Педагогические: идеи Квинттиана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические: идеи Квинттиана



1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влияни­ем эллинской философской мысли.

Один из первых представителей римского просвещения - Катон Стар­ший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.

Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должно развивать домаш­нее воспитание - семья. Полагал, что полноценного образования дос­тойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах".

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность, и критиковал тогдашнюю школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не согла­шался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Он советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню".

2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура римской философской и педагогической мысли.

Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О ритори­ческом обучении".

Основные мысли Квинтилиана о воспитании:

высказывал уверенность в положительных основах человеческой нату­ры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от приро­ды склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание;

• чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соеди­нить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно;

• воспитание должно формировать свободного человека;

• цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей;

• идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикла;

• образование должно быть общедоступным, поскольку все нормальные дети римских граждан достойны получать образование.

Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверж­дая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством орато­ра ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения:

• первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кор­милицу с правильным произношением и оберегать от домашних учите­лей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и час­тично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возне­навидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую се­редину");

•  в программу первоначального школьного обучения включался ряд предме­тов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка;

•  в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учеб­ных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика;

  в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложно­му, на основе работы памяти.

Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 54 - 57.

 

Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.006 с.)