Педагоги-просветители эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагоги-просветители эпохи Возрождения



2. Школы гуманистического образованйя

1. Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности.

Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания.

Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "По­хвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях зая­вил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и воз­можности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Сол­нца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трак­тате описаны те педагогические принципы, на которых строится вос­питание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Зо­лотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устрой­стве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгля­ды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интере­сам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолю­бие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармо­нично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься наука­ми, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на род­ном языке всех: и мальчиков, и девочек. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:

• забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности;

• стремление к нравственному, физическому, умственному совершенство­ванию детей;

• любовь к детям;

• отказ от физических наказаний;

• приобщение к труду.

Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько сто­летий, а в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.

2. В практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воп­лощение. Такими школами гуманистического образования стали:

гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), где изучались латинские и греческие языки,

• Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттер­дамского.

В Северной Италии, в Мантуе была известна школа под руководством Витторжо да Фельтре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников - детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержав­шихся за счет самого да Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение,

названное "Дом радости", стремилось развить "ум, тело и сердце". Глав­ные предметы программы - классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логи­ка, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизирован­ными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было ново­введением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с по­мощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.

Использованные источники:

Латышина Д. И. История педагогики. С. 19 - 20.

 

Вопрос 20. Влияние Реформации и Контрреформации на образование и воспитание

1. Реформация и ее влияние на образование и воспитание

2. Формирование иезуитской системы воспитания

1. Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лю­тера (1483 - 1546) в Германии, Жана Кальвина (1509 - 1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484 - 1532) в Швейцарии.

Реформация, выступавшая против средневековой католической церк­ви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе ра­циональной трактовки христианского вероучения.

В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени.облегчить усвоение и осмысление знаний. Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера - Филиппом Мвланхтоном (1497 - 1560) и Иоганном Штурмом (1507 - 1587).

Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационально­го содержания образования и воспитания, предусматривавшего преем­ственную связь между средней школой и университетом. Изданный Ф. Меланхтоном в 1528 году учебный план для средней школы "Еванге­лический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера" предусматривал:

  разделение детей на классы,

Усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамма­тике, римской поэтике и прозе,

 • обязательное знание Закона Божьего,

• пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 году в Страсбурге на базе латинской средней школы. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Она строилась на трех принципах:

• благочестии,

• красноречии,

• знании.

2. С конца 50-х гг. XVI века в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре.

Основатель католического ордена иезуитов, хорошо образованный ис­панский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лопола (1491 -1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко органи­зованную воспитательную деятельность.

Деятели Контрреформаций стали создавать в европейских странах обще­доступные бесплатные начальные школы. С целью привлечения к себе господствующих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу.

Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы со­хранились в школах западных стран и сегодня.

Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как:

• межклассное и внутриклассное состязание,

• конкурсы,

• театрализованные представления,

• школьное самоуправление.

Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезу­итская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводив­шей человека от саморазвития. Использованные источники:

 История педагогики и образования. С. 123 - 126.

 

Вопрос 21. Воспитание и обучение у древних славян

1. Воспитательно-образовательная культура восточных славян

2. Воспитание детей в семье

3.  Мировоззрения древних славян                 

I. На Руси сформировалась специфическая воспитательно-образователь­ная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

В сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичные для "славян и антов":

обостренное чувство общности и справедливости,

устойчивая вера в существование верховного существа,

вера в магию,

• добронравие,

• воинская обученность,

• свободолюбие,

• мужественность,

• физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, известно лишь в самых об­щих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того време­ни в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохра­нение традиций первобытно-общинной эпохи:

• включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте;

  различие в воспитании мальчиков и девочек;

обряды инициации.

Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев - земледельцев, ремесленни­ков, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начало приобретать свои специфические черты, ориентиро­ваться на свой идеал.

2. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье.

Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом "матерый", т. е. вос­питанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы:

"дитя", т. е. ребенок, который вскармливается грудью;

• "молодой" - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью;

"чадо" - до 7 - 12 лет, начавший обучаться;

• "отрок" - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Эко­номически общины уже могли позволить себе содержать дружины - про-фессионалъных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обо­собления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длитель­ность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI -IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

3. Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги­ням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые.

Во главе стоял великий Сварог - бог Вселенной. Весьма почитались бог солнца - Даждьбог (Ярила) и бог грозы - Перун. Молились славяне Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия. Бог Белее являлся покрови­телем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявши­ми человека, - берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровитель­ством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура, или щура.

Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы.

Под влиянием языческого мироощущения формировались все бытовые обряды - коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадь­бы, похороны, праздники года.

Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городс­кой среды.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 146 - 148.

 

Вопрос 22. Воспитание и обучение в Киевской Руси

1. Роль христианства             

2. Педагогические идеи

Семейное воспитание      

 4. Обучение                                           

1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимо­действии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослу­жения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянс­ким алфавитом (азбука-кириллица).

Христианская идея Единого Бога, Отца и Заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравствен­ные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси.

Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое со­знание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

2. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси.

Идеалы и программа воспитания черпались из "житий святых", поуче­ний и проповедей, жанр и стилистика-которых были заимствованы у византийцев.

В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Со­ломона", "Премудрости Иисуса - сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направлен­ность: " Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуж­дая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех осно­ван на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение" требует вос­питания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церков­ных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриар­хально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспи­тания объявлялось подражание детей отцу.

Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Рус­ская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представ­ляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.'

3. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в се­мье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава.

Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспита­ния, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и про­мыслов.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В се­мьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.

Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов:

• охрана чести и достоинства женщины-матери,

• повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих де­тей и установление гуманных отношений в семье,

• создание юридических механизмов защиты сиротства и предупрежде­ния полусиротства.

Большинство статей разработано одним из образованнейших людей сво­его времени - митрополитом киевским Илларионом.

4. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая хрис­тианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святос­лавиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Щкола, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведе­нием повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образова­нием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существо-вание к тому времени элементарного обучения.

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве ц Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.).

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подво­рьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нрав­ственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каж­дым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начи­нал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые све­дения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как сово­купность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и сче­ту подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом ' использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Та­кие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В каче­стве писчего материала использовали бересту.

На протяжении X - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Централь­ной и Западной Европе.

Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярос­лав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеме­стно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и дати­руемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237 - 1241) уровень образова­ния на Руси резко снизился.

Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педву­зов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С. 147 - 153.

2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. СВ. Лы­ков., Л.М. Волобуева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 27, 35.

 

Вопрос 23. Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI вв.

1. Подготовка ребенка к жизни

2. Первые печатные учебники

3. Ре.шгиозное воспитание                 

4. Содержание образования

5. Монастыри

1. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало суще­ственного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения.

Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.

Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию.

Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты".

2. В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники - азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510-1583).

В 1574 году во Львове и в 1580-1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты пред­шествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия - "Обращение к детям и родите­лям" - говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и роди­тели, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

3. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности свя­щенников входило обучение основным догматам христианского вероу­чения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обу­чением - большая часть училищ находилась при приходских храмах. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часос­лову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол".

4. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребнос­тям государства и общества, какая-либо новая организация образова­ния казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было.

Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний.

Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей:

• учение о спасении души,

• наука о гражданском общежитии,

• усвоение правил ведения домашнего хозяйства.

5. Самым образованным сословием было духовенство.

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образо­вание. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духов­ном самосовершенствовании.

По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам мона­хи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уде­лять чтению и переписке книг.

Среди монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Трои-це-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживав­шие и развивавшие книжные традиции.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 155 - 158.

 

Вопрос 24. Образование в Русском государстве в XVII веке

 

Начальное обучение

Школы братств

3. Киевская академия                                            

 4. Школы при Андреевском монастыре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.087 с.)