию.

Первые открытые школы появились в 1970-х гг. в Англии. Затем они возникли во всех крупнейших странах зарубежья.

Много общего с открытыми школами у альтернативных школ, которые родились на волне критики регламентированной классно-урочной сис­темы, энциклопедизма учебных программ, авторитаризма воспитания.

Главная особенность альтернативных школ - использование таких мето­дик, в которых акцент сделан на гуманных отношениях между участни­ками учебно-воспитательного процесса, на развитии персонального потенциала учеников.

Пионерами альтернативного обучения оказались педагоги США, где первые 28 альтернативных школ появились в 1968 году.

3, Во второй половине XX века начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.

Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру элек­троника становится союзником педагогически целесообразной социа­лизации подрастающего поколения.

Сторонники использования компьютерной техники в образовании опи­рались на ряд дидактических идей. Среди них - идея программированного обучения американца Б.Скиннера. Для учебных компьютеров составля­лись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выпол­нять запрограммированные предписания.

Иначе трактовал использование ЭВМ другой американский педагог - Г.А.Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обес­печивать единый для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы. Принципиально новый путь обучения - компьютерные игры.

4. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разруши­тельные возможности параллельной школы.

По масштабам воздействия на молодое поколение среди средств массо­вой информации лидирует телевидение. В ведущих странах мира сложи­лись системы учебного телевидения, которые помогают приобщать школь­ников к ценностным ориентациям взрослых.

Среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, на осо­бом месте находится деятельность, получившая наименование пресса в школе.

5, Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания. Имеются в виду поощре­ние развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь между школь­ным (институционным) и внешкольным (неформальным) воспитани­ем и обучением.

6. Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влия­тельными являются организации скаутов. В основе педагогической про­граммы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага.

Использованные источники:

 Джуринский А.Н. История педагогики. С. 342 - 347.

 

Вопрос 108. Общая характеристика образовательной системы в России

1. Современная реформа образования

2. Виды образовательных учреждений

1. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни по­ставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходи­мостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

• обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

• совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитатель­ной работы;

• улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кад­ров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Кон­ституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992).

В законодательных документах отмечается, что образование должно осу­ществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет выс­шей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессио­нальной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной политики в области обра­зования в России закон утверждает:

• гуманистический характер образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

• свободу развития личности;

• защиту национальных культур, культурных традиций народов России;

• общедоступность образования.

2. Современное российское образование - это непрерывная система последо­вательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государ-v ственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреж­дения разных типов и видов.

Образовательная система объединяет образование:

• дошкольное,

• общее среднее,

• среднее специальное,

• вузовское, 

• послевузовское,

•дополнительное.

К образовательным учреждениям относятся:

• дошкольные;

• общеобразовательные;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей;

• профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);

• учреждения дополнительного образования;

• другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием на­учных, производственных и других учреждений и организаций. Образо­вание можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреж­дений строится на базе типовых положений, утвержденных Правитель­ством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учрежде­ний. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Использованные источники:

Закон Российской Федерации "Обобразовании"№ 3266-1 от 10июля 1992года (в ред. Федерального закона № 11-ФЗ от 10 января 2003 года).

 

Вопрос 109. Дошкольные образовательные учреждения

1.  Задачи дошкольных учреждений

2. Виды дошкольных учреждений

3. Проблемы дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательные комплексы

Учреждения для детей-сирот

  1. Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятель­ности руководствуются Типовым положением о дошкольном образователь­ном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (действует в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179), а также Типовым положением об образовательном учреж­дении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержден­ным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204.

Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны ре­шать комплекс задач:

осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

• обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

  приобщать к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

2. В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

детский сад;

•детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эсте­тического, физического и т. п.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психичес­ком развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлени­ем санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных ме­роприятий и процедур;

•  детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в раз­ном сочетании);

• центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреж­дений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 15-20 лет назад.

2. Современное российское образование - это непрерывная система последо­вательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреж­дения разных типов и видов. Образовательная система объединяет образование:

• дошкольное,

• общее среднее,

• среднее специальное,

• вузовское,

• послевузовское,

• дополнительное.

К образовательным учреждениям относятся:

• дошкольные;

• общеобразовательные;

•учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей;

• профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);

• учреждения дополнительного образования;

• другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием на­учных, производственных и других учреждений и организаций. Образо­вание можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреж­дений строится на базе типовых положений, утвержденных Правитель­ством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учрежде­ний. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Использованные источники:

Закон Российской Федерации "Об образовании"№ 3266-1 от 10 июля 1992 года

(в ред. Федерального закона № 11-ФЗ от 10 января 2003 года).

 

Вопрос 109. Дошкольные образовательные учреждения

1. Задачи дошкольных учреждений

2. Виды дошкольных учреждений

3. Проблемы дошкольного воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.022 с.)